Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Лазарь: «Человек — это такая глубина, которую никто и ничто, кроме Бога, не может заполнить»

Если говорить о жизни Православия в инославной среде, то здесь важен принцип, описанный еще в Евангелии: все зависит от того, как мы сможем подготовить почву для своего служения, как зернышко Слова Божьего туда посеем
МИТРОПОЛИТ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ ЛАЗАРЬ: «Человек — это такая глубина, которую никто и ничто, кроме Бога, не может заполнить»

— Владыка, сегодня быть священнослужителем престижно, но сорок лет назад этот путь ничего не обещал, кроме преследований и притеснений. Что подвигло Вас посвятить себя Богу и Церкви?
— Да, сегодня быть священнослужителем почетно, но за этим почетом стоит самоотверженный труд по созиданию мира в сердцах и душах людей. Это ценно, в первую очередь, в глазах Божьих. Конечно, сорок лет назад мы все испытывали некоторые препятствия. Я вспоминаю, сколько пришлось вынести во время службы в Советской Армии, когда мне, пришедшему на службу из первого класса семинарии, все время давали понять, что именно моя вера в Бога является «причиной» тех трудностей, с которыми мне приходилось сталкиваться! Но Господь милостив, давал силы и уверенность в том, что это все временно.
Я в ноги кланяюсь моей матери (ей уже исполнилось 90 лет) за то, что она не разрешала мне ложиться спать, не прочитав перед сном «Отче наш». Мои родители смогли дать мне самое главное — привили веру в Бога. И, конечно, я сам потом стремился в храм, спешил на богослужение, на молитву. Особенно любил утреню Великой Пятницы, Страсти Господни, когда свечечку держал около батюшки, — какая радость была. А у дверей храма в это время стояли учителя, брали на заметку, кто из учеников пришел в церковь. Потом нам доставалось: вызывали родителей в школу, высмеивали, двойки ставили. Но, слава Богу, этот период канул в вечность. Наша задача — сделать так, чтобы эти времена не вернулись, чтобы процветала наша Украина, наша демократическая держава, в которой каждый человек сегодня свободно может исповедовать свою веру. И забота Матери-Церкви в том, чтобы созидать в душах людей любовь к Богу и любовь к ближнему.

— Говорят, что в послевоенные годы люди стали массово возвращаться к вере. Чем это было вызвано и соответствует ли это действительности?
— Тертуллиан сказал в свое время, что всякая душа по природе христианка. Вот и стремится эта душа на пажить духовную, чтобы с Господом найти отдохновение и смысл своей жизни. Человек — это такая глубина, которую никто и ничто, кроме Бога, не может заполнить. И когда человек это чувствует, он всем сердцем обращается к вере. Что значит жить без Бога? Много людей сейчас испытывают это мучительное состояние. Молюсь, чтобы и они пришли к Чаше Христовой, этому источнику благодати, в чем да поможет всем Господь.

— Владыка, что заставило вас в столь раннем возрасте поступить на послушание в монастырь? Как отнеслись к этому ваши родители?
— Моя жизнь складывалась так, что я с детских лет стремился посвятить себя Богу. На вопрос учительницы о том, кем я буду, ответил: «Священнослужителем». Для одноклассников я так и остался священнослужителем. Даже прозвище они мне дали соответствующее — «поп». Я стремился только к одной цели — служить Богу. На это подвигла меня вера, которую привили мне мать и отец. Поэтому в 15 лет ушел в монастырь — в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. И Введенская церквушка, которая и сейчас стоит в Старом Тараже, является для меня святыней.
Родители мои были простыми селянами, но в их жизни, в их поведении я чувствовал постоянную молитву к Богу, постоянное обращение к Нему. Моему поступлению в монастырь, конечно, не препятствовали. Помню, мать взяла меня за руку, привела к настоятелю и оставила там, сказав: «Сын изъявил желание служить Господу».

— Вы были свидетелем гонений на церковь в хрущевские времена, закрытия сотен православных храмов и монастырей, в том числе и Свято-Духовского скита Почаевской лавры. Как вы сегодня оцениваете это время?
— Я уже говорил, что этот период был для нас тяжелым, страшным испытанием. Когда узнал, что закрыли Свято-Духовский скит, я очень скорбел, я молился: неужели, Господи, Ты не сделаешь так, чтобы эта духовная свеча вновь зажглась? Спустя много лет, когда я был на послушании в далекой Аргентине, воспоминания меня догнали. После четырнадцати лет несения послушания в Южной Америке меня направляют в Украину, епископом Тернопольским и Кременецким, и первое, чем я занялся в Тернопольской епархии — открытием Свято-Духовского монастыря. С помощью Божьей это удалось, и монастырь выполняет сейчас свою духовную миссию. Удалось вернуть Церкви здание музея в Почаеве и разместить там Духовную семинарию.

— Существуют две точки зрения на священнослужителей «советского периода». Согласно одной — все они подвижники, в тяжелейших условиях сохранившие веру, согласно другой — конформисты, сотрудничавшие с атеистической властью. Какую точку зрения разделяете вы?
— Невероятно тяжелое время пришлось пережить. Мы выполняли свою миссию, молились, и самое главное — всеми силами старались сохранить Святую Православную Церковь. Сколько сил приходилось затратить, чтобы разрешили издать маленький молитвослов для нужд нашего верующего народа, для того, чтобы не закрыли тот или иной храм. Я был свидетелем тяжелого положения Православной Церкви, закрытия храмов и монастырей, когда в Одессе был келейником у покойного митрополита Бориса (Вика). И часто священники того времени ради сохранения Святого Православия шли на подвиг, на крест.

— Вы закончили Ленинградскую духовную академию, там же защищали кандидатскую, обучались в аспирантуре в Московской духовной академии. Вы — постоянный участник международных форумов по религиозному образованию и просвещению. Чем духовная школа того времени отличается от нынешней?
— С благодарностью вспоминаю я тех преподавателей, профессоров, которые трудились над воспитанием будущих священников. Сколько усилий они прилагали, чтобы дать правильное направление нашему духовному развитию, на основании святоотеческой традиции дать все необходимое для нашего дальнейшего служения Матери-Церкви! Вспоминаю лекции Николая Дмитриевича Успенского, прот. Михаила Сперанского, многих других наших преподавателей, которые старались не только дать нам — воспитанникам академии — знания по богословским дисциплинам, но и привить любовь к Священному Писанию, церковной истории. Может, действительно, чем тяжелее время, тем больше была жажда к знаниям, лучше усваивалось то, что преподавали нам.
Я Бога благодарю, что у молодых людей есть рвение и желание стать священнослужителями. Духовная школа тех времен и нынешняя имела и имеет одну задачу: воспитать хороших пастырей, хороших преподавателей духовных школ. Для будущих поколений будет передаваться все лучшее, что есть в наших духовных школах, и отечественное богословие подарит нам еще много имен, много усердных тружеников на ниве Божией. Уверен в этом.

— В течение нескольких лет вы возглавляли Аргентинскую кафедру. В чем заключается специфика служения православного епископа среди диаспоры? Можно ли утверждать, что Православие в инославной среде может существовать «всерьез и надолго»?
— Мое служение в Аргентине началось с 1975 г., когда я был назначен священнослужителем Благовещенского собора в Буэнос-Айресе и занимал должность секретаря этой епархии у епископа (ныне митрополита) Платона (Удовенко). Всего в Южной Америке я прослужил четырнадцать лет. Девять лет из четырнадцати возглавлял там епископскую кафедру.
Служение среди диаспоры имеет, конечно, свою специфику. Наши православные люди — это в основном те украинцы, русские и белорусы, которые эмигрировали в Южную Америку с 1922 по 1939 г. Но надо сказать по справедливости, что куда бы судьба ни забросила нашего славянина, он никогда до конца не забудет свою родную землю, всегда будет помнить свою православную веру. Впоследствии представители эмиграции обратились с просьбой к Святейшему Патриарху об организации православной епархии в Аргентине для окормления проживающих в Южной Америке православных христиан, для открытия новых храмов, приходов. Свою специфику накладывало и то, что служение мое проходило в католической стране. Но у меня до сих пор очень много хороших воспоминаний о тех людях, которые всегда были готовы прийти нам — православным — на помощь в решении тех или иных проблем. Я желаю им долгих лет жизни.
Если говорить о жизни Православия в инославной среде, то здесь важен принцип, описанный еще в Евангелии: все зависит от того, как мы сможем подготовить почву для своего служения, как зернышко Слова Божьего туда посеем, как его вовремя польем, от сорняков очистим. Тогда это зернышко даст добрый плод. Все зависит от сеятеля, от пастыря. Требуется терпение, смирение, любовь и самоотверженное служение народу, который оказался волею судьбы так далеко от своего родного края.
И все мы, кто нес свою чреду служения в Аргентине, благодарны митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку), который с любовью и терпением насадил там зерно веры. Нам, его последователям на Аргентинской кафедре, нужно было только сохранять и преумножать начатое. В связи с этим я вспоминаю слова апостола Павла: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6).

— Вы стали правящим архиереем в Тернополе в самый разгар униатского и автокефального разбоя. Как Вы сегодня оцениваете эту страницу нашей истории?
— В 1989 г., после Аргентины, меня направили для служения в Тернопольскую епархию. Сначала ничто не предвещало беды — епархия была спокойной. А потом стала бурлить, потому что греховный раскол стал наносить раны и священнослужителям, и верующим. Я вспоминаю, как меня гнали униаты за то, что я служил святой канонической Матери-Церкви. Все было: и клевета, и откровенный разбой. Это было время испытания на духовную прочность, испытания веры, верности Христу и Его Церкви. Многие не смогли перенести эти трудности, поддались уговорам, запугиванию, потеряли страх Божий. Но милостив Господь. Будем молиться, дабы послал Он в сердца заблудших людей вразумление и покаяние.

— Крым, как показывают события последнего времени, является в религиозном отношении нестабильным регионом. Вы уже более десятка лет возглавляете Крымскую кафедру, ежедневно соприкасаясь со всеми местными проблемами. Вы стояли у истоков и являетесь сопредседателем Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий». Каков, на ваш взгляд, завтрашний день этого региона?
— Я придерживаюсь точки зрения, что Крым является стабильным в религиозном отношении регионом. Да, сюда стремятся проникнуть филаретовские раскольники, сектанты, чтобы попрать наше духовное наследие, но народ в Крыму знает цену расколу, его историю, знает цену сектантской проповеди. Благодарю Бога за то, что отношение к каноническому Православию на крымской земле и со стороны властей, и со стороны представителей традиционных религий, и со стороны населения всегда остается благожелательным. Свидетельствует об этом то, что мы сейчас восстанавливаем собор Святого Александра Невского, открыты девять монастырей, около 500 приходов окормляют православную паству. Я очень надеюсь на то, что регион наш будет оставаться стабильным, будет сохранен межконфессиональный и межнациональный мир. Этому служит и работа Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий», который так много делает для укрепления взаимопонимания и добрососедских отношений на полуострове. Завтрашний день Крыма — стабильность и мир, здесь все для этого есть, важно лишь неустанно трудиться для сохранения и преумножения того, что уже удалось сделать.

— Говорят, кто найдет общий язык с интеллигенцией, тот найдет общий язык с будущим. Крымская епархия славится крупномасштабным сотрудничеством с преподавателями вузов, врачами, учеными. Как вам удалось привлечь их к совместным просветительским проектам?
— Несомненно, верующая интеллигенция — залог духовного процветания нации, государства. У нас всегда было очень много верующих людей среди ученых, преподавателей, врачей. И когда Церковь обратилась за помощью к этой части общества, то многие откликнулись с радостью, готовностью к сотрудничеству, совместным делам. Я уже говорил, что душа каждого человека чувствует тот духовный ориентир, который ведет к Богу, ко спасению. Интеллигенция сегодня разделяет заботу Православной Церкви о сохранении духовного наследия, о воспитании молодежи. И наши совместные труды уже дают свои плоды. В школах полуострова вводится предмет «Основы православной культуры Крыма», подготовлен и в ближайшее время будет издан учебник по этому предмету. Мы тесно сотрудничаем с рядом крымских Вузов, осуществляем программы молодежного служения. Регулярно в Крыму проходят научно-практические, педагогические конференции, семинары. Все это вселяет надежду на дальнейшую плодотворную работу.

— В последнее время вы часто встречаетесь с президентами Украины и России, которые демонстрируют поддержку Православия в своих странах. Единство православных народов и государств — это утопия или реальная перспектива?
— По воле Божьей крымская земля стала колыбелью Православия для Руси. Поэтому такое внимание и любовь к Крыму мы видим со стороны нашего Президента Леонида Даниловича Кучмы и Президента России Владимира Владимировича Путина. Если говорить о единстве православных народов, то следует помнить слова Христа, который призывает: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Настоящее единство славянских православных государств может быть основано только на единой вере, едином наследии, которое передано нам св. равноапостольным князем Владимиром. Конечно, духовное единство — это реальная перспектива. Будет сохраняться духовное единство — будут развиваться дружба и сотрудничество в других сферах.
— Владыка, в юбилей человек обычно подводит итог завершенным трудам и ставит перед собой задачи на перспективу…
— Мне этого не дано. Христианин не может подводить итог, это в свое время сделает Господь и наша Святая Православная Церковь. От народа Божьего, от священников — вот от кого я жду оценки своих трудов. А перспектива у нас одна — сохранить и преумножить святую Православную веру, которую нам передали предки, открыть свое сердце для Господа, для окружающих нас людей, которые жаждут чистой воды Православия. Апостол Павел так говорит в «Послании к Филиппийцам»: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-15). Будем же неустанно стремиться к угождению Богу, исполнению Его святых заповедей, неутомимо трудиться на ниве Божией. Господь нас не оставляет, дает нам все благопотребное ко спасению. Будем же достойны этого дара, дабы жизнью своей и трудами прославить Всемогущего Бога и Его Святую Церковь.

Вопросы задавал Василий Анисимов