Андрей Коваль. Чернобыль сегодня и всегда
20 лет Чернобыльской трагедии
Чернобыль сегодня и всегда
Андрей Коваль
Украинская Православная Церковь в память о 20-летии со дня Чернобыльской катастрофы приняла решение во всех храмах совершить молитвы о здравии всех живых ликвидаторов и пострадавших, а также за упокой умерших от последствий аварии на атомной станции. Кроме того, будет проведена церковная конференция, посвященная этой скорбной дате. Чем же была, чем остается Чернобыльская катастрофа для православного народа Украины, для нашей Церкви?
Творческий акт творения мира Господь заключил словами, выражающими завершенность и безупречность созданной вселенной: «Хорошо весьма». И действительно, мир, воспринявший гармонию, красоту и совершенство Творца, стал воплощением безупречной Божественной любви. Сама цель, с которой видимый мир был вызван Богом из небытия, остается мистической тайной, недоступной ограниченному человеческому пониманию. Некоторые святые отцы утверждали, что единственным побуждением творить, которое можно предполагать у Бога, ни в чем и ни в ком не имеющего нужды, была любовь. Именно любовь является тем чувством, которое непременно требует своего внешнего проявления. Каждый атом, каждая молекула мироздания — это не что иное, как материализовавшееся чувство бесконечной, беззаветной, совершеннейшей любви и благости создавшего всех Отца. Именно божественная любовь приводит в движение сложный механизм Вселенной и удерживает ее над бездной небытия.
Сегодня наша земля захлебывается в катаклизмах, перед лицом которых человечество с особой остротой ощущает свою беззащитность и тщетность попыток покорить природу. Тревожные симптомы апокалиптических потрясений привлекают все большее внимание ученых всего мира, пытающихся ответить на главный вопрос развивающейся цивилизации — «Камо грядеши?» Возможно ли совместить невероятные темпы научно-технического развития с минимальным уроном для Вселенной? И где нужно искать «корень зла», которое с такой жуткой последовательностью разрушает структуру мироздания?
Похоже, человечество уже пережило эйфорию побед в области «покорения вселенной», и все больше осознает свое реальное положение в мире. История XX века показала явное противоречие между достижениями человеческого гения и теми последствиями, к которым он приводит. Чем выше интеллектуальный уровень цивилизации, тем больше стремление «просвещенного» человечества покорить себе все сущее для удовлетворения умножающихся потребностей. Грубо вмешиваясь в премудрый план мироздания, без духовного понимания сущности всего сотворенного, человечество искажает программу, заложенную Богом, вносит в нее неотвратимый процесс самоуничтожения. Рациональное стремление быть хозяином материи без осознания духовного аспекта всего тварного мира и осмысления исторического опыта приводит к пагубным последствиям. Бог дал человечеству истинное знание, открыл главную тайну бытия всего сущего, предоставив человеку в частностях исследовать окружающий мир. Но этот потенциал развития и стремление к познанию человек извратил, превратив его в средство реализации собственных амбиций.
Страшная Чернобыльская трагедия — это не просто напоминание человечеству о той ответственности за Вселенную, которую несут поколения нынешние перед Богом и перед потомками. Если в древности Господь по милосердию вразумлял и смирял народ Свой стихиями мира сего, и это служило назиданием также и для последующих поколений, то ныне страшная трагедия, как дело рук самих людей, не ограничится нравственным назиданием и предостережением. Преступная самонадеянность человечества, вообразившего себя в полноте постигшим глубину мироздания, в основе которого кроме материи больше ничего нет, еще долго будет эхом страшной трагедии отзываться слезами и страданиями чад Божьих. Древняя чернобыльская земля стала зоной смирения «хозяев планеты», которые забыли, что суть вещей не ограничивается молекулярным составом, что в каждом атоме скрывается частичка Божественного Промысла и любви. Слишком дорого обошлось человечеству извращение такого мистического и ответственного понятия, как «царь земли».
Блаженнейший Митрополит Владимир по этому поводу написал: «Экологические проблемы имеют, по сути, антропологический характер, поскольку порождены человеком, а не природой. Поэтому ответы на многочисленные вопросы, вызванные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа действительно преображается или погибает не сама по себе, а под воздействием человека. Ее духовное состояние имеет решающее значение, ибо отражается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. По мнению преподобного Максима Исповедника, человек сможет всю землю сделать раем только тогда, когда он будет иметь рай в самом себе».
Бог доверил людям всю Вселенную, они были призваны царствовать в созданном мире, и через послушание и любовь к Богу сами должны были стать богами по благодати. И было бы так, если бы не вмешался лукавый, который через грехопадение первых людей проник в созданный мир и, как страшный вирус, отравил его своей злобой. Один миг искушения Евы, которому она так наивно поддалась, повлек тотальное искажение всей ойкумены. И вся история человека после грехопадения с его желанием быть богом без Бога, с его бесконечными трагедиями и воплями может вместиться в один этот краткий болезненный миг. В нем, как в зеркале, отразилось все, что с такой сатанинской разрушительной силой колеблет и поныне наше искаженное мироздание. Боль, страдания, катаклизмы — все это печальные последствия отверженного и забытого человеком богосыновства.
Протоієрей Володимир Мандзюк: “У бойових умовах потреба у духовному наставнику дуже велика”