Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Священнослужитель должен служить Богу, и в Боге — каждому приходящему в храм человеку»

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II: «Священнослужитель должен служить Богу, и в Боге — каждому приходящему в храм человеку»

В конце каждого года Святейший Патриарх выступает с обращением к клиру и приходским советам храмов г. Москвы, в котором по уже устоявшейся традиции не только дает анализ проблем вверенной ему епархии, но и поднимает общецерковные вопросы пастырского и социального служения. Ниже мы публикуем выдержки из доклада Предстоятеля Русской Православной Церкви, произнесенного в храме Христа Спасителя 23 декабря 2003 года на епархиальном собрании московского духовенства.
О проблемах и задачах пастырского служения
Жизнь каждого прихода должна быть устроена так, чтобы человек, может быть, впервые пришедший в храм, попадал в особую атмосферу духовного мира, любви. Достигается это не только искусным и богатым украшением храма, но главное — подвигом молитвы и самоотвержения.
Истовое совершение богослужений, в особенности Божественной литургии, усердная домашняя молитва, всегдашняя память о Боге помогают пастырю и его прихожанам в суете жизни не только сохранять, но и приумножать благодатный духовный мир.
Приход — это не светское учреждение или коммерческое предприятие, и настоятель — не директор и не начальник в современном понимании этого слова. Главное для него — не управление внешней деятельностью приходящего в храм человека, а сам человек, устремления его сердца, его боль, его вера или сомнение. Священнослужитель должен служить Богу, и в Боге — каждому приходящему в храм человеку, чтобы мы были тем, чем и должны быть — дружной духовной семьей, церковной общиной. Но для того чтобы объединить вокруг себя эту дружную семью, священнослужитель по своему нравственному, образовательному и духовному уровню должен быть выше своих прихожан.
В начале 90-х годов прошлого века, когда на смену советской власти пришла свобода и государство в массовом порядке стало возвращать Церкви порушенные храмы, мы не были, да и не могли быть готовы к этому. Система духовного образования тоже была разрушена, и остававшиеся на территории СНГ три духовных семинарии и две академии не могли покрыть своими выпускниками даже естественную убыль священников, а о своевременной подготовке духовенства для вновь открывавшихся храмов не могло быть и речи. В создавшейся критической обстановке Церкви пришлось пойти на крайнюю меру, сравнимую с экстренной мобилизацией мирного населения во время войны: рукополагать людей мало подготовленных в надежде, что они на ходу овладеют навыками священнического служения, как это было в послевоенные годы, когда также рукополагали многих без духовного образования. Но разница в том, что те лица старались компенсировать недостаток своего образования восприятием духовного опыта и древних церковных традиций от старших священнослужителей, дореволюционного рукоположения, к тому же прошедших горнило многих тяжелейших испытаний.
В наши дни так же, как и всегда, с удивительной силой звучат слова Господа Иисуса Христа: «Аз eсмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за oвцы. А наемник, иже несть пастырь, eмуже не суть oвцы своя, видит волка грядуща, и оставляет oвцы, и бегает. И волк расхитит их, и распудит oвцы. А наемник бежит, яко наемник eсть, и нерадит о oвцах» (Ин. 10, 11–13). От того, есть ли у Церкви добрые пастыри, всегда зависела и жизнь народа, и его будущее. Есть ли у нас теперь добрые пастыри? Слава Богу, есть! Но и наемники есть, и теперь их стало едва ли не больше, чем в прежнее время, так как раньше их отсеивало гонение на Церковь. Поневоле возникает проблема, где находить и как воспитывать добрых пастырей.
Конечно же, для этого необходима хорошо организованная, эффективная система православного образования, которая могла бы дать нам не только пастырей, но и православных ученых, деятелей искусства, писателей и журналистов, сотрудников администрации, людей, способных создавать православные семьи и воспитывать новое поколение православных граждан.
Сегодня, когда общество переживает время значительных перемен, перед Церковью открываются большие возможности в несении Благой Вести. Церковь не может не принимать участие в формировании общества. Но для этого Церкви нужны сегодня высококультурные, эрудированные служители, которые будут в состоянии вести диалог с обществом, смогут ориентироваться в общественных процессах и активно влиять на них. Для этого нужно, чтобы они не просто соответствовали современному уровню образования и культуры, а превосходили его.
Реформа вызвана тем, что принципиально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Это означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Церкви в данный исторический момент ее земного бытия.
Конечно, само знание может быть лжеименным, может надмевать духовно неподготовленного человека, но известно, что многие замечательные ученые-христиане говорили о том, что малое знание уводит от Бога, а большое знание приводит к Богу. Недаром Православная Церковь чтит вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Паламу и многих других, стоявших на вершинах современной им образованности и культуры и сумевших отстоять Православие в жестоких схватках с многочисленными ересями и искажениями подлинного христианского учения. Каждый служитель алтаря должен всегда помнить завет первоверховного апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15). Это значит, что всякий священник, более чем какой-либо другой христианин, должен постоянно трудиться над своим образованием и пополнять свой духовный багаж, повышать свои знания сообразно запросам времени. Нужно быть начитанным в духовной литературе, знать древних святых отцов и близких к нам по времени замечательных отечественных духовных писателей, святителей, старцев, оставивших нам великие духовные сокровища. Нужно знать об основных достижениях современной церковно-исторической, догматической науки, библеистики, литургического богословия.
Каждый священник обязан уметь объяснить смысл Божественной литургии и Таинств церковных доходчиво, с нужной глубиной. Горе тому, кто священническое служение, имеющее целью приводить людей к Богу и научать их благодатной церковной жизни, сводит к формальному требоисполнению. Каждое Таинство — это великое чудо облагодатствования человека, и оно должно совершаться с глубокой верой и благоговением. Священник — не маг, не кудесник. Совершая свое церковное служение, он должен всеми силами стремиться к тому, чтобы сделать его понятным для прихожан, научить их участвовать в общем служении. В первую очередь этому способствует собственная молитвенная настроенность священнослужителя, а также катехизаторская работа в церковно-приходской школе и всегдашняя проповедь — как словом, так и примером собственной жизни.
Все люди имеют свои слабости и недостатки, но страшно видеть, как черствеет сердце того, кто Самим Христом призван «в величайшую степень священства», кому Господь доверил Свое церковное стадо. Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое «я», начинает приводить людей не ко Христу, а к себе. Поистине, это маленький антихрист, покусившийся стать «вместо Христа». Именно этот соблазн производит разных лжестарцев, и особенно младостарцев, дерзко усваивающих себе власть над пасомыми, не имея на это духовных оснований.
Чаще всего именно они отлучают вновь пришедших в храм в поисках Бога людей от св. Причащения на год, три или более, что не сообразуется с евангельским учением. Вместо терпеливого объяснения и продолжительной духовной работы с пришедшим человеком следуют прещения, которые непонятны духовно неокрепшим людям. И нередко, в отчаянии или разочаровании, они покидают Церковь.
Разумеется, существуют правила подготовки к Святым Таинствам, к причащению Святых Христовых Таин. Но прежде чем требовать их исполнения от прихожан, священник должен терпеливо обучить приходящих к Церкви, а не возлагать поспешно бремена неудобоносимые. Исполнение любых церковных правил должно применяться с рассуждением и учитывать духовный уровень развития человека, пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, сиюминутное самочувствие, образовательный ценз, степень воцерковленности. Забываются слова Христа Спасителя «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). Священник не билетер-контролер, от которого зависит «пропуск» к Таинству, а добрый пастырь, готовый жизнью своей рисковать ради всех желающих приобщиться Христу. Когда пастырь проявляет излишнюю строгость, особенно в отношении человека, впервые стоящего перед ним, он прямо уподобляется тем евангельским персонажам, о которых Господь сказал: «Горе вам!». Православный священник должен призывать, увещевать, учить, помогать, а «не держать и не пускать»! Народ страдает, недоедает, мерзнет, порой в регионах сидит без электричества, не в состоянии купить себе элементарного лекарства, а приходит в храм — его встречают люди, не знающие любви: там не стой, тут не проходи, не так одет. «На всенощной был?» — спрашивают. А он знает, что такое «всенощная»? Разве это по-христиански, по правилам церковным? Пришел человек, он — достояние Божие, а не твое, вот и распорядись с этим достоянием так, как достойно: с любовью и благоговением.
Священник, по дару благодати священства являющий собой образ Христа, должен помнить, что каждого пришедшего в храм человека позвал Сам Христос, и с каждым он обязан найти личный контакт. Человек — это целый мир, это драгоценное творение Божие, за которое Христос принял крестные страдания и смерть. «Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих» (Мф. 18, 14).
Можно и исповедь, и саму Божественную литургию превратить во что-то далекое, холодное, недоступное пониманию и сердечному восприятию прихожан, когда деятельность пастыря не одухотворяется горячей верой, молитвой, жертвенной любовью к Богу и человеку. И беседы, и молитвы такого священника не только не «хватают за сердце» и не влекут к покаянию и доброй жизни, но отталкивают людей от Церкви. Властолюбие, тщеславие, награды и стремление к быстрому продвижению по ступеням карьерной лестницы все более удаляют и его самого от Христа и Его Церкви. К таким священнослужителям применимы слова Христа Спасителя «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9, 42).
Скромный, бескорыстный, кроткий и смиренный, исполненный любви и сострадания пастырь приводит ко Христу тысячи людей. Напротив, священник, сосредоточенный на своих личных интересах, алчный, сребролюбивый не может сострадать и утешать страждущих, он отталкивает их от Христа, компрометирует Церковь и саму христианскую веру. Пастырь добрый не может спокойно смотреть, как растлевает детей окружающая нас атмосфера греха и зла. Он постарается создать для детей и молодежи оазис, свой православный мир, который будет притягивать их к себе своей любовью и красотой. В то же время он не забудет и людей одиноких, обездоленных и больных. Они особо нуждаются в помощи Церкви в наше непростое время.
О религиозном образовании
За последнее десятилетие при многих приходах открыты церковно-приходские, воскресные школы, и многие священнослужители с энтузиазмом взялись за просветительскую деятельность в них. Но со временем этот энтузиазм стал угасать. В результате во многих школах образовательная деятельность отходит на задний план и влачит жалкое существование, а храмы довольно скудно пополняются молодым поколением.
Основная задача современной воскресной школы заключается в том, чтобы приобщить широкий круг детей и юношества к вере и Церкви через любой предмет, и если он интересен, нужен в современном обществе, то молодежь охотнее и с перспективной пользой для будущей профессиональной деятельности будет им заниматься под руководством верующих педагогов.
Поэтому необходимо интенсивнее привлекать к преподаванию в воскресных школах интеллигентных верующих людей любой специальности, каких немало среди прихожан. Через умных, профессионально квалифицированных людей, могущих заинтересовать детей своей специальностью, вольется в воскресную школу жизнь и творческий потенциал. Нужно устраивать кружки живописи, иконописи, вышивания, художественной вышивки. Надо заинтересовать детей, а не просто читать им лекции или проповеди. Одной проповедью ничего не достигнем.
Желательно, чтобы Комиссия по воскресным школам издавала и рассылала по храмам, где есть воскресные школы, небольшой листок или газету с важными школьными вопросами и предложениями, что давало бы большую возможность координировать образовательный процесс и ближе знакомиться между собой.
О церковно-приходской жизни
Особое внимание следует уделять Таинству Покаяния, которому в ряде приходов продолжает придаваться «поточное», а не глубокое, духовное значение. Частной, личной исповеди не везде может получить кающийся. Действительно, один или два исповедующих священника в больших приходах, где готовятся причащаться несколько сотен человек, не в состоянии уделить каждому много внимания, однако необходимо искать возможность, может быть, вечером после всенощного бдения, всем священнослужителям оставаться на исповедь и принимать у кающихся покаяние в той полноте, в которой обязывает это делать священнический долг, либо начинать ее задолго до начала Божественной литургии, причем начинать исповедь огласительным поучением о вере и нравственности, а потом переходить к грехам, подлежащим покаянию и исправлению. Тогда каждый уйдет из храма удовлетворенным и осознавшим глубину этого Таинства и свою греховность.
Некоторые священники, считая, что каждый православный, приходящий в храм, обязан во что бы то ни стало иметь духовного отца, неправомерно отказывают в совершении церковных Таинств, хотя этот вопрос неоднократно разъяснялся и на предыдущих епархиальных собраниях, и в трудах современных архипастырей, например, покойного митрополита Антония (Блума) — «Духовность и духовничество».
Продолжается тенденция, когда священники заставляют вступающего на церковный путь человека ходить на службы только в тот храм, где этот священник служит, накладывая данное послушание в качестве епитимии.
Оставляет желать лучшего проблема проповеди. За каждой Божественной литургией, особенно в воскресные и праздничные дни, пастырь обязан обратиться со словом назидания к прихожанам. Сама Божественная литургия уже наполняет служащего особым вдохновением соединения с Господом, которым священник должен поделиться с молящимися, а если учитывать духовный голод современного человека после многих десятилетий прошлого века, то необходимо рассказать о празднике, растолковать прочитанное Евангелие и Апостол. Однако часто Божественная литургия завершается несколькими приветственными словами пастыря и ознакомлением с расписанием богослужений на предстоящие дни. Но каждый, кто молился за Божественной литургией, должен унести домой какое-то семя, посеянное в его сердце.
О проблемах социального служения
Мир все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма, и мы с вами призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Слава Богу, что сегодня у Церкви опять есть возможность творить дела милосердия, что у каждого верующего есть возможность послужить своим ближним. Рядом с нами, в одном с нами городе много страдающих и оставленных всеми людей. Бездомные замерзают на улицах. Дети-сироты с младенчества не знают любви и живут по жестокому закону «каждый сам за себя». В больницах пациенты умирают от отсутствия ухода, только потому, что к ним некому подойти.
Почему раньше при больницах и богадельнях строили храмы? Лечение телесное необходимо совместить с лечением духовным. Это приносило и приносит свои плоды. Главные врачи больниц, где сегодня открыты храмы, свидетельствуют, что им гораздо легче лечить больных, когда они исповедуют свою веру, когда они могут пойти в храм и получить духовное утешение и подкрепление. Здесь еще раз необходимо сказать о воссоздании института сестер милосердия. Сестры милосердия, пришедшие на это служение по призванию, по любви, сострадают больным. И больные тянутся к ним, в отличие от тех медицинских сестер, для которых работа — только средство к существованию.
Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не сострадать тем, кого Христос называет своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь.
Не каждому приходу может быть по силам организовать сестричество милосердия, приют для сирот или гимназию. Но взять попечение о нескольких одиноких стариках, которые пережили десятилетия гонений, а сейчас не в состоянии порой добраться до храма, может каждая приходская община. И отцы-настоятели должны организовать эту приходскую заботу о немощных, бедных, больных и одиноких. Наверное, в каждом приходе есть многодетные семьи, которые выбиваются из сил, едва выживая в крайне тяжелых условиях рыночной экономики. Разве не является заботой настоятеля организация регулярной и достаточной, подчеркиваю — достаточной, помощи христианам, отважившимся на подвиг рождения и воспитания детей чадами Церкви? С первых лет существования Церковь заботилась о вдовах и сиротах. А теперь, когда нас не гонят, будем ли мы ограничивать свою деятельность только обустройством храмов и домов притча? Организовать это служение нетрудно. Достаточно поставить в храме специальную кружку для сбора пожертвований для помощи бедным и обратиться к нашим самоотверженным прихожанам с увещанием о необходимости жертвы не только на любимый храм, но и на нужды рядом стоящего брата или сестры во Христе. Уверен, что такое обращение не останется безответным. Только надо, чтобы помощь оказывалась адресно. Необходимо составить списки нуждающихся прихожан: вдов, одиноких матерей, болящих, которым необходимы лекарства, стариков, нуждающихся в уходе, — и каждого посетить, чтобы убедиться в том, что не будет никаких злоупотреблений.
Кто же в приходе должен взяться за такое служение, которое называется диакония? Думаю, ответ ясен. Отцы диаконы, по благословению настоятеля, должны заниматься этим делом, к которому призваны Самим Богом, организовав для этого необходимое количество членов приходского собрания, которые окажутся способными к исполнению такого послушания. Где нет диаконов, такое служение обязан нести священник.
Служение милосердия невозможно без участия священнослужителей. Невозможно оно и без широкого, деятельного участия мирян. Ваше слово, обращенное к ним, могло бы вдохновить многих на дела милосердия, послужить духовному единению верующих в служении ближним. Из среды прихожан должен быть выбран ответственный за социальное служение прихода. Если на приходе есть желающие потрудиться для других, но им не хватает знаний и умений, то они могут пойти на бесплатные патронажные курсы или курсы воспитателей детских домов, организованные епархиальной комиссией по социальному служению.
Кому не хватает информации о том, где нужна ваша помощь, можно воспользоваться небольшими объявлениями с такой информацией. Их можно разместить в притворе храма и обратить внимание прихожан на то, что невозможно быть христианином и оставаться в стороне от людских бед и страданий. Надо помнить слова апостола: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).
Особо прошу вас о том, чтобы в такие важные для православных христиан праздники, как Рождество и Пасха, не были забыты наши страдающие ближние: дети детских домов и домов ребенка, пациенты больниц, жители домов престарелых. Разве трудно поделиться радостью праздника, найти возможность подать маленькие подарки? К этим поздравлениям надлежит привлекать не только священнослужителей, но и певчих, и мирян приходов. Чтобы те, о ком повелел нам заботиться Спаситель, не остались наедине со своими страданиями, чтобы и их достигала радость Благой Вести, принесенной на землю Христом Спасителем.