Иеромонах Анатолий (Берестов): «Бездуховный врач не может помочь больному»
XIII Международные образовательные Рождественские чтения
Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, профессором, доктор медицинских наук: «Бездуховный врач не может помочь больному»
-Отче, часто врач видит беспомощность, слабость пациента и в то же время сталкивается с надменностью, даже самоуверенностью, агрессией… Как его такого можно полюбить?
-Бездушный, бездуховный врач не может помочь больному, ибо он действует как машина, а машине без разницы, кто перед ней – она выполняет заданную ей операцию. Только когда он проникнется состраданием к страждущему человеку и искренним деятельным желанием помочь ему, тогда это будет уже не машина, а живой, чувствующий, сострадающий, любящий человек.
Надо помнить, что как алкоголизм, так и наркомания — это страсть. А медицина бессильна перед страстью, она не может лечить грех. Вот поэтому и пациент, да и сам врач, зачастую беспомощны перед медициной.
-Если скажу, что врач должен быть отцом, принимающим блудного сына? Или это слишком смелое сравнение?
-Это слишком смелое сравнение. Врач — не отец, принимающий возвратившегося блудного сына. Церковь, — отец, принимающий блудного сына, а не врач. Врач – помогающий прийти к Церкви.
Церковь лечит. Не сама по себе как здание, или как сообщество верующих врачей. В Церкви лечит благодать Божья, Таинствами Божьими: исповедь, причастие, соборование и все другие. Благодать Божия действует в Церкви – исцеляющая и врачующая! Помогающая! Направляющая!
Всегда помните слова апостола Павла: «Где увеличивается грех, там преизобилует благодать Божья». Вот почему мы видим, как считающиеся неизлечимыми — не всегда, но часто — раковые больные, наркоманы, алкоголики, лудоманы, прибегают впервые к помощи Божией, прибегают к помощи Божией как глубоко греховные люди, получают исцеление. Где у них преизобиловал грех, они получают всепомогающую благодать. Вот в чем дело-то! Вот в чем разница между медициной светской и Церковью, которую нельзя рассматривать как таблетку,– это помогающая благодать Божия. Вот в чем огромная разница между ними!
Православный врач должен понимать значение болезни: соматической, психической или духовной. Наркомания, воздействие тоталитарных сект и оккультизм, все это — поражение духа. Это – духовные болезни. Поэтому православный врач должен стоять на переднем рубеже борьбы за духовное здоровье пациента. И конечно, ему в первую очередь надо держать контакт со священником. Без священника врачу не справиться. Врач не обладает благодатью священства, данной от Бога.
Врач может быть прекрасным в нравственном отношении человеком, духовным человеком, но все-таки благодать выше обычной духовности человека. Поэтому врач, воздействуя на духовное состояние пациента, обязан привести человека к духовнику, а духовника к больному. Это обязательный момент работы православного врача.
-Лечение наркомана, что это — перевоспитание, обучение? Воздействие или содействие?
-Это воздействие и содействие! В первую очередь – это содействие благодати Божией. Но к ней человека надо подвести. Это задачи и священника, и православного мирянина: катехизатора, православного психолога, психотерапевта, врача.
-Если во время лечения пациент не задает никаких духовных вопросов — что делать врачу? Как ему быть?
-Это задача священника, а не врача. Задача священника — обратить человека к Богу, ну а если человек не проявляет никакого интереса, то и нет смысла с ним заниматься. Потому что Бог никогда не действует против воли человека. Если воли человека нет на то, чтобы на него подействовала благодать Божья, то и не надо. Надо ждать. Молиться и уповать на милость Божью.
-Работа с пациентом должна происходить без конфликта с их убеждениями и ценностями. Означает ли это согласие врача с ценностями наркомана?
-Врач не должен быть согласен с ценностями наркомана. Он должен переубедить, что ценности наркомана – ценности бесовские, это ценности антимира. А если он не переубедил, он должен просить помощи у священника. Если и священник не переубедил, то надо оставить этого человека в покое.
-Во время лечения важным является момент осознания себя прощеным Богом. Что это означает и почему он так важен?
-Это чрезвычайно важный момент! Задача священника — подвести человека к осознанию своей греховности. Далее — к исповеди. И в исповеди – к прощению грехов. Потом священник должен подвести человека к неповторению тех грехов, которые он ранее совершал. По собственному опыту могу сказать, что очень часто это получается.
Наркоманы – это особый контингент духовно больных. И более благодатный контингент, чем, скажем, алкоголики. С наркоманами гораздо легче работать, чем с алкоголиками. Вот почему у нас и процент положительной реабилитации наркоманов во много раз превышает положительный процент реабилитации алкоголиков. Если у наркоманов мы достигаем положительной реабилитации в 85-90%, то у алкоголиков — только в 33% случаев.
-Есть такие сферы, в которые врач не имеет права вторгаться?
-Для меня это очень трудный вопрос. Потому что я врач-священник. Мне очень трудно ответить… По своей личной психологии… Ну, как в какие области не может?!…
Врач должен вторгаться во все области духовности и психологии человека, если он, тем более, человек православный. Я думаю, что нет таких областей, в которые врач не мог бы вторгаться. Он — как священник, аналог священника в данном случае…
-«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Видел врачей, которые игнорируют вторую часть, сакцентировавшись на «возлюби ближнего»…
-Я не согласен, что игнорируется «возлюби себя». Все мы, к сожалению, любим, прежде всего, себя. Вся наша любовь к ближним, пациентам, ко всем людям основана на себе. Наша любовь глубоко эгоистична. И в этом наша трагедия. Ибо настоящая любовь – крестная. Она находится на кресте. Христос распял себя на кресте за всех. Он принес себя в жертву. И поэтому настоящая любовь должна быть жертвенна. Истинная любовь, в том числе и врача, должна быть жертвенная! Об этом мы забываем.
Любить других – чрезвычайно тяжело. Настолько тяжело, что мне это даже трудно передать! Именно в силу того, что истинная любовь — она жертвенная. Человеку кажется, что он любит. В конце концов, оказывается, что он любит себя. Истинная любовь сказывается тогда, когда он себя приносит в жертву. В жертву другим. В жертву греха другого человека. В жертву здоровья другого человека. Это чрезвычайно тяжело… Я много раз просил у Бога любви, которой мог бы любить Бога, Церковь и людей. Господь показал мне эту любовь, и я увидел, насколько она тяжела! Тогда и понял, что она именно жертвенная… Сейчас я боюсь просить у Бога этой любви, потому что она непереносима. Потому что любовь истинная – она Божественная, а человек не божественен.
-Как врач может показать пациенту, что ему можно доверять?
-Это зависит от психологических особенностей врача. От его веры, от его любви к человеку. Мне трудно об этом сказать потому, что когда я в течение 40 лет работал врачом, то не испытывал этой проблемы – как показать. Я любил больных, больные любили меня. Поэтому я не знаю, как ответить на ваш вопрос.
-Распространено мнение, что главная проблема наркомана, который решил вернуться к нормальной жизни – пережить «ломку». Мол, тогда недуг можно считать побежденным. Это заблуждение?
-Конечно, заблуждение! Многие наркоманы переносили «сухую» ломку с целью, переломив себя, усилив свою волю, перестать быть наркоманами. Они от этого не переставали быть наркоманами, ибо наркомания – болезнь духовная. Это болезнь душевная. Это – болезнь душелюбия. То есть любви, особого состояния души. Преодолеть ее невозможно, потому что это страсть. И только благодать Божия может помочь человеку преодолеть эту страсть.
-Некоторые из священников считают, что в борьбе с наркоманией нужно использовать чисто духовный метод борьбы: молебны, акафисты… В то же время, другие священники поддерживают практику анонимных наркоманов (АН). Почему мнения священников разделились?
-Я не согласен ни с теми, ни с другими. Я знаю множество больных, которые приходили в Церковь, молились. Приходили к священнику – исповедовались, причащались, но не переставали быть наркоманами. Я знаю еще большее количество людей, которые приходили к АН и не переставали быть наркоманами. В первом случае важно понять, что не священник помогает, а Бог и благодать Божия! Священник в данном случае – проводник, посредник.
Часто приходится слышать в Церкви такие слова: «Я прихожу не к Богу, а к священнику!» Это кощунственные слова! Это такое издевательство над любовью к Богу, ко Христу!!! И любовью к тварному существу, которым является священник как человек… Это — язычество. Я глубоко с этим не согласен! И когда ко мне приходят больные, я их в первую очередь спрашиваю: «Верите ли в Бога? Верите ли вы в то, что Бог поможет вам?». Если я слышу, что они говорят: «Верим!». Это уже 70% успеха. И если проведена удачно первая исповедь – это 99% успеха.
-Что важно помнить родственникам, желающим помочь вставшему на греховный путь?
-Родственникам надо помнить, что их дети – тяжелобольные люди. Их не надо бросать. Многие родители бросают детей. Я знаю множество таких случаев. Знаю множество детей, брошенных своими родителями и обретших спасение в Церкви. Знаю множество родителей, которые просто сдают нам своих детей, лишь бы избавиться от них. К сожалению, знаю мало людей, это менее 50%, которые болеют душой за своих детей и молятся за них.
Родители должны, прежде всего, изменить свой образ жизни. Должны молиться за своих детей. Должны помогать им всячески духовными методами. И не только духовными, но и материальными.
-Можно ли назвать наркоманию самоубийством?
-Нет. Я бы не назвал наркоманию самоубийством. Я бы назвал наркоманию убийством. Потому что есть силы и социальные, и духовные, которые убивают наркомана. Имеется сильное воздействие на душу человека. Если имеются силы, которые владеют душой человека, то они убивают человека, а не человек сам себя. В православии принято отпевать людей бесоодержимых. Они не своей силой умерли, но силой другого духа… и наркоманы умирают не своей силой, а силой другого духа, другого воздействия. Поэтому, конечно, их необходимо отпевать. Я часто сталкивался с такими случаями, когда священники отказывались отпевать наркоманов. В прошлом году, Промыслом Божиим получилось так, что я отпел всех крещеных наркоманов. Теперь мы отпеваем всех погибших от наркомании и даже погибших от «золотого укола», то есть от передозировки.
Интервью вел В.Сорока