Культура сквозь призму духовности
Культура сквозь призму духовности
Мир вступил в новый период интеллектуального развития, для которого уже не характерно резкое противостояние свободной, ничем не связанной светской мысли, с одной стороны, и верующего разума, с другой. На повестке дня стоят новые проблемы. Среди них — дегуманизация, глобализация, власть технологией, предельный культурный плюрализм. Они создают контекст той культуры, которую иногда называют постсовременной. Ее же называют и постхристианской культурой.
Новые условия требуют осмысления, определения «духовной ситуации времени». Это задача для философии, но также и для богословия. И она связана, в частности, с вопросом о смысле и роли традиции. Какое значение имеет философская традиция для современного мышления? Следует ли в данном случае говорить о разрыве или все-таки о преемственности? Это вопрос, обращенный к философам.
Слово современность или модерн призвано было обозначить время новизны, разрыв с тем, что устарело, осталось в прошлом, которое стремились преодолеть в новом творческом усилии. Что же означает «постсовременность»? Может быть, новое внимание к прошлому, которое не во всем устарело?
Что касается православного богословия, то оно по определению опирается на традицию, но в то же время и продолжает ее. Богословствовать современно — значит мыслить в существенном согласии с преданием веры, но в то же время отвечать на вопросы, которые ставит жизнь.
Один из таких вопросов касается выражения «постхристианская эпоха». О чем оно говорит? О том, что христианство окончательно ушло из жизни, из культуры? Или же о том, что сегодня, в новую эпоху, мы можем по-новому осмыслить христианское наследие европейской культуры и заново поставить вопрос о его актуальности? Ведь христианство продолжает присутствовать в мире, который называют постхристианским. И это также вопрос, обращенный не только к богословам, но и к философам.
Применительно к нашей теме его следует сформулировать иначе: можно ли сегодня говорить о едином «пространстве мысли» философии и богословия? Привели ли последние столетия культурной истории к утрате такого единства или это только иллюзия утраты?
Европейская философия и христианское богословие взаимодействовали на протяжении многих веков. Изначально богословие безбоязненно заимствовало у философии язык, способ рассуждения и саму постановку проблем. Позднее богословие проложило новые пути мысли и продолжило дело античной философии в христианском контексте.
Однако пришло время, когда философия и богословие разошлись, а порой выступали как антагонисты. Конечно, имеется в виду строго церковное богословие, с одной стороны, и та философия, которая принципиально отказалась связать свободный поиск истины с догматами веры. Однако в то же время философия сохраняла многие богословские темы, а богословие не отказывалось от своей философской составляющей. Поэтому не удивительно, что и богословию, и философии присущи диалоги и дискуссии как нормальные формы существования и развития этих наук.
Эту цель, вот уже второй год подряд, преследует философско-богословская конференция «Православие в мировой культуре», проходившая 18 и 19 ноября в Днепропетровской государственной финансовой академии. На этом собрании научной элиты голос и мнение Церкви как обладательницы и хранительницы Истины попытались услышать приехавшие со всех концов нашего Отечества, а также из соседних стран — России, Белоруссии и Румынии — ученые, культурологи и философы, вступившие в диалог с духовенством и богословами. Эта дискуссия проводилась с одной главной целью — поиск путей воспитания молодого поколения. Ведь будем предельно откровенны, ответственность за каждую молодую человеческую душу лежит как на представителях науки, так и на представителях Церкви.
Организаторами чтений, как и в предыдущий год, выступили Днепропетровская епархия УПЦ, кафедра гуманитарных дисциплин Днепропетровской государственной финансовой академии, кафедра философии Национального городского университета и редакционная коллегия межвузовского сборника «Філософія. Культура. Життя». В организационный совет вошли как представители науки, так и представители Церкви. Почетным председателем оргкомитета был избран Высокопреосвященнейший Ириней, митрополит Днепропетровский и Павлоградский, председателем комитета — ректор финансовой академии Наталья Редина. В организационную комиссию вошли профессура национального университета, проректоры городских вузов, доценты кафедр финакадемии, протоиерей Георгий Вольховский, настоятель Свято-Владимирского храма г. Днепропетровска и священнослужители из других епархий.
Любое дело начинается с призывания Святого Духа на благое начинание. Эта конференция не стала исключением. После пения молитвы «Царю Небесный» открыл чтения приветственным словом к благочестивому собранию научной элиты Владыка Ириней. В своем докладе он указал на онтологическую связь христианства и культуры, а также подверг критическому анализу новое веяние псевдокультуры, получившее в современном обществе название постхристианская культура. В конце своей речи он пожелал участникам конференции мудрого и плодотворного обсуждения непростых вопросов, поставленных перед нами современностью, и призвал Божие благословение на всечестное собрание.
Далее наступило время пленарных заседаний, на которых участники и гости обсуждали разнообразные темы, волнующие современное человечество, — Христос и прогресс, отечественная православная философия, православие как открытость будущему, влияние православия на формирование менталитета восточных славян, православное миссионерство, проблема нравственности в православии и др. Выступило более шестидесяти докладчиков разного уровня, от обычного прихожанина до доктора философии. И не в похвалу будет сказано — чтения прошли на славу. Доказательством этому служит живая дискуссия и множество животрепещущих вопросов, которые задавались с аудитории докладчикам. Поистине справедливо утверждение, что человек реализует себя в общении, и это было доказано на этой философско-богословской конференции. Вот оказывается чего нам — философу и богослову, людям стремящимся в этой жизни обрести Истину — не хватает: честно, здраво, смотря друг другу в глаза, высказать свое мнение и выслушать сторону оппонента, хладнокровно провести дискуссию и прийти к общему выводу. Только так мы можем достичь положительных сдвигов на благо человеческого общества, только при таких условиях к нашему мнению будут прислушиваться, брать пример и учить этому других.
От Днепропетровской епархии в конференции участвовали священнослужители протоиерей Ярослав Денека, иерей Игорь Осадовский, иерей Александр Немчинов, протоиерей Георгий Захарченко, протоиерей Георгий Вольховский, иерей Сергий Вороной. Двое из них выступили с докладами. О. Георгий Вольховский глубоко проанализировал вопрос влияния Христова учения и Его последователей на жизненный прогресс, а священник Сергий Вороной поднял в своей речи один из самых актуальных вопросов современного православия последних нескольких лет — существует ли миссионерство в православии, миф это или реальность?
Во второй день конференции перед участниками и гостями выступил с докладом клирик Московской епархии, кандидат философских наук, профессор богословия, преподаватель нескольких московских вузов, в том числе и МГУ, автор более 20 книг и самый деятельный миссионер в Русской Православной Церкви диакон Андрей Кураев. Он ознакомил слушателей со своими новыми книгами и теми вопросами, которые затронуты на страницах этих печатных изданий, представил вниманию участников чтений свое видение перемен, происходящих сейчас в Церкви. Отец Андрей поднял также тему о роли женщины в современном церковном обществе, о некоторой новизне, которую современные «мироносицы» привнесли в жизнь Церкви. После доклада лектор поблагодарил за приглашение и внимание, которым его одарили слушатели, и ответил на многочисленные вопросы участников, после чего поспешил со своими лекциями в соседнюю Запорожскую епархию.
В заключительном документе конференции подчеркнута польза подобных встреч и дискуссий для всего общества. Верно, что подлинно глубокая мысль рождается в уединении, но в то же время ее развитие невозможно вне слышания другого и разговора с ним, вне интеллектуальной полемики. В этом смысле новая встреча и сотрудничество философии и богословия чрезвычайно важны. И прежде всего для самого богословия, иначе существует риск его полного выпадения из современной культуры. А с другой стороны, такая встреча важна и для культуры, потому что, в конечном счете, именно «высокая мысль» определяет культурные процессы — вплоть до той обыденной прагматики, которая ею пренебрегает.
Подготовил Юрий Субак