Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии участников фестиваля «Вера и слово»

Комментарии участников фестиваля «Вера и слово»

Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский: «Главная задача православных СМИ — быстрая реакция на происходящие в обществе процессы, зачастую тревожные, и освещение этих процессов с православной точки зрения. Приведу в качестве примера трагедию в Беслане. Ведь тогда было нужно не только показывать картинки, но, в первую очередь, должна была быть реакция православного сознания, нравственная оценка происходящего. Многие православные СМИ у нас уклоняются в крайний морализм, но СМИ должны быть объективными, адекватными, быстро реагирующими на происходящее в настоящем времени, и основываться, естественно, на духовных ценностях.
Что касается взаимоотношений светских и церковных СМИ, то представители нашей епархии привезли на фестиваль «Вера и слово» материалы, показывающие пример положительного сотрудничества. Все газеты моей епархии, а в ее состав входят шесть субъектов Федерации, очень быстро и довольно точно реагируют на события. Появились журналисты, которые профессионально работают в светских СМИ, но прекрасно ориентируются в церковной тематике, в церковном лексиконе, в нравственном подходе с православной точки зрения к тем или иным событиям. У нас нет проблем во взаимоотношениях со светскими СМИ. Мы делимся материалами, делимся оценками и впечатлениями. У нас есть и постоянная передача «Благовест» на Ставропольском телевидении, есть телепередачи и в Карачаево-Черкессии, и в Осетии, и в Кабардино-Балкарии. Работают сайты, не только епархиальный, но и сайты благочиний, а также наших отделов — образовательного, миссионерского.
В свое время СМИ многое сделали, чтобы разрушить образ и мировоззрение человека. А теперь задача СМИ, особенно православных, — этот образ воссоздать. Настало время, когда мы должны объединить наши усилия в тех сферах, где возможно позитивное сотрудничество. Это борьба с терроризмом и наркотиками, образование и многое др.

Евгений Никифоров, руководитель медиа-холдинга «Радонеж»: «Мы наблюдаем сейчас просыпание Вселенского Православия. Это удивительный факт. Недавно прошел фестиваль «Радонеж», в сфере влияния которого находятся двести компаний. Ни одна государственная компания, даже СNN, не имеет такого количества корпунктов, как сейчас мы журналистов, готовых с нами сотрудничать. Вслед за этим в Софии прошел международный (с точки зрения Балкан) семинар «Церковь и СМИ». Очень большая проблема найти точки взаимоотношения между Церковью и СМИ. Ведь там тоже Церковь не может дать даже элементарного, того, что от нее спрашивается. А журналисты не могут понять, почему Церковь не может им этого дать, и обижаются. Мы пытались найти алгоритмы взаимодействия, чтобы найти общий язык со светской журналистикой. Были подняты даже вопросы о том, как пресса может осуществлять социальное служение.
В работе участвовали болгаре, представители Македонии, а также клирики и журналисты Сербской и Греческой Церквей. Я представлял Святейшего Патриарха. Я был поражен некоторыми вещами. Оказывается, что все православные связанные «двойным гражданством». Хотя мы и являемся гражданами своих государств, но с другой — мы, православные, абсолютно единодушны. Это радостное ощущение братского чувства любви и поддержки — самое замечательное впечатление, которое я вынес с этой встречи.
В эти дни был поставлено много профессиональных вопросов о том, как найти общий язык со светской журналистикой. Отдельной темой стало создание православных каналов, как кто-то высказался — резерваций духа. И это обидно, если дух загоняется в резервацию. Ведь «Дух дышит, где хочет», как говорит Священное Писание, и мы загонять себя в какой-то угол не должны ни в коем случае и отделяться от светской журналистики. У нас общие проблемы, что в Сербии, что в Украине, что в России, что в Греции.
Современное непонимание людей Церкви и сотрудников СМИ вызывает некое отчуждение и даже агрессивность. На самом деле открытых врагов Церкви очень мало. Это проплаченные люди, абсолютно сознательные и злонамеренные, настоящие преступники. Но основная масса раздраженных — те, которые не удовлетворили своих ожиданий, ведь они ожидают от нас то, что мы будем творить добро, что мы будем защищать младших и угнетенных, защищать права личности. И когда они видят, что этого нет, то начинают возмущаться. А это абсолютно несправедливо. Ведь они то тоже есть Церковь, они также православные христиане».

Евгений Чиквин, депутат польского парламента: «Нам очень радостно, что была возможность пообщаться с людьми, которые занимаются журналистикой. Мне интересно знать, какие масштабы приобрела сегодня деятельность церковных СМИ в странах бывшего Союза. Перед многими изданиями стоят преграды, которые мы давно перешагнули, поскольку организовались еще задолго до распада социалистического лагеря.
Воцерковление журналистов с помощью их привлечения для работы в православных СМИ является одной из разновидностей церковной миссии. Также хотелось бы, чтобы реально воплотились пожелания представителей Поместных Церквей, высказанных на этом форуме, и у православных появился некий координирующий центр, занимающийся обменом опыта и поднятием профессионального уровня сотрудников СМИ между нашими Церквами. Мы бы очень хотели принять участие в деятельности подобной структуры. Думаю, фестиваль дал возможность наладить контакты и между журналистами на региональном уровне. В прошлом году состоялась встреча с работниками церковных СМИ Украины, Беларуси и Финляндии. Такое сотрудничество является очень важным для нас, верующих небольшой Поместной Церкви, — оно с большим интересом воспринимается и другими.

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской епархии «Град Петров»:
На мой взгляд, одна из главных задач православных СМИ сегодня — миссия в обществе. Церковные СМИ, за исключением некоторых московских изданий, ориентированы на церковных людей и малоинтересны широкому кругу читателей. Церковная проповедь в светском обществе должна отталкиваться от тем, волнующих это общество, предлагать церковные ответы на наиболее острые вопросы. Второй важной задачей, стоящей перед православными СМИ, я бы назвал воспитание просвещенной церковной общественности. Из-за низкой богословской подготовки и недостатка церковного опыта значительная часть верующих становится добычей радикально настроенных, часто нездоровых самозванных лидеров. СМИ должны вести эту работу, используя сегодняшние события церковной и общественной жизни, давая им взвешенную церковную оценку, указывая точный евангельский путь разрешения противоречий.
Что касается проблем современных церковных СМИ, то в первую очередь я бы назвал недоступность православных изданий подавляющей части населения. Печатные издания практически отсутствуют в общей торговой сети, не имеют соответствующей рекламы и потому совершенно неизвестны большинству населения. На телевидении и в радиовещании, без которых невозможна успешная миссия сегодня, православные программы почти отсутствуют. Эфирное время, предоставляемое на телевидении (как правило, раннее утро выходных дней), предполагает заранее заинтересованную аудиторию и не предусматривает просмотра основной массой телезрителей. Для церковного радиовещания выделяются частоты, непопулярные среди молодежи, где плохое качество звучания отталкивает слушателя уже само по себе. В результате церковные СМИ не доносят голос Церкви до большинства населения. Происходит процесс маргинализации церковных СМИ и самой церковной жизни в глазах общества. Этому же способствует низкий уровень и, подчас, истеричный тон и мракобесное содержание отдельных церковных СМИ. Как правило, журналистский уровень материалов в церковных СМИ заметно ниже, чем в хороших светских. Ощущается острый недостаток ярких, талантливых церковных публицистов, а также аналитических, дискуссионных материалов в церковных СМИ. Церковные газеты должны публиковать не святоотеческие труды, а рассказывать о современной жизни со святоотеческих позиций.
Какава роль фестиваля «Вера и слово»? Во-первых, он может оказать помощь в координации действий синодальных и епархиальных СМИ. Во-вторых, способствовать диалогу с государством с целью преодоления информационной изоляции Церкви.
Очень важно поднимать статус официальных церковных СМИ, дав им при этом больше свободы в выражении частных мнений. Необходимо преодолеть ситуацию, когда все критическое, дискуссионное, аналитическое находится в околоцерковной прессе, а все официальное и скучное — в епархиальной и синодальной. В результате народ читает и воспитывается на первых, а вторые по разнарядке хранятся на приходских складах.

Архимандрит Симеон Венецианос, сотрудник православной радиостанции Греции: «Я думаю, что форум выполнил свое задание, поскольку дал нам возможность пообщаться и обменяться опытом. Мы взяли много полезного от других. Не знаю, какие впечатление фестиваль оставил у представителей других Поместных Православных Церквей, но представители Элладской Православной Церкви уезжают с наилучшими чувствами. Я думаю, что формат этого фестиваля должен быть более широким, охватить все Православные Церкви, потому что мы живем во времена глобализации, и Поместным Церквам необходимо иметь между собой тесные связи. У нас одна благая цель, и между нами должно быть соучастие.
Конечно, вследствие разных политических соотношений в странах бывшего СССР и Греции сложилась разная ситуация с православными СМИ. Здесь они развивались по-другому, тогда как у нас Церковь не притеснялась. Но у нас одинаковые проблемы. Светские журналисты наших стран всегда намного охотнее рассказывают о церковных недостатках, скандалах и нестроениях, чем о чем-то хорошем. Мы также боремся, чтобы повлиять на их волю, и они старались показывать Церковь с хорошей стороны».
Протоиерей Радован Бигович, протодекан богословского факультета Сербской Православной Церкви:
В условиях современной цивилизации и информационного универсума масс-медиа имеют невероятную мощь, они формируют ментальность и характер современного человека. Однако их справедливо упрекают в нарушении человеческой и профессиональной этики. Это во многом связано с тем, из чего возникли современные масс-медиа и по каким законам они работают. Важнейшая задача Церкви в этой связи — иметь свой метод использования арсенала средств массовых коммуникаций для своей миссии. Это, по моему мнению, очень важно и крайне необходимо сегодня. Средства массовой информации могут много сделать для христианизации современного мира.
Церковные медиа очень важны для взаимного узнавания и постоянного контакта, постоянного общения между Поместными Православными Церквами и православными народами. В целом Церковь должна строить свою политику в области СМИ таким образом, чтобы уменьшить негативное влияние СМИ на общество и, в свою очередь, максимально заинтересовать СМИ в позитивном сотрудничестве.

Георгий Тодоров, главный редактор «Церковного вестника» — официального издания Болгарской Православной Церкви: «Я представляю, как трудно было организовать такой большой фестиваль на достойном уровне. Участие Патриархов, представителей Президента и министров, заседания в храме Христа Спасителя и молебен в Успенском соборе придают форуму статус мирового значения. У нас в Болгарии нет такой поддержки со стороны государства, здесь же мы увидели плодотворное сотрудничество во благо общества и страны.
Возрождение Церкви видно во всех проявлениях, в том числе и в развитии церковной журналистики. Этот процесс во многом оптимистичен даже для нас. По возвращении я непременно расскажу болгарским госчиновникам о взаимной выгоде искренних отношений и подобного сотрудничества, противоположного лицемерию, которое ныне еще существует во многих странах соцлагеря».