Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель московского храма Сошествия Святаго Духа: «Я проповедую среди хиппи, рокеров и панков»

ХІV Международные Рождественские образовательные чтения

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель московского храма Сошествия Святаго Духа: «Я проповедую среди хиппи, рокеров и панков»

— Можно ли молодежь начала 21-го века называть «потерянным поколением»?
— Никоим образом! Многочисленные опросы и различные исследования о вопросах духовности, религиозности молодежи показывают, что более 80% молодых людей называют себя православными. Могу констатировать: молодежь советских времен, 70-х годов, среди которой рос и я, занималась как раз пьянками, гулянками и добычей на это денег — хулиганством. Из опыта собственного общения скажу, что нынешняя молодежь в большинстве своем ищущая. Конечно, и сейчас хватает людей, которым не интересны духовные поиски. Но большинство тех людей, с которыми я сталкиваюсь, причем в совершено разных культурах, — это люди ищущие. Так что я не считаю молодежь потерянным поколением.

— Получается, это, скорее, воскресающее поколение?
— Да. Да, именно воскресающее поколение.

— Акценты в общении с молодежью смещены на смерть, ад, муки грешников. Приносит ли такое общение добрые плоды?
— В жизнеописании прп. Антония (Путилова) можно прочитать, как он говорит одному духовнику относительно исповеди духовного чада: «Не надо человеку говорить на исповеди, что «я тебе сейчас такую взбучку дам, что глаза на лоб вылезут». Говори спокойно, осторожно. Человек показывает скорлупку, а ты постепенно и к орешку пробирайся». Метод запугивания, крестовых походов, может, в прошлом и был как-то уместен. Сейчас другая культура, другой менталитет. Мы живем в демократическом обществе, плохо это или хорошо. Менталитет у людей другой. Мы выросли в тоталитарном обществе, и там были другие методы воспитания, сейчас нужно уважать личность человека, его взгляды, убеждения, а не действовать по принципу: «Видишь — ты дурак, а я умный».
Я считаю, что надо просто показать красоту православия, не полемизировать, не осуждать, не опровергать. Я предпочитаю показывать красоту православия.
Красота сама по себе, по своей сути выше всего остального. Если человек послушает меня до конца, то, думаю, сможет сам все сопоставить и сделать выводы.

— У каждого молодого человека есть свой конкретный образ Церкви: что она есть, какой должна быть…Какие это представления?
— Надо сказать, что у современных молодых людей невежественное отношение к Церкви. Больше уважительное, но, к сожалению, им предлагают незнание. Люди веруют, люди не атеисты. Откуда они получают знание о Церкви? Из современных СМИ, то есть прежде всего от католической Церкви, которую они путают с нашей и фильмов наподобие «Ночного дозора». Люди, знакомые со священником и услышавшие учение Церкви, — это те, кому посчастливилось, что родители привели их в воскресную школу. Естественно, сам семнадцатилетний ребенок вряд ли придет туда. Поэтому большинство детей просто уважает православие как культуру, как нашу историю, как нечто неведомое, но привлекательное. Но остается недостаток знаний, который с помощью искусной работы, конечно, должна восполнять сама Церковь: ее люди, ее священники. Здесь надо учиться говорить на одном языке. Чтобы говорить истину, нужно снизойти до языка тех, кто ее хочет слышать. Католики не захотели перевести Священное Писание, и потому их проповедь достаточно долго имела препятствия, поскольку они полагали, что Священное Писание можно было читать только на латинском, греческом и еврейском языках. Поэтому проповедь была связана с ересью язычников. Долгое время у католиков Священное Писание нельзя было читать мирянам, его могли читать только избранные, только священники.
В православии такого не было. Проповедь звучала на языках родных народов. Начиная даже не от Кирилла и Мефодия, а еще раньше. Наши миссионеры переводили на все наречия, даже совершенно малых народов, поэтому в православии была успешная проповедь. Именно потому, что люди могли свободно принять истину.
Когда истина предлагает свободу, свобода и счастье — есть истина. Уже одно это привлекает к самой истине, а когда тебе навязывают что-либо, то это отталкивает. Даже если навязывают истину. Само навязывание отталкивает. То, что не является свободой, не является истиной.

— У свт. Тихона Задонского был обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения. А как от общения с молодежью способен измениться сам миссионер?
— Не каждый может и должен миссионерствовать. Не многие делаются челядью, как говорили апостолы. Это должно быть особое призвание: «Не вы меня избрали, а я вас избрал». И мое миссионерство совершается по благословению священноначалия. Я получил премию, то есть одобрение Святейшего Патриарха, был награжден, как выразились в пресс-релизе: «За проповедь среди хиппи, рокеров и панков». Святейший Патриарх благословил со словами: «Продолжай работать. Трудись».
Для меня это тяжкая обязанность. Как монах, я предпочел бы пребывать в келии, читать духовные книги, совершать литургии. Самое для меня родное — нахождение в стенах родного храма. Но я, кроме того, должен исполнять обет послушания. Я исполняю свое служение как послушник, собственно как меня и благословили. Когда человек самочинно проповедует, вряд ли у него что-то выйдет, а когда есть Божья воля, тогда будут и плоды. Конечно, плоды бывают не сразу, потом они бывают, но как сказал прп. Серафим одному из учеников: «Ваше дело сеять и при дороге, и на камнях, и в терниях, и на доброй земле. Вы сейте, а взрастит Господь».

— Чего недостает современной миссионерской работе?
— Она только начинается. Церковь сейчас только восстанавливается после разрухи, которая гораздо глубже, чем это кажется. Вряд ли ближайшей задачей является ехать просвещать дикарей в Австралию. Надо просветить хотя бы городские джунгли. И это было бы хорошо.
Сегодняшняя задача — восстановление храмов, приходов, в городах они хотя бы есть. В сельской местности не хватает храмов.
Вторая важнейшая проблема Церкви — кадровая. Мало того, что не хватает священнослужителей, они должны быть грамотными, преданными своему делу, а не просто люди с улицы. Иначе такой человек соблазн принесет, а не проповедь. Всему нужно учиться — и воспитательной работе, и миссионерской. Каждый миссионер в своей субкультуре, в своей среде — среди заключенных, среди молодежи, среди северных народов. Везде своя культура, везде есть свои нюансы. Никто нас не учит. Учимся сами на собственных ошибках. Как говорит о. Андрей Кураев: «Нужно дать миссионеру право на ошибку, поскольку миссионер экспериментирует. Не хватает мудрости, которая с годами приходит. Не хватает образования в той среде, в которой миссионерствуешь. Николай Японский девять лет изучал культуру, религию, литературу, прежде чем выйти на проповедь.
Когда он вышел, это был грамотный человек, что было очень важно для японцев, которые очень уважают образованность и культуру.

— А какую задачу номер один вы видите в работе миссионера?
— Самой главной задачей для миссионера я считаю (и вообще-то она проста для жизни) преодоление обвинений Церкви в мракобесии. Приходит сегодня человек в Церковь с убеждением, что телевизор нельзя смотреть — грех, брюки нельзя носить — грех. То грех, это грех, музыку слушать — грех… Для монаха телевизор смотреть и музыку слушать, может, и грех, но для мирянина, который растет в информативном обществе, новости-то надо смотреть. Есть хорошие информационные программы, документальные фильмы, лучшие художественные фильмы по классической литературе — надо все это знать.

— Современный христианин может оставаться современным человеком?
— Современный христианин может оставаться современным человеком, который и для общества что-то делает, и является членом Церкви. Нужно растить такого христианина, а не члена гетто или резервации, какими мы были, скажем, в 70-тые годы прошлого века. Сейчас другое время. Христианин должен нести свою веру туда, куда он поставлен Богом. Он должен быть человеком грамотным и в духовном отношении, и в отношении современной культуры, науки. Нельзя отрицать современную цивилизацию. Если ждать завтра конца света, то да, тогда бежим в леса, а если хотим страну восстанавливать, то мы должны сначала себя воспитать, а потом уже что-то сделать.

— Многие молодые люди жалуются на ощущение пустоты жизни. Что нужно для ощущения полноты своей жизни?
— Я через это прошел. Я родился в семье безбожника, коммуниста. И хотя был крещен с детства, но о православии, о христианстве, о том, что Бог — это не дед с бородой, который на облачке сидит, впервые услышал в 17 лет. Именно в это время я находился в состоянии опустошенности, уныния. Были грехи моей юности, безбожной моей жизни, где «если Бога нет, то все дозволено». И лет с пятнадцати я искал истину, смысл жизни, но ответов не находил нигде, пока наконец-то не прочитал Евангелие, не встретился с православными людьми. Когда я начал ходить в храм, начал причащаться, эта пустота начала уходить видимым, осязаемым образом. Через несколько месяцев после воцерковления увидел, что я живу в радости, что мир — прекрасное Божие творение, уныние — грех, который все меньше свойственен мне… Когда мне было 28 лет, я по благословению своего духовного отца поехал в Оптину пустынь, где был принят в братию, и таким образом началась моя монашеская жизнь. А сейчас и некогда унывать, когда с утра до ночи находишься среди трудов ради Церкви, ради Христа, ради ближних. Жизнь наполнена глубочайшим смыслом для человека церковного.

— Многое удается в жизни?
— Не мне судить и не мне оценивать. Хотелось бы большего. Стараюсь делать, что могу. Оценки принадлежат Богу и ближнему. Меня, конечно, не все устраивает. В последнее время больше удается сделать во внешней жизни. Но самое главное, чтобы внутренняя жизнь была. Больше всего хотелось быть монахом настоящим. Раз назвался груздем, полезай в кузов. Все остальное — вторично, оно приложится и удастся.

— «Истинного пастыря покажет любовь», — свидетельствовал прп. Иоанн Лествичник. Миссионер — гуру или спутник для молодых людей?
— У одного из рок-музыкантов есть такая мысль: «Где я найду такого учителя, который будет не говорить тебе сверху, а общаться с тобой. Который будет говорить с тобой, а не для тебя». Христос показал своим образом, когда сказал своим ученикам: «Вы мне уже не рабы, а друзья». Миссионер должен войти не в качестве важного человека, облаченного званием учителя, уважением… Это все нужно заслужить. Заслужить прежде всего смирением своим и простотой. Почему наши новомученики и с уголовниками ходили, и с комиссарами, которые были столь же пропащими, и те начинали их уважать и обращались порой в православие? Потому что имели Святой Дух — дух Христов, дух смирения и кротости — и проходили проверку. Человеку всегда определенную проверку устраивают, если ты пройдешь тест на вшивость, значит, будешь принят. Это естественно во всех человеческих обществах. Важность, приписывание себе каких-то достоинств, гордыня — вот что некрасиво. Одно то, что тебя допустили в свою среду и слушают, — уже много, уже достижение, которого удостоится нужно. Тебе дали право говорить — говори.
Спорь, убеждай, приводи аргументы. Не жди, что твое слово обязательно обратит народы к Богу. Трудись! А дальше, как сердце подсказывает. Сердце нужно слушаться: с кем говорить, сколько говорить, о чем и когда. Это, наверное, опыт каждого пастыря-миссионера.

Беседовал В. Сорока