Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Дионисий Мартышин. Основы мотивации в «модной» психологии

Основы мотивации в «модной» психологии
(Листая страницы популярных книг)
Свящ. Дионисий Мартышин,
кандидат богословия

Мы живем в сложное и противоречивое время, когда с каждым днем увеличиваются проблемы современного общества. И с таким же темпом развиваются советы специалистов по всем интересующим современного человека вопросам. Возьмем, к примеру, вопрос личной мотивации или ценностной ориентации в современном обществе, другими словами вопрос о смысле жизни и развитии человека. Рассмотрим, что предлагает нам современная психология в своих новомодных и популярных книгах. Нужно сразу, отметить, что это не гневная критика «мракобеса в рясе», и не унижение подлинной настоящей науки в области психологии, а попытка по иному взглянуть на идеалы, пропагандируемые, в современном мире.
Решить подлинно проблемы человечества можно только в свете богословского осмысления и самой духовной жизни. Об этом свидетельствует реальность и практика жизни. Признанный в международном масштабе авторитет в вопросах руководства, эксперт по семейным проблемам, преподаватель, один из двадцати пяти самых влиятельных американцев, по мнению журнала «Тайм» — доктор Стивен Кови пишет: «Большинству людей уже надоели «мотивационные ораторы», которым нечего сказать, кроме банальностей, сдобренных анекдотами. Люди хотят добраться до сути, им нужен процесс. Им нужно нечто большее, чем аспирин и лейкопластырь — эти быстро действующие и столь же быстро выдыхающиеся средства для снятия острой боли. Они хотят решать хронические проблемы и достигать долговременных результатов». ( Кови С. Р. Принцип-центричное руководство. / Пер. с англ. П. А. Самсонов. Мн., 2002. С. 8).
В связи с этим возникает задача исключительной важности для православной апологетики: анализ и рассмотрение наиболее существенных основ современной мотивации в области психологии в свете христианской нравственности. Рассмотрим, как современные представители новомодной и «популярной психологии» относятся к вопросам религии и богословия. Вот, к примеру, цели смысла жизни современной цивилизации, выраженные популярным русским психологом Алексеем Тукмаковым: «Если подумать немного, то для хорошей жизни человек должен: быть здоровым физически; зарабатывать достаточно денег; жить комфортно; иметь собственную территорию; уметь добиваться секса с тем, с кем хочешь; дружить; любить; иметь в жизни источники радости; иногда испытывать предельные переживания: восторг, экстаз; нравиться самому себе; продуктивно трудиться, быть в чем-то мастером; творчески самовыражаться; делать что-то поистине важное; познавать, понимать самого себя и окружающий мир… Часто люди обесценивают то, чего не имеют. Нет денег и комфорта — они проповедуют нестяжательство и говорят о тленности богатства. Нет секса и радости — талдычут о пользе страданий и о том, как они возвышают дух. Нет здоровья и красоты — запоют о загробной жизни. Вообще все духовно-религиозные штучки можно использовать для оправдания лени и никчемности». (Подробнее см.: Алексей Тукмаков. Русский Карнеги. СПб., 2003. Сс. 20–22). А вот, что пишет другой современный психолог о » духовно-религиозных штучках» доктор Хосе Ф. Д. Стивенс. По его мнению, комплексом самоуничижения, рабства, обречённостью и неполноценностью обладают люди » в основе верования которых лежит учение о первородном грехе, аде и вечном искуплении».( Стивенс Х. Приручи своих драконов. Обрати недостатки в достоинства. / Пер. с англ. А. Захарченко. СПб., 2002. С. 135). А чтобы современный человек все-таки не задумался о вопросах ада и рая протестантская мысль устами своего популярного проповедника Джозефа Мэрфи, доктора религиозных наук Амбурского университета Библии и почетного доктора Андхарского научно-исследовательского института в Индии громогласно и «радостно» утверждает: «Мы должны навсегда оставить старые догмы, утверждающие, что то, или иное есть истина, в то время как каждый научно мыслящий человек знает, что это ложь. Мы должны перестать заявлять, что те или иные вещи истинны без научного обоснования. Есть люди, которые продолжают верить, что земля была сотворена за шесть дней, а Адам и Ева были нашими праотцами. Аллегория об Эдеме и такие понятия, как чистота, падение, судный день, кровь агнца, спасение, ад и вечные муки, основаны на теологической догме и сложились в древности; к ним следует относиться как к старозаветным мифам ….
Вероучение, догма и традиция не решат сегодняшних проблем. Человек нуждается в раскрытии собственных скрытых сил и учится полагаться на них и использовать мудрость и силу внутри себя, которые и могут вывести его на дорогу внутреннего удовлетворения и спокойствия». (Мэрфи Дж. Новый путь к триумфальной жизни. / Пер. с англ. Л. А. Бабук. Мн., 2001. С. 39 ).
Вот основы «популярной» психологии, когда всё, что касается веры в Живого Бога — относится к «старозаветным мифам». Человек не нуждается, на самом деле, в Боге. А если человек и услышит внутренний голос Божий — свою совесть, его быстро «вылечат, выведут из патологического состояния» такими советами и наставлениями как: » От привитой вам в детстве совести, как от вашей самой дурной привычки, можно и нужно освободиться. Это не так сложно сделать, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужно несколько раз (обычно 3-5) сделать то, что запрещает ваша совесть. Вы с удивлением обнаружите, что ничего страшного не произошло. Вы сделали то, что хотели, и никому этим не навредили. После этого сварливое бормотание совести прекратится.
Все вышесказанное не означает, конечно, что нужно стать бессовестным. Зрелая, развитая совесть — это способность обнаружить подлинные, значимые для вас ценности…» (Подробнее см.: Алексей Тукмаков. Русский Карнеги. СПб., 2003. С. 138).
Параллельно с этим современный человек может пройти курс «эффективных тренингов»и устремиться к «подлинным, значимым ценностям». Например:
«Тренинг «Эффективное соблазнение»
(для женщин):
Как привлекать внимание и знакомиться
с мужчинами.
Как забрасывать «крючки» в сердце мужчины.
Как сделать мужчину щедрым.
Как заставить его влюбиться без памяти.
Как заставить его делать то, что ты хочешь.
Тренинг «Эффективное соблазнение»
(для мужчин):
Как стать очень привлекательным мужчиной.
Как знакомиться с женщинами.
Как понять, что у нее на уме.
Как понравиться и влюбить ее в себя.
Как быстро получить то, что ты хочешь».
( Подробнее, в рекламном сообщении, размещенном в книге: Алексей Тукмаков. Русский Карнеги. СПб., 2003. С. 192).
Нужно, также, отметить какие основные ценности и в социальных процессах современного общества:
контроль;
новый дом;
счёт в банке;
новая машина;
признание и слава;
материальные блага;
высокий общественный статус.
Соответственно современные «проповедники» и новомодные психологи учат таким «молитвам», как например: «Мне нравятся деньги, я люблю их. Деньги постоянно вращаются в моей жизни. Это так хорошо, это очень хорошо. Деньги текут ко мне в изобилии, подобно лавине. Я благодарен за богатство своего сознания». (Мэрфи Дж. Управляйте своей судьбой / Пер. с англ.. Мн., 2001.С. 137) «Мой бизнес — это Божественный бизнес».(Мэрфи Дж. Магическая Сила Разума. / Пер. с англ. Л. А. Бабук. Мн., 2002. С.190).
Оценивая такое настроение общества, Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий отмечает: «Когда мы цель жизни видим на земле, строим виллы, особняки, забываем слова Христа «где сокровища ваши, там и сердце ваше», то мы не с Богом. Если наше сокровище — иномарка, особняк, миллионы долларов, то и сердце наше находится там же — в банковских счетах, Христос-Спаситель был удивительным реалистом, просто и ясно выразил эту мысль. Меня поражает нынешняя бессмысленная роскошь, стяжательство и накопительство. (Вісник прес-служби УПЦ, №14, 2002. С. 27).
Как видно, перечисленные ценности современной цивилизации, пагубны и носят характер наживы и потребления. Люди просто не понимают элементарной истины, что желание «использовать» божественную помощь в своих лично-эгоистических целях, ради животного эгоизма и материального благополучия является настоящим кощунством, бессознательным святотатством.
О пагубности сребролюбивого и обывательского подхода к жизни говорит не только Православие, но остро это осознаёт и сам Запад, в лице своих идеологических лидеров. Стивен Кови отмечает: «Мы спешим жить. Мы спешим любить. Мы спешим учиться. Мы спешим оставить след. Как отмечают многие социологи, эта торопливая парадигма независимости порождает огромный дисбаланс в нашем обществе… «Когда мы пытаемся удовлетворить свои потребности и реализовать способности, исходя из линейной, учитывающей только хронос парадигмы независимых достижений, наша жизнь порой уподобляется огромному шведскому столу. Время ограничено, и мы для достижения максимального удовлетворения должны успеть попробовать как можно больше. Мы перескакиваем с блюда на блюдо, хватая по кусочку, пытаясь объять необъятное. Мы становимся ненасытными пожирателями переживаний и ощущений». (Кови С. Р. Главное внимание — главным вещам. / Пер. с англ. П. А. Самсонов. Мн., 2002. С.276-277).
Деньги, власть, слава — «этот подход, в сущности, сосредотачивает нас на том, чтобы мы набирали все большую быстроту и ловкость в приобретении все большего количества этих вещей. Но каков результат? Разве это спокойствие? Разве оно основано на долговечном фундаменте? Остановитесь на минутку и задумайтесь о своей жизни. Что для вас означает «покой»? Откуда он приходит? Удовлетворены ли вы количеством и качеством покоя в вашей жизни?». Установка на зарабатывание денег, как на единственную цель жизни, — это просто ошибочный выбор. Принципы „точного севера», на предназначении и перспективе и помогают достичь счастья и покоя. (Кови С. Р. Главное внимание — главным вещам. / Пер. с англ. П. А. Самсонов. Мн., 2002. С. 392 ). «Точным севером» для человека должен стать Бог, а не словесные фразы «философии жизни». И обрести «точный север» в жизни человеку помогает Церковь. Ведь Православная Церковь — это не какое-то закрытое общество, отгородившееся от мира и далекое от проблем современности. Напротив, Церковь состоит из людей и подобно им живет в нашем мире; она его часть.
Анализ современной модели бизнеса и связанных с ними корпоративных ценностей — конечно вопрос сложный и болезненный, который не решить простым философским подходом, так как этот вопрос включает в себя множество составляющих всей нашей жизни, более того, особенно в период глобализации и экономической интеграции в единое мировое поле деятельности. Но и отмахнуться по привычке от этого вопроса в стиле «мол всё это греховное от лукавого от антихриста и т. д. Это не для православных, это не важно для спасения» — это на мой взгляд будет не искренним, не правдивым по ханжески или точнее не по-христиански. Так как, христианин не бежит от мира, а преображает и приводит его к Богу.
Церковь не противостоит миру, они взаимосвязаны и пронизывают друг друга. В таком смысле следует понимать усилия современной Церкви стать «светской». Двойная бухгалтерия многих христиан — минимум шесть дней в неделю отдавать мирскому, а час в воскресенье посвящать Богу, тоже неверна. Все обыденное: сон, пробуждение, еда, питье, смех и плач, а также все великое, сложное и необычайное наших дней — это пространство, в котором мы должны доказать, что Бог для нас что-то значит. В этом смысле христианин должен обладать «мирским мышлением», чтобы оставаться истинным христианином. В нашей любви к миру и ближнему должна проявляться Божия любовь к миру и человеку. Только тогда наше служение миру превратиться в настоящее богослужение. Поэтому православная апологетика не может стоять в стороне от современных вопросов мотивации в области психологии и самой реальности жизни. Не желание «покритиковать» и навесить на всю современную «популярную» психологию ярлык «ереси и греха» заставили меня обратиться к анализу многих сегодня популярных книг и мнений по вопросам личной и социальной психологии. А внутреннее переживание и волнение за те христиански ценности и нравственные основы, которые сегодня перекручиваются и подаются в искаженном виде.