Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

12.12.2006. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Журнал «Город»: «Про рок в своем отечестве. Чем рок-музыканты могут помочь Русской православной церкви?»

Недавно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (глава Отдела внешних церковных связей РПЦ) заявил, что если кто из российских рокеров хочет вести свою публику к Богу, то в этом нет ничего дурного. Таким образом, РПЦ признала рок-музыку богоугодной. Мы попытались понять, сможет ли рок-музыка увеличить популярность православия в России?
История сближения
Имен симпатичных ему рокеров митрополит Кирилл не назвал. Позже это сделал заместитель Кирилла по Отделу внешних связей протоиерей Всеволод Чаплин. Он сказал, что митрополит имел в виду Юрия Шевчука из «ДДТ», Ольгу Арефьеву из «Ковчега» и Константина Кинчева из «Алисы». Впрочем, сам Чаплин к Кинчеву относится с осторожностью.
История отношений русского православия с русскими рокерами крайне непродолжительна. Три с лишним года назад, в январе 2003-го, в Петербурге прошел благотворительный концерт «Рок к небу». Все сборы от мероприятия были направлены на строительство студенческих храмов — при вузах. Это был первый случай, когда РПЦ открыто пошла на контакт с рок-музыкантами. Церковь не только поддержала концерт, но и отправила на него диакона Андрея Кураева, который произнес перед 14 тысячами человек проповедь о роке.
«Алиса» выступала первой, и Константин Кинчев со товарищи спели почти весь свой православный репертуар — от «Неба славян» до «Мы — православные». При этом Кинчев с публикой почти не общался. Это сделал вместо него Юрий Шевчук. Помимо разговоров о том, как вузам не хватает храмов, он еще и поделился кратким рассказом о своей стычке с Филиппом Киркоровым. Еще пели забросившая реггей и переключившаяся на написание псалмов Ольга Арефьева и группа «Оргия праведников», во время выступления которой большая часть публики покинула зал.
Зато проповедь Андрея Кураева настолько впечаталась всем в память, что ее цитируют до сих пор. «Но однажды сердце озаряет мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек — просто покойник в отпуске?..»
Сергей Иншахов, фанат «Алисы» с пятнадцатилетним стажем, тот концерт вспоминает с восторгом:
- Конечно, было немножко странно, что «Алиса» выступала первой. Мы с друзьями, думая, что начало, как всегда, задержат, вошли в Ледовый, когда Кинчев пел уже третью песню. Но нас сразу накрыло волной его энергии и веры. Было видно, что он вдохновлен, как никогда.
- А проповедь Кураева вас вдохновила?
- Честно говоря, мы ушли с проповеди. Очень хотелось курить. Но потом, когда я узнал, что Кураев — друг Кинчева, пожалел об этом.
- Вас не смущает, что из вечного бунтаря Кинчев сделался проповедником?
- Мне кажется, что это только укрепило «Алису». К концу девяностых они, как и многие рокеры, начали терять в весе, перестали давать мощную музыку. Но после того как Кинчев крестился и привел в церковь почти всех участников «Алисы», в песнях появилось что-то новое. Те, кому «Алиса» никогда не нравилась, начали говорить, что Кинчев стал призывать к погромам — но это не так. Всегда надо думать своей головой. Он, конечно, отвечает за публику в какой-то мере, но нельзя же бесконечно думать, что ты поешь перед группой идиотов, которые поведутся на любой твой призыв. Да, Константин — настоящий патриот. Но лично мне это только нравится.
С тех пор священнослужители стали появляться на рок-концертах официально. В 2005 году в «Православной энциклопедии» на канале ТВЦ главной темой стали вопросы «Куда влечет нас рок?» и «Может ли рок-сцена стать местом для христианской проповеди?».
В этом году внимание РПЦ к рок-музыке заметно усилилось. В апреле митрополит Кирилл собрал у себя православных музыкантов, среди которых были и Константин Кинчев с Юрием Шевчуком. В сентябре в Красноярске прошел фестиваль «Погляди в небо», санкционированный РПЦ. Звездой шоу стала группа «Инструкция по выживанию», лидер которой Роман Неумоев прославился когда-то песней «Убить жида». Неумоев раскаялся в своем прошлом панк-рокера и получил благословение все того же Кирилла на миссионерскую деятельность в среде рок-молодежи. Ну и, наконец, в ноября РПЦ официально признала рок-музыку за свою.
Несвятые отцы
Правда, пока еще не все священнослужители поддерживают «рок-православие». Например, протоиерей Владимир Переслегин о некоторых рокерах пишет, к примеру так: «Популяризируемый о. Сергием Рыбко и «Радонежем» Константин Кинчев — настоящий и при том тяжелый рок-музыкант. Поэтому у него с «Black Sabbath» с их «The Illusion of Power» и «Kiss of Death» в тысячу раз больше общего, чем с любыми христианскими бардами, о. Романом Матюшиным, о. Романом Тамбергом.
Осознает ли он или нет, но он изъясняется музыкальным языком сатанистов «Черной субботы», хотя и располагает гораздо меньшим «словарным запасом». Так, «Мерседес» и «Жигули», хоть и отличаются по качеству, но ездят по одним правилам, в отличие от поездов и самолетов. В данном случае мы имеем дело с черными «Жигулями».
Их общее с черным «Мерседесом» — не только хриплый мужской речитатив вместо вокала, чередующийся с децибелами… Но главное — зловещая окраска опуса, вызывающие, угрожающие, жлобские интонации. Сентенции Кинчева: «крест не уронить», «правдой дорожить» и т. п., подчинены зловещему контексту рока… Не обязательно произносить одни матерные слова, чтобы быть сквернословом. Достаточно перемежать ими речь, и эта речь будет невыносима, даже если будет состоять из призывов к нравственности».
В петербургской семинарии к рокерам относятся не так строго. Хотя музыка Кинчева большинству молодых людей не интересна. «Из известных вам музыкантов, мы любим слушать Шевчука. Он — душевный», — сказал нам один из семинаристов.
Из рок-батюшек самым известным является диакон Андрей Кураев. Он ходит на рок-концерты, а названия его книг поражают актуальностью проблематики: «Гарри Поттер в церкви», «Как делаются антисемитом», «Как относиться к исламу после Беслана», «Кино: перегрузка богословием», «Кто послал Блавацкую», «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?», «Может ли православный быть эволюционистом» и так далее.
Кураев объясняет, зачем РПЦ рок-музыканты: «В нынешнюю пору глобальной макдональдизации все те, кто призывает мыслить, кто прорывается сквозь кольцо штампов, в конце концов оказываются нашими союзниками. Кинчев на сцене — шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское православие, Светлую Русь… Столь же недогматичны были средневековые фрески Страшного суда. Но свою педагагическую правду они несли. Пробирало».
Лояльно к рок-музыке относится и игумен Евмений, настоятель Макариево-Решенской обители. Только в отличие от других рок-батюшек он заявляет, что готов «пойти на встречу хоть с Пугачевой» — была бы польза. Зато московский иеромонах Сергий Рыбко (сам в прошлом рокер) проповедовать на поп-концертах отказывается, потому что публика туда ходит исключительно ради развлечения.
Катя Щербакова