Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

150 лет назад закончилась Крымская война

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

150 лет назад закончилась Крымская война

31(18) марта 150 лет назад на Парижском конгрессе стран-участниц Восточной (Крымской) войны 1853-56 гг. был подписан мирный договор. Он стал официальным завершением этой войны. По условиям Парижского договора, или Парижского трактата, Россия, признавшая свое поражение в войне, отказывалась от укрепления Аландских островов в Балтийском море; соглашалась на свободу судоходства по Дунаю; отказывалась от протектората над дунайскими княжествами и от части южной Бессарабии; возвращала занятый у Турции Каре (в обмен на Севастополь и другие крымские города). Главным неблагоприятным пунктом для России было решение о нейтрализации Черного моря, лишавшее нашу страну Черноморского военного флота. Наконец, Россия теряла право покровительства христианским подданным Турции, которые были поставлены под протекторат всех великих держав.
В 1853 г., когда русско-турецкая война только начиналась, она воспринималась русской патриотической общественностью как война за веру, за освобождение святынь Палестины и Константинополя от мусульманского ига. И, разумеется, согласно общему настроению русских патриотов, Россия — хранительница чистоты Православия — была обречена на блистательную победу.
Ход событий развеял иллюзии: обдумав все pro et contra, христианская Европа поддержала магометан. 28 марта 1854 г., после выступления Англии и Франции против России, русско-турецкая война стала «Крымской». Казавшаяся святой и потому победоносной война между христианством и исламом обратилась для Российского государства кровопролитнейшей трагедией, имеющей сугубо политические и экономические корни. Поэтому многие историки считают, что Крымская война была разминкой перед Первой мировой войной.
Россия эту войну проиграла. Однако именно в те тяжелейшие не только для русских войск в Крыму, но и для всего населения Российской империи годы появилось движение сестер милосердия, сотни полковых священников являли миру образцы любви к ближним и тысячи простых солдат и матросов, чтобы ни говорили интеллектуалы в светских салонах Санкт-Петербурга и Москвы, умирали за веру, царя и Отечество. Только благодаря подвигам простых русских людей, зачастую вынужденных расплачиваться за энтузиазм патриотической общественности и неграмотные приказы высшего командования своими жизнями, Россия смогла сохранить за собой Крым (а также Кронштадт, Архангельск, Петропавловск-Камчатский) и избежать окончательного позора. Самой тяжелой было оборона Севастополя, во время которой погибли 129 153 человека.
Ниже следуют жизнеописания наиболее выдающихся личностей, чей духовный подвиг был явлен в годы Крымской войны.
* * *
Преподобномученик Парфений
Преподобномученик Парфений родился в 1815 г. в Елисаветграде. 23 декабря 1845 г. он принял монашеский постриг и 8 апреля 1846 г. был рукоположен во иеромонаха. С июля 1848 г. отец Парфений — благочинный Корсунского монастыря в Херсоне, позже — эконом в Херсонском архиерейском доме. В 1852 г. на Тенгинском укреплении Черноморской береговой охраны отец Парфений отличился своим инженерным талантом, «предложив легчайший способ подъема затонувших грузов». Специальная комиссия одобрила изобретение, и было «предписано устраивать подобные машины для портовых надобностей». За новое изобретение по подъему затонувших кораблей отец Парфений получил благодарность от контр-адмирала Черноморского флота. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. при обстреле Новороссийска неприятельскими судами с 28 февраля по 4 марта 1855 г. отец Парфений перед лицом смертельной опасности неотлучно исповедовал и причащал раненых воинов, отпевал погибших.
За личное мужество и незаурядные изобретения иеромонах Парфений был награжден 20 марта 1857 г. наперсным крестом от Св. Синода, а 7 апреля возведен в сан игумена. Отец Парфений имел также бронзовый крест в память о Крымской войне, медаль и крест, учрежденный для служивших в Кавказской армии.
20 августа 1858 г. игумен Парфений был назначен настоятелем Кизилташской киновии Таврической епархии. В VIII в. здесь располагалась летняя резиденция святителя-исповедника Стефана, архиепископа Сурожского, но со временем это святое место пришло в запустение. С присущими ему энергией и талантом, с ревностью о славе Божией отец Парфений стал устраивать и преображать древнюю обитель. Все современники отмечали его удивительные и разнообразные способности, организаторский и хозяйственно-административный талант, неиссякаемую творческую энергию, благодаря которой ему удалось сделать то, что за всю историю монастыря никому более не удавалось. Из абсолютной разрухи и нищеты, без посторонней помощи (и даже сочувствия), при фактической неграмотности насельников киновии он смог добиться результата, заставившего ценить, уважать и любить игумена во всей округе, прислушиваться к его советам, искать его общества. Мужественный и бодрый, пребывая в постоянной молитве, он не был подавлен неприглядной обстановкой полной неустроенности, а господствовал над нею. Там, где безвременно гибнет или безвестно чахнет посредственный или слабохарактерный человек, игумен Парфений был победителем и устроителем.
Аскет и подвижник, он влиял на пасомых собственным примером. С решительной настойчивостью не только в монастыре, но и в округе игумен Парфений поднимал до себя всех, не соглашаясь ни с какой безнравственностью и низостью. Его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили все. Духовный авторитет игумена неуклонно рос и укреплялся, становясь духовно-нравственным ориентиром для окружающих. Малейшее событие в жизни пасомых находило отклик в его пастырском сердце, освящалось его молитвой и согревалось любовью.
По выражению Апостола, он был «всем все». С молитвой на устах игумен работал от зари до зари, горсть монахов подражала ему. Будучи бессребреником, он запрещал братии просить подаяние, и рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии до игумена Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетеные мазанки. Его трудами были проложены дороги, разбиты сады и виноградники. Из пещерки в скале вырос целый скит с двумя гостиницами и каменной церковью. Богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию.
Но были и скорби. С 1863 г. начались первые, ставшие роковыми, столкновения с местными татарами, которые без зазрения совести вырубали лес и выпасали скот на монастырской земле. Объясниться с ними отцу Парфению не удалось ни на бытовом, ни на административном уровне. Обладая прямым и цельным характером, игумен говорил и действовал, исходя только из христианской совести, не прикрытой декором так называемого и всеми почитаемого здравого смысла. Не имея сил разорвать круговую поруку и бюрократический формализм на месте, он обращался к начальнику Таврической губернии, но безуспешно. Не видя для себя препятствий, удостоверившись в безнаказанности, татары продолжали свои набеги и грабежи. Однажды они жестоко избили священника, заставшего их на очередном воровстве.
Игумен Парфений не терял надежды урезонить и усовестить разгулявшихся татар. Но одно преступление нередко порождает и следующее. Не желая более терпеть свидетеля и обличителя своих преступлений, четверо татар, один из них был софта — ученый, готовящийся стать муллой, решились убить игумена. Устроив засаду возле дороги, они поджидали его несколько дней. Злодеяние совершилось, когда священник 4 сентября, в канун отдания Успения, возвращался верхом из Судака в монастырь, торопясь к службе. Тремя выстрелами злодеи убили отца Парфения и, чтобы скрыть следы преступления, сожгли его, а лошадь, зарезав, закопали в лесу. Разбивая кости дрючьями, татары жгли тело игумена Парфения с пяти вечера до двух часов ночи. Преступление так и осталось бы не раскрытым, если бы не свидетели, случайно оказавшиеся на месте преступления. Их тоже хотели убить, но они были мусульманами, и злодеи не решились поднять руку на единоверцев. Обличаемые совестью и не желая попасть в число подозреваемых, очевидцы рассказали о жестоком преступлении, на месте которого и было найдено пепелище с останками игумена Парфения. Мощи были бережно собраны и торжественно погребены по благословению епископа Таврического Алексия собором духовенства недалеко от монастыря 2 декабря 1866 г.
Архиерейский собор Русской Православной Церкви в августе 2000 г. причислил игумена Парфения к лику святых и тем самым призвал его к новому служению — уже в качестве Небесного человека. Память преподобномученика празднуется 22 августа/4 сентября.

Иеромонах Иоанникий (Савинов)
Иеромонах Балаклавского района Георгиевского монастыря Иоанникий (Савинов) во время севастопольской обороны состоял на службе в 45-м флотском экипаже.
Во время разгара боя за Камчатский манеж в ночь на 11 марта 1855 года среди офицеров, окружавших генерала С.А. Хрулева, раздался голос:
— Где наши? Скажите же, ради Бога, где наши?
Слова эти были сказаны подошедшим монахом. Луна освещала бледное лицо его, на котором, впрочем, не было видно волнения. Он был одет в рясе, в черном клобуке, епитрахили, держал в руках крест.
— Кто ваши, батюшка? — спросили его.
— Моряки.
— Они впереди, но там не ваше место, там — перевязочной пункт.
— Мое место там, где утешают в страданиях, где приготавливают к смерти, — отвечал он и бросился вперед.
Очевидец вспоминает: «В ту минуту … положение наше было наиболее затруднительно. Когда новые колонны французов заставили наши войска податься назад, в передних рядах разразилось громкое пение тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твоё, победы благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя». В рядах сражающихся войск матросы увидели отца Иоанникия (Савинова), который, со сверкающим от лунного света крестом, торжественно, несмотря на царившую вокруг смерть, пел могучим голосом церковную песнь.
Внезапное появление священника поразило наших матросов и солдат: в иеромонахе они увидели посланника Божьего, принесшего им новую силу и чудодейственную помощь. Вновь грянуло могучее «Ура» и вновь волной хлынули французы, несомые на штыках. Вот уже заняты первая, вторая и третья траншеи. Французы бежали. Иеромонах занялся ранеными. Опустившись на колени, он кое-как перевязывал и говорил святые слова утешения. Вдруг пушечная пуля оторвала нижнюю часть креста и контузила отважного монаха. Несмотря на все уговоры, он не захотел идти на перевязку».
О самоотверженном подвиге иеромонаха Иоанникия (Савинова) было донесено Главнокомандующему армии. Впоследствии император Александр II удостоил о. Иоанникия ордена Св. Георгия IV степени (15.05.1855).

Протоиерей Дамиан Бориз
Протоиерей Дамиан Бариз, священник 45-го Азовского пехотного полка, за время 11-месячной кровопролитной осады Севастополя неотлучно находился в рядах защитников города. Принимал участие в деле при взятии редутов на Балаклаве, у деревни Коммады, в Инкерманском бою, у Сапун-горы, в боях на знаменитом 4-м бастионе.
По рассказам участников обороны, отец Дамиан, невзирая на смертельную опасность, вел себя в сражении с удивительным хладнокровием. То в качестве утешителя, то как брат милосердия, то как духовный отец он напутствовал умирающих, оказывал первую помощь раненым, выносил из-под огня. Бывало, когда заканчивались бинты, он разрезал на себе рясу, подрясник, рубашку, чтобы раненый воин не истек кровью.
4 февраля 1855 года в ходе боя у реки Черной контуженый командир полка полковник Нарденстрег упал в воду и утонул бы, но за ним бросился в реку и спас его отец Дамиан.
Сам же отважный пастырь в ходе боев был неоднократно ранен и контужен. Когда заканчивался очередной бой и люди шли на отдых, Дамиан принимался за солдатские письма, сообщая их семьям предсмертные просьбы героев, погибших на поле брани.
По ходатайству командования за добросовестную службу и подвиги отец Дамиан был награжден двумя золотыми наперсными крестами (в том числе один — на Георгиевской ленте Св. Анны) и орденом Св. Георгия.
Уже в 1896 году, когда доблестный старец отмечал свой полувековой юбилей в сане священника, его чествовали в присутствии многих известных военачальников, среди которых был и М.И. Драгомиров. Не забыл юбиляра и сам император, прислав ему орден Св. Анны І степени.

Иеромонах Иоанникий (Добротворский)
С первых дней осады Севастополя постоянно был в траншеях, ежедневно обходил батареи с крестом в руках, вдохновляя солдат и матросов на подвиг.
В ночь со 2-го на 3-е марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка участвовал в бою, ободряя своим словом и примером солдат, тут же напутствовал умирающих, утешал и перевязал раненых. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мертвым, которого пленил и сдал военному начальству. За отличие и мужество иеромонах был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

Священник Брянского полка отец Василий Виноградов
За неустрашимость при штурме Силистрии, когда он под сильным огнем неприятеля живым примером и красноречивым словом возвышал дух христианского мужества в солдатах и погребал убитых на самом поле битвы, а также за мужество во время осады Севастополя о. Василий пожалован орденом Св. Анны ІІІ степени с мечами.

* * *
Военные священники, награжденные золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте за военные подвиги в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг.
1. Отец Михаил Соколов, священник Московского пехотного полка, — за личное мужество и неустрашимость в исполнении своих пасторских обязанностей в Крыму.
2. Отец Иоанн Путиловский, священник лейб-егерского Бородинского полка, — за подвиги при осаде Севастополя.
3. Священник Бородинского егерского полка протоиерей Михаил Романовский — за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя.
4. Священник Севастопольского Морского Полка Петр Мацкевич — за ревностные исполнения своих обязанностей в компании 1853-1856 гг.
5. Священник 1-го походного полка отец Николай Бакунин — за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя.
6. Священник Тобольского пехотного полка отец Василий Кропотов — за подвиги в Севастопольскую кампанию 1854 г.
7. Священник Колыванского егерского полка отец Иоанн Белин — за подвиги при обороне Севастополя.
8. Священник Камчатского егерского полка отец Евгений Федюшин — за Севастопольскую кампанию, начиная с 8 декабря 1854 по 27 августа 1855 г.
9. Священник Владимирского пехотного полка отец Константин Дорошков за подвиги при обороне Севастополя Всемилостивейше пожалован первоначально орденом Св. Анны ІІІ степени с мечами, затем золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерия.
10. Священник Суздальского пехотного полка отец Адриан Соловьев — за подвиги при осаде Севастополя.

Врач Василий Андреевич Страдомский
Родился Василий Андреевич 1 января 1831 г. в местечке Семеновка Черниговской губернии в семье протоиерея А.И. Страдомского, одного из образованнейших представителей Черниговского духовенства. По окончании Новгород-Северской гимназии Василий Андреевич поступает на медицинский факультет Киевского университета Св. Владимира, получает звание лекаря, позднее участвует в Крымской войне. В мае 1855 г. его назначают младшим лекарем 4-го ластового экипажа Черноморского флота, а затем он находится в составе Севастопольского гарнизона во время осады его англо-французскими войсками как ординатор госпиталей, размещенных на Северной стороне. С 1 сентября 1855 г. и до заключения мира в марте 1856 г. почти все время пребывает на Михайловской и Константиновской батареях второго и первого отделения защитной линии города. Впоследствии Страдомский не раз вспоминал тяжелые события Крымской войны и, в частности, те обстоятельства, в каких ему приходилось лечить тифозных больных, размещенных в с. Дуванка под Севастополем. «Состояние их было ужасающе, — записал со слов Василия Андреевича его сын Борис, — они были голодны и лежали на соломе, переполненной паразитами. Только благодаря фельдшеру, знавшему все дома, он мог обойти всех, перелезая местами через ограду. В душе его осталось впечатление полного бессилия помочь больным лекарствами, тогда как они нуждались в самом необходимом”.