Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.03.2006. МОСКВА. Диакон Андрей Кураев: очень скоро к флагам НАТО в бухтах Севастополя могут присоединиться молитвы за турецкого патриарха в храмах Киева

Осенью 2004 года та Украинская Православная Церковь недвусмысленно поддержала кандидата Януковича. Сегодня столь же определенно церковные иерархи стоят в стороне от предвыборных дискуссий.
Что изменилось? Социальная доктрина Церкви? Жизненный опыт иерархов? Политические перспективы, которые несет Украине «оранжевая революция». Нет, все это не претерпело существенных корректив. Скорее всего, дело в изменении статуса кандидата Януковича. Одно дело – искренне поддерживать действующего премьер-министра, который вот-вот станет президентом. Другое дело выражать те же самые сочувствия по отношению к диссиденту.
То, что церковные голоса за этот год не присоединились к хору, восхваляющему новую власть и пинающему Януковича, – это уже поступок. Но настоять на своем, вновь и вновь при новом климате объяснять, что осенняя позиция была не капризом и не «прогибом» под власть, а искренним и принципиальным убеждением, оказалось труднее.
Убеждение это, конечно, состоит не в том, лучше Януковича никто не сможет править 50-миллионой Украиной. Оно состоит просто в знании некоторых особенностей темперамента своих западных соотечественников.
Галицийское мессианство уже полтора века подпитывается западными соседями Украины как средство для развода Украины и России. У «западенцев» есть свое видение собственной истории, истории Украины, истории Восточной Европы. Есть своя конфессия – «греко-католичество». И даже их говор отличается от языка Полтавы. Но в начале 90-х годов именно это галицийское меньшинство стало определять идеологию новорожденного украинского государства и его политику. Причем не только внешнюю, но и внутреннюю. В том числе – языковую. В том числе – религиозную.
Новые власти не мешали униатским боевикам захватывать православные храмы и избивать священников. Они убедили киевского митрополита Филарета, что политическое будущее у него будет, лишь если он объявит себя самостоятельным украинским патриархом. Филарет, за два года до этого (между кончиной патриарха Пимена и избранием Алексия Второго) бывший «местоблюстителем патриаршего престола» всея Руси, согласился считаться «патриархом Украины». В мирской жизни руководитель удмуртских, например, школ, может называть себя «министром образования Удмуртии», но при этом находиться в подчинении у министра образовании Российской Федерации. В церковном праве слово «патриарх» означает высшую точку властного восхождения. Все храмы его «патриархата» вслух поминают только его имя, а имена других патриархов поминает лишь он сам на своих службах. Провозглашение украинской патриархии означало бы, что даже в молитвах жителей Украины не нашлось бы памяти об общей судьбе и жизни двух частей Руси – Киевской и Московской.
И хотя украинские власти очень не любят референдумы (ибо они неизбежно покажут, что галичане есть всего лишь меньшинство), один такой референдум каждое воскресенье совершается по всей Украине. Люди идут в 10 000 храмов, остающихся в Украинской Православной Церкви и в 2 000 храмов, где молятся за «патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета». Предпочтения людей очевидны. Столь же очевидны предпочтения властей, преподносящих Филарета в качестве главного символа «украинской духовности».
Ющенко в своем обращении к Верховной Раде в феврале 2006 года вновь заявил о создании «Единой поместной церкви» как задаче государственной политики. Слово «поместная» означает независимая от Московского патриарха, «единая» – значит под властью «патриарха Филарета». Этот пункт попал в предвыборные программы минимум двух оранжевых блоков («Пора» и «Блока Костенко»)…
Головы таких людей (и священников, и политиков, и госадминистраторов) с надеждой повернуты в сторону Стамбула. Там живет человек с титулом «Вселенского патриарха». Со времен своего крещения Русь и Киев были одной из епархий Константинопольского Патриархата, церковной окраиной Византийской империи. После разрушения этой империи (осложненного судорожным заключением церковной унией с Римом накануне окончательного краха) Москва объявила о своей церковной независимости. Но Украина тогда входила в состав Польши, а потому эта перемена ее не коснулась. Лишь в конце 17 века между Москвой и Константинопольским Патриархатом была достигнута договоренность о передаче Киевской Митрополии в ведение Московского Патриарха.
Вот и тянется последние 15 лет в Стамбул вереница официальных и неофициальных посланцев украинских властей с просьбой разорвать те былые договоренности и вновь объявить украинское православие греческим – в надежде, что, получив столь огромную территорию, стамбульский патриарх сам тут же от нее и откажется.
Ровно 10 лет назад константинопольский патриарх Варфоломей уже уступил подобным просьбам эстонских властей и объявил, что Эстонская Православная Церковь является частью его патриархата, а отнюдь не Московского. И сейчас нельзя исключить подобного пируэта. Варфоломей –гражданин Турции, родившийся в ней (таковы законы Турции, регламентирующие избрание Патриарха). Бывший офицер турецкой армии. Очень несвободный человек. Турецкие законы со времен революции Ататюрка жестко ограничивают активность духовенства (прежде всего мусульманского, но и христианского заодно). Патриарх не может ходить по улице в рясе. Служить он может лишь 4 раза в год. Еще в начале 70-х годов была закрыта последняя православная семинария в Турции – на о. Халки. Тогда, на рубеже 60-70-х давление было столь велико, что Патриархия построила себе запасную резиденцию – в пригороде Женевы Шамбези.
Но сейчас Турция стремится в Евросоюз. И Константинопольский Патриарх становится одним из наиболее значимых переговорщиков и лоббистов турецкой евроинтеграции. Конечно, в интересах Варфоломея выглядеть не лидером двадцатитысячной греческой общины Турции, а многомиллионной Церкви (какой она может стать за счет присоединения к себе Украинского православия). Турецкие власти ряд ли будут против такого развития события. Евросоюз также всегда радуется любой возможности оттеснить российское влияние.
И если в новом украинском парламенте не будет мощного представительства сил, выступающих за сохранение канонического единства Украинской Церкви и Московского Патриарха, то очень скоро к флагам НАТО в бухтах Севастополя присоединятся молитвы за турецкого патриарха в храмах Киева.
Поскольку же всецелой поддержки у церковного народа Украины эта перемена все равно не вызовет, значит, будет новый раскол. Но он уже коснется и Москвы и Константинополя и все остальные православные столицы мира…
Но там, где есть страхи, должны быть и надежды. С точки зрения рекламных технологий Янукович явно не лучший предмет для «раскрутки». Не златоуст даже при выступлении на русском языке. По-украински говорит совсем плохо. Номенклатурное выражение лица. Плюс две хулиганские судимости в юности. На прошлых, президентских выборах, одной из самых действенных ющенковских листовок была та, на которой Ющенко был сфотографирован в форме советского пограничника, а текст говорил, что «когда Витя Ющенко охранял границу СССР, Витя Янукович сидел по второму разу».
И все же за такого кандидата проголосовала половина Украины. Значит, в этом случае голосование шло не за личность, а за идею…
Сегодня Янукович не сможет повторить того результата, который был у него осенью 2004 года. Половины голосов его партия точно не наберет. Отчасти потому, что «административный ресурс» теперь работает против него уже не только на западе Украины, а повсюду. Отчасти потому, что он слишком долго отлеживался после прошлого поражения и не защищал своих сторонников, попавших под оранжевые репрессии…
Среди некоторых украинских политиков есть опасение, что Янукович после выборов забудет свои программные обещания – как в свое время это сделал Кучма. Но это вряд ли повод к тому, чтобы голосовать мимо «Партии регионов». Если бы перед украинской урной 26 марта с такими сомнениями стоял я, то рассудил бы отдать свой голос за партию Януковича именно по этой причине: во-первых, чтобы голос не потерялся вообще, будучи отданным какой-нибудь мне симпатичной, но малопроходной новой партии, а во-вторых, для того, чтобы сделать список «Партии регионов» длиннее. Ведь чем больше депутатов пройдет в парламент от Януковича, тем больше вероятность того, что в их числе окажутся люди, включенные лидером в эту партию не по принципу личной преданности, а по делу – «за верность идее». И вот такие, «идейно верные» депутаты смогут в случае сомнения или пассивности верхушки фракции будировать ее к исполнению программы…
Диакон Андрей КУРАЕВ, Сайт православного общества «Радонеж»
22 марта 2006 г.