Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Председатель СПУ Александр Мороз: «Церковное землепользование и хозяйственную деятельность необходимо освободить от налогообложения и контроля фискальных служб»

Председатель Социалистической партии Украины Александр Мороз: «Церковное землепользование и хозяйственную деятельность необходимо освободить от налогообложения и контроля фискальных служб»

— Александр Александрович, прежде всего, позвольте поздравить Вас с церковной наградой, орденом преподобного Нестора Летописца I степени. Вы – известный политик поддержали кардинальные изменения в нашем государстве. Как бы Вы оценили сегодняшние церковно-государственные отношения в Украине?
— Во-первых, я хочу выразить свою искреннюю благодарность и благоговение по поводу этой высокой награды, потому что это орден преподобного Нестора Летописца. Это приобщение к нашей древней истории, к связи времен и поколений. Это меня очень воодушевляет, и я глубоко признателен Его Блаженству за столь высокую оценку моей скромной деятельности в политике и деле защиты интересов верующих. Я высоко ценил деятельность Блаженнейшего Митрополита Владимира, особенно за его выдержку и терпение во время всех трагических событий, происходивших в Украине, и за его абсолютно понятную, открытую и последовательную линию в отстаивании интересов верующих Православной Церкви и развитии отношений с государством. Он никогда не прибегал не только к радикальным действиям, но и к радикальным высказываниям. Его Блаженство всегда действовал как духовный лидер высокого уровня и этим заслужил уважение представителей разных конфессий. Думаю, что и каждый неравнодушный и честный политик скажет о нём то же самое.
Что касается вашего вопроса, то в сфере церковно-государственных отношений сегодня мало произошло полезного в смысле изменений, заметных для верующих. Поскольку в Конституции четко прописан принцип отделения Церкви от государства, то попытки новых руководителей на местах вмешиваться в дела Церкви являются совершенно недопустимыми.
Проблемы межконфессиональных отношений, это, прежде всего дело самих верующих, духовенства и иерархов. В выяснении этих отношений нельзя допускать вмешательства властных структур на местах, они обязаны обеспечить соблюдение Конституции и больше ничего. Когда творится произвол в отношении религиозных общин той или иной конфессии, я считаю: это делают не верующие люди, это делают фарисействующие. Верующий человек не пойдет с ломом на храм и не будет доказывать свою правоту таким образом. Сегодня много говорят о перспективе объединения Православия в Украине, это, несомненно, благое дело. Но, подчеркну, это внутренняя проблема Церкви и самих верующих. Такое объединение должно вызревать в самой Церкви, согласно ее канонов, а не навязываться со стороны государства, политиков или кого бы то ни было.
Второй вопрос – отношение школы и Церкви. В нашей Конституции четко прописан светский характер школы. И это хорошо, потому что, в противном случае, секты использовали бы такой закон более оперативно, чем традиционные конфессии. Священники должны иметь возможность преподавать вероучение в воскресных школах или учебных заведениях, создаваемых при религиозных организациях. Однако преподавание основ религии в школах вводить нужно. Делать это должны светские преподаватели, предпочтительно историки, получившие соответствующую подготовку. Будущие педагоги обязательно должны получать в вузах религиозные знания. Именно туда Церковь должна направлять своих лучших богословов для чтения лекций. Но, пригласив священнослужителей в классы, мы рискуем посеять в душах детей семена межконфессиональных раздоров.

— Александр Александрович возьмем для примера Вашу родину – Таращу на Киевщине, там в классах более девяноста процентов детей крещены в Православной Церкви, зачем им читать курс по буддизму или исламу? Ведь это будет пропагандой чужой религии, почему бы вместо этого не ввести для них урок православной культуры?
— Я думаю, что поступить надо таким образом, — религиоведение должно содержать разделы по православной культуре и этике христианства, — но преподавать его будет учитель истории или обществоведения. Он расскажет: «вот есть такие особенности у той или иной религии, вот эта религия оставила такой-то след в истории нашего государства, культуре, духовности нашего народа, она то и то сделала для его сплочения». Тогда это будет для детей и повторением истории, и приобщением к духовному наследию предков, к пониманию способа приобщения человека к Богу и вере. Но это будет делать учитель, человек которому дети верят, который не навязывает какую-либо точку зрения в области религии, а лишь дает историческую и культурологическую оценку. Я полагаю, этого будет вполне достаточно.
В школах есть дети, родители которых принадлежат к разным конфессиям. Например, в Западной Украине священники греко-католического исповедания уже годами не только преподают свое вероучение в общеобразовательных школах, но и совершают в классах молитвы, водят детей во время религиозных уроков в свои храмы. А в классах находятся дети и православного, и других исповеданий, они не согласны с преподаваемым им вероучением, не желают участвовать в иноверных обрядах или молитвах. Эти дети подвергаются опасности давления и притеснения. Если такое положение узаконить, то надо этих детей освобождать от уроков религии. Тогда другие дети будут воспринимать их как неполноценных. В школьном коллективе это трагедия, этого ни в коем случае нельзя допустить. А вот если учитель будет рассказывать детям: «вот в таком то году была заключена Брестская уния, а потом против нее началось народное сопротивление, оно привело к национально-освободительной борьбе» и так далее… Тогда ребенок воспринимает этот материал в культурологическом контексте, восстанавливает картину церковной и гражданской истории как единого исторического процесса. Тем более, что часто исторические личности выступали одновременно и как государственные, и как религиозные деятели и оказали огромное влияние на развитие нашей отечественной культуры. Тут можно вспомнить митрополита Иова Борецкого, святителя Петра Могилу, монахов Ивана Вышенского, Епифания Славинецкого, военачальников Сагайдачного и Калнышевского. Когда религиозные и государственные таланты соединялись в одном человеке, то изучение биографии такой неординарной личности будет только обогащать наше подрастающее поколение. Такие занятия будут, несомненно, полезны для ребенка, потому, что они будут воспитывать у него понимание родной истории и роли в ней духовного фактора, отвечать ребенку на вопросы, откуда он произошел и куда идет.
Я считаю, в связи с тем, что произошел новый поворот в системе власти на Украине, необходимо провести специальную конференцию под эгидой министерства образования для обсуждения этого вопроса, с привлечением педагогов и юристов, работников министерства и представителей Церкви. Совместно разработать концепцию преподавания этого предмета. И чем деликатнее здесь будет действовать государство, тем больше пользы будет для людей.

- Александр Александрович, известно что государство до сих пор не выполнило свои обязательства в отношении Церкви, взятые перед европейскими структурами. Церкви не возращен статус юридического лица, то есть она в Украине находится в таком состоянии, как ни в одной другой бывшей советской республике. Не решена проблема реституции, хотя президенты Л.Кравчук и Л.Кучма принимали указы по этому вопросу. Вот на сегодняшний день выполнены только постановления, принятые еще при В. Щербицком. Вы полагаете, эта проблема неразрешима в Украине?
— Я думаю, что не следует прибегать к категоричным оценкам. Когда мы говорим о долгах государства перед Церковью, я понимаю это как долги перед людьми и перед их духовным миром. Сегодня строительство храмов, при деятельном содействии государства, свидетельствует о том, что здесь произошел поворот, причем солидный. Я могу это утверждать, потому что сам помогаю восстанавливать церковь УПЦ в селе Кившовате, в которой меня крестили. Это церковь Пресвятой Богородицы, ей более двухсот пятидесяти лет. Богослужения в ней не прекращались, но было уничтожено внутреннее убранство, снесены купол и колокольня. Сейчас настоятель отец Станислав восстанавливает ее, я стараюсь ему помогать. В деле помощи Церкви государство повернулось лицом к нуждам верующих. Что касается реституции собственности, то это непростой вопрос, потому что многие помещения были перепрофилированы и государство понесло значительные затраты по их приспособлению. Я понимаю, что если речь идет о музее – это одно дело, если речь идет о складе — это совершенно простой вопрос, который надо решать немедленно. А в других случаях, я думаю, это надо делать постепенно.

- Александр Александрович, дело в том, что вопросы реституции, возвращения репрессированной УПЦ ее имущества очень болезненны. Наши храмы, здания, помещения отдают в аренду кому угодно, только не законному владельцу. Казино, увеселительные учреждения, плодятся в Киеве, как грибы, Церкви же все возвращают со скрипом. Возьмите, например, имущество знаменитых Киевских духовных школ. Сегодня Киевская духовная академия и семинария размещаются в одном небольшом лаврском корпусе, не приспособленном для этих целей. А ведь там обучаются две с половиной тысячи студентов, включая заочников. В то же время исторические здания столь знаменитой в прошлом Киевской Духовной Семинарии и Академии сохранились – в одном сегодня находится Академия художеств, в другом – частный вуз — университет Киево-Могилянская Академия, в третьем СБУ. И таких примеров можно привести очень много.
- Я, к сожалению, не владею фактами и не могу вести дискуссию на эту тему. Думаю, здесь надо разбираться по каждому факту отдельно. О принципах я уже сказал, и они должны соблюдаться: власть не должна вмешиваться в дела Церкви, она обязана содействовать в реализации религиозных потребностей своих граждан, помогать выполнять Церкви ее миссию, в том числе и в сфере духовного образования.

— Но ведь сегодня Соцпартия уже не оппозиция, а власть. Вы один из тех авторитетных политиков, которые стали гарантами новой власти, чётко заняли позицию по её поддержке. Теперь, наверно, и ответственность придется с ней разделять. У Вас министры в правительстве, глава Фонда государственного имущества. Кстати, Лавра, тоже числится как госимущество, правильно? Социалистическая партия Украины всегда чётко следовала принципам законности и защиты конституционных прав верующих. Министры-социалисты придерживаются партийных установок?
- Естественно. Что касается отношений Церкви и школы, наш министр образования Станислав Николаенко занимает ту же позицию что и я, она зафиксирована в программе нашей партии. Вместо двух часов по истории Второй мировой войны мы ввели 12 часов истории Великой Отечественной Войны, что очень важно для воспитания детей в духе патриотизма и верности нашим традициям. Это уже шаги нашего министра Станислава Николаенко, который действовал не конъюнктурно, а исходя из интересов общества. Я думаю, это очень правильная позиция. Существует проблема закона о порядке применения языков в Украине, я думаю, что мы этот вопрос тоже урегулируем. Юрий Луценко, который возглавляет министерство внутренних дел, выступает за то, чтобы силовики не вмешивались в дела Церкви, как это было раньше, а вы знаете, сколько это принесло бед православным. Проводится чёткая линия на деполитизацию органов внутренних дел. Это обуславливает и невмешательство в церковные дела. Валентина Семенюк, руководитель Фонда Госимущества, прошла через многие испытания, как человек умный и ответственный, будет отстаивать позицию законности и справедливости. Что касается земельных отношений – думаю, что министр сельского хозяйства Александр Баранивский знаком с земельными проблемами религиозных общин и будет содействовать их разрешению, это мы обсуждали на заседаниях нашей фракции ещё в то время, когда он не был министром.

— Александр Александрович, на встрече с руководителями крупнейших конфессий Украины Президент Виктор Ющенко обратился к ним с просьбой помочь государству в решении проблем беспризорных детей, бездомных граждан. Большое количество наших приходов давно занимаются опекой и помощью сиротам, беспризорным, немощным. Вы знаете Свято-Кирилловский приход в психиатрической больнице в Киеве, который организовал крупное подсобное хозяйство под столицей и содержит благотворительную столовую для больных и неимущих. В Одессе игуменья Свято-Михайловского монастыря Серафима собрала около сотни одиноких стариков и организовала монастырскую богадельню. И таких примеров сотни. Но у них больше всего проблем – с госорганамии: санэпидемстанцией, налоговиками, милицией и т.д. Потому что нет не только поддержки, но и законодательного обеспечения благотворительной деятельности…
- Я предлагаю такой механизм: юристы, услугами которых Церковь пользуется при осуществлении своих отношений с государственными структурами, должны предложить свои варианты государственных актов, регулирующих эти вопросы. Со своей стороны я гарантирую свою поддержку и поддержку своих коллег в парламенте. Мы проведем эти предложения через закон, и там будут учтены все эти моменты.
Я понимаю, есть вопросы правоохранительных органов: религиозная организация дает приют людям. Что это за люди? Как организовывается их учет? На каком основании они здесь находятся? То ли по религиозным мотивам, то ли под давлением обстоятельств? Или производственная деятельность при религиозных организациях, трудовые взаимоотношения в этих коллективах, использование земельных участков и множество других вопросов. Все они должны быть отрегулированы в правовом поле.

— То есть, вы считаете, что земля, на которой расположены храмы и монастыри, будет передана им в безоплатное пользование?
—Я уже вносил эти предложения. Кроме того, продукция, получаемая от церковных земель в хозяйственных целях, поступает на социально значимые благотворительные цели. Поэтому церковное землепользование и хозяйственную деятельность необходимо освободить от налогообложения и контроля фискальных служб. Для обеспечения полноценной жизнедеятельности, религиозным общинам, кроме храмов, необходимы здания для воскресных школ, гостиницы для паломников. Соответственно, необходимы и земельные участки под эти учреждения. Традиционной формой социального служения приходов и монастырей всегда было питание неимущих и малообеспеченных членов общества. Поэтому необходимо содействовать религиозным организациям в выделении земельных участков на льготных условиях. Между Церковью и государством должен быть заключен общественный договор.

— Изложите Вашу позицию по вопросу предоставления Церкви статуса юридического лица.
— Еще семь лет назад я высказал свое положительное мнение по данному вопросу. И не потому только, что это даст возможность успешнее решать имущественные или юридические проблемы, а в первую очередь потому, что наличие у Церкви статуса юридического лица отнимет у местных органов власти рычаги давления на религиозные общины и их настоятелей. Мы готовы поддержать такие предложения, чтобы оградить Церковь от неумного, а порой и вредного вмешательства государства в ее внутренние дела.

— Вот Вы осуждаете попытки власти вмешиваться в дела Церкви внутри страны, а как Вы оцениваете попытки привлечь внешние силы к разъединению Православия, например, обращения к Константинопольскому Патриарху по этим вопросам.
- В Евангелии говорится: «кесарю кесарево». Каждый должен заниматься своим делом. Такие обращения, даже если они делаются людьми духовно просвещёнными, будь-то руководитель государства или кто-то из его близких людей — это неправильно. Они должны обсуждать проблему, предвидеть развитие её в перспективе, но не прибегать при этом к государственным актам, а официальные письма являются государственным актом. Ещё раз подчёркиваю, эти вопросы – внутреннее дело верующих и дело Церкви. Я убеждён, что и Константинопольский патриарх, и другие Предстоятели Церквей сами видят и сложности, и перспективы внутрицерковных процессов. Поэтому навязывать какую-то логику событий со стороны государства в данном случае нельзя. Я искренне ратую за то, чтобы Православие в Украине было единым. Будучи председателем парламента, во время встреч с лидерами конфессий я об этом говорил. Должен сказать, что в то время, в середине 1990-х годов, у меня сложилось впечатление, что в основе проблемы раскола лежат не канонические причины, а субъективное начало и вмешательство власти. Сейчас власть сменилась, и небезразличные люди понимают, что нам необходимо единство Церкви, потому что это и защита Православия в целом, и защита интересов государства, основа духовного единения народа. У меня нет готовых рецептов решения этой проблемы. Единственное, что я могу утверждать безусловно, это не допустимость вмешательства государства в этот процесс.

— Известно, что наша власть породила расколы: незаконно зарегистрировала, незаконно отдала чужое имущество. Почему бы власти и не ликвидировать собственное порождение? Ведь так поступили в Болгарии, где раскол десять лет мучил Церковь? Там законом постановили, какая Церковь Православная, а всем неканоническим группировкам, созданным предыдущей властью, со своими лжепатриархами и лжеепископами запретили называться православными, вернули имущество законной Церкви. И раскол исчез.
— Болгарский опыт интересен, но, боюсь, там не было той глубины раскола который произошел в Украине. У нас эти события уже имеют свою историю, и, получается, что чем дальше от берега, тем глубже. Поэтому в Украине надо действовать с учётом сложившихся у нас обстоятельств. Напрямую применить болгарский опыт вряд ли удастся, но изучать и в какой-то мере использовать его, я думаю, будет полезно.

— А не могут ли у нас проявиться рецедивы тоталитарного прошлого? У вас нет ощущения какой-то тревоги? Нервный парламент, нервная власть, нервные перепалки в СМИ?
- Нервные – неуверенные. А уверенные – спокойные, прагматичные и действуют согласно намеченной программы и плана. Я отношу себя к последней категории людей. Меня не раздражают некоторые высказывания, заявления и всё прочее. Цель выбрана, стратегия разработана, тактика отрабатывается, наполняется техническими деталями. Цель — построение демократической правовой Украины — будет достигнута обязательно, как бы кто не нервничал по этому поводу. Поэтому я спокойно смотрю на все эти вещи. Всё будет хорошо.

Беседовал Василий Анисимов