Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.12.2006. КИЕВ. 125 лет назад ушел из жизни великий ученый и хирург Николай Пирогов

Вот уже 125 лет хранится забальзамированное тело великого ученого и хирурга, которое покоится в церкви-усыпальнице под Винницей.
Родившийся тринадцатым ребенком в семье московского служащего, Николай Пирогов рос в обстановке подъема народного патриотизма, связанного с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В шесть лет самостоятельно научился читать по сборнику карикатур «Подарок детям в память 1812 года», которые развили в нем любовь к славе отечества.
Сильное впечатление на маленького Николая произвел известный русский врач Ефрем Осипович Мухин лечащий его брата. Мальчик с удовольствием играл в «доктора и больных», укладывая на больничные койки не только братьев, сестер, оставшихся шестерых к тому времени, остальные умерли в раннем возрасте. Пытливый ум и трудолюбие Николая Пирогова способствовали тому, что в 14 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, в неполных 18 лет стал врачом, в 22 — доктором медицины, в 26 — профессором, а в 37 — академиком…
Николай Иванович начал оперировать в 30-х годах XIX века, когда операции проводились без обезболивания и чтобы облегчить страдания больных, врачи стремились оперировать как можно быстрее. В 1847 году, пребывая в полевом госпитале на Кавказе, Пирогов впервые в мире применил эфир как болеутоляющее средство при хирургических операциях в военно-полевых условиях. При переломах конечностей начал применять гипсовые повязки, разработал много новых операций, привлек сестер милосердия к уходу за пациентами.
Николай Иванович преподавал в Дерптском университете, ныне Тартусский в Эстонии и в Петербургской медико-хирургической академии. Он, ученый с мировым именем, выступал против тех, для кого «больница есть просто казарма, больной — скучный предмет для переписки бумаг, хлороформ и хирургические инструменты — дорогие вещи для госпитальной экономики».
Уволившись с должности попечителя Киевского учебного округа, Пирогов вместе с женой переехал в усадьбу Вишня, которую он приобрел на торгах в Киеве. Отстроил дом, посадил две березовые рощи, заложил фруктовый сад, персиковую оранжерею, розарий, возвел мост через реку Вишню. Вскоре построил больницу и аптеку. В Вишню к нему приезжали лечиться с ближних и дальних городов и сел, он рад был всем помочь, причем больных он лечил бесплатно. А многие медикаменты в его аптеке изготавливались из местного сырья — в усадьбе выращивали целое поле лекарственных растений.
«Время осудит и оценит лучше нашего — и наши убеждения, и наши действия, и если мы верно служили идее, которая вела нас к истине, то будем надеяться, что и поток времени не унесет ее вместе с нами…»,- писал Николай Пирогов. Эти слова оказались пророческими. Во всем мире чтят Пирогова не только как великого врачевателя, обогатившего медицину смелыми решениями, но и как человека необычайной душевной чистоты и отваги.
В Вишне Пирогов начал вести свой «Дневник старого врача, написанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой». В нем Николай Иванович предстает как человек, сострадающий людскому горю, преисполненный глубокой и трогательной веры в высший Промысел Божий. Николай Иванович продолжал писать свой «Дневник», будучи неизлечимо больным.
Украине выпала честь сохранить останки Пирогова. Николай Иванович завещал похоронить его на территории усадьбы, и его супруга Александра Антоновна решила сберечь тело в нетленном виде. Когда Николай Иванович был на смертном одре, она написала письмо его ученику, известному петербургскому профессору Давиду Выводцеву (уроженцу Винницы), с просьбой забальзамировать тело мужа, как только он покинет этот мир. Выводцев согласился, но попросил Александру Антоновну взять разрешение у Святейшего Синода. Церковь учла заслуги Пирогова как истинного христианина и всемирно известного ученого и разрешила не предавать его тело земле, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый лик». Давид Ильич забальзамировал тело Пирогова на четвертые сутки после смерти. Он заполнил крупные кровеносные сосуды покойного особым раствором.
Жена распорядилась соорудить на сельском кладбище усыпальницу. Похороны Пирогова состоялись через месяц после его смерти.
Газета «Факты»