Архимандрит Гавриил (Кризина). Архимандрит Иустин (Попович) и Закарпатье
Архимандрит Иустин (Попович)
и Закарпатье
Архимандрит Гавриил (Кризина),
доктор богословия, доцент
Великий сербский подвижник, духовный писатель и просветитель Закарпатья родился в городе Вранье (Сербия) в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 1894 года. В крещении он был назван своими родителями священником Спиридоном и Анастасией именем Благое. (Имена в Сербской Православной Церкви не всегда связаны со святыми, но чаще с церковными праздниками (Вайо, Божко, Благое), иногда с пожеланиями благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями. В Сербии сложилась традиция, по которой не отдельный человек, а в целом взятая семья имеет своего небесного покровителя (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется «Крестной славой» и всегда торжественно встречается. Именин же в нашем понимании сербы обычно не отмечают.)
После окончания средней школы, в 1905 году, Благое поступил в Духовную семинарию св. Саввы Сербского в Белграде. Из всех преподавателей семинарии самое сильное влияние на него оказал будущий святитель Николай (Велимирович), который относился к нему с большой любовью и внимательно следил за его духовным становлением. Позднее отец Иустин назовет святителя Николая сербским Иоанном Крестителем, призвавшим сербов к покаянию.
Вскоре у семинариста Благое сложилось непоколебимое решение полностью посвятить себя Богу, приняв монашеский постриг. В дни, когда он заканчивал семинарию и защищал дипломную работу (июнь 1914 года), над сербским народом нависла черная туча Первой мировой войны. Страшная военная трагедия, охватившая всю Сербию, оказала влияние и на юношу. Желая разделить страдания и боль с родным народом, Благое стал работать санитаром в больнице для раненых. В конце 1914 года он тяжело заболел сыпным тифом, свирепствовавшим в измученной войной Сербии. После выздоровления возвратился к своему больничному послушанию, которое исполнял с полным самоотвержением, видя в каждом больном Самого Господа.
Накануне праздника святителя Василия Великого в 1915 году Благое принял монашеский постриг (с именем Иустин) вместе со своим другом Миланом Джорджевичем, впоследствии епископом Далматинским Иринеем, мучеником за веру Христову.
Летом 1916 отец Иустин года поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, но революционные события не позволили ему получить высшее духовное образование в России; он продолжает обучение на богословском факультете Оксфордского университета (Великобритания). Способный и усердный студент блестяще сдавал все экзамены, но его докторская диссертация, посвященная творчеству русского христоцентричного писателя Ф.М. Достоевского, вызвала протест аттестационной комиссии, и отец Иустин остался без диплома.
Спустя некоторое время будущий светильник Христов преподавал в Духовной семинарии св. Саввы Сербского в городе Сремские Карловцы. Кроме преподавания и окормления многочисленных чад, иеромонах Иустин принимал участие в издании православных газет. Но душа его искала подвижнической и аскетической жизни, он мечтал об Афоне…
В 1926 году отец Иустин защитил в Афинах (Греция) докторскую диссертацию на тему: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания».
В конце 1930 года начинается просветительская и миссионерская деятельность иеромонаха Иустина в Закарпатье, которое тогда входило в состав Чехословакии (нынешняя Закарпатская область Украины в период 1919-1939 гг. входила в состав Чехословакии, затем находилась под венгерским протекторатом и в 1945 г. была присоединена к Советскому Союзу). Согласно тогдашнему чехословацкому законодательству, все православные государства находились в юрисдикции Сербской Православной Церкви. 18 декабря 1930 года к закарпатцам прибывает сербский епископ Иосиф (Цвиевич) для управления Карпаторусской Православной Церковью (это официальное название епархии православных закарпатцев в составе Сербской Православной Церкви в период 1921-1931 гг., затем она именовалась Мукачево-Пряшевской епархией (1931-1945 гг.), а в 1945 г. она вошла в состав Русской Православной Церкви под названием Мукачево-Ужгородской епархии). Вместе с ним был направлен в качестве ближайшего сотрудника на ответственное послушание иеромонах Иустин (Попович) (Фейсак Иосиф. Православие в Подкарпатской Руси и Восточной Словакии после Первой мировой войны. Загорск, 1979-1980. С. 86. Машинопись).
Владыка Иосиф и отец Иустин вписаны большими буквами в историю Православной Церкви в Закарпатье, потому что благодаря их деятельности 2 августа 1931 года была восстановлена древняя Мукачевская архиерейская кафедра. Для того чтобы подготовить к этому великому событию православных карпаторуссов, иеромонах Иустин издал указ под названием «Оповещение о Мукачевском торжестве» следующего содержания: «Более двухсот лет тому назад опустела кафедра Православной Епархии Мукачевской. Неправедными путями — обманом и насилием — свергнут был последний православный епископ Мукачевский, а народ и духовенство православные присоединены к унии.
Почти два века не было православного креста на храмах Божиих в Карпатской Руси, но жила вера православная в сердцах народа…
И в час указанный Господом возродилась и открыто стала исповедываться вера православная в селе Изе и оттуда стала шириться по Карпатской Руси, а теперь настало время для возобновления и восстановления исторической православной кафедры в г. Мукачеве.
В день праздника св. Илии Пророка прибудет в Мукачево на постоянное жительство Его Преосвященство Преосвященнейший епископ Иосиф, постоянный делегат Св. Синода и Экзарх Православной Церкви в Карпатской Руси и Словакии.
С этого дня будет считаться возобновленным престол епископский в Мукачеве после двухвекового изгнания. День этот должен быть нами — православными — отмечен вознесением благодарственных молитв Господу нашему Иисусу Христу по всей Епархии Мукачевской и соборным богослужением в г. Мукачеве в присутствии представителей народа православного от всех приходов епархии». (Русская Земля. 31 июля 1931 г. № 30. С. 1. Ужгород, 1931).
Отец Иустин совершал частые миссионерские путешествия по городам и селам Закарпатья (многократно бывал в городах Ужгороде, Мукачево, Хусте и селе Изе). Его кандидатура была выдвинута во епископа на возрожденную Мукачевскую кафедру, но по своему смирению он отказался от нее.
В конце декабря 1931 года иеромонах Иустин уезжает из Закарпатья в Сербию на новое послушание. С начала 1932 года он — преподаватель Битольской духовной семинарии, где обучалось большое количество студентов из Закарпатья (здесь даже преподавалось карпаторусское церковное пение); а спустя два года — доцент православного богословского факультета Белградского университета. Имя архимандрита Иустина внесено в число известнейших преподавателей догматического богословия этого факультета.
С мая 1948 года он подвизается в монастыре Челие близ Валева, где был духовником. Там он написал многие богословские труды, известнейшим из которых является «Православная Церковь и экуменизм» (Иустин (Попович), архим. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997).
Размышляя о святых угодниках Церкви Христовой, архимандрит Иустин пишет: «Христианин — богоносец, то есть человек, несущий и имеющий в себе жизнь вечную, по мере святости, которая стяжается верой. Святые — самые совершенные христиане, ибо в наибольшей мере освятили себя подвигами веры в воскресшего и вечно живого Господа Иисуса. Воистину они стяжали бессмертие, ибо всецело жили Господом воскресшим, и смерть не имела власти над ними. Всю жизнь свою они предавали Христу и потому их жизнь, их мысли, их чувства были христоподобны. Душу, совесть, всю жизнь посвящали они Ему. И не самим себе принадлежали, но одному Богу.
Поэтому жития святых — это жизнь Самого Господа, в большей или меньшей степени, в той или иной форме повторенная каждым святым, переливавшаяся в Его последователей и через них переживаемая Церковью Его. Или, точнее, это жизнь Господа, продленная святыми, жизнь воплотившегося Бога Слова, Который для того и стал человеком, чтобы передать нам Свою Божественную жизнь, освятить и обессмертить жизнь человеческую.
…Живя во Христе, святые творят дела Христовы, ибо в Нем становятся не просто сильными, но всемогущими: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). В жизни святых ясно осуществляется истина Истинного — верующие в Него станут творить дела Его и больше тех дел: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). И это правда: тень святого апостола Петра исцеляет от болезни, преподобный Марк словом передвигает гору… Когда Бог стал человеком, тогда и жизнь Божественная стала жизнью человеческой, и Божественная истина стала истинной человеческой: все Божие стало человеческим…» (Слава и боль Сербии. М., 2002. С. 176-179).
В монастыре Челие авва Иустин дожил до своей блаженной кончины праведника и угодника Божия, отойдя ко Господу, как и родился, в праздник Благовещения 1979 года.
Причисление архимандрита Иустина (Поповича) к лику святых Сербской Православной Церковью ожидается вскоре, ибо православный сербский народ давно молитвенно почитает его за святую жизнь и силу слова, которую дал ему Господь (иконки с его изображением можно увидеть во многих домах православных сербов).
После прославления этого великого светильника Православной Церкви необходимо ввести его официальное почитание и в православных епархиях Закарпатья, вписать его святой лик в икону Собора Карпаторусских святых, ибо это пастырь Христов, который отдал многие свои силы и знания для утверждения Святого Православия в этом регионе.
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II