Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Виссарион. О смысле христианской любви

О смысле христианской любви
Виссарион,
архиепископ Овручский и Коростенский

«Бог есть Любовь»(1 Ин. 4, 8).
«Любовь от Бога»(1 Ин. 4, 7).
«…Живите в любви, как и Христос
возлюбил нас и предал Себя за
нас в приношение и жертву Богу» (Еф. 5, 1).

Любовь присуща всем людям, а поэтому слова, выражающие это понятие, существуют во всех языках и наречиях и имеют несколько оттенков. Например, в древнегреческом языке было восемь слов, выражавших понятие любви, из которых три αδαπω, φίλεω, έρως перешли в международный словарь, стали частями сложных слов и породили философские термины любви возвышенной — агапической, дружеской — филической, чувственной — эротической.
Люди в силу своего интеллектуального, воспитательного развития стараются хоть частично постичь любовь Божию к роду человеческому, рассуждают об ответной любви к своему Творцу и Промыслителю, о любви по отношению человека к человеку и вообще ко всему творению Божию. Но ни у одного народа и ни в одной философской системе понятие о любви не достигло такой всеобъемлющей глубины и полноты, как в христианстве — Богоустановленной Церкви Христовой.
Божественное Откровение учит, что Сам «Бог есть Любовь»(1 Ин. 4, 8), что любовь является неотъемлемым свойством Божественной Сущности, что в Едином Божестве таинственные Лица Святой Троицы дышат великой, всеотдающей любовью Друг ко Другу, истинной и подлинной, не имеющей ничего общего ни с эгоизмом или самостью, ни с прихотью, ни с самолюбованием. «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3, 35), Сын с любовью подчиняет Себя воле Отчей, о чем Сам свидетельствует: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). Святой Дух , содействуя Церкви, основанной Сыном, по воле Отца, содействующего Сыну, не ищет при этом ничего Своего, но только помогает с любовью делу Сына. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
Бог по Своей любви создал видимый и невидимый ангельский мир. Любовь не замыкается в себе, она творит только добро и хочет, чтобы и другие существа блаженствовали и радовались . «Должно верить, что Бог, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа участвовали в Его благости, прославляя Его», — говорится в Православном Исповедании. Об этом ясно свидетельствует Божественное Откровение: «Благ Господь во всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144, 9). Побуждением к сотворению мира была всеобъемлющая любовь Творца, а цель его — блаженство всего творения и проявление совершенств Божиих, вызывающих славу Божию.
После особого Совета Святой Троицы Бог сотворил человека по образу Своему. А поэтому каждый человек обязан жить любовью к Богу и ближнему и не заглушать ее в себе непослушанием воле Божией. Святой Василий Великий говорит, что «любовь к Богу врождена человеку, она не есть что-либо приобретенное учением, — пишет он. — Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанным к жизни, не другой кто учил нас любить родителей или воспитателей. Так, или еще более, невозможно отвне научиться любви Божией, но вместе с устроением живого существа разумею человека, вложено в нас некоторое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждение к общению любви. И его то, взяв училище Божиих заповедей, имеет обыкновение тщательно возделывать, благоразумно воспитывать и при помощи Божией благодати возводить до совершенства»1. За любовь людей к Богу на землю посылается благословение Божие: «если вы будете слушать заповеди Мои, любить Господа, Бога вашего, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний, и ты соберешь хлеб твой…» (Втор. 11, 13-15), любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8, 28).
Величайшая любовь Божия проявилась к роду человеческому в том, «что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 9-10). «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», — говорил Иоанн Предтеча, указывая на Иисуса Христа, явившегося на Иордане. Искупительная жертва Христа Спасителя обнимает всю жизнь Богочеловека. Он с Рождества шел на Голгофу, совершая по любви множество дел милосердия, исцелений, и не на одну минуту не переставал быть Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира. Так как люди были осуждены за непослушание воле Божией, то это осуждение могло быть уничтожено только послушанием, на это послушание Христос и снисшел с неба на землю. Вступая в мир осуждения и гнева Божия, Он, как любвеобильный Ходатай за людей, принимает на Себя осуждение мира и все следствия греха от уничижения детства до уничижения смерти, от слабости физической до тяготы душевной, достигшей крайних пределов, когда Он скорбно воззвал к Своему Отцу Небесному: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Господь Иисус Христос принял на Себя все эти следствия охотно и свободно, чтобы человека сделать богоподобным, исполняющего волю Божию, прибегая при этом к спасительным церковным Таинствам. Апостол Иоанн Богослов, призывая христиан к взаимной любви, говорит: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев»(1 Ин. 3, 16). «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11). Отсюда следует, что глубочайшее основание христианской любви к Богу и ближнему усматривается в искупительном подвиге Христа Спасителя, по заслугам Которого любовь Божия изливается в сердца христиан Духом Святым (Рим. 5, 5). «Через крест Сына любовь Отца Небесного простирается к миру… и изливается в жаждущие сердца верующих Духом Святым», — говорит архиепископ Солунский Николай Кавасила. Об этом свидетельствует и св. старец Силуан (Афонский): «Никто не может знать от себя, что есть любовь Божия, если Дух Святый не научит; но в Церкви нашей любовь Божия познана Духом Святым, и потому мы говорим о ней».3
Показав такую любовь к нам, Господь и от нас ждет ответной Любви, потому что любовь к Нему есть истинная нравственность. В ней мы находим свою истинную сущность и назначение. Любовь Божия есть рай, древо жизни, Царство Божие, вино, веселящее сердце человека (Пс. 103, 15). «Блажен, кто испиет вина сего!» — говорит святой Исаак Сирин. — «Испили его невоздержанные и устыдились, испили грешники и забыли пути преткновений, испили пьяницы и стали постниками, испили богатые и возжелали нищеты, испили убогие и обогатились надеждою, испили больные и стали сильные, испили невежды и умудрились».4
Истинный христианин своей религиозно-нравственной жизнью ощущает и познает Бога, Который есть Первоисточник его любви. Христианская любовь является отображением любви Божественной, так что через нее христианин становится подобным Богу. «Душа знает эту любовь, — говорит св. старец Силуан, — но передать словами не может; она познается только Духом Святым, кому Его даст Господь. Душа вдруг видит Господа и познает Его. Кто опишет эту радость и веселие?»5
Откликаясь на Божественную любовь, например, кандидат в священство принимает присягу перед рукоположением и старается жертвенно через святую Церковь Христову помочь людям (раскольникам, сектантам) обрести Истину, смысл жизни, подлинное счастье, спасение; христианин, загробная жизнь для которого небезразлична, постарается хранить себя в Единой святой спасительной Церкви Христовой; врач свои способности применять будет с радостью для пользы больных; люди, занимающие высокие посты в обществе, постараются, по-евангельски, быть слугами для народа, помочь по городам и селам построить храмы (князь Владимир, по заповеди, десятую часть доходов давал для церкви), способствовать христианскому воспитанию молодежи и т.д.
Еще в Ветхом Завете Господь Вседержитель повелел евреям любить ближнего, однако они это понимали так, что любить нужно только своих, а других можно ненавидеть, им вредить. История свидетельствует о многих христианских мучениках, пострадавших не только от язычников. А сколько в XX веке разрушено храмов? Например, в 1937 году в г. Овруче по распоряжению Кагановича был варварски взорван прекрасный Спасо-Преображенский собор. К счастью, он недавно восстановлен трудами овручан на славу Божию. В Новом Завете Господь Иисус Христос, Который пришел не нарушить Моисеев закон, а дополнить его, учит, чтобы мы любили всех людей без исключения, независимо от их вероисповедания, национальной или расовой принадлежности. Эту истину Господь образно разъяснил в притче о милосердном самарянине. В этой притче дан классический образец деятельного попечения, милосердия, жертвенной любви к человеку, попавшему в беду. Христос Спаситель прямо говорит: «3аповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Нам нужно любить ближнего не потому, что он нашего племени или рода, а потому, что все мы дети Божьи и братья между собой и происходим от общих прародителей Адама и Евы. Террористы, к сожалению, рассуждают по-другому.
Не имея спасительной любви, люди, как правило, опускаются до уровня животного, в лучшем случае становятся гуманными (ты мне, я тебе); Министерство образования, вместо того чтобы учить чистой целомудренной жизни, навязывает малым детям уроки валеологии, сексологии (многие учителя, родители и дети выступают против этих предметов), стараются уничтожить в детях спасительный, Богом дарованный стыд, помогающий воздерживаться от безнравственных поступков; налоговики ищут много необоснованных причин с целью заставить в демократической Украине нежелающих принять идентификационные номера, якобы без него христианин не может платить налогов. Но это ложь. И только через судебные вмешательства на основании закона в паспорте делают соответствующие отметки, позволяющие человеку платить налоги и проводить другие социальные операции без идентификационного номера и т.д.
Злость, вражда часто порождаются таким пороком как зависть, которая была одной из причин убийства Каином брата Авеля. Царь Саул возненавидел и преследовал юного пророка Давида только потому, что за его отвагу, которой отрок спас славу своего народа, все любили его и уважали. Через зависть был продан братьями в египетский плен Иосиф. Сребролюбие, пристрастие к земным благам заглушают в человеке все благородные чувства. Такие чувства завели Иуду в Гефсиманский сад, чтобы там предательским поцелуем отдать Иисуса Христа в руки еврейского Синедриона. Очень часто недоброжелательность к другим порождается самолюбием и гордостью, которую, по мысли святого Максима Исповедника, нужно истреблять смиренной, покаянной молитвой, приписыванием Богу исправно делаемых дел.6 «От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его во грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь; егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе (Мф. 24, 15). Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается.
Некоторые впрочем говорят, что то же будет и при антихристе». (Св. Максим Исповедник)7. Упоминаемые святым Максимом идолы греха, живущие в человеке по его воле и разрушающие этим гармонию его сущности, непременно рождают ипостасию в обществе и приближают воцарение «человека греха», антихриста, о котором говорит Священное Писание, во времена которого последуют великие бедствия, скорби, разрушения…, и второе и славное с ангелами пришествие Господа Иисуса Христа (Мф. 24 гл.; 2 Пет. 3 гл.), Который совершит Суд Свой над всеми народами, ввергнет предтеч антихриста, принявших его начертание на лоб или на руку, на вечную погибель и муки в преисподнюю (Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова, 14, 9-11; 19, 20).
Вот почему святая Церковь, желая нам подлинного счастья, благодатной жизни с Богом, вечного спасения, призывает нас к подвигу покаяния, благочестивой жизни, созиданию мира. Кто стяжал любовь Христову в своем сердце, тот готов обнять весь мир Божественной любовью (Мф.6, 48). Например, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский даже делились скудной своей пищей с медведем, приходившим к ним. «Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или между верным и неверным, или между рабом и свободным. Но, став выше тиранства страстей и взирая на одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает» (св. Максим Исповедник)8.
Где нет христианской любви, там не может быть подлинной нравственной жизни, совершенствующей человека.
Спасающая нас и мир любовь — небесного происхождения, она
от Бога. Ее источник — безмерная любовь Отца, жертвенная, искупительная любовь Сына, освятительная любовь Святого Духа. Основание любви христианской только в Боге, во Христе и Его Церкви. Ее «дал нам Отец Небесный, чтобы нам называться и быть детьми Божиими»(1 Ин. 3, 1) и через Его Сына, Господа Иисуса Христа, получить жизнь вечную (Ин. 3, 16).