Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Кирилл Милтчев, депутат Болгарского парламента: «В нашем новом законе о вероисповеданиях четко указано, что для нас значит каноническая Церковь и кто ее представляет»

«…кто хочет принадлежать к иным «православным», тот должен создать конфессию с другим именем. Но она не имеет права претендовать ни на какую материальную собственность Болгарской Церкви»
КИРИЛЛ МИЛТЧЕВ, ДЕПУТАТ БОЛГАРСКОГО ПАРЛАМЕНТА: «В нашем новом законе о вероисповеданиях четко указано, что для нас значит каноническая Церковь и кто ее представляет»

Болгарский парламентарий Кирилл Милтчев — член комиссии МАП по биоэтике — представлял свою страну на ежегодном заседании Ассамблеи впервые. В Болгарии он занимает пост заместителя «Дирекции вероисповеданий» (структуре, аналогичной нашему Госкомитету по делам религий), в которой курирует законодательные проекты по вопросам свободы совести. Кирилл Милтчев является автором восемнадцати книг, в которых рассматривает проблемы философии, богословия и духовного развития личности. При его непосредственном участии в Болгарии разработан новый Закон о свободе вероисповеданий, расставивший многие точки над “і”, позволивший канонической Церкви преодолеть раскол и занять подобающее место в обществе.

— Господин Милтчев, можете ли вы как государственный чиновник, занимающийся вопросами взаимоотношения Церкви и государства, сказать, что с падением атеистического режима начался новый этап в истории Болгарской Церкви?
— В начале 1990-х годов с приходом демократии ситуация вокруг болгарского Православия существенно улучшилась. Люди начали свободно посещать храмы, и можно утвердительно сказать, что у нас сейчас наблюдается ренессанс Православия. Сегодня активно отстраиваются храмы и монастыри. При Совете министров создан специальный орган «Дирекция вероисповеданий». Я занимаю в нем пост заместителя председателя. Дирекция никак не вмешивается и не регулирует жизнь Церкви, как это было в прошлом. Напротив, при разработке законодательных актов или других официальных документов активное участие в процессе принимают эксперты, основная часть которых – православные. Над созданием Закона о вероисповеданиях трудился митрополит Нафанаил, который представлял Болгарскую Патриархию. Мы учли все его замечания. Он и иные богословы также задействованы при разработке закона о статусе беженцев, о дискриминации личности и других.
Годовой бюджет органа, в котором я работаю, насчитывает около миллиона левов. Эти средства идут на нужды православных приходов и других конфессий. Благодаря этой финансовой поддержке появилась возможность ремонтировать и восстанавливать исторические памятники, осуществлять ряд других проектов. Т.е. через Дирекцию государство существенно помогает Церкви.

— Сейчас в Болгарии, как и в Украине, актуальна тема реституции церковного имущества. Поделитесь опытом разрешения этой проблемы в вашей стране?
— Народные депутаты Болгарии в прошлом году приняли новый закон о свободе совести, который разрешил очень много проблем. Я рекомендовал некоторым вашим парламентариям ознакомиться с нашим опытом, ибо только тогда процесс реституции церковного имущества активизируется.
В Законе мы написали, что Православная Церковь — традиционная конфессия для нашей страны, а формулировку взяли из болгарской Конституции. Придав Церкви статус юридического лица, мы создали все условия для ее нормального функционирования как духовной, так и светской организации. Мы регистрируем приходы Болгарской Православной Церкви на базе этого закона ex lege, и теперь духовенству не нужно ходить ни по каким судебным учреждениям. Она регистрируется на базе самого Закона, поскольку мы считаем, что культурообразующая религия, пришедшая на наши земли еще в ІХ веке и ставшая просветителем народа и духовной опорой нации (особенно во времена турецкого ига и других смут) имеет на это полное право.
Мы дали возможность нашей Православной Церкви заниматься достойным социальным служением. Теперь приходы могут открывать даже свои больницы. И сегодня успешно работают уже несколько церковных медицинских учреждений. Осуществляется масса других благотворительных проектов.

— В Болгарии удалось пресечь пагубную деятельность местных раскольников. Вы делились с украинскими парламентариями этим опытом?
— Это была очень тяжелая проблема, которую мы решали на протяжении десяти лет. Раскол в нашей Церкви возник в 1991 году как результат административных неурядиц, когда действующие и бывшие иерархи начали спорить, кто из них митрополит, кто Патриарх и т.д. Считаю, что в борьбе с деструктивным явлением было попусту растрачено много духовных сил, в то время как целое поколение молодых болгар выросло отрешенным от Православия, которое для них ассоциировалось только с распрями и спорами. Поэтому я могу представить всю пагубность раскола в Украине.
Благо, в новом законе о вероисповеданиях точно указано, что для нас значит каноническая Церковь и кто ее представляет. Мы даем право всем гражданам принадлежать к той религии, которая им нравится. Они могут теперь идти и в свою отдельную «церковь», но она должна называться другим именем, но ни в каком случае не использовать имени Болгарской Православной Церкви.
Проблема с расколом разрешилась сама собой. Теперь людям стало ясно: кто хочет принадлежать к иным «православным», тот должен создать конфессию с другим именем. Но она не имеет права претендовать ни на какую материальную собственность Болгарской Церкви: храмы, монастыри и т.д. У нас был в расколе так называемый «митрополит Иннокентий», который хотел стать самозванным Патриархом. Мы ему четко указали, что «демократическое православие» он может создавать, не паразитируя на теле канонической церковной структуры.

— А богословское образование в Болгарии имеет государственную аккредитацию?
— Богословское образование имеет госаккредитацию. Более того, при Софийском университете возобновил деятельность православный богословский факультет. Специальность «Богословие» появилась у нас в начале 1990-х. Все государственные высшие учебные заведения получили возможность открыть у себя всевозможные факультеты. Некоторые вузы открыли кафедры богословия.
В средней школе также введены религиозные предметы. Уроки богословия свободно посещаются, и преподают их представители традиционных конфессий (среди них нет сектантов). Это выпускники православных духовных заведений. Но много богословов работают и в других местах, в частности, в государственных инстанциях. Один из наиболее популярных журналистов Болгарии — тоже воспитанник духовной школы.

— Известны ли вашим согражданам реалии жизни православных собратьев на Украине? С чем ассоциируется православная Украина в восприятии соотечественников?
— Наш премьер Симеон Сакскобургготский не так давно побывал в Украине, и мы надеемся, что наши отношения не будут односторонними и станут более активными не только в плане политики, культуры, но и духовности.
К сожалению, в последние годы мы частично утратили контакты. Так получилось, что каждая страна работала отдельно над своим демократическим устройством. Мне кажется, что теперь все осознают, что у нас общие истоки, которые берут начало еще в Х-ХІ веках, когда болгарские епископы и духовенство приезжали в Киев и работали на поле наших славянских церковных взаимоотношений, и наоборот.

— Как сами болгары относятся к идее единства славянских народов?
— Теперь надо найти новую формулировку, чтобы это понятие стало снова актуальным, потому что оно звучит на современном этапе очень абстрактно. В этом смысле я приветствую Международную Ассамблею Православия, которая проходит в Украине. В ее дебатах участвуют 24 страны. Думаю, что можно и нужно развивать новое понятие взаимоотношений славянских и других народов на основании Православия — нашей общей веры. Надо показать всему миру, что Православие — это не анахронизм, что это свобода мыслей, действий и стремление к познанию вечных ценностей.

— Болгария — страна, которая находится на границе христианского и мусульманского миров. Как удается вам регулировать взаимоотношение Ислама и Православия?
— Как демократическое государство, мы придерживаемся идеи этнического равенства, и у нас предоставлена возможность всем без исключения, независимо от веры, участвовать в общественной и политической жизни страны.
Для урегулирования взаимоотношений национальных меньшинств мы создали уникальную для Балкан модель — «Этнический болгарский отдел», в котором кипит работа по развитию сотрудничества между всеми народностями. Мы надеемся, что это предотвратит кровопролития, и страна будет развиваться цивилизованно. У нас не возникает конфликтов на религиозной почве. На политической арене успешно действует партия «Движение за право и свободу», которую, по преимуществу составляют граждане турецкой национальности. Семнадцать из них – депутаты болгарского парламента. Это не этническая партия, ее деятельность согласуется с законами государства.

— В этом году на ассамблее была принята резолюция по поводу этнических чисток в Косово и Метохии. А как отреагировали на эту трагедию ваши парламентарии и простые граждане?
— Я скажу честно и прямо. Мы отреагировали очень болезненно. Это очень серьезный конфликт, принесший много жертв. Разрушены древние православные святыни, являвшиеся культурно-историческим достоянием всего человечества.
С другой стороны, считаю, что политика Милошевича не была разумной. Можно было обеспечить мирное сосуществование сербов и албанцев в этом регионе на много лет, предоставив региону автономию, как это было в бывшей Югославии. Но он ее отнял, и в результате, Сербия очень много потеряла.

—В программе ассамблеи — посещение ее членами Киево-Печерской Лавры, где за Божественной литургией недавно молился ваш премьер. Насколько близко Православие для болгарских политиков?
— Наш премьер, родившись в Болгарии до изгнания царской семьи, был крещен в Православии. Именно, здесь, в Украине, он сказал, что любит теологию и богословские размышления. Об этом много писали болгарские газеты. Я, как член Дирекции вероисповеданий, имел возможность часто общаться с Симеоном Сакскобургготским. Могу заявить, что он действительно религиозный человек, и хочет, чтобы политическая жизнь в Болгарии строилась на добре, смирении и взаимопомощи, а не на тех принципах, к которым мы, к сожалению, привыкли в политике – ненависти, построению образа врага и т.д. Все, что нужно для этого, можно черпать в Православии.
Правительство национального течения «Симеон ІІ», которое выиграло выборы в 2001 году, добилось многого. Им инициировано прекращение болгарского раскола и придание Болгарской Православной Церкви статуса юридического лица со всеми вытекающими отсюда плодотворными последствиями. Приятно отметить, что в этом смысле Симеон Сакскобургготский не один — все большее количество парламентариев глубоко проникается Православием.
После окончания Международной Ассамблеи Православия я буду подробно знакомить коллег-парламентариев с ее ходом, принятыми решениями, и с теми проблемами, которые рассматривалась в Киеве.

Беседовал Владимир Свистун