Олег Гавриш. Приглашение в секту, или об опасности псевдохристианских культов
Приглашение в секту, или об опасности псевдохристианских культов
Бытует мнение, что украинское законодательство в области религиозных вопросов является наиболее либеральным в Европе. Для кого-то это повод гордиться. Однако радоваться этому можно только до определенного момента, пока беда не коснется конкретно вашей семьи. Затем могут возникнуть горькие вопросы типа: «Почему это случилось именно с моим ребенком?», «Кто в этом виноват?» и «Куда смотрит государство?»
На первые два вопроса ответы почти очевидные. Кто воспитывал ребенка, тот и несет за него ответственность. Нужно себя спрашивать, почему ребенок пошел к заезжим пастырям, что его туда привлекло. То есть, почему подросток или же взрослый человек, родившиеся в государстве с тысячелетней христианской традицией, идут искать откровения у прибывшего из страны, история которой насчитывает всего пару сотен лет, не говоря уже о распространенных там культах.
А вот третий вопрос на самом деле интересен. Действительно, почему во многих странах с сильными традициями свободы совести и вероисповеданий, гражданского общества и тому подобного организации наподобие «церкви Христа» или «Посольства божьего» (организация проповедника Сандея Аделаджи, в прошлом — «церковь Победа») являются запрещенными? Почему в большинстве демократических стран находится под запретом все та же «церковь сайентологии», поскольку не без основания считается сугубо коммерческой организацией, прикрывающейся одеяниями религиозного культа исключительно, чтобы избежать налогообложения? И на самом ли деле украинское законодательство о религиозных культах является таким уж прогрессивным?
В немецкой конституции есть интересное положение — принципы демократии не распространяются на граждан, пытающихся эту самую демократию уничтожить. Очевидно, немцам 12 лет фашизма хватило для отрезвления и очистки сознания. Удивляет, что украинцам многие десятилетия разнузданных коммунистических репрессий, массовых депортаций, сталинских лагерей, голодоморов и миллионные жертвы, которыми все это сопровождалось, не прибавили ни здравого смысла, ни решительности…
Впрочем, вернемся к так называемым харизматическим сектам. А именно — посмотрим на сущность религиозных культов с точки зрения духовного обмена, который они осуществляют.
Мировые религии — иудаизм, ислам, христианство и прочие — обращаются к Небу и оттуда получают духовную энергию. Культы темного направления ориентированы книзу и осуществляют обмен с инфернальными сферами. А вот «харизматические» секты принадлежат к так называемым циклическим или вихревым образованиям. Они целиком земного происхождения, и все их интересы и стремления принадлежат исключительно земной сфере. Вообще подобных организаций в человеческом обществе очень много — это любые общества или политические партии, где информационный обмен осуществляется именно между членами этих организаций. Однако совсем недаром основатель сайентологии Роналд Хаббард говорил: «Хочешь заработать миллион — создай собственную церковь». В этом высказывании, собственно, и кроется ключ к пониманию сущности многих сегодняшних сект, обильно плодящихся, как грибы после дождя. Но для того, чтобы учредить действительно оригинальную «церковь», нужно иметь харизму и способности Хаббарда. Однако желающих заработать миллион намного больше. Поэтому приходится заниматься плагиатом, например, объявлять вновь созданную организацию «христианской».
Вы никогда не задумывались над тем, почему православный или католический священник не станет бегать по городу и цепляться к людям с предложением посетить их церковь, а рядовые члены новейших «церквей» именно этим старательно и занимаются по поручению своих «пастырей»? Все очень просто — «харизматическая» секта питается энергией членов своей организации. Чем многочисленнее секта — тем интенсивнее в ней информационный обмен. И не только информационный. А в фокусе этого энергоинформационного обмена находится харизматический руководитель этой организации. К нему стекаются все потоки — и информационные, и материальные (часто, кроме денег, машины и квартиры). Следовательно, лидер (и его ближайшее окружение, но в меньшей степени) получает во время общих действ никак не меньший эмоциональный заряд, чем ди-джей или ведущий прямого эфира, которые находятся в фокусе внимания посетителей дискотеки либо слушателей. Как правило, лидер «рассчитывается» со своей «паствой», даря ей эрзац счастья — экстатические, экзальтированные состояния, с особенной легкостью достигающиеся в толпе, «медитирующей» на своего кумира, которого с легкостью себе и создает. Кстати, еще К.Г. Юнг неоднократно отмечал опасность подобного слияния в толпу, подчеркивая, что психический уровень толпы в целом намного ниже индивидуального уровня любого из ее членов.
Но имеют ли отношение состояния экзальтированности и возбуждения к духовному пути христианина, нуждающегося в сосредоточенности и духовном равновесии? Никоим образом. В православии для таких состояний есть отдельный термин — «прелесть», и такие состояния не считаются совместимыми с духовным ростом христианина.
Молитвы в христианском храме направлены к Богу, и служба в них будет происходить в должное время, независимо от того, придет на нее хотя бы один прихожанин или нет. Я могу стоять один в храме — служба будет идти, могу выйти — служба все равно будет продолжаться. Потому что она — во имя Господне.
А теперь представьте себе на минуточку, скажем, Сандея Аделаджи, который, размахивая флагом и распевая (одна из принятых в «Посольстве божьем» форм отправления культа), марширует перед пустым залом. Представили? Вот и я не могу. Такому «пастору» всегда нужна аудитория, он не станет проводить представление без зрителей.
Не хочу настаивать на нереальности исцелений во время массовых мероприятий в новейших «церквях». Различные, по крайней мере, временные, облегчения могут иметь место в трансовых состояниях, а также в результате самовнушения. Отдельно следует сказать об освобождении от наркозависимости. Известны результаты исследований, и о них сообщалось — очень часто в рамках «харизматических» культов используется прием, известный как «замещение» одной зависимости другой. То есть на место зависимости от наркотика становится зависимость «исцеленного» от своего «целителя». Теперь уже «пастырь» становится «наркотиком» для своего подопечного со всеми вытекающими отсюда последствиями.
О сугубо земном характере харизматических культов свидетельствуют и просьбы, с которыми их члены чаще всего обращаются в молитвах к Богу — деньги, материальное благосостояние, здоровье. Об этом же говорят и принципы организационного построения некоторых новейших «церквей». Например, в одной из них для молодежи организуются мероприятия с элементами молодежной «тусовки», для интеллектуалов существуют свои группы и своя программа, для людей без высшего образования — соответственно, своя. С точки зрения целесообразности организационного построения — все понятно. Но какое же это имеет отношение к христианству, где нет «ни эллина, ни иудея»?
Я не собираюсь никому ничего навязывать или давать какие-то советы. Человек сам должен решать, куда ему идти и что делать. Я только хочу обратить внимание на то, что многие из новейших культов имеют явные черты язычества, причем язычества не местного происхождения, а завезенного с далеких континентов, из недр очень далеких от нас культур. В некоторых массовых действах «неохристианских» культов в Украине ощущается влияние, скорее, традиционной африканской умбанды, и они намного ближе к синкретическим новейшим псевдохристианским «церквям» Центральной и Латинской Америки, чем к собственно христианству.
Олег ГАВРИШ, Украинская газета
Звернення Собору до духовенства і віруючих Греко-католицької церкви в Західних областях України