Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протоиерей Валерьян Кречетов. «Православное понимание любви и брака и их подмены»

ХІV Международные Рождественские образовательные чтения

На секции «Православное понимание любви и брака и их подмены», которая прошла в рамках XIV Международных образовательных чтений, были подняты проблемы, возникающие в православных семьях. На этой секции выступили архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, священнослужители, профессора, врачи, психологи. Среди интервью хотелось бы отметить размышления прот. Валерьяна Кречетова о семейных проблемах, прот. Игоря Гагарина о семейной любви и доклад Ирины Ботневой о трех этапах воспитания ребенка как будущего семьянина. Они и представлены ниже.

«Православное понимание любви и брака и их подмены»

Протоиерей Валерьян Кречетов
старший духовник Московской епархии)

В современном мире православная семья остро переживает проблемы, связанные с верой, верностью и любовью. Ведь если супружеская пара живет без любви, это тоже грех. А почему так происходит? Потому что у нас нет постоянства. Собственно говоря, это то, что отличает нас от святых. К сожалению, сейчас можно наблюдать фактическое отсутствие крепких семей, многие из них распадаются.
И помочь нам в этом вопросе может прежде всего молитва. Конечно, чувства верности и чистоты необходимо воспитывать с детства, а постольку такое детям прививается мало, то получается, что мы сейчас имеем нравственный упадок общества и некрепкие семьи.
Иная проблема семьи заключается в том, что она теряет иерархию, то есть теряет главу. В крепкой семье должно быть так: отец — глава, мать — семейный очаг, а эта форма очень часто нарушается. Сколько у нас сейчас детей, выросших без отцовской опеки, сколько детей-сирот и беспризорных!
Давайте посмотрим, как у нас еще бывает: одна половина семьи идет в Церковь, а вторая телевизор смотрит или чем-то иным занимается. Такие искажения тоже производят разлад, ведь семья — это единое целое, это как маленькое государство.
И еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, — это то, что сейчас многие семьи только создают видимость православной семьи, говорят, что живут по-православному, а на самом деле живут по другим законам. Порою, православие семьи заканчивается таинством венчания.
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви села Ивановское Ногинского р-на Московской области
Разговор о семье — это разговор о любви. Прекраснее всех сказал «апостол Любви»: «все в Любви, и без Любви ничего не имеет смысла». Эти слова о семье в первую очередь.
Вопрос о браке и любви нужно понимать в контексте смысла человеческой жизни. Если цель нашей жизни «в стяжании Духа Святого», в обожении, в соединении с Богом, то человек просто должен учиться любить на протяжении всей своей жизни. И в какой мере человек научится любить, в такой мере он станет «гражданином вечности». Ведь все, что не имеет в себе Божьей любви, то не имеет никакого будущего. В частности, именно в семье человек может научиться подлинной, а не поверхностной, показной любви.
Надо сказать, что институт семьи стал в наше время не таким прочным, перестал быть один раз и навсегда. Часто человек не осознает ту ответственность, которую берет на себя за жизнь другого человека, с кем он вместе соединяется. К сожалению, немногие воспитывались в православной традиции, большинство приобретает веру уже в сознательном возрасте, поэтому приходится со многим бороться в себе в связи с тем, что другое было вложено в них, когда они жили вне Церкви. Конечно, эти проблемы проникают в Церковь. К сожалению, именно в семье часто православные ведут себя так, как не должны вести себя. Есть замечательный рассказ об Исааке Сирине, когда он был епископом Ниневийским. Однажды к святому пришли двое: должник и заимодавец. Последний требовал от должника долг. Должник попросил подождать еще некоторое время. И вот они пришли на суд к епископу. Святой Исаак сказал заимодавцу: «Ты же знаешь, как Евангелие учит тебя поступать». А тот ему предложил в данной ситуации Евангелие отложить в сторону. Такой ответ очень опечалил Исаака Сирина, и он сказал, что как он может руководить такими людьми, которые Евангелие откладывают в сторону по своему усмотрению. Вот и в православной семье очень часто бывает так, что Евангелие откладывают в сторону, решая семейные проблемы не так, как должен решать христианин, а так, как решают люди, которые не знаю Евангелие. Поэтому то, насколько мы подлинно христиане, проявляется в семье.
Трагедия нашей жизни, наверное, и в том, что человек больше склонен брать, нежели давать. Мы ищем, мы скорбим оттого, что нас не любят, не понимают, а Евангелие нас настраивает на другой лад: не ищи понимания — сам понимай, не ищи утешения — сам утешай. Святой Григорий Задонский однажды на жалобу своего чада, будто ее никто не любит, сказал, что разве у нас есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили. Это указывает на то, что не нужно беспокоиться о том, чтобы тебя любили. Нужно спросить себя, а любишь ли ты, и как ты это делаешь? И вот тогда все благополучно выстраивается вокруг человека, особенно семья. Это и ответ на тот вопрос, что должна сделать семья, чтобы быть счастливой.
Ведь любовь — это большая тайна. Мы должны понимать, что в человеке нет самого источника любви. Человек только может принять эту любовь и отразить в самом себе. Источник этого света только один — Бог, а мы можем быть только отраженным светом. Человека можно сравнить с зеркалом, которое отражает божественный свет. И чем чище это «зеркало», тем больше света (любви) оно отражает. А нашей задачей является то, что мы должны себя очистить до «максимального отражения» света Божественной любви. Поэтому жизнь человека должна сопровождаться молитвой. В связи с этим Церковь такое огромное значение придает благословению на брак, то есть таинству браковенчания, как испрашивание помощи, любви у Господа. Ведь необходимо просить о любви и искать ее у Бога.
Ботнева И.Л., врач-сексолог: «Воспитание будущего семьянина»
Формально ценность семьи никогда не оспаривалась, но в современном обществе функции и структура семьи сильно изменились. Социально-экономические реформы привели к изменению поведения за последние годы: временные браки, ранее начало половой жизни, множественные контакты с незнакомыми и малознакомыми партнерами, нарастание сексуальной жестокости и насилия, увеличение парафилии и парафилических тенденций (педофилия, гомосексуализм, садизм и др.). Половое просвещение (названное воспитанием), которое пытались внедрить в учебные заведения, нарушало многовековые традиции в силу неграмотности, а иногда и сексуального нездоровья просветителей и только усугубило ситуацию. Для того чтобы у подростка сформировалось правильнее половое поведение, направленное на создание здоровой семьи в будущем, необходимо, чтобы у ребенка на ранних этапах развития не было искажений воспитания.
Первый онтогенетический этап — формирование полового самосознания — самый ответственный, создающий фундамент дальнейшего семейного поведения, зависит только от любви к ребенку матери и ближайших родственников, постоянно живущих в семье.
Этап начинается с первых дней после рождения и заканчивается к трем годам.
Первая стадия этапа — до 1 года; вторая — от 1 до 3 лет. В первый год жизни (возраст грудного вскармливания) необходим максимальный контакт с матерью: телесный контакт (кормление грудью, ношение на руках, укачивание), зрительный, речевой и звуковой контакт. До трех лет ребенку необходимы только положительные эмоции, тактильный, речевой и зрительный контакт с матерью и ближайшими родственниками. В этом возрасте разлучать ребенка с матерью и семьей, даже на короткое время, недопустимо. Чем лучше сформировалась взаимная привязанность матери и ребенка, тем он более подчиняем ее словам в последующей жизни. Любящая мать не скажет дурного слова маленькому ребенку, и в дальнейшем он увереннее и спокойнее в общении со сверстниками.
Только на первом этапе формируется эмоциональность, избирательная привязанность к матери и ближайшим родственникам. В последующем это скажется на способности к стойкой избирательной привязанности к друзьям и любимым.
Второй этап — формирование полоролевого поведения — с 3 до 9-11 лет. В зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и интенсивности положительного контакта с матерью этап может начаться раньше или значительно позже. Признак начала второго этапа — появление сюжета в игре. Заканчивается этап до начала полового созревания (до пубертата). На втором этапе формируются:
1) способность конструктивного общения со сверстниками, старшими (в последующем с руководителями) и младшими (подчиненными) на протяжении всей жизни;
2) предпочтение каких-либо интересов, видов деятельности;
3) моделируется будущая семья по типу родительской ближайшего окружения или эталона, прививаемого извне;
4) внутрисемейные ролевые отношения (супружеские, родительские и др.);
5) отношение к верности в браке, устойчивости семьи к добрачным и внебрачным контактам.
Первая стадия «игровая» — 3-7 лет, вторая — 7-11 лет. На первой стадии (дошкольный возраст) основные социальные факторы формирования полоролевого поведения: общение в семье и игры со сверстниками. В играх моделируются социальные роли:
макросоциальная роль, роли в семье, сексуальная роль. Этому периоду эпизодически свойственны сексуальные игры. К сексуальным играм относятся игры, компенсирующие недостаток информации на первом этапе: игры в «доктора», «медосмотры» и т.п.
Подобные игры безвредны только с детьми этого этапа. Вмешательство взрослых и подростков (даже с просветительной целью) недопустимы, так как приводят в дальнейшем к нарушению влечения. Второй стадии сексуальные игры несвойственны. На второй стадии — общение со сверстниками преимущественно своего пола и макросоциальная информация. В младших классах дети в основном дружат только с представителя своего пола, а противоположный становится неинтересным и чуть ли не враждебным. Жестко закрепляются мужская и женская роль. Идет подражание кумирам, олицетворяющим идеал мужской или женской роли.
Третий этап — формирование направленности полового влечения совпадает с периодом полового созревания. Окончание — 17-18 лет и старше. Половое (эндокринное) созревание век назад начиналось значительно раньше, чем сейчас. В этом возрасте уже заключались браки.
Особенности влечения делятся на 3 стадии. Первая стадия — формирование платонического влечения (чувство любви, стремление любви к общению). Вторая стадия — формирование эротического влечения (стремление к прикосновениям). Третья стадия — формирование сексуального влечения (стремление к половым актам).
Факторы влияния на половое поведение на третьем этапе:
1) сверстники, нормы «окружающей среды» в этот период;
2) средства массовой информации, молодежные каналы, создающие эталоны молодежных норм;
3) социальные нормы объектов влечения;
4) особенности сексуального поведения партнеров;
5) половое просвещение.
Но особенности поведения подростков зависят не только от факторов влияния на третьем этапе и от «правильности» прохождения, но и от ранних (детских) этапов.
Психическая депривация на первом году жизни (отсутствие или недостаточный контакт с матерью, отсутствие или непродолжительное грудное вскармливание) приводит к грубой, чаще всего невосполнимой патологии.
Современное обследование мозга (один из вариантов томографии) позволило выявить, что у детей, лишенных любви матери, выпадают целые участки коры мозга и лимбической системы (ответственной за эмоции и способность к привязанностям и сопереживанию).
Во время стрессов у детей до 3 лет вырабатывается стресс-гормон, просто расплавляющий участки мозга. Отмечено, что дети, находящиеся до года на грудном вскармливании, эмоционально более здоровы, у них лучше память и выше интеллект.
Это можно объяснить не только контактом с матерью во время кормления, но и получением вместе с молоком матери при каждом из кормлений гормона пролактина, обладающим антистрессовым действием.
Детям с депривацией первого года свойственны с дошкольного возраста агрессивность, жестокость, садистические наклонности одновременно с неуверенностью и трусостью. При недостаточном контакте с матерью от 1 до 3 лет — неразборчивость в выборе друзей, отсутствие привязанности к друзьям и родственникам. Этим детям свойственно раннее начало половой жизни (одновременно с эндокринным созреванием), неразборчивость в выборе партнеров. Случайные связи непродолжительны, без эмоциональной привязанности и влюбленности, нередко — подростковая проституция. При жесткой депривации в условиях домов ребенка и асоциальных семей первые сексуальные контакты отличаются жестокостью, стремлением к насилию. Неразборчивость может доходить до полного безразличия, кто будет партнером в случайных контактах: противоположного или своего пола, по возрасту (от детей до пожилых людей), контакты с близкими родственниками или животными. Возводимая в ранг одобряемой нормы отдельными сексуальными просветителями «бисексуальность подростков» — вариант неразборчивости. Кроме того, социальная «норма» ранних контактов и проституции, прививаемая средствами массовой информации, привела к тому, что за первые десять лет капитализации страны средний возраст начала половой жизни в Москве у девочек снизился с 17 до 13 лет.
Поломки второго этапа сказываются в основном позже, при создании семей, однако установки на неустойчивые браки без любви к собственным будущим детям, с множеством внебрачных контактов прослеживаются и в школьные годы. Оказалось, что достаточно отцу на втором этапе уйти из семьи (даже если он потом вернется), дети впоследствии легче идут на добрачные и внебрачные контакты. Дети из неполных семей даже в играх моделируют неполные семьи и потом, повзрослев, реализуют это.
Асоциальность и антисоциальность беспорядочных сексуальных контактов усугубляется алкоголизацией и наркоманией, усвоенных тоже как социальная норма (на втором этапе!).
Нарушение поведения обусловило у детей и подростков резкий рост числа заболеваний, передающихся половым путем. Трансформация половой роли, выявляемая на втором этапе, к которой большинство относится очень легкомысленно, приводит к тому, что от 30% до 60% из этой группы с подросткового возраста могут сформировать устойчивое гомосексуальное влечение, сцепленное с неправильной ролью. Гомосексуальные просветители не только не настораживают родителей и воспитателей на возможность гомосексуальных контактов подростков, но и пытаются увеличить количество детей с трансформацией роли, а негативное отношение подростков к гомоконтактам клеймят «гомофобией». За последние годы под видом шоу-программ увеличилась реклама гомосексуализма и гомосексуальных клубов. Ни одна увеселительная программа на ТВ теперь не обходится без переодевания в одежду противоположного пола. Оградить ребенка и подростка от потока негативной информации сложно, но если думать о том, что от этого зависит и его жизнь (СПИД не безопасная болезнь, это значительно хуже птичьего гриппа), и его счастье, то необходимо принимать усилия.
Воспитать человека, способного не только создать, но и сохранить благополучную семью, можно только в семье, которая любит этого человека с момента рождения (может быть, и зачатия).
Родители утратили способность воспитывать любовью, а не материальными поощрениями, а теперь этому придется учиться.

Подготовил Максим Брусника»