Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Приветствие Блаженнейшего Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви делегатам и гостям Ассамблеи

Приветствие Блаженнейшего Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви делегатам и гостям Ассамблеи

Уважаемый Владимир Михайлович!
Уважаемые господа президент и генеральный секретарь Межпарламентской Ассамблеи Православия!
Уважаемые господа парламентарии!
Братья и сестры!

Мы рады приветствовать Вас в Киеве, колыбели восточнославянского Православия. Тысячу лет назад здесь произошло событие, которое преломило судьбу восточных славян, предопределило их путь от тьмы к свету, от рабства к свободе, дало перспективу их исторической жизни в семье христианских народов. Это крещение равноапостольным великим Киевским князем Владимиром русичей, а по сути — рождения народа, который в последующей своей истории неоднократно являл образцы высокого, жертвенного служения Богу, внес значительный вклад в культурное и научное наследие человечества.
Отрадно, что элита православной политической мысли имеет свою международную организацию, призванную содействовать законодательному обеспечению осуществления миссии Православной Церкви в каждом государстве и обществе, отстаивать ее интересы в международном сообществе. Это особенно важно сегодня, когда предпринимаются попытки оставить Православие на обочине европейских и мировых интеграционных процессов, исключить его из системных основ будущего глобального мироустройства. Мы считаем, что объединение Европы и мира должно происходить не на основе унификации, подгонке народов и стран под стандарты и принципы одной цивилизационной модели, а на условиях сосуществования и сохранения всех традиционных для объединяющихся народов ценностей. Это более сложный путь, но именно он ведет к истинному объединению, а не разобщению.
Мы внимательно следим за деятельностью Межпарламентской Ассамблеи Православия, изучаем ваш опыт по разрешению проблем церковно-государственных отношений, религиозного образования, социального служения Православной Церкви в ваших странах. Особенно ценно то, что ваши наработки уже воплощены в законодательных актах ваших государств. Это тот путь, который нам еще предстоит пройти в наших непростых отношениях с законодательной и исполнительной властью в Украине.
Нынешняя сессия Ассамблеи посвящена актуальной проблеме свободы и безопасности. Мы видим, что сегодняшний мир, дарованный нам Богом, становится все менее безопасным для существования человека, народов и всего живого. Технологические и экологические проблемы, военные конфликты постоянно держат человечество в напряжении, ставя под угрозу основополагающее право человека — право на жизнь. Новый вызов человечеству — международный терроризм, целенаправленное убийство невинных людей во имя политических целей. Православная Церковь считает терроризм смертным грехом, богоборчеством, злодейским покушением на человека, образ и подобие Божие, чему нет и не может быть никаких оправданий. Борьба с терроризмом — это борьба со злом, злом абсолютным, бесчеловечным. Мировое сообщество предлагает различные методы борьбы с ним, один из них — введения тотального контроля за жизнью и деятельностью человека. Мы видим, что уже сегодня для более качественного учета и контроля человеку присваивается идентификационный номер, создается электронная база данных о его семейном положении, собственности, производственной деятельности и т.д., доступная как национальным, так и международным полицейским органам. И здесь действительно возникает чрезвычайно важная проблема о «параметрах» свободы человека в современном мире: имеют ли они право на существование, кто их может определить и чем человек может пожертвовать во имя безопасности личной и безопасности других людей. В Украине давно идут дискуссии об идентификационных кодах, принимать которые обязывает своих граждан государство. Священный Синод Украинской Православной Церкви признал право верующего отказываться от кода, если это противоречит его убеждениям, и Предстоятель УПЦ обратился в парламент, который принял соответствующее постановление. Однако на практике оно не реализуется. Верующие повсеместно выигрывают суды у налоговой инспекции, однако механизм реализации права человека не иметь кода так и не придуман. Нам хотелось бы услышать, как эта проблема решается в ваших странах.
Свобода, как и жизнь, дарована человеку Богом, — это краеугольный камень его существования. Однако религиозное понимание свободы отличается от светского: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). С православной точки зрения, свободный человек — это верующий человек, а безверие — это путь к греху и рабству. Этой проблеме посвящены замечательные труды нашего земляка, киевлянина, выдающегося религиозного философа Николая Бердяева, юбилей которого мы недавно отмечали. В основе всех преступлений, в том числе и преступлений против личности, лежит грех. А он излечивается не правоохранительными органами, системой слежки и контроля, а верой и покаянием. Вера не только спасает, но и исцеляет.
Когда-то Святейший Патриарх Алексии II заявил: чтобы в государстве было меньше тюрем, надо, чтобы в нем было больше храмов. Православная Церковь всегда советовала государству, говоря образно, бороться не с плесенью, а с сыростью. Общество, основанное на православных устоях, имеет высокий иммунитет к искушениям мира сего. По нашему мнению, государство, если оно действительно заботится о свободе и безопасности своих граждан, должно всячески способствовать и помогать Церкви в осуществлении ее миссии, прежде всего душпастырской работе и социальном служении.
В этой связи хочу кратко остановиться на узловых проблемах церковно-государственных отношений в Украине. Не секрет, что мы едва ли не единственная не только в Европе, но и в Евразии страна, в которой Церковь не имеет статуса юридического лица. Этого статуса мы были лишены в первые годы советской власти, и до сих пор нам отказано вправе его иметь. Богоборческому режиму это было необходимо для организации массовых репрессий и установлению тотального контроля над Церковью. Непонятно, для чего такое положение Церкви нужно сохранять в правовом, демократическом государстве, каким является независимая Украина. Это создает много ненужных препон для жизнедеятельности Церкви, ее отношениям с другими государственными и общественными структурами.
Вторая проблема — реституция. Всем известно, что Православная Церковь в СССР подвергалась невиданным гонениям. По официальным данным, было разрушено более 100 тысяч православных храмов (в Киеве — 145 храмов и церковных сооружений), репрессированы сотни тысяч священнослужителей, миллионы мирян. Если за более чем 900 лет существования Киевской митрополии погибли три Киевских митрополита (митрополит Иосиф пропал без вести во время штурма Киева в 1240 году монголо-татарами, митрополита Гервасима в 1435 году сожгли в Витебске католики, священномученика Макария убили крымские татары в 1496 году), то с 1918 по 1940 год были казнены или погибли в тюрьма 8 Киевских митрополитов и епископов, временно управлявших Киевской епархией, трое умерли после лагерей и ссылок, один от голода в 1933, один — в иммиграции. Всего в Киеве погибло более пяти тысяч священников и монашествующих. Сохранившиеся православные храмы в прямом смысле залиты кровью мучеников. Сегодня у нас 175 монастырей, около 11 тысяч приходов, верующие за свои мизерные средства возводят, восстанавливают и реставрируют тысячи храмов (по их количеству мы еще не скоро достигнем дореволюционного уровня). А в это время власти передают наши храмы униатам, раскольникам и прочим организациям, никакого отношения к нашей репрессированной Церкви не имеющим. То же касается сохранившихся помещений киевских духовных школ. В них благоденствуют сторонние организации, а наша Духовная академия и семинария ютятся в Лавре. То, что нам возвращают в год по ложке, передают в ужасном состоянии, и не в собственность, а в пользование или аренду. Даже как-то неловко говорить, но и мощи святых угодников Киево-Печерских мы арендуем у государства! Мы считаем, что все имущество, храмы и церковные сооружения должны быть возвращены законному владельцу, без всяких условий и в собственность.
Наконец, третья болезненная проблема наших церковно-государственных отношений — это преподавания в школах и вузах основ православной культуры, Закона Божьего, христианской этики. Парадокс: курс религиоведения, который является не чем иным, как «адаптированным к новым условиям» курсом бывшего научного атеизма, не только разрешен, но и обязателен для изучения в школах и вузах, а православные дисциплины на выстрел не подпускают к детям и молодежи. Стоит ли удивляться, что выпускники школ и вузов крайне скептически относятся к Православию, а затем без веры по жизни шагают?
Я полагаю, что решение этих первоочередных проблем откроет путь к более тесному сотрудничеству Украинской Православной Церкви и державы на благо человека и народа.
Надеюсь, что дискуссии на вашем форуме помогут глубоко уяснить суть поставленных проблем и найти оптимальные пути к их разрешению.
Призываю Божие благословение на всех участников Ассамблеи!

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины