Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Церковь и вызовы времени

Церковь и вызовы времени

С 3 по 8 октября в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В нем приняли участие 144 архиерея. Его работу освещали более 200 средств массовой информации из многих стран.
В преддверии Собора, 1 октября, в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялось заседание Священного Синода, на котором были поставлены задачи предстоящего церковного форума.
3 октября, перед началом трудов Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Христа Спасителя Божественную литургию, поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, а также особую молитву, в которой Его Святейшество призвал благословение Божие на труды Собора.
Святейшему Патриарху сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Митрополит Токийский и всея Японии Даниил, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, другие высшие иерархи Православной Церкви. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к молившимся со словом.
Его Святейшество отметил, что прожитые четыре года между соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни и в то же время
поставили перед Православной глобальные вопросы внутри- и межцерковного характера, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. К ним Святейший Патриарх отнес искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности. Святейший Патриарх призвал священноначалие приложить максимум усилий, чтобы их остановить или направить в нужное русло.
Среди отрадных событий четырехлетия — открытие новых храмов и монастырей, возвращение многих святынь Церкви (например, чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери), прибытие мощей святых угодников Божиих — святого апостола Андрея Первозванного, святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары — на каноническую территорию нашей Церкви, торжества, посвященные 950-летию Киево-Печерской Лавры, 100-летию со дня прославления и 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского.
На торжественном открытии Архиерейского Собора в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя были оглашены многочисленные приветствия его участникам, в том числе президентов России, Украины и Беларуси — Владимира Путина, Леонида Кучмы и Александра Лукашенко. С большим докладом, содержащим анализ жизни Церкви за четырехлетний период, выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Далее Собор продолжил работу в группах: «Богословие и богословское образование (председатель — Митрополит Минский и Слуцкий Филарет), «Религиозное образование и молодежное служение» (епископ Венский и Австрийский Иларион), «Миссионерское служение и работа с военнослужащими (архиепископ Львовский и Галицкий Августин), «Благотворительность и издательство» (Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир), «Монастырская жизнь и работа Богослужебной комиссии» (архиепископ Рязанский и Касимовский Павел).

Заседания в рабочих группах
«Богослужебная комиссия и монастырская жизнь»

Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, председатель Синодальной богослужебной комиссии, сделал доклад о развитии богослужебной практики и монастырской жизни в Русской Православной Церкви.
Рассказывая о деятельности Синодальной богослужебной комиссии, архиепископ Александр сообщил, что в период после юбилейного Архиерейского Собора 2000 года комиссия проводила работу по подготовке и написанию богослужебных текстов — служб, акафистов, тропарей и кондаков.
В докладе, посвященном возрождению монашеской жизни, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий сообщил, что на канонической территории Русской Православной Церкви в настоящее время открыты и действуют 655 монастырей, из которых мужских насчитывается 321, женских — 334. Число монастырских подворий и скитов превышает 200. Затем был представлен обзор актуальных вопросов устроения современных монастырей и иноческой жизни. Возрождение монастырей и монашества происходит во всех традиционных формах служения, среди которых особую важность имеют миссионерская и социальная деятельность.
Отдельные обители сосредотачивают свою деятельность именно на миссионерском служении, получая особый статус монастырей с миссионерской направленностью. Они успешно противодействуют сектам и проповедникам нетрадиционных религиозных учений. Просветительское служения монастырей приносит добрые плоды и в тех землях, где население исторически не принадлежит к Православной Церкви.
Монастыри вносят вклад в развитие системы социальной защиты населения. При крупных монастырях устроены приюты для сирот, убежища для инвалидов, странноприимные дома, при этом обители оказывают помощь государственным интернатам, детским домам и домам престарелых.
В докладе был рассмотрен ряд практических вопросов, связанных с открытием монастырей, скитов, подворий и монастырских подсобных хозяйств. Отметив важный вклад монастырей в возрождение сельского хозяйства, владыка Алексий подчеркнул, что хозяйственная деятельность не должна становиться самоцелью: «В отдельных обителях есть скиты, подвизающиеся в которых с раннего утра до позднего вечера заняты попечением о домашнем скоте, пастбищах, огородах и прочем хозяйстве. Ясно, что изначальное предназначение скита как благоприятной врачебницы души и места внимательных молитвенных трудов в таком случае утрачивается. Дело не столько в наименовании, сколько в том, чтобы настоятели и настоятельницы глубоко и твердо сознавали, в чем состоит смысл монашества, и наставляли вверенных братьев и сестер на путь спасения».
Отметив расширение состава монашеских общин и постоянный рост числа самих обителей, архиепископ Алексий подчеркнул, что дело не в количестве монастырей, а в том, чтобы они соответствовали своему предназначению. «Очень важно, чтобы люди, посещающие монастырь, обретали в нем возможность обновления и преображения своей жизни, чтобы они нуждались в монастыре как великой святыне. Поэтому нет необходимости говорить о том, что благополучие епархии в деле возрождения монашества измеряется не числом действующих монастырей, а состоянием жизни в них».
В докладе было уделено внимание некоторым вопросам внутренней монастырской жизни — практике назначений настоятелей и настоятельниц, избрания духовников, приема в монастырь новых насельников и насельниц. К числу наиболее острых вопросов относится проблемы, связанные с духовничеством.
С сообщениями на секции выступили митрополиты: Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Виленский и Литовский Хризостом, Рижский и всея Латвии Александр, архиепископ Черкасский и Каневский Софроний, епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Преосвященные архиереи обсудили ряд вопросов, связанных с церковным и самодеятельным богослужебным творчеством, отметив, что наряду с возрождением богослужебной жизни появляются новые иконы и акафисты, не соответствующие православной церковной традиции и канонам. Ряд иерархов подчеркнули необходимость укрепления дисциплины монашеской жизни и развития взаимодействия священноначалия и монастырских духовников. Участники секции приняли решение обратиться к Архиерейскому Собору с предложением рассмотреть вопрос о создании комиссии по делам монастырей для координации возрождения монашеской жизни.
«Молодежное служение и религиозное образование»
На заседании с отчетными докладами о деятельности Отдела по делам молодежи и Отдела по религиозному образованию и катехизации выступили их председатели: архиепископ Костромской и Галичский Александр и архимандрит Иоанн (Экономцев).
Говоря о деятельности Отдела по делам молодежи, архиепископ Александр подчеркнул, что за межсоборный период с 2000 по 2004 годы Отделу удалось реализовать целый рад программ, которые отвечают целям и задачам, сформулированным Священным Синодом в декабре 2000 года, когда в соответствии с определением Юбилейного Архиерейского Собора был образован Отдел по делам молодежи Московского Патриархата.
Опыт практической работы подтвердил своевременность такого решения. Почти во всех епархиях созданы соответствующие епархиальные отделы. Начался живой обмен опытом молодежной работы, которая в силу исторических обстоятельств не могла осуществляться в советское время. В странах СНГ было проведено несколько десятков молодежных мероприятий.
Под эгидой Отдела были образованы две общественные организации: Всецерковное православной молодежное движение (ВПМД) и Братство православных следопытов (БПС). Началось плодотворное взаимодействие с Всемирным братством православной молодежи СИНДЕСМОС, а также со спортивными и общественными молодежными организациями. За минувшие годы удалось сформировать молодежное служение Церкви, изменить безразличное отношение к делам, проблемам и чаяниям молодых людей.
Заканчивая свое выступление, архиепископ Александр поделился планами перспективного развития православного молодежного служения и призвал всех епархиальных архиереев уделять постоянное и пристальное внимание к этому весьма важному служению Церкви.
В состоявшейся дискуссии архипастыри говорили о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в практической деятельности в епархиях. В частности, было предложено отразить в итоговых документах собора озабоченность Церкви в связи с неконструктивной позицией некоторых представителей светской власти в вопросах церковной работы с молодежью. Было выражено желание получить соборное разъяснение термина «светскость», ибо нередко, прикрываясь этим понятием, на местах создаются преграды для более активной деятельности Церкви в вопросах образования и воспитания молодежи.
Члены рабочей группы высказали единодушное мнение о необходимости оперативного обмена информацией о деятельности как Синодального, так и епархиальных отделов по делам молодежи.
В представленном затем докладе председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрита Иоанна (Экономцева) была дана оценка деятельности Отдела за межсоборный период. Этот доклад был дополнен выступлением митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, который рассказал об опыте взаимодействия Симферопольской епархии с Министерством образования Автономной Республики Крым. Было подчеркнуто, что в таких важных областях, как образование и воспитание, недостаточно усилий лишь Церкви и государства — необходимо привлечь к этой работе родителей. Их инициатива может быть весьма полезной. Выступавшие рекомендовали рабочей группе предложить Архиерейскому Собору затронуть эту тему в итоговых документах, призвав родителей к активному взаимодействию с Церковью в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения, и, в частности, введения в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры».
Подводя итог заседания рабочей группы, ее председатель епископ Венский и Австрийский Иларион огласил те пожелания, которые были направлены молодежью в адрес собора. Среди проблем, волнующих молодежь сегодня, были названы следующие: созидание приходской жизни в атмосфере любви и терпимости, издание церковной литературы и периодики, специально адресованной молодежи, внедрение элементов молодежной культуры во внебогослужебную практику, нарастание демографического кризиса в стране, разработка программы адресной помощи молодым многодетным семьям.

«Богословие и богословское образование»

Первым с докладом, посвященным работе Синодальной Богословской комиссии, выступил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В своем сообщении о деятельности Богословской комиссии митрополит Филарет подробно остановился на работе расширенного пленума в стенах Московской духовной академии 19-20 февраля 2001года, посвященному анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем. Кроме того, председатель Синодальной Богословской комиссии рассказал, что в 2001 году комиссия по поручению рассмотрела богословские изыскания священника Георгия Кочеткова и пришла к выводу, что выдвинутые в адрес священника Георгия Кочеткова обвинения в богословских отклонениях исключительно серьезны и в значительной степени представляются обоснованными. «Священник Георгий Кочетков признал допущенные им неточности, письменно исповедал Православную веру и взял на себя обязательство не использовать в катехизической практике, а также прекратить распространение тех печатных произведений, которые подверглись обоснованной критике со стороны Комиссии», — заключил митрополит. Затем владыка рассказал о богословских конференциях, проводившихся в межсоборный период, а также о контактах с зарубежными богословскими центрами.
С докладом, посвященном работе Учебного комитета при Священном Синоде, выступил архиепископ Верейский Евгений. Предметом особенного внимания докладчика был вопрос о реорганизации и реформе духовных учебных заведений. «Сейчас у нас 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 духовная семинария, 39 духовных училищ, 1 пастырские курсы», — сообщил владыка.
С небольшим докладом о выпуске Православной энциклопедии выступил руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Кравец Сергей. Он рассказал об успехах и трудностях уникального церковно-научного труда, объединившего сотни богословов, историков, ученых-краеведов, филологов разных стран.
Поднятые в докладах вопросы живо заинтересовали участников рабочей группы. Проблемы повышения уровня богословского образования, ИНН, нравственное состояние общества, выработка концепции духовного образования и др. вызвали дискуссию среди участников.

В прениях выступали: архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, епископ Сарненский и Полесский Анатолий, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, епископ Черниговский и Нежинский Амвросий, епископ Барнаульский и Алтайский Максим, протоиерей Владимир Воробьев, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин и др.
«Церковная благотворительность и издательская деятельность»
На заседании рабочей группы по церковной благотворительности и издательской деятельности с докладами выступили председатель Отдела по социальному служению и благотворительности митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев.
В своем выступлении митрополит Сергий подчеркнул, что в Православии милосердие — это не жалость, а образ жизни церковного организма. Он рассказал о деятельности Церкви в области благотворительности. Сегодня у Церкви на попечении находятся больницы и детские дома, дома престарелых и психиатрические диспансеры, созданы патронажные службы. Через учреждения, находящиеся под попечением Церкви, проходят десятки и сотни тысяч больных и нуждающихся в помощи. Во многих епархиях налажена работа в области милосердия и благотворительности, действуют соответствующие епархиальные учреждения, но недостает скоординированности усилий.
На секции состоялось заинтересованное обсуждение доклада. Поднимались вопросы о создании богадельни для престарелых священнослужителей, об улучшении их пенсионного обеспечения. Было отмечено, что работу тормозит дефицит квалифицированных кадров, отсутствие или недостаток информации о делах в епархиях. Было предложено шире использовать зарубежный опыт, в том числе накопленный в православных странах. Недостаток юридической эрудиции также мешает делу благотворительности.
Доклад протоиерея Владимира Силовьева, председателя Издательского совета РПЦ, был посвящен проблемам перспективного планирования в области православного книгоиздания и книгораспространения.
Отметив, что в последние годы православное книгоиздание продолжало динамично развиваться, прот. Владимир Силовьев подчеркнул, что качество редакционной подготовки православных изданий в некоторых, особенно небольших издательствах, остается неудовлетворительным. Несколько лет назад Издательский совет предложил достаточно эффективное средство для решения этой проблемы, создав Экспертный совет, который осуществляет экспертизу православных изданий и представляет соответствующий гриф. Между тем сохраняется и практика прежних лет, когда епархиальные архиереи дают благословения на книги издательств и авторов, нередко клириков других епархий, порой даже не знакомясь с содержанием этих книг. Для дальнейшего развития книгоиздания особенно важным представляется координация издательских планов православных издательств под эгидой Издательского совета. Прот. Владимир Силовьев призвал священноначалие уделить этой проблеме особое внимание.
Участники заседания обсудили современное состояние и перспективы развития информационной деятельности и отметили, что сегодня православное свидетельство должно быть представлено во всех сегментах системы массовых коммуникаций, включая книгоиздательство, печатную прессу, электронные СМИ и Интернет. В связи с этим было признано важным поддержать проведение в Москве в ноябре 2004 года Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» и направить на него представителей всех епархий.
Анализ проблем распространения православной периодики показывает, что назрела необходимость создания системы распространения церковной прессы. Создание такого рода механизма позволит решить двуединую задачу: укрепит материальную базу периодических изданий и решит проблемы стабильного и регулярного получения газет и журналов на местах.
Наряду с координацией информационно-издательской работы на Издательский совет должна быть возложена функция экспертизы церковных книг с тем, чтобы исключить возможность выхода в свет недоброкачественных изданий, прикрывающихся авторитетом Церкви. Особое значение имеет строгая экспертиза богословской литературы и церковных календарей, а в области богослужебной литературы целесообразно рассмотреть вопрос об исключительном праве Издательского совета на ее подготовку и издание.
На заседании секции были высказаны предложения рассмотреть вопрос о создании юридического отдела для помощи делу церковной благотворительности и другим видам церковной деятельности, улучшение пенсионного обеспечения священнослужителей, находящихся по болезни за штатом и на пенсии, а также их вдов и неимущих членов их семей, создание общецерковного дома отдыха.
Рабочая группа считает важным поддержать предложение о создании единого центра распространения церковной периодики, рабочей группы по формированию единой информационной политики Церкви и улучшению координации общецерковной издательской деятельности.
«Миссионерское служение и работа с военнослужащими»
Основные доклады для обсуждения представили архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата, и протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
Участниками Соборной рабочей группы был рассмотрен широкий круг вопросов, относящихся к современному состоянию миссионерского служения Русской Церкви, перспектив использования современных технологий и практики обмена опытом между епархиями в этой сфере. В связи с этим отмечено большое практическое значение общецерковных и епархиальных миссионерских съездов, а также состоявшегося в мае 2003 года Всеукраинского миссионерского съезда.
Особое внимание было уделено проблеме духовной безопасности сограждан, противостояния с позиций Православной веры активной экспансии псевдорелигиозных учений и культов, представляющих серьезную угрозу для духовного, нравственного и физического здоровья людей.
Членам рабочей группы был представлен обширный массив статистических и социологических данных, в совокупности представляющих важнейшие параметры и тенденции развития современного общества. В частности, изучение тревожной динамики ухудшения демографической ситуации побудило участников обсуждения заявить о том, что защита священного дара жизни является одной из важнейших задач внутренней миссии Церкви.
Также были подведены некоторые итоги десятилетних трудов Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
Было отмечено особое значение для Церкви, государства и общества плодотворного взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, военнослужащими и членами их семей, курсантами, а также патриотического воспитания подрастающего поколения, духовного попечения о заключенных и работниках исправительных учреждений.
Сотрудничество Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, осуществляемое на основе соответствующих соглашений о сотрудничестве, приносит добрые плоды. В настоящее время православные храмы имеются в расположении 156 воинских частей, еще 400 храмов расположены в местах дислокации воинских соединений. Особенно плодотворно это соработничество Церкви с воздушно-десантными и внутренними войсками. В местах заключения имеются 625 православных общин, 333 храма и 500 молитвенных комнат, где осуществляется духовное окормление заключенных.
В ходе обсуждения отмечено большое положительное влияние на военнослужащих таких церковно-государственных и церковно-общественных событий, как канонизация святого праведного воина Феодора Ушакова, принесение в Россию святых мощей апостола Андрея Первозванного, 100-летия со дня прославления в лике святых и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.
Констатировав, что, согласно социологическим опросам, за десятилетие число верующих военнослужащих выросло на треть, участники обсуждения высказали пожелание, чтобы епархии Русской Церкви развивали более тесное сотрудничество и взаимодействие с близлежащими военными округами.
Были рассмотрены перспективы возрождения института военного и флотского духовенства.

Архиерейский Собор принял специальное решение о противодействии экстремизму и терроризму:
«Террористические акты, потрясшие людей на всех континентах в течение последних четырех лет, изменили мир. Гибель мирных граждан от рук террористов продемонстрировала смертоносную угрозу экстремизма, который прикрывается различными религиозными или светскими взглядами, но всегда стремится силой навязать людям и народам всего мира чуждый для них выбор.
Агрессии террористов подверглись и народы государств, в которых Русская Православная Церковь осуществляет свою пастырскую миссию: России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Злодейские нападения на мирных граждан и представителей законной власти совершаются с нарастающей интенсивностью. Захват заложников в Беслане, среди которых были сотни детей, показал, сколь далеко готовы пойти террористы.
Русская Православная Церковь молится и скорбит о всех невинных жертвах терроризма, погибших и пострадавших в разных странах, а также искренне состраждет их родным и близким. Наши иерархи, пастыри, миряне предпринимают усилия, чтобы помочь остановить потоки крови и слез на нашей земле.
Недавние трагедии сподвигают нашу Церковь, которая всегда с материнским вниманием относилась к бедам окормляемых ею народов, осмыслить свой возможный вклад в создание такой системы национальной безопасности, которая была бы способна действенно противостоять злу. Эта задача требует, прежде всего, ясного понимания духовных причин современного терроризма.
Питательной средой экстремизма, паразитирующего на религиозных и национальных чувствах, является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Под видом древних учений эмиссары экстремизма обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. В то же время опыт религиозной жизни, опыт добрососедства и соработничества, накопленный верующими, остается невостребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации.
Кроме того, экстремизм, прикрывающийся религиозными или национальными лозунгами, нередко эксплуатирует и такие традиционные ценности, как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу. Преступники, декларирующие намерение захватить весь мир, пытаются обратить себе на пользу естественное стремление людей защитить свою веру и культуру перед лицом воинствующей секулярной глобализации. Экстремистская пропаганда становится привлекательной для некоторых из тех людей, которые не могут смириться с нравственной распущенностью, безрелигиозностью, социальной и экономической несправедливостью, царящими в современном обществе.
По нашему глубокому убеждению, причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для устранения этого вакуума сегодня недостаточно только церковной проповеди. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого — в ограничении зла и поддержке добра (Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви, III. 2). Настало время, когда народы наши должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма.
Знамения времени ясно указывают нам, что откладывание на будущее духовного и нравственного обновления наших народов безнадежно ослабит нас перед лицом фанатичного и коварного неприятеля, сделает все внешние меры безопасности непрочными и недолговечными. Помня об этом, будем укрепляться духом и твердо хранить наше единство».
Архиерейский собор направил также послание Президенту Украины Леониду Даниловичу Кучме. В послании, в частности, говорится: «Мы свидетельствуем о постепенном возрождении в Украине церковной жизни, о полнокровной деятельности епархий, монастырей и приходов канонической Украинской Православной Церкви, сохраняющей крепкую духовную связь с православными иерархами, пастырями и мирянами в России, Белоруссии, Молдове, других странах Содружества, в десятках стран Европы и мира — со всей православной Полнотой.
Отношения между Церковью и государством в Украине строятся на доброй основе, преодолеваются трудности недавнего прошлого. Мы считаем весьма важным развитие широкого церковно-государственного партнерства, прежде всего в сферах социальной и благотворительной работы, нравственного воспитания юношества, возрождения национальной культуры, противостояния порокам алкоголизма, наркомании, преступности, вражды. Во всех этих областях Церковь, светская власть и общество должны идти рука об руку, трудясь на народное благо.
Мы надеемся на сохранение и развитие практики преподавания в средних школах христианской этики, знание которой совершенно необходимо современной молодежи, мятущейся в поисках смысла жизни и сталкивающейся с различными искушениями. Мы также считаем, что власть должна со вниманием отнестись к просьбам верующих, которые, заботясь о сохранении своей богоданной свободы, выступают против обязательного присвоения им идентификационных номеров.
Нас по-прежнему глубоко волнует проблема церковного раскола, который подчас пытаются использовать в политических целях. История убедительно показывает: церковные разделения ослабляют, разрушают общество и государство. В стране с сильными религиозными чувствами народа, а именно такой страной, бесспорно, является Украина, это особенно опасно. Здесь раскол может многократно усугубить политическое противостояние и поставить под вопрос единство народа.
Мы хорошо помним, что продолжающиеся церковные разделения в Украине возникли в начале 1990-х годов не без участия власти и политических сил. Государство, на наш взгляд, должно осознать это и сделать надлежащие выводы, содействуя преодолению разделений через принятие необходимых законов и их осуществление на практике. Призываем Вас как главу государства, а также законодательную и исполнительную власть Украины подержать каноническое Православие, признанное во всем мире.
Украина стоит накануне судьбоносных президентских выборов. Верим и надеемся, что во главе страны будет стоять муж мудрый, бережно и внимательно относящийся к религиозной жизни, не склонный преследовать сиюминутные политические интересы путем вмешательства в церковные дела.
Молимся, чтобы это был человек, решительно отвергающий расколы и разделения в Церкви Христовой. Мы, архипастыри, избранные Господом на служение благу народа Божия, знаем: тот, кто поддерживает расколы, воюет с Богом. Эта война никогда не кончится победой, но принесет всем страдания и горе. Церковь всегда поддерживала только тех, кто твердо стоит за единство канонического Православия.
Да дарует Господь мир, благоденствие и процветание народу Украины — страны, где в Киевской купели родилась наша Церковь».
6 октября в Александровском зале Большого Кремлевского Дворца участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви встретились с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Обращаясь к участникам Архиерейского Собора Президент Российской Федерации В.В.Путин, в частности, сказал: «Наша встреча проходит в дни Архиерейского Собора — важнейшего события не только для внутрицерковной жизни, но и жизни общества. Мы знаем, что Архиерейский Собор обсуждает сейчас немало проблем, связанных с практической деятельностью религиозных организаций, и многие из них напрямую касаются всего общества. В ходе нашей сегодняшней встречи я предлагаю обсудить наиболее значимые. Сразу скажу, такой прямой и постоянный диалог высших руководителей государства и Церкви считаю исключительно полезным. Вы знаете, что на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями речь шла об участии Церкви в важнейшем общенациональном деле — в преодолении угрозы терроризма и экстремизма. Насколько мне известно, Церковь в полной мере разделяет нашу тревогу. И церковные иерархи, и политики не раз отмечали, что религиозные лозунги все более активно эксплуатируются террористами в их преступных целых. Пытаясь разжечь пожар гражданских конфликтов, они играют на религиозных и националистических настроениях, подменяют основные постулаты религиозных конфессий своей псевдорелигиозной риторикой, фактически цинично переводят постулаты добра в пропаганду насилия. Думаю, вы согласитесь: во многом такое стало возможным вследствие нравственного дефицита в обществе. Очевидно и то, что эта проблема нередко усугубляется элементарной религиозной безграмотностью.
В антитеррористической борьбе государству крайне необходимы авторитетные и влиятельные партнеры. Мы рассчитываем на ваше активное участие в совместной работе. Мы также надеемся на ваше участие в социальных проблемах, таких, как борьба с детской беспризорностью и наркоманией, организация социальных приютов и оказание помощи престарелым и инвалидам. Государство высоко ценит эту историческую роль Русской Православной Церкви. Со своей стороны, государство также будет оказывать необходимые содействия деятельности религиозных объединений. Я подписал закон о ряде изменений в российском земельном законодательстве. Создана правовая база для регулирования вопросов бесплатного предоставления в собственность или в безвозмездное пользование земельных участков для нужд религиозных организаций.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствовал Президента РФ от имени участников Архиерейского Собора и рассказал о проведенной работе.
В ходе состоявшейся встречи Митрополит Киевский и всея Украины Владимир рассказал В.В. Путину о современной жизни Украинской Православной Церкви.
Предстоятель Украинской Православной Церкви в своем выступлении поблагодарил Президента В.В. Путина за поддержку, которую глава Российского государства оказывает Православию в Украине. Митрополит Владимир напомнил о том, что в начале нынешнего года Президент Российской Федерации посетил Киево-Печерскую Лавру. В.В. Путин отметил большую роль, которую играет Православная Церковь в сохранении единства братских народов России и Украины.
«Мы конечно, не мученики в Украине, но проблем у нас не занимать», —
сказал Митрополит Владимир. Его Блаженство с сожалением констатировал, что в Украине сегодня можно встретить людей, особенно среди политиков, у которых вызывает неприятие и раздражение существующее каноническое единство Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом. Однако, как отметил Блаженнейший Митрополит Владимир, «мы верим, что наши братские славянские народы, объединенные Православной Церковью и культурой, никто не сможет разобщить». «Славянские народы — братские народы, и таким они будет оставаться всегда», — подчеркнул Митрополит Киевский и всея Украины. Предстоятель Украинской Церкви пожелал главе Российского государства многих сил и Божьего благословения на все благие начинания и свершения. В.В. Путин, в свою очередь, поблагодарил Блаженнейшего Митрополита Владимира за внимание, которое было оказано со стороны Украинской Православной Церкви Президенту России и членам российской делегации во время недавнего визита в Украину. Вспоминая состоявшуюся в Киеве встречу с православными архиереями Украины, Владимир Путин отметил, что это была интересная, очень содержательная беседа. Президент высоко отозвался об иерархах Украинской Церкви: «Это достаточно молодые, энергичные, современные люди, умеющие отстаивать свои убеждения, делающие это очень тактично, но убедительно. Должен сказать, что это произвело на меня очень большое впечатление».
Президент России также подчеркнул: «Я заверяю Вас в том, что, каков бы ни был выбор украинского народа на предстоящих выборах президента, мы, без всяких сомнений, в любом случае будем развивать отношения с братским украинским народом».
После встречи с Президентом Российской Федерации Святейший Патриарх и члены Архиерейского Собора совершили молебен первосвятителям московским и заупокойную литию по убиенным в Беслане.
На заключительном заседании Архиерейский Собор принял «Послание клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви». В нем говорится: «Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в храме Христа Спасителя, и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3 по 8 октября 2004 года, обращается ко всей Полноте нашей Церкви со словами апостольского приветствия: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1, 2).
Благоволением Божиим Собор завершил свои труды, и ныне мы возносим ко Господу молитвы о даровании сил ко исполнению соборных определений. Призываем пастырей — соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе с апостолом взываем: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13).
В прошлом остались тяжелые годы тоталитарного атеизма, воздвигавшего прямые, откровенные гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением свободой, и мы с горечью замечаем: общество его не выдерживает.
Сегодня у нас и новые недруги — более коварные, скрытные и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, «виртуальной» реальности, азартных и «интеллектуальных» игр. Это межнациональные, социальные, политические и даже внутрицерковные распри, в которых истощаются духовные силы народа.
Особенную тревогу вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе, желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек, который, будучи сотворен по образу и подобию Божию, изначально имел высочайшее достоинство, но был поврежден грехом.
Секуляризм не нов, но только сегодня, в эпоху глобализации, он стал всемирной силой, претендующей на то, чтобы выражать интересы всего человечества с универсальных позиций. Система общественных отношений строится сегодня таким образом, что религия остается лишь частным делом. Под предлогом защиты прав человека защищается грех, который внедряется в жизнь как некая болезненная норма. Предпринимаются также попытки вытеснить Церковь из различных сфер общественной и государственной жизни.
Мы не можем с этим согласиться. Для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни. Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей.
Верующие люди должны иметь право обучать своих детей в государственных школах без опасения, что им будет навязываться, как «единственно научная», безрелигиозная картина мира. Исполняя свой долг по защите Родины в армии, трудясь на производстве, в органах государственного управления, в различных общественных и частных организациях, верующие граждане хотят быть уверены, что их религиозные убеждения учитываются в повседневной практике и охраняются законом.
К сожалению, разрушение моральных устоев нашего народа во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение. Практика показывает, что попытки законодательного регулирования в этой области встречают серьезное противодействие. Положение может измениться с принятием журналистами нравственных обязательств перед обществом за содержание своей работы. Участие православных священнослужителей в теле- и радиопрограммах, публикация в средствах массовой информации материалов, выражающих церковную позицию по актуальным вопросам современности, должны стать регулярными.
Мы вновь говорим о том, что если социальные установления не учитывают религиозные нормы, они теряют право на единодушное общественное признание. Сегодня очевидно, что насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики, противоречащей духу христианской свободы, попыткой скроить мир по единому образцу, лишить его красоты и многообразия, данных Творцом.
Что же мы, члены Церкви, можем противопоставить этому безбожному натиску? Как мы можем помочь миру, стремительно движущемуся к самоуничтожению в бесконечной погоне за удовлетворением все новых потребностей и не замечающему гибельности этого пути?
Чтобы быть православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы многие люди для Христа «без слова приобретаемы были», видя «чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1–2). Пусть примером для нас будет жизнь подвижников благочестия, которых прославил в лике почитаемых всей Церковью святых настоящий Собор. Среди них: преподобный Афанасий Высоцкий, праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), преподобный Зосима (Верховский), преподобный Пимен Угрешский, преподобная Александра Дивеевская, блаженная Параскева Дивеевская и блаженная Матрона Московская.
Освященный Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства, умножению миссионерских трудов и святости жизни. Обращаемся к вам со словами утешения и надежды: «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (1Кор. 16, 13)».

По окончании Собора состоялась итоговая пресс-конференция. В ней принял участие митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. На пресс-конференции было отмечено, что Собор дал оценку православному возрождению за четыре с лишним года, поднял проблемы церковной жизни, наметил приоритеты на будущее. Форум канонизировал на общецерковном уровне 14 подвижников, уже почитаемых во многих российских регионах, и рассмотрел вопрос о церковном суде. Участники форума единодушно высказались за объединение с Русской Зарубежной Церковью и развитие диалога со старообрядчеством. Особое внимание было обращено на вопросы церковно-государственных отношений, межхристианского и межрелигиозного диалога, разрешения демографического кризиса.
Заключительным аккордом Архиерейского Собора стало празднование Дня памяти прп. Сергия Радонежского.
В день престольного праздника Троице-Сергиевской Лавры Божественную литургию в Успенском соборе возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Лавры. Божественные литургии архиерейским чином также были совершены в Сергиевском трапезном храме, Свято-Духовской церкви, Покровском академическом храме, в храме преп. Иоанна Лествичника при Московской духовной семинарии и храме Черниговского скита Лавры.
По окончании богослужения иерархи Русской Православной Церкви вышли на Соборную площадь Лавры. Святейший Патриарх обратился к молящимся с Первосвятительским словом. Затем митрополит Калужский и Боровский Климент, секретарь Архиерейского Собора, огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, после чего Cобор архиереев совершил молебен преп. Сергию Радонежскому перед чтимой иконой святого.

По материалам Собора подготовил Валерий Полищук