Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

20.09.2006. МОСКВА. Телепрограмма «Православная энциклопедия»: «Религиозная ситуация на Украине»

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Издавна украинский и русский народы были связаны крепкой дружбой. Нас всегда объединяла общая история, общая культура и, главное, общая вера. А как обстоит дело сегодня? О нынешней судьбе Православия на Украине мы будем говорить с нашими гостями: архиепископом Львовским и Галицким Августином (он специально прилетел в Москву для участия в нашей программе) и экспертом, кандидатом исторических наук Владиславом Петрушко. Владислав, первый вопрос к Вам как эксперту. Какова сегодня расстановка, если так можно сказать, религиозных сил на Украине?

Владислав Петрушко: – Конфессиональная картина Украины резко изменилась в период Перестройки. В это время из подполья вышла Украинская греко-католическая церковь, упраздненная после II Мировой войны и существовавшая на территории СССР нелегально, был также возрожден автокефалистский раскол. Именно тогда началась кампания по захвату православных храмов раскольниками-автокефалистами и греко-католиками. Это, конечно, очень сильно изменило расстановку сил.
Тем не менее, сейчас как конфессия по-прежнему доминирует каноническая Украинская Православная Церковь: у нее свыше 11 тысяч приходов. Примерно одинаковые позиции у греко-католиков и раскольников из так называемого «Киевского патриархата», который возглавляет преданный анафеме Филарет Денисенко: каждая из этих конфессий имеет около 3,5 тысяч приходов. В кризисе пребывает сейчас еще одна раскольническая группировка — так называемая «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) – у нее менее 1000 приходов. В этой конфессии происходят сейчас большие раздоры, и ее деятельность маргинализировалась.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Владыка, совершенно очевидно, что религиозная ситуация на Украине достаточно сложна. А какая основная задача стоит сегодня перед Украинской Православной Церковью?
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Я благодарю Владислава Игоревича, он очень правильно оценил и представил расстановку сил. Если говорить о проблемах в церковной жизни, то это, прежде всего, раскол и взаимоотношения с униатами, а также проблема низкой воцерковленности интеллигенции. Безусловно, еще одна острая проблема — это экспансия новых религиозных течений и сект. Поэтому задачи у нас очень многоплановые.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть вам приходится работать в самых разных направлениях?

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Да, но главное, безусловно, как можно скорее исцелить рану раскола. Хотя это намного серьезнее и сложнее, чем просто рана.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сами верующие понимают ли, что происходит. Могут ли они сориентироваться в таком многообразии религиозных организаций, среди нескольких конфессий, которые представляют себя в качестве Православных Церквей?
Владислав Петрушко: – Истинно верующие люди, воцерковленные, думаю, прекрасно понимают, что происходит в церковной жизни Украины. Они отдают себе отчет в том, что те средства, которые, к сожалению, пытаются навязать Церкви для решения ее проблем извне различные политические силы и партии, неприемлемы с точки зрения церковного сознания. Конечно, разговор о какой-то «единой поместной православной церкви», которая, по мнению политиков и чиновников, должна быть создана непременно и любыми средствами, при любых условиях, для церковного человека непонятен. Политики ведут речь об объединении, а внутри Церкви на это смотрят иначе — как на преодоление раскола. Но с точки зрения церковного сознания уврачевать раскол можно только через покаяние.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Владыка, каково Ваше мнение?

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Нужно отметить два важных момента. Во-первых, раскол расколу — рознь. Очень важна мотивация. Когда часть Церкви отошла, от Церкви-матери, как это было, например, в Македонии, — это, действительно, рана на Теле Церковном. Но совсем иное дело, когда внутри Церкви в раскол превращается то, что искусственно было раскручено политиками. Именно так случилось на Украине в 1992 году. Этот раскол провел резкую и болезненную черту через души людские, разделил семьи, рассорил соседей. Если религия это – душа народа, стержень духовный, то в ситуации с расколом, подобным автокефалистскому, начинается какое-то раздвоение, шизофрения.
Хочу отметить еще один важный момент: не все по-настоящему понимают опасность раскола, считая, что вся проблема ограничивается лишь вопросом о нелигитимности раскольнической иерархии, ее неподчиненности каноничскому Священноначалию. Но вопрос о последствиях раскола гораздо глубже: Церковь всегда учила, что самым страшным последствием раскола является безблагодатность, недействительность Таинств, совершаемых в раскольническом сообществе. К сожалению, часто людей сознательно уводят от этого аспекта.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас есть звонок в эфир. Давайте послушаем вопрос телезрителя. Здравствуйте!

Телезрительница: – Здравствуйте! Владыка, в такой сложной обстановке даже Блаженнейшему Митрополиту Владимиру приходится участвовать в политической борьбе. А не вредит ли это самой Церкви?

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Корректнее было бы сказать, что Блаженнейший Митрополит Владимир не принимает участие в политической борьбе, а оказывается причастным к общественно-политическим процессам, происходящим в стране. Ведь Церковь всегда декларировала свое неучастие в политике, но при этом реагировала на происходящее, наставляла свою паству, указывала ориентиры. И, слава Богу, Блаженнейший Владимир за эти годы смог показать, что он воспринимает и объясняет происходящее в духе Евангелия, в духе православной традиции. Думаю, никто не может обвинить Митрополита Владимира в том, что он когда-либо влиял на политические события или корректировал политические настроения людей. Напротив, даже оппоненты отмечают, что Его Блаженство не просто взвешенно, а очень мудро подходит ко всем вопросам, реагируя на них, но никогда не вмешиваясь.
Примером может служить его реакция на инициированный президентом Ющенко документ — так называемый «Универсал», разработанный и подписанный разными политическими сторонами для устранения политического кризиса на Украине. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир должен был дать оценку этому документу, так как в нем была прямо затронута тема Украинского Православия. Блаженнейший откровенно назвал вещи своими именами и указал на недопустимость государственного вмешательства в дела Церкви, приведя в качестве альтернативы те принципы, руководствуясь которыми можно и нужно устранять раскол.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас еще один звонок в студию. Мы слушаем Вас!

Телезритель: – Здравствуйте. Меня зовут Павел Иванович. Я бы хотел задать вопрос о перспективах устранения раскола. Что предпринимает Украинская Православная Церковь для того, чтобы его преодолеть?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо за вопрос. Думаю, он адресован к вам обоим. Владислав, может быть Вы как эксперт ответите первым?

Владислав Петрушко: – Я полностью согласен с мыслью, уже высказанной владыкой Августином, о том, что раскол на Украине имеет не внутрицерковную, а именно политическую природу. Поэтому, на мой взгляд, прежде всего, нужно устранить какие либо попытки политического вмешательства в жизнь Церкви.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это вмешательство сейчас просто очевидно.

Владислав Петрушко: – К сожалению, власти на Украине не вполне понимают недопустимость этой политической линии. Это видно по уже упомянутому «Универсалу»: президент Ющенко настойчиво пытался отразить в этом документе среди других политических реалий современной Украины и вопрос о «единой поместной церкви». Украинским политикам сегодня, напротив, нужно наконец-то просто оставить Церковь в покое. Пусть Церковь, прежде всего, попытается сама решать свои, церковные, проблемы. Уверен, что проблемы будут решены гораздо быстрее. Мне кажется, что отказ политиков от вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви — это главное условие для уврачевания раскола.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Владыка, пожалуйста, несколько слов по этому вопросу.

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Владислав осветил, так скажем, общественно-политический аспект. Что касается внутрицерковных настроений и критериев, которыми здесь нужно руководствоваться, то, безусловно, разумный христианин всегда стремится к единству. Нужно следовать завету Христа — «да будут все едино», по возможности воплощать его в жизнь. Но при этом нельзя переступать черту, за которой теряется чистота Православия, нарушаются каноны Церкви.
Поэтому мы, во-первых, объясняем, в чем опасность раскола, а затем призываем переступить через гордыню, через сиюминутные политические или иные принципы, которые ничего не решают в вечности. Мы готовы идти на определенный компромисс. С некоторыми ветвями раскольников даже уже начался переговорный процесс.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сейчас уже и Константинопольская Церковь пытается влиять на ситуацию на Украине. Насколько удачны эти попытки?

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Думаю, это не та ситуация, когда надо призывать внешние силы. Эти внутрицерковные проблемы мы должны врачевать сами, как семья. Телезритель спросил, что мы делаем для этого. Главное, что здесь нужно делать, — это молиться. Второе – являть пример любви. Затем – не производить действий, которые провоцировали бы агрессивность с противоположной стороны.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Простите, владыка, я бы хотел вернуться к ситуации, о которой мы говорили ранее: как протекает сейчас церковная жизнь на Западе Украины, где Вы являетесь правящим архиереем. Когда Вы вступили в управление епархией, там имело место острое религиозное противостояние между людьми, можно сказать, доходило и до кровопролития. А что сейчас происходит во Львове? Что-нибудь изменилось к лучшему?
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Если спросить жителей Косова, не обижают ли их сейчас? Они бы, наверное, ответили, что не обижают, но и жить не дают. У нас похожая ситуация. Галиция, а частично и Волынь – это особые регионы. Нужно учитывать историю этого региона, настроения людей… Церковь сострадает нам как Тело Христово, и в этом наша сила — в сопереживании, в соучастии. Думаю, духовное и молитвенное единство, которое нас укрепляет, поможет Православию и в Галиции подняться в полный рост, а нашей епархии – полнокровно осуществлять свою деятельность.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Владыка, Вы медик по образованию. Какое лекарство Вы бы рекомендовали для уврачевания болезненной ситуации на Вашей родине?

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: – Сначала, наверное, нужно осознать ответственность перед своими родителями, дедами, перед своими предками за то достояние, которое мы получили, и верить в Промысл Божий. Наверное, пожелал бы всем терпения, братолюбия и смирения. Думаю, что когда с политической арены уйдут самые одиозные фигуры, тогда все начнет складываться хорошо.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Владыка, спасибо, Владислав, за интересную беседу. Я думаю, что серьезная и болезненная тема, которую мы сегодня подняли, требует, гораздо большего времени и внимания, и мы надеемся к ней еще вернуться в наших следующих передачах.
Телепрограмма «Православная энциклопедия», прямой эфир на канале ТВЦ 16.09.06