Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Для души не бывает праздников»

— Ваше Блаженство! Чреде долгих майских государственных праздников в Украине предшествовало важное церковное событие — ІІ Всеукраинский съезд православной молодежи. Мне показалось, что общий настрой делегатов был очень критический, давались очень жесткие оценки явлений, которые происходят сегодня в молодежной среде.
— Православная молодежь — это молодые миссионеры, и то, что они видят и понимают те негативные процессы, которые происходят в молодежной среде, — положительный момент. Священное Писание говорит о людях, чьи души «умирают в молодости». 15 лет назад вышел знаменитый документальный фильм «Легко ли быть молодым?», который обнажил многие проблемы тогдашней молодежи и вызвал большой общественный резонанс. Сегодня, к сожалению, нет исследований такого уровня, от молодежи отмахиваются, общественность потчуют молодежными экстравагантными шоу, а тысячи трагедий молодых людей остаются вне поля общественного внимания. Слава Богу, что православная молодежь видит эти проблемы. Сегодня тяжело быть и старым, и сорокалетним, но молодым тяжелее вдвойне. Слишком много губительных искушений окружают его.
Однако попробуем оставаться оптимистами. Конечно, влияние Православной Церкви на молодежь пока не столь велико, как хотелось бы. Большое влияние на нее оказывает как раз индустрия развлечений и порока — то, что губит, а не укрепляет человека. Казино и стриптиз-баров в столице намного больше, чем храмов. Но ведь нет и былого отторжения. Несмотря на нынешнее атеистическое воспитание и в детских садиках, и в школах, и вузах, мы видим в храмах очень много молодых людей. Они приходят, и доверие к Церкви среди молодежи достаточно высокое. Они нуждаются в помощи, а мы должны уметь помочь. Укрепленный духовно человек всегда сможет сделать правильный выбор между добром и злом, его не сломают житейские бури, он не станет ни наркоманом, ни преступником.

— А в чем заключается специфика молодежного служения?
— Никакой особой специфики нет: миссия Церкви — вести любого человека к спасению, помогать ему находить пути к нему, укреплять в добре, помогать преодолеть пороки. В отличие от государственных и общественных организаций, где перед членом организации ставят задачи, контролируют их выполнение, наказывают за нерадивость, христианин во всех своих трудах ежедневно держит ответ прежде всего перед Богом и своей совестью. В церковных структурах нет «контролирующих органов». Кроме того, церковный человек не должен впадать в обличительный, что свойственно молодежи, запал. Церковь не «бичует пороки», общественные, нравственные, социальные, а призывает и помогает их преодолевать. У нас очень многие хотят «спасать» народ, Украину, все человечество, но мало кто умеет помогать бедствующим людям, которые находятся рядом. Христос Спаситель нигде не говорит о народе и человечестве, Он говорит о любви к ближнему. Помогите сироте, помогите обездоленному, отчаявшемуся — и вы поможете и народу, и Украине, и человечеству, и Церкви, и Богу. Очень важно, чтобы молодые православные миссионеры понимали свою работу, по слову апостола, как «труд любви» к конкретному человеку.

— Одна из самых болезненных проблем сегодняшней молодежи — это безработица. Прошли первомайские демонстрации солидарности трудящихся с требованиями работы, повышения оплаты труда. Почему Церковь относится к ним настороженно?
— Это связано не с сутью экономических требований трудящихся, а с нашей историей первомайских шествий. В первые десятилетия Советской власти они очень часто завершались погромами православных церквей. Комсомольцы, Союз воинствующих безбожников считали своим долгом разрушать церкви и памятники прошлого. Это был вандализм и вопиющее беззаконие. Во время разгрома Свято-Михайловской церкви на территории Октябрьской больницы даже погиб комсомольский вожак. Комсомольцы шли мимо церкви на демонстрацию, был брошен боевой клич громить, вожак взобрался на купол, пытался поломать крест, упал и разбился. Церковь, конечно, снесли. Только в столице около 150 храмов и церковных памятников было разрушено этими воинствующими безбожниками, по всей Украине — это десятки тысяч православных святынь, которые возводились нашим народам на протяжении столетий. В памяти Церкви эти демонстрации связаны с трагическими событиями.
Что же касается борьбы трудящихся за свои права, то Святая Церковь устами своего Основателя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа утверждала права трудящегося на достойную оплату своего труда и на достойную жизнь: «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10; 10) «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 7; 6). Да и само слово «трудящийся» борцы за его права почерпнули из Священного Писания. Человек — образ и подобие Божие, поэтому всякое его унижение, в том числе и социальное, греховно и преступно. В конце 1990-х, когда шахтеры шли пешком в Лавру за благословением, а затем пикетировали госучреждения, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял постановление, в котором невыплата заработной платы рабочим приравнивалась к смертному греху. Потому что никакому работодателю, будь то государство или частник, не дано право обрекать трудящегося на голод и унижения.

— Однако нельзя утверждать, что Православная Церковь и рабочее движение в Украине очень тесно сотрудничают.
— Конечно, о тесном сотрудничестве говорить пока рано. Здесь тоже наблюдается инерция прошлого. Ведь отечественное пролетарское движение, зародившееся в конце ХІХ – начале ХХ веков было принципиально атеистическим. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, выступал со статьями по вопросам рабочего движения, в которых полемизировал с его идеологами. И пролетарские бойцы, захватившие в январе 1918 года Киев, первым делом расстреляли святителя прямо у стен Лавры без суда и следствия. Пролетарское движение было пронизано духом богоборчества. Если в сельской местности, небольших городах еще сохранялись храмы, то в промышленных центрах по ним ходили катком. И мы до сих пор ощущаем последствия той политики. Если, скажем, в Винницкой или Хмельницкой областях у нас по одной тысяче православных общин, то в Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Луганской — индустриальном сердце страны — их вдвое меньше. Но здесь наметились положительные сдвиги. Если раньше руководители предприятий помогали в восстановлении и строительстве храмов и монастырей в своих городах и поселках, то теперь уже строят храмы и часовни на шахтах, заводах. Недавно я освящал часовню на фарфоровом заводе в Коростене, беседовал и с руководителями этого крупнейшего в городе предприятия, и с рабочими. Отрадно, что все понимают важность духовной составляющей их жизни и работы.

— А какие вопросы Вы считаете наиболее актуальными в этой сфере?
— Это, прежде всего, вопрос оплаты труда. Мы декларируем среднюю зарплату по Украине в 513 гривен, и при этом две трети населения живут за чертой бедности! Отрадно, что в последнее время ситуация выправляется, правительство постоянно изыскивает возможности для повешения зарплат и пенсий, однако минимальная зарплата должна соответствовать прожиточному минимуму, и это должно быть закреплено законодательно.
Вторая чрезвычайно важная проблема — это отношения работодателя и нанятого рабочего. Государство, даже приняв соответствующие законодательные акты, не может контролировать их выполнения в сотнях тысяч предприятий разных форм собственности. Поэтому сплошь и рядом владельцы предприятий ущемляют права работающих. Задерживают зарплату, произвольно устанавливают оплату труда, отправляют в неоплачиваемые отпуска, не выплачивают социальные пособия, решают производственные проблемы за счет рабочих, закрывают производство, увольняют без всяких социальных гарантий и т. д. Поэтому необходимы корпоративные организации трудящихся, которые бы отстаивали их права перед работодателями. Старые советские профсоюзы деградировали, многие распались, молодой наш бизнес вообще не заинтересован в их существовании. Но они нужны, как воздух, чтобы социальные права трудящихся не только гарантировались, но и соблюдались. Православная Церковь усилиями богословов, ученых, социальных работников постсоветских стран выработала Свод моральных принципов хозяйствования. В них на основе Заповедей Господних выписаны правила взаимоотношений всех субъектов производственного процесса, их права и обязанности как православных христиан. Это взгляд Церкви на весь комплекс трудовых отношений, который предусматривает и большую ответственность трудящегося за результаты труда, и его большую социальную защиту. Мы надеемся, что эти принципы поддержат и руководители предприятий и рабочие.
Наконец, нельзя не сказать о проблеме травматизма на предприятиях. Ежегодно в Украине гибнут на производстве в среднем 1200 человек, тысячи становятся инвалидами. Эта проблема уже стала национальным бедствием и свидетельствует о катастрофическом положении дел в сфере безопасности производства, условий и культуры труда. Комитет Верховной Рады по вопросам труда провел слушания, на которые пригласил и епископов нашей Церкви. На комитете решили установить ежегодный День скорби по жертвам производственных трагедий. Мы поддержали это решение в напоминание всем о том, что за игнорирование проблем безопасности и условий труда люди расплачиваются своими жизнями.

— Ваше Блаженство! А как Православная Церковь относится к празднованию Дня Победы?
— Во всех православных храмах были отслужены панихиды. Это всецерковный день поминовения всех погибших во время войны. Великая Отечественная прошла через судьбы всех людей, раны, нанесенные ею нашему народу, кровоточили десятилетиями, и до сих пор эта боль не утихла. О масштабах человеческих трагедий нынешнее поколение может судить хотя бы по тому факту, что отцы двух первых Президентов Украины погибли на фронте. И Леонид Макарович, и Леонид Данилович росли полусиротами. Каждый человек потерял родных и близких. У меня не вернулся с войны брат, и я знаю, какая это была трагедия и для моих родителей, и для всей семьи. Солдаты Отечественной, освободившие и нашу землю, и всю Европу, павшие на поле брани, и здравствующие ныне, безусловно, герои, недаром в народе их называют спасителями.

— Однако в последние годы выходит очень много критических книг и публикаций по военной проблематике.
— К сожалению, им часто некому возразить, потому что поколение, выигравшее и пережившее, войну уходит. Вообще есть такая странная категория людей, которые в силу того, что сами не способны на выдающиеся, жертвенные поступки, направляют свои усилия на «развенчания» чужих подвигов и свершений. Есть высокая жизнь — это жизнь, посвященная служению Богу, человеку, Отечеству. А есть высокая смерть — эта жертва жизнью во имя Бога, человека и Отечества. Это подвиг. Сегодня некоторые хотят представить историю нашего государства и народа как историю сплошных преступлений и бедствий. А надо не забывать о свершениях и подвигах. Только в этом случае история будет не только учить, но и воспитывать.
Победа в Великой Отечественной преломила судьбу всего человечества. Трудно даже представить, какими были бы сегодня Европа и мир, если бы фашизм оказался не побежденным. Это, безусловно, было бы царство тьмы, насилия и рабства. Конечно, наш народ-победитель меньше других народов получил от плодов победы, он оставался под стопой авторитарного, репрессивного режима, в великом напряжении восстанавливал разоренную войной страну. Но это не умаляет его жертвенного подвига и его победы, победы над злом, злом абсолютным, бесчеловечным. Поэтому 9 Мая — это законный всенародный праздник, праздник Победы добра и света.

— Ваше Блаженство, в этом году государственные и церковные праздники распределились таким образом, что полмесяца люди практически не работали. Как к этому относится Церковь?
— Трудящийся человек должен дать отдохнуть истомленному трудами телу. А для души не бывает праздников. Душа, по слову поэта, «обязана трудиться и день, и ночь»

Беседу вел Василий Анисимов