Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии участников (Митрополит Илларион, Митрополит Агафангел, Митрополит Иоанникий, Архиепископ Сергий, Архиепископ Павел, наместник Киево-Печерской Лавры, Феогност, епископ Сергиево-Посадский, наместник Троице-Сергиевой Лавры и др.)

Комментарии участников

Митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион: «Мысль о придании Святогорью статуса Лавры созрела давно. Каждый раз, пребывая в этой обители проникаешься мыслью, что это Богом данное место. В свое время эта идея возгорелась и в душе Виктора Федоровича Януковича, когда он был губернатором, и мы вместе начали работу. На нашем пути было много препятствий. В то время на территории монастыря было четыре хозяина. Мы поняли, если мы не возвратим церковного имущества, то никогда не возродим обитель. Всенародное желание создать Лавры заставила всех бюрократов и «собственников» пойти нам навстречу. Мы долго боролись за возвращение корпусов, потом возрождали, реставрировали поруганные храмы.
Сегодня у нас великий, долгожданный праздник. Отрадно, что разделить нашу радость прибыли наместники Лавр Троице-Сергиевой (Сергиев Посад), Александро-Невской (Санкт-Петербург), Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской. Они восприняли нашу обитель как достойную и равноправную сестру.
Я думаю, что наша Лавра – первая, возникшая после атеистического режима, будет также исполнять функцию единения нашего народа и всего православного мира. К нам на праздник приехали гости из Беларуси, России, Польши, Румынии, других государств. Если Почаевская обитель на западе нашей страны является оплотом Православия, защищающим от нашествия инославных, то главная функция Святогорской Лавры – являться связующим звеном между всеми потомками славян и других наций, когда-то населявших Киевскую Русь. Мы хотим образовать здесь духовно-культурный центр наших народов. Приятно, что эту идею поддерживают губернаторы и архиереи Украины, России и Беларуси, присутствующие на торжествах».

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: “Прежде всего хочется поздравить епископат, духовенство и мирян нашей Церкви с этим великим праздником – с новой Лаврой. Это большое историческое событие. Полтора столетия назад епископ Иннокентий (Борисов) открыл закрытый до этого Святогорский монастырь. Тогда он привез икону Божией Матери Киево-Печерскую с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими, и частицами мощей угодников Божиих. Считаю, что сегодня мы являемся продолжателями дела святителя Иннокентия, который уже в те времена много потрудился, чтобы монастырь стал Лаврой.
Сегодняшнее событие свидетельствует о том, что возрождение духовности на Украине является необратимым процессом. Те, кто прибыл на торжества, понимают значение Православия в жизни нашего народа и оценивают подвиги православных подвижников благочестия и будут умножать веру, любовь Христову – свидетельство нашей благодатной силы».

Митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий: «Трудно подобрать слова, чтобы выразить нашу радость. Донбасс – регион, который, несмотря на свою индустриальную мощь, много лет в какой-то степени был духовно запущен. И даже в дореволюционное время донецкие храмы были прикреплены к другим епархиальным центрам. В частности, даже святитель Иоасаф Белгородский давал указы священникам, которые служили на территории современной Луганской области. После революции этот край стал «экспериментально-атеистическим», что непосредственно отобразилось на разрушении местных святынь. Затем в 1944 году была открыта епархия, которую упразднили в 1948-м. Архиерея перевели в Одессу, откуда он управлял двумя огромными областями. И прибывал сюда владыка не тогда, когда он хотел, а тогда, когда ему разрешали. Его визиты на Донбасс совершались не чаще трех раз в год. Что в таких условиях архиерей мог сделать? Руководители боялись, чтобы здесь ни в коем случае не поднималась духовность.
Только в последние годы православный Донбасс начал возрождаться, но и сегодня духовенству приходится бороться с расколами, экспансией латинизма, а наибольше, с засильем сектантов. Не только сложно возрождать наши поруганные святыни, еще тяжелее возрождать храмы душ человеческих.
И Лавра для многонационального Донбасса – это великий маяк, указывающий дорогу к духовности. Этот день радостный не только для нас, но и для многих тысячных жителей, которых мы надеемся видеть глубоко церковными людьми».

Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий: «Открытие новой Лавры в Украине – свидетельство глубокой и живой веры нашего народа. Вера подвигает на такие ревностные подвиги, что их нельзя скрыть. Они проявляются и внешне, когда весь народ видит благолепие и торжество. Народное рвение заставляет возвеличить и внутренний подвиг насельников, строителей, благоукрасителей этой святой обители.
Наша Почаевская святыня радуется о Святогорском торжестве. Это чудо, что несмотря на никакие трудности за столь малое время удалось возродить монастырь. Я здесь впервые, и просто поражен его величием и благолепием».

Архиепископ Павел, наместник Киево-Печерской Лавры: «Это действительно воля Божия, и против воли Божией не пойдет никто. Дай Бог, чтобы Святогорская Лавра приобрела большую славу и сияла той Небесной милостью, благодатью, которую имеет первая Лавра, явившаяся началом всех наших обителей. Для меня отрадно и утешительно то, что монастырь Почаевский и Святогорский основаны киево-печерскими иноками. Я думаю, что покров Божией Матери будет пребывать над этими святынями до скончания века. Не даром сегодня наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Владимир подарил от стольного града копию чудотворной иконы Успения Богоматери, написанную в стенах Печерской обители».

Феогност, епископ Сергиево-Посадский, наместник Троице-Сергиевой Лавры: «Хорошее доброе христианское чувство – радоваться радости наших ближних. Сегодня радость насельников Святогорского монастыря и верующих Украинской Православной Церкви стала нашей.
Написано, что мирянам суть свет иноки, а инокам свет – ангелы. И если монашество будет соответствовать тем задачам, которые ставятся перед ним, то это будет напрямую способствовать укреплению мира и благополучия в нашем обществе. Поэтому считаю, что каждый монастырь играет важную роль в поднятии духовности в своих регионах, а придание статуса Лавры даст Святогорью возможность влиять на возрождение духовности далеко за пределами Донбасса. В Святогорской обители я впервые. Здесь красиво, чисто, уютно и доброжелательно».

Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп: «То, что Святогорский монастырь возведен в статус Лавры – важное событие не только для жизни Украинской Православной Церкви, а также для верующих из восточной Украины. Обитель давно притягивала верующих, жаждущих посетить древнюю обитель. С приданием статуса Лавры люди еще с большим усердием будут посещать это святое место, очищать свои души и искать Божия благословения для своих благих начинаний. Главное, что в этом регионе будет увеличиваться прослойка воцерковленных людей, что будет способствовать оздоровлению общества, улучшению отношений в наших семьях, рабочих коллективах, в обществе, среди детей и молодежи. Для меня это очень большое событие, потому что это место близко для меня по духу».

Архимандрит Назарий, наместник Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург): «Семья Лавр увеличивается. Украинская Церковь независимая, но с другой стороны, Церковь Христова одна едина, поэтому мы никак не завидуем, что в Украине теперь больше Лавр, чем России. Прошло более 170 лет, когда появилась предыдущая Лавра, поэтому сегодня мы искренне радуемся. В Санкт-Петербурге не самая младшая Лавра: после нас такой статус получил Почаевский монастырь, а теперь и Святогорская обитель. Церковь живет, она жизнеспособна – и это радует.
Мне кажется, что «Лаврой» обитель становится не оттого, что она «имперская» или находится в столичном городе – это свидетельство большого духовного значения монастыря, а название только подтверждает его статус. И мне хочется пожелать, чтобы братия монастыря соответствовала этому высокому признанию, и чтобы Господь помог приобрести те духовные качества, которые должны присутствовать в великом монастыре. Потому что каждый из монастырей исполняет свои функции, но Лавры всегда были теми духовными центрами, от которых проливался Божественный свет на всех верующих».

Віктор Бондаренко, голова Державного комітету у справах релігій: «Сьогоднішня подія стала свідченням духовного росту народу, нової якості духовного життя в нашій державі, і в Українській Православній Церкві, як найчисельнішій релігійній організації у країні.
Безумовно, без розв’язання питань реституції і повернення церковного майна не могло й бути мови про надання монастиреві статусу Лаври. Ми пам’ятаємо події десятирічної давності, коли не було можливості вирішити подібні питання. Вражають і відновлювальні роботи, проведені тут, які ставлять Святогірський монастир в особливе положення. І тому високий статус, наданий обителі є адекватним кроком, тому що тут багато зроблено для відновлення монастиря і духовного життя у ньому.
Нещодавно ми вносили новий проект закону, де вносили пропозицію депутатам виключити формулу щодо користування культовими спорудами і комплексами культових споруд. Я повторюсь про нову якість духовного життя нашої Церкви, тому і вважаю, що слід передати релігійним громадам у власність все, чим вони користуються на даний момент.
Сьогодні це свято не тільки для Церкви, а й для всього народу, суспільства і, очевидно, держави, оскільки ми не тільки декларуємо свої наміри, а й реально втілюємо у життя добрі взаємини між Церквою і державою. Тому, якщо у нашого “партнера” – Церкви є таке свято, то це є свято і для держави».

Архиепископ Ровненский и Острожский Варфоломей:
«Монастыри всегда играли важную роль в духовной жизни народа. В них по сравнению с приходскими храмами духовная жизнь была на большей высоте и, естественно, люди искали большего духовного утешения именно в святых обителях. Поэтому главные монастыри издревле носили название лавр. Преобразование Свято-Успенского Святогорского монастыря в лавру – имеет большое духовное значение для Украины. Еще один очаг духовности и молитвы возгорелся на нашей Украинской земле! Это имеет значение и для братии, которая живет там и православного населения всей нашей украинской земли. Потому что на лавру уже смотрят по-иному, относятся к ней с особым благоговением, что ощущает и сама монастырская братия, и паломники. Поэтому это не только большая честь для обители, но и большая ответственность. Сегодня большая радость для всех. Это укрепит Святое Православие на нашей земле и послужит доброму делу возрождению нашего народа».

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней:
Монастырь имеет огромное значение для верующего человека. Каждый мыслит о Лавре как о чем-то величественном. Святогорская обитель впечатляет даже издали, внешним видом, так удивительно на этих меловых горах расположены храмы. Я посещал Святогорский монастырь несколько раз и каждый раз мыслил, что это не обитель, а Небо на земле. Это, действительно, — та красота, которая притягивает к себе верующих людей, паломников, туристов.
Первое мое посещение Святогорской святыни было связано с прославлением преп. Иоанна Затворника. Тогда из собора, который сейчас привлекает своим величием и красотой, только успели убрать перекрытия, и он внутри был будто в огромных ранах, в стенах сплошные щели и дыры, от вырванных огромных кусков. В этих щелях стояли люди. Помню, произносил проповедь, народу было столько, что люди стенали от тесноты. Много было больных, бесноватых, которые сильно кричали. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Когда уже после богослужения пошли Крестным Ходом, наступило состояние благодарности Богу, что прославлен преподобный, и так сильно он сразу впечатлил, повлиял на состояние многих, что люди тянулись десятками тысяч в эту обитель. Первое впечатление осталось в сердце навсегда, Иоанн Затворник стал очень близок моему сердцу.
Когда посещал второй раз обитель, считаю, произошло чудо. Мы спустились в пещеры и шли в келью преподобного подвижника, то мне хотелось, взять кусочек мела, именно из пещеры отколупать от стены. Но ведь это нельзя же делать! Решил: «Как Бог даст!». В нашей делегации было семь человек из Днепропетровска. И непонятно как падает камушек, разбивается об пол – и ровно на семь частей, то есть по количеству людей, которые там были!
Большая радость, что на Украине воссияла третья Лавра, и чудо – все три в честь Успения Матери Божьей. В России – Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, а у нас — в честь Успения. Так Церковь представляет всю полноту того духовного величия, которое должно быть и Лавры и монастыри, и скиты, и простые приходы.
Говоря о значимости Лавры, хотел бы отметить, что она, безусловно, сыграет объединяющую роль в нашем обществе, стране. Нельзя допустить раскола, разделения, греховных группировок. Надо молиться, чтобы Иоанн Затворник и другие святые, просиявшие в Святогорской Лавре, вели людей к единству, к покаянию. Приедет сюда множество паломников, в том числе из Западной Украины. Считаю, что Лавра послужит самому главному – единству, скреплению людей в единой вере, именно в Канонической Церкви, в Святом Православии. Это принесет Славу, утверждение Церкви в Украине!

Митрополит Луцький і Волинський Ніфонт: “Для самого Донбасу Лавра буде духовним серцем культури. Це монастир, в якому до 10 престолів, багато ченців, постійна молитва. Так би мовити, сама назва “лавра” буде давати престиж всьому Донбасу, всій східній Україні.
Так угодно було Богу, щоб після атеїстичної розрухи саме тут, де найбільше постраждала Церква в часи атеїстичної пропаганди, з’явилася Лавра як великий духовний центр.
Звичайно, “не всі в миру загинуть, не всі монастирі спасуться”. В монастир йдуть люди дійсно спасатися. І в монастирі має бути життя на вищому рівні, як дороговказ для віруючих людей, які нині прямують до святинь зачерпнути духовності, тобто, скажемо сучасним словом, “заряджатися” невичерпною Божественною енергією. Колись один старець-монах казав: “Я втік від світу цього”, а світ біжить за монахом, біжить в монастирі. Тому що у віках в обителях плекалося благочестя, було впорядковане духовне життя, звершувалась молитва й аскетичні подвиги.
Які чернечі традиції насаджуватиме нова Лавра? Одні монастирі ведуть таке життя, що їх майже не видно, але роблять дуже великі і важливі справі. Інші займаються місіонерством – ченці залишають обителі, виїжджають з проповіддю Євангелія на периферію і також роблять свою роботу. І як воно вже перед Богом буде – роздумувати не нам”.

Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний: «Лавра и любой монастырь имеют для человека большое воспитательное моральное значение. Смысл монашества в усовершенствовании своего естества и дорога к Богу, Вечности. Вспомните слова преподобного Серафима Саровского «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Действительно, если человек совершенствует свое естество и он живет в монастыре, и это видят люди — тысячи будут тянуться не только в Лавру, но и к тому человеку, не просто чтобы только увидеть его, но и познать его совершенство.
Но монастырь занимает одно положение, а Лавра – другое для авторитета и Церкви, и того региона, в котором находится эта обитель. Возникла такая необходимость, чтобы Лавра была на Востоке Украины. Это важно потому, что мы знаем – где Лавра, там очень большое стечение людей. Но есть такие люди, которые не могут попасть в Киево-Печерскую Лавру или Почаевскую, а когда Лавра здесь – она охватит большее количество людей. Я бы не говорил верующих, а людей интересующихся, которые только встают на стезю познания Бога и самого себя на этой земле.
Философ Константин Леонтьев в прошлом веке писал о том, что полезнее построить один монастырь, чем несколько университетов. Университет занимает свое место в жизни людей. Но если смотреть с точки зрения духовности, то, естественно, никакой университет не может сравниться с жизнью монастырей и Лавры. У них разные предназначения. У университета – работа над человеческими возможностями, потенциалом; а в монастырях – над человеческой духовностью».

Архиепископ Черниговский и Нежинский Амвросий: «Если открывается монастырь, то это духовный центр той епархии, в которой он открывается. И чем больше монастырей, тем больше духовности в епархии и нашей стране. Считаю, что это – один из выдающихся моментов. На Востоке Украины Лавра будет форпостом духовности. Рядом – граница с Россией, будут развиваться дружественные отношения и будет укрепляться православие. Был несколько раз в Святогорской Лавре и всегда поражался той глубине молитв братии, поражался, насколько братия дружная – и этому надо только радоваться. Посещал я обитель впервые, когда были еще только развалины, когда все было в запустении. Тогда в корпусах находились люди совсем далекие от Церкви, стояла ругань и грязь… А сейчас – смотришь и все прекрасно, блестит, чувствуется хозяйская рука. Не только внешне поражает Святогорская Лавра, но больше всего — внутренний дух насельников.
Все — как единый механизм. Ведь в любом механизме каждый винтик, каждый болтик играет свою роль, так и в обители – то же самое. Мне было очень приятно узнавать, что монахи сами иконы пишут, и шьют, и поют. Очень важно и показательно для тех, кто приезжают сюда. Люди питаются тем духом.
Считаю, что присвоением титула Лавры по заслугам оценили деятельность Митрополита Илариона, Владыки Алипия, отца-наместника Арсения и братии. Пусть Господь укрепляет в монашеской жизни! Если будут такие монастыри на Украине – укрепится Церковь, вырастет духовность, благочестивым станет государство».

Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем: «Прежде всего, скажу о значении нынешнего события лично для меня, поскольку являюсь почитателем этой святыни, и с тех пор, как монастырь открылся для молитвенного посещения, каждый год считаю своим священным долгом прибыть в эту обитель, поклониться мощам св. Иоанна Затворника Святогорского, а также чудотворной иконе Святогорской. Много разительных изменений произошло за это время. Конечно, как лицо духовное, ценю духовное становление монастыря и думаю, что это сыграло основополагающую роль в сегодняшнем празднике.
Статус Лавры дается тогда, когда монастырь духовно вырос, окреп и может щедро раздавать свои плоды. За эти годы обитель действительно духовно возмужала. Примером является та работа, которая ведется наместником и братией монастыря: духовно-просветительского характера, религиозного, воспитательного и, конечно, внутренней монашеской жизни. Само собой, о себе говорит и внешнее убранство обители, украшение.
Я сорадуюсь вместе с отцом-наместником этому великому празднику и благодарю Бога, что имею возможность принимать участие в торжествах. И конечно, желаю всяческих благ, процветания обители. Уверен, что в эту обитель не будет зарастать народная тропа. Я знаю по своей кафедре, как любят Святогорскую Лавру: многие стремятся уже сюда, потому что в обители есть Духовный дар, который раздается людям».

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: «Во-первых, это слава для всей Православной Церкви, и честь для епархии. За тысячу лет существования христианства на Руси в пространстве даже до Аляски только четыре Лавры было, и вот появляется пятая. У кого-то возникает радость, у кого-то недоумение, у кого-то даже ропот, который происходит от зависти.
Если кто-то недоумевает или сомневается, пусть посмотрит на реакцию в отношении этой новости православного духовенства и верующих – все рады. Все благодарят Бога, потому что, очевидно, надо учитывать все факторы, все обстоятельства, которые привели к этому решению. Есть разные критерии.
В труде спасения не спасает название, не спасает титул. В отношении спасения, духовного обогащения – неважно: Лавра, монастырь, скит… Монахи сами не добиваются всяческих титулов, и это немыслимо, чтобы монахи добивались титула «Лавра».
Сейчас это очень кстати для развития духовной жизни Православной Церкви. В истории всегда были периоды, когда какие-то события, сложности, возникновение ересей – заставляли бурлить церковную жизнь и богословскую мысль. Нужен какой-то момент, механизм, который бы стал генератором духовной жизни. Так вот, если в старые времена имелся период 50-100 лет, то сейчас такие темпы жизни, что через каждые 10-15 лет требуется ободрение, следующий импульс. Вспомните начало 90-х годов, когда народ устал, когда была стабильность без энтузиазма – это тоже всколыхнуло. Поэтому открытие Лавры, думаю, будет способствовать взаимопониманию интеллигенции и духовенства, взаимной ответственности, это возбудит чувство здорового патриотизма».

Интервью брали В. Анисимов, В. Сорока