Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Чапнин: «Необходима систематическая работа с православным журналистским сообществом»

Сергей Чапнин, исполнительный директор Первого международного фестиваля православных СМИ: «Необходима систематическая работа с православным журналистским сообществом»

— Сергей Валерьевич, редакция «Церковного вестника» и Издательский Совет Русской Православной Церкви являются организаторами фестиваля православных СМИ. С чем связано проведение фестиваля именно в это время?
— Весной 2004 года исполнилось 15 лет газете «Церковный вестник». Это, конечно, скромный юбилей, однако для нашего журналистского сообщества очень значимый. Выход первого номера «Церковного вестника» — это начало возрождения церковной журналистики в России. И когда мы думали о том, как можно отметить это событие и кого пригласить, с удивлением обнаружили, что православное журналистское сообщество давно не собиралось для обсуждения своих проблем. Празднование 15-летия газеты побудило нас к тому, чтобы собрать максимально широкий круг журналистов из России, Украины и Белоруссии — всех, кто профессионально освещает жизнь Церкви в печатных и электронных СМИ. Нам необходимо встречаться и обсуждать задачи, которые стоят перед журналистами, особенно в контексте глобализации. И самая удобная форма для этого, на наш взгляд, — фестиваль, центральным событием которого станет конгресс православных СМИ.

— Фестиваль международный. Значит ли это, что на нем будет происходить обмен опытом с православными журналистами из других Поместных Церквей?
— Уже сегодня можно сказать, что на фестивале будут представители нескольких Поместных Церквей. Мы рады, что вместе с Предстоятелем Русской Церкви открывать фестиваль будет Святейший Патриарх Сербский Павел.
Особенностью подавляющего большинства православных СМИ является их ориентация исключительно на свою национальную аудиторию: румынские церковные СМИ пишут на румынском, сербские — на сербском, Православная Церковь в Америке, естественно, выпускает издания на английском языке. Двуязычных изданий практически нет, и это осложняет наши возможности по обмену информацией. Тем не менее многие проблемы у нас общие. Несмотря на разницу культурного контекста, несмотря на особенности исторического и политического бытия Церкви в каждой конкретной стране, задача свидетельства современному миру об истине православия через СМИ — это задача, которая стоит перед всеми нами, и опыт других Церквей для нас тоже важен.

— Насколько мне известно, фестиваль «Вера и слово» это уже не первая встреча православных журналистов.
— Ежегодно в России проходит целый ряд мероприятий, ориентированных на журналистское сообщество, пишущее о Церкви. Есть интересный опыт в Тюменской области — конкурс-семинар «Православие и СМИ», который уже шестой год проходит в Тобольске. В его организации активное участие принимает епархиальное управление совместно с муниципальными властями и региональными отделениями Союза журналистов и Медиасоюза. Проводится фестиваль в Волгограде, есть фестиваль-семинар «Православие на телевидении», который организовывает Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания совместно с рядом синодальных учреждений, и есть отколовшийся от него аналогичный фестиваль «Радонеж». Эти фестивали проходят регулярно, но собирают сравнительно небольшую аудиторию. На общецерковном уровне такого мероприятия нет.
Необходимо упомянуть также о конгрессе православных СМИ, который проходил в 2000 году и собрал достаточно широкий круг участников. Главным организатором этого фестиваля также выступал Издательский Совет Русской Православной Церкви. Тогда состоялся интересный разговор, но работа фестиваля на этом закончилась. Люди собрались, познакомились, поговорили и разъехались. К таким форумам важно относиться как к одному из этапов работы, обязательно должно быть продолжение.

— Какой вам видится такая работа?
— Мы ориентируемся на необходимость систематической работы с православным журналистским сообществом. Очевидно, что в дни фестиваля мы можем только сформулировать задачи, уточнить, какие из них наиболее важные. Однако для их решения необходимо приложить усилия, и это займет не день и не два. Мы будем советоваться, как в этой работе могут участвовать синодальные учреждения и епархии, как развивать сотрудничество между православными СМИ. Это предполагает целую программу рабочих встреч, обучающих семинаров и других совместных мероприятий. Речь пойдет о продолжении фестиваля и в Москве, и в епархиях. Уже сейчас представители Архангельской епархии предлагают провести обучающий семинар для православных журналистов в Антониево-Сийском монастыре. Есть и другие очень интересные предложения, касающиеся в том числе и исследований в области массовых коммуникаций.
Следует сказать еще об одном мероприятии, которое, на мой взгляд, было очень важным для становления международного православного сообщества журналистов. Это конференция в Афинах в 1997 году. С инициативой ее проведения выступило агентство «Метафразис», а организаторами стали содружество православной молодежи Синдесмос и Элладская Церковь. С тех пор систематическая работа не велась, однако на личном уровне наше общение продолжается.

— На прошедшем в октябре Архиерейском Соборе Святейший Патриарх говорил о необходимости разработки единой информационной политики Церкви. Какую роль здесь мог бы сыграть предстоящий фестиваль?
— Мы чувствуем необходимость серьезно работать в этом направлении. Опыт практической работы крайне важен для формирования концепции информационной политики. Многие православные журналисты прекрасно сознают, что на сегодняшний день информационная политика Церкви и состояние православного журналистского сообщества в целом не соответствуют тем целям и задачам, которые Церковь ставит перед своими СМИ. Мы во многих случаях не можем убедительно свидетельствовать о церковной жизни, эффективно и оперативно донести позицию Церкви по тому или иному вопросу, не можем вести диалог с обществом так, как нам бы этого хотелось. И преграда здесь, с одной стороны, на уровне нашего общего планирования, на уровне формулирования информационной политики Русской Православной Церкви, ее задач, приоритетов. С другой стороны, — это проблема профессионального уровня православных журналистов. Мне кажется, что во многих случаях, к сожалению, этот уровень невысокий. Если мы с этой точки зрения посмотрим на проблему взаимоотношения церковных и светских СМИ, то окажется, что наше нежелание сотрудничать со светскими СМИ, наше прохладное отношение к тому, чтобы публиковать свои материалы или вести в них регулярную рубрику, связано именно с проблемой непрофессионализма. Для православных СМИ какую-то статейку мы еще можем написать, а вот дотянуться до той профессиональной планки, которую ставят светские СМИ, не можем. И прикрываем свой непрофессионализм досужими рассуждениям: мол, нет нам нужды писать в светскую газету. Но здесь мы очень часто изменяем нашему миссионерскому призванию. Очень часто церковному человеку не так интересно читать о церковной жизни, как человеку светскому: воцерковленному человеку многое понятно, а вот тот, кто хочет разобраться в духовных вопросах, но боится или по какой-либо причине не может зайти в храм, мог бы найти какую-то подсказку, поддержку своим духовным исканиям в светских СМИ. Проповедь в светских СМИ, на мой взгляд, должна быть одним из приоритетов в нашей информационной деятельности на ближайшие годы. Думаю, что об этом мы будем подробно говорить на нашем фестивале.

— Что вы как организатор считаете самым интересным на предстоящем фестивале?
— Мы постарались выстроить всю программу так, чтобы каждый день был интересным и содержательным. В первый день священноначалие Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент — расскажет о своем видении задач православных журналистов, в частности в свете решений последнего Архиерейского Собора, который коснулся проблемы информационной деятельности. Мы ждем также выступлений представителей государственной власти, которые в масштабах страны строят свою информационную политику. Их опыт, знакомство с их концепцией были бы для нас важны и интересны. Также мы готовим презентацию ряда проектов как печатных, в том числе и региональных, так и радийных, телевизионных. Думаю, далеко не все знают о том, что в Санкт-Петербурге действует большая, очень интересная епархиальная радиостанция с духовно-просветительской доминантой и ежедневным 14-часовым вещанием. В Сыктывкаре выходит газета «Вера-Эском», которая представляет собой интереснейший образец очерковой православной журналистики.
Другое направление — это взаимодействие со светскими СМИ. В нашем оргкомитете состоит Светлана Миронюк, генеральный директор Российского информационного агентства «РИА-новости», и мы надеемся на ее активное участие. У нас запланированы экскурсии в ряд крупных издательств и телерадиокомпаний, чтобы участники фестиваля смогли увидеть и технологический процесс, и познакомиться с теми, кто работает по религиозной тематике.

— Вы говорили, что фестиваль должен привлечь внимание не только православной общественности, но и общества в целом. Как вы собираетесь этого добиться?
— Одним из информационных поводов, которые, с нашей точки зрения, непременно возникнут в связи с фестивалем, будет разработанный нами и получивший благословение митрополита Климента миссионерский проект «Первозданный смысл слов». Он реализуется на телевидении при участии ТК «Московия — 3 канал» и на рекламных афишах в Москве в рамках социальной рекламы при поддержке правительства столицы. Мы говорим о том, что современная культура активно использует высокий, нередко даже богословский, язык священного для рекламы самых обычных товаров и услуг. Если мы глазами христианина внимательно посмотрим на слоганы, которые используются в телевизионных роликах и на рекламных щитах, то это не может не вызвать по крайней мере недоумения. Вот слоган фирмы, которая производит сковородки: «Ты всегда думаешь о нас». Да, это известная фирма «Тефаль». Но не сковородки же о нас думают! Есть лишь Один Тот, Кто всегда думает о нас. Подобных примеров множество. Об этом мы говорим в нашей рекламно-информационной кампании, используя разные информационные носители — городские афиши, аудио- и видеоролики. На мой взгляд, эта кампания могла бы состояться и в епархиях, ее ведь не обязательно приурочивать к фестивалю. Она может состояться и по какому-то другому поводу. Очень важно, чтобы это прозвучало по всей стране. У нас похищают наши религиозные образы и символы, используют их в коммерческих целях, мы чувствуем это, мы переживаем, но молчим. Мне кажется, мы подошли к той точке, когда молчать уже нельзя. И фестиваль — один из поводов, чтобы поговорить об этом.

Беседовала Мария Виноградова