Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Нам нужно отыскивать новые пути и средства для воцерковления общества»

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Нам нужно отыскивать новые пути и средства для воцерковления общества»

— Ваше Блаженство завершился 2005 год. Прошло тринадцать лет со времени Харьковского Собора, Вы уже тринадцать лет являетесь Предстоятелем Украинской Православной Церкви, у которой наибольшее количество верующих в Украине. Какой путь прошла Украинская Православная Церковь, какое положение она занимает сейчас?
— Харьковский Собор 1992 года — эпохальное событие в истории нашей Церкви, положившее рубеж ее существованию в условиях авторитарной власти и начало жизни, устремленной к подлинно соборным, каноническим началам. 13 лет моего Предстоятельства — это годы становления Украины как независимого государства, становления национального самосознания украинского народа, его духовного возрождения. В этом процессе Украинская Православная Церковь принимает самое активное участие. УПЦ сегодня — это 36 епархий с 10689 приходами, 168 монастырей, в которых подвизается около пяти тысяч монашествующих. Действуют духовные учебные заведения, воскресные школы, братства, 116 периодических изданий. Для координации сотрудничества с государственными и общественными организациями при Священном Синоде учреждены отделы по благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями, Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства, Отдел по делам молодежи, Миссия социальной помощи детям. Церковь стремится максимально охватить самые важные и сложные сферы жизни народа. Во все времена главной задачей Церкви было и есть спасение каждого конкретного человека, чтобы никто не чувствовал себя одиноким и забытым. Правда, по независящим от нас причинам мы не всегда можем сделать все, что хотелось бы. Но тем не менее, согласно опросу, именно Церковь является самым авторитетным институтом в Украине.

— Какую роль играет Православная Церковь в современном обществе?
— Православная Церковь на протяжении многих столетий является консолидирующей духовной силой нашего народа, воспитывая высокие нравственные идеалы и настоящие человеческие ценности. Этому призванию Церковь верна и сегодня. Будучи сердцевиной нашего общества, Церковь стремится помочь ему преодолеть как последствия тоталитарного режима, так и те отрицательные явления, которые проявились в конце XX века.
Согласно Конституции Церковь отделена от государства, но не от своего народа, поэтому она ведет широкую социальную, просветительскую и патриотическую деятельность. Открываются детские приюты, интернаты, храмы при тюрьмах и больницах. Церковь стремится не оставит в беде и тех, кто оказался в плену самых страшных бед современности: алкоголизма, наркомании и СПИДа. Бесспорно, для того, чтобы у наших современников выработался иммунитет против обозначенных болезней, необходимо воспитывать детей с самого раннего возраста. Надеемся, что введение в школьную программу преподавания если не Закона Божьего, то хотя бы основ христианской этики поможет в этом деле.

— Ваше Блаженство, как соотнести такие принципиальные понятия, как Церковь, общественное самосознание и национальная идея?
— Природа Церкви такова, что Церковь всегда является выше, чем всевозможные общественные и национальные феномены. Церковь не может конфликтовать ни со здоровой национальной идеей, ни тем более с обществом. Она никогда не разжигает национальных пристрастий, хотя некоторые от ее имени часто спекулируют национальными чувствами. Православный христианин — всегда патриот своего земного отечества.
С другой стороны, Церковь хотела бы, чтобы общество максимально благоприятствовало евангельской миссии Церкви, суть которой в воцерковлении общества и культуры, потому что это важно не только для достижения основной цели — спасения каждого отдельного человека, но является также гарантом здоровой общественной жизни во всех его сферах. Церковь глубоко переживает невозможность полноценно влиять на такие социальные институты, как семья и школа, духовное состояние которых является определяющим фактором в формировании духовно, культурно и экономически сильного общества, ведь здравый патриотизм общества находится в прямой зависимости от его духовного состояния.

— Самая больная тема для украинского Православия — это раскол. В чем заключаются причины раскола?
— Как учит всемирная история, причина раскола, как и всякого разъединения, коренится в человеческой гордыне, которая питается личными амбициями и эгоистическими стремлениями. Чаще всего это выражается через властолюбие. Вспомним хотя бы, что стало причиной дробления Киевской Руси? Если не учитывать второстепенных причин, основной будет желание удельных князей абсолютной власти в собственном уделе. Это привело к довольно грустным последствиям — наши предки не смогли консолидировано выступить против монголо-татарских полчищ и на несколько столетий оказались под их гнетом.
Православная Церковь Украины длительное время была заложницей властолюбивых амбиций одного человека, который сейчас именует себя «патриархом Филаретом». Именно его авторитарное управление, в бытность Экзархом Украины, в значительной мере привело к трагическим событиям в западных областях, когда во время захвата православных храмов униатами пролилась кровь. М. Денисенко, вместо того, чтобы определить статус греко-католиков, отрицал сам факт существования униатов в Украине. В период «перестройки», после падения железного занавеса, было ясно, что определенные силы снова начнут форсировать идею отделения Украинской Церкви. Однако объективного анализа ситуации, который бы позволил адекватно отреагировать, не было сделано. Сейчас понятно, с чем связано такое поведение Экзарха, первенствовавшего в Синоде Русской Православной Церкви, — очень хотелось носить куколь Патриарха Московского. Но мечтам не судилось сбыться. В 1990 году на Поместном Соборе Патриархом избрали Алексия II. С этого момента М. Денисенко взял курс на отмежевание от РПЦ без учета мнения всего церковного сообщества и вопреки требованиям церковных правил. То есть мы воочию увидели в действии теорию о роли (в данном случае, к сожалению, печальную) личности в истории. Хотелось бы, чтоб эта «история» быстрее закончилась, потому что в нее оказались втянутыми, сознательно, а преимущественно, несознательно, много искренне верующих сердец, стремящихся к Богу.
Главная задача Церкви — помочь человеку найти путь к Богу. Церковь — это Тело Христово, в ней нет отличий или преимуществ в связи с национальной принадлежностью, социальным статусом и т.п. Использовать определенные сложности межнациональных отношений, которые коренятся в недавней истории, но имеют преимущественно субъективный характер, — это безответственно и, главное, — антицерковно.
Для человека, который живет настоящей церковной жизнью, знает догматы (истины вероучения) и каноны (дисциплинарные правила), существование так званых «православных церквей», не признанных Вселенским Православием, кажется нонсенсом. В то же время есть и другая часть, хотя и меньшая, наших соотечественников, которая пришла в Церковь преимущественно после снятия табу на веру в Бога. К сожалению, некоторые так и не смогли, а может, и не захотели подчиниться церковным правилам. Для них это оказалось тяжелым крестом. Они не захотели преобразиться в Церкви, но стремятся изменить Церковь для себя.
Немаловажным аспектом церковного раскола в Украине является его заполитизированность. И здесь необходимо напомнить, что Церковь не может служить ареной политических пристрастий, ибо тогда она перестанет быть Церковью Христовой и станет просто общественной организацией или партией.

— Что нужно для консолидации Православия в Украине?
— Для консолидации нужно, в первую очередь, исцелить раскол. Используя образы из притчи о блудном сыне, можно сказать, что каноническая, то есть единая законная Украинская Православная Церковь готова принять в свои ряды всех, кто по каким-то причинам отдалился «в дальнюю сторону» (Лк. 15, 13). Требуется только одно: «прийти в себя» (Лк. 15, 17) и покаяться. Мы понимаем, что этот шаг очень тяжелый. Но он единственный. И чем быстрее это осознают раскольники, тем лучше для них и для всего Православия в Украине. Единство — это наша сила, поскольку именно единая Православная Церковь в полной мере может противостоять тем отрицательным явлениям, которые пленили наше общество.
Стремясь к единству, мы одновременно считаем, что этот процесс должен регулироваться только самой Церковью на основании Апостольских правил, канонов Вселенских Соборов и святых отцов. Всякое вмешательство государства не только не ускорит процесс, но может разрушить тот хрупкий мир, который мы имеем, и привести к непредсказуемым последствиям. Здесь уместно будет вспомнить слова известного западного историка Фаррара, который писал, что «с религиозной жизни может выйти и обновление государства, но никогда наоборот… Государство не может средствами, которые находятся в его распоряжении, обновить религиозную и нравственную жизнь народа».

— В последнее время появилось много религиозных направлений, церквей, отличающихся от ортодоксальных. Каково Ваше отношение к ним?
— Да, действительно, после краха тоталитарной атеистической идеологии к нам ринуло неисчислимое количество иностранных проповедников, чтобы заполнить тот духовный вакуум в сердцах и умах нашего народа, который образовался за последние десятилетия. Религиозное чувство неистребимо в человеке, оно является неотъемлемой частью нашей природы. Каждый человек вправе выбирать ту или иную религию. Конституция гарантирует каждому гражданину Украины свободу вероисповедания, и мы, как законопослушные граждане, с уважением к этому относимся.
Тем не менее наше общество должно разобраться и дать объективную оценку всем религиозным течениям, существующим в Украине, ведь среди них есть и так званые тоталитарные секты, которые не духовно обогащают, а разрушают личность и тем самым угрожают существованию самого общества. Есть и те, которые только прикрываются религиозной оболочкой, а на самом деле проводят активную экономическую деятельность. Я не думаю, что свобода совести применима к тем, кто воспитывает религиозный экстремизм и способность одеть на себя «пояс шахида», чтобы уничтожить инакомыслящих.

— Ваше Блаженство, каким Вам видится будущее Православной Церкви, ведь мы стоим перед серьезными проблемами, вызванными не только недалеким атеистическим прошлым, но и стремительным ростом бездуховности современного общества, которое все более настойчиво теряет христианскую мораль?
— Церковь никогда не находилась в среде идеальных обстоятельств, но несмотря на это, Церковь всегда борется за человеческие души, которые в круговороте земной суеты не всегда устремлены к небу. Господь стал человеком, чтобы спасти человека, но спасение осуществляется при условии, что человек тоже желает и стремится к этому. Задача Церкви пробудить в людях эту жажду, открыть человеку глаза на духовную реальность, смысл которой в том, что человек духовно болен, неизлечимо болен, если не узнает в Иисусе Христе своего единственного Спасителя. Церковь должна делать все возможное, чтобы открыть человеку глаза и дать все необходимые средства для духовной жизни. Этими средствами есть церковные таинства и свет Евангелия. Господь никогда не оставит Свою Церковь, которая является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15) и которую «врата ада» никогда не одолеют (Мф. 16,18). Это вселяет в нас надежду в будущее нашей Церкви, несмотря на все трудности и реалии земного бытия, поэтому Церковь всегда будет прилагать максимальные усилия, чтобы свидетельствовать о Правде. Мы также осознаем, что надежда не бывает пассивной, надежда требует волевых усилий и великого труда. Нам нужно отыскивать новые пути и средства для воцерковления общества. Нужны также личный подвиг, самопожертвование, любовь, высокое благочестие священнослужителей, тогда слово Божие будет приносить обильные плоды на духовной ниве.
Сегодня Церковь, государство, общественные институты, как никогда, должны объединить свои усилия перед тем беззаконием, которое пропагандируется всеми доступными средствами. Только Христова Правда может отрезвить общественное сознание, сделать его здоровым, поэтому, повторюсь, необходима консолидация всех, так или иначе влияющих на общественные процессы. В противном случае мы очень ускоряем те времена, о которых говорится в Священном Писании: «Будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24, 21). Мы должны об этом обязательно говорить, потому что Слово Божие об этом предупреждает нас, и мы знаем, что ни одна йота из Писания не пропадет, пока все написанное не сбудется. Однако мы, христиане, оптимисты, и наш оптимизм основывается не просто на одном из многих учений, пусть самом истинном, а на Божественной Личности Иисуса Христа — Бога, Который ради нашего спасения стал одним из нас и даровал нам радость Святого Воскресения.