Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий: «Православный журналист должен избегать теплохладности»

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий: «Православный журналист должен избегать теплохладности»

— Ваше Высокопреосвященство, в середине 1992-го года Вы были назначены на Запорожскую кафедру, а через полгода уже начала выходить епархиальная газета «Летопись Православия». Вероятно, ее издание было одной из ваших первоочередных задач. Почему?
— Мы, священнослужители всегда должны помнить и руководствоваться в жизни словами Апостола Павла: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! [1 Кор.9:16]. Я всегда считал, что газета является одним из действенных способов проповеди. И поэтому, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1992 я был назначен правящим архиереем только что созданной Запорожской епархии, одной из моих первоочередных задач было организовать выпуск епархиальной газеты. Это были действительно очень трудные времена. Не было практически ничего. Епархиальное управление занимало две комнатушки при одном из Запорожских храмов. В начале не было даже печатной машинки. Однако с Божьей помощью все устроилось. И уже в январе 1993 стала выходить газета. Она, конечно же, сыграла огромную роль в процессе становления епархии. Часто не придают значения епархиальной прессе. Издание газеты очень трудоемкий процесс, да и финансово накладно, и результат появляется не тот же час. Однако с уверенностью могу сказать, что на примере Запорожской епархии, которая выросла с 14 приходов 1992 году до 300 в 2003, видно то положительное влияние, которое оказывала и продолжает оказывать на запорожцев «Летопись Православия».

— По-Вашему, церковного амвона для проповеди христианских ценностей недостаточно?
— Конечно же, нет. Церковная проповедь особенная. Она является неразрывной частью литургического служения и чаще обращена к людям уже воцерковленным. А как донести сокровища Православия тем, кто стоит вне церковной ограды? Кто еще только приходит к вере, находится на распутье? А бывает, что просто еще стесняется заходить в храм. Ведь не всегда можно с амвона рассказать о каких-либо проблемах, интересных мыслях, новостях православной и церковной жизни. И вот тут то и приходит на помощь церковная пресса.

— Какой путь прошла газета за это время? Изменилось ли ее лицо, тираж и место в медиа-пространстве Запорожской области?
— За эти одиннадцать с половиной лет наша газета прошла огромный путь от простого епархиального вестника до общеукраинского издания. В начале газета называлась «Запорожье Православное», сейчас носит, на мой взгляд, очень символичное название «Летопись Православия». Все мы, своей жизнью, своими трудами и молитвами пишем летопись – Летопись Православия. Что особо меня радует, значительно увеличился авторский коллектив. Изменился дизайн. Тираж газеты колеблется от 7 до 15 тысяч экземпляров. Увеличился и объем газеты с 8 до 16 полос. Появилась возможность печатать некоторые полосы в цвете. Что, безусловно, привлекает читателя. В газете появились новые рубрики. Большим нашим достижением я считаю специальные полосы для детей «Православный Почемучка», которые можно вырезать и складывать в отдельную книжечку. Интересны читателям и викторины, кроссворды, криптограммы православного содержания, которые помогают в простой и интересной форме знакомить читателей с церковно-славянским языком, терминологией, вероучительными и нравственными истинами, святоотеческим наследием.

— Довольно часто церковные газеты, за неимением кадров делают православные светские журналисты. Творческий коллектив «Летописи Православия» в основном — священнослужители. Это ваша принципиальная позиция, как главного редактора?
— Да, я считаю, что о духовных вопросах должны говорить духовные лица. Я убедился, что у нас среди священников много талантливых журналистов. Светский журналист, приходя в церковное издание, уже имеет опыт, свою точку зрения, свой стиль и понять специфику церковных изданий ему иногда довольно трудно. На мой взгляд, проще воспитать священника журналистом. В начале мне самому приходилось прилагать огромные усилия для того, чтобы материал, подготовленный священниками, обрел вид статьи. Вносить множество правкок, сокращать и тому подобное. Сейчас же уровень многих наших авторов – священников значительно возрос. Однако я считаю, что и светский журналист необходим в православном издании: он видит темы своим профессиональным взглядом, поднимает интересные проблемы, подает новые творческие идеи и пути. Но во всем должна быть мера и, конечно же, вера.

— Ваша газета — не набор каких-то случайных информационных материалов. Как складывается концепция номера? Какие задачи вы ставите перед сотрудниками газеты на редакционных советах?
— Концепцию очередного номера рождает сама жизнь. То есть то, что необходимо сейчас, на данный момент рассказать людям. Дать те духовные советы, в которых именно сейчас они остро нуждаются. Наш авторский коллектив своей работой позволяет рассмотреть тему номера, с разных аспектов. Каждый автор — это непредвзятый исследователь, имеющий свою точку зрения, свой жизненный опыт, свои мысли, свое отношение к определенной теме. Конечно же, в рамках православного учения. И так по принципу соборности рождается каждый номер. На редакционных совещаниях я, как главный редактор, требую, прежде всего, одно. Писать коротко, но емко. Избегать краснобайства и «воды». Писать живо, с интересными примерами. Что бы с самых первых строк захватить внимание читателя, донести ему в самое сердце свои слова.

— В газетном деле есть понятие «обратная связь», т. е. контакт с читателем. В Вашей газете она существует?
— Обязательно. На мой взгляд, епархиальная газета без «обратной связи» — мертва. Общение с читателями одно из важных звеньев в издании газеты. В редакцию ежемесячно приходит большое количество писем. Это и письма – благодарности, и письма – советы, и письма – вопросы. Много статей присылают простые читатели, и, конечно же, самые интересные из них мы обязательно публикуем. Радует активное участие наших читателей в конкурсах проводимых на страницах нашей газеты. Так же собрана большая библиотека из непридуманых историй, стихов и рассказов.

— Как Вы относитесь к сотрудничеству со светской прессой? Как оцениваете общее состояние светских СМИ?
— Сотрудничество со светской прессой обязательно должно быть. Ведь Православие, в отличие от разных сект, открыто. Оно не скрывает, а высказывает свою точку зрения про всем актуальным проблемам нашего общества. И с помощью светской прессы не только можно, но и нужно доносить глас Православия в сердца людей. В целом у нас очень хорошие отношения со всеми региональными изданиями. Многие из них помещают мои статьи и материалы наших священников. Во многих газетах есть рубрика «Церковный календарь». Регулярно организуются прямые линии. Что же касается общего состояния общегосударственных СМИ, то, на мой взгляд, основная проблема — это деньги. Да-да, их влияние. Часто приходиться сталкиваться с явной заангажированностью журналистов и программ. Когда за материалом или репортажем можно видеть конкретные лица врагов Православия.

— Есть ли светские журналисты, телеведущие, творчество которых вам интересно?
— Их множество как региональных, так и общегосударственных. Единственное что хотелось бы им посоветовать, — это не надо бояться задавать вопросов, бояться показаться некомпетентным. Очень часто приходится сталкиваться с интересной работой, но из-за дилетантства, незнания терминологии, учения, правил и канонов, все впечатление от нее портится.

— Какие виды медиа-ресурсов, кроме газеты, Вы имеете или используете?
— Практически все, существующие на данный момент. Это и радио, телевиденье, организация показа в кинотеатрах православных видеофильмов. Осваиваем интернет, и в сентябре, я надеюсь с Божьей помощью, состоится презентация обновленного епархиального сайта. Так же, на мой взгляд, приносит положительные плоды и так называемое уличное воздействие. У нас в городе на многих «бигбордах» регулярно размещаются огромные плакаты православного содержания, поздравления с православными праздниками.

— Есть ли проблема свободы слова в церковной журналистике?
— Я считаю, что проблемы свободы слова в ЦЕРКОВНОЙ журналистике нет. Есть проблема существования ПСЕВДОЦЕРКОВНОЙ журналистики. Когда именем Единой, Соборной и Апостольской Церкви, именем ее иерархов прикрываются квазиправославные группировки, пытающиеся разделить Единое Тело Христово.

— В дореволюционные времена епархиальные газеты были одними из самых, как сейчас говорят, тиражных и популярных. Сегодня, к сожалению, это не так. Что нужно для того, чтобы переломить ситуацию?
— Прежде всего, необходимо всеми возможными методами и средствами познакомить потенциального читателя с изданием. И, что самое главное, делать газету с горящим сердцем. В каждой статье, в каждой колонке избегать теплохладности. Огнем Слова Божия зажигать сердца. И, конечно же, научить этому, воспитать церковных и воцерковленных православных журналистов должны и духовные школы.

Подготовил В.Анисимов