Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

С. Баршай. Православие в земле Суоми

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

03.03.2004. МОСКВА. В СТОЛИЦЕ РОССИИ СОСТОЯЛСЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ МИРОТВОРЧЕСКИЙ ФОРУМ
В работе форума приняли участие посланцы двенадцати стран СНГ. Его основная цель — создание Межрелигиозного совета содружества, в который войдут более 20 представителей различных религиозных традиций: православия, армяно-григорианства, ислама, иудаизма и буддизма. Совет будет способствовать решению межнациональных проблем, заниматься вопросами социальной защиты населения, поддержки малоимущих и охраны окружающей среды. Московский межрелигиозный форум продлится два дня. Его участники проведут семь «круглых столов» на темы участия религиозных организаций в миротворческих процессах, социальном служении, сотрудничества с государственной властью. В работе форума принял участие постоянный член Священного Синода УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий.

03.03.2004. МОСКВА. МИТРОПОЛИТ ЛАЗАРЬ СОПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ II МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ФОРУМА
Форум собрал духовных лидеров традиционных религиозных организаций стран СНГ, представителей государственных, республиканских, краевых и областных комитетов по делам национальностей, религий, представителей общественных объединений, а также руководителей ряда международных миротворческих религиозных фондов. Владыка Лазарь, совместно с муфтием Гаязом Фаткулиным, выступил модератором круглого стола: «Опыт распространения межрелигиозного сотрудничества на региональный уровень». Участники форума подчеркнули важность перенесения опыта сотрудничества между представителями традиционных религий и органами власти в регионы. Примером такой работы является деятельность в Пермском крае (там ведется мусульмано-православный диалог, в частности, по проблеме борьбы с наркоманией), Красноярском крае (где религиозные организации активно сотрудничают с краевым Комитетом по делам религий и национальностей), деятельность по достижению межрелигиозного согласия, осуществляемая Советом Церквей Украины. Особо был отмечен 12-летний опыт Межконфессионального Совета Крыма «Мир — Дар Божий», в который входят представители девяти традиционных конфессий Крыма. Одним из предложений участников круглого стола стало создание Межрелигиозного совета СНГ. По результатам проведения круглого стола владыка выступил на пленарном заседании форума. Также митрополит Лазарь принял участие в работе круглого стола «Проблемы религиозного образования». В своем выступлении владыка рассказал о тернистом пути внедрения программы «Основы православной культуры Крыма», о той деятельности, которая предшествовала этому: проведение совместно с Министерством образования республиканских и региональных педагогических конференций, разработка и утверждение программы и пособия по данному предмету. Опыт Крыма показал, что преподавание духовно-нравственных дисциплин (в том числе носящих культурологический характер) и религиозное образование школьников должно проводиться по конфессиональному признаку и в тесном сотрудничестве с государством.
Пресс-служба Симферопольской епархии

04.03.2004. ЗАПОРОЖЬЕ. ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ АРХИЕПИСКОПА ВАСИЛИЯ С АРХИЕПИСКОПОМ АВЕЛЕМ ОБСУЖДАЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ И ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭКСПАНСИИ В УКРАИНЕ
Состоялась встреча архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем (Польская Православная Церковь). Владыка Василий познакомил гостя с жизнью Запорожской епархии. Они побывали на строительстве Свято-Покровского кафедрального собора и у памятника святому апостолу Андрею Первозванному. Затем архиепископ Авель рассказал о жизни Православной Церкви в Польше. В ходе встречи обсуждались вопросы миссионерской и издательской деятельности, а также проблемы католической и протестантской экспансии. В конце встречи архиереи подарили друг другу иконы прославленных новомучеников.
Пресс-служба Запорожской епархии

ПРАВОСЛАВИЕ В ЗЕМЛЕ СУОМИ

Сергей БАРШАЙ

О Финляндии мы все знаем, что это государство на Севере с суровым климатом, развитой экономикой и высоким социальным уровнем жизни. Также с этой страной у нас ассоциируются Финский залив Балтийского моря, финская бумага, сантехника да разве что еще Дед Мороз. Но многие ли знают, что в этой самобытной северной стране, в которой более 90% населения относят себя к лютеранству, Православие (наряду с Лютеранством) также является государственной религией, а в истории финского народа оно имеет глубокие корни и пользуется огромным уважением?
Исторические корни Православия
Духовными центрами православной Финляндии издавна считались карельские обители Ладожского озера — знаменитая Валаамская Спасо-Преображенская и Коневецкая на острове Коневец. Огромная заслуга иноков этих монастырей в том, что благодаря им Православие смогло закрепиться в Восточной Финляндии — Карелии. Западные же регионы страны, граничащие с Швецией, оказались более подвержены лютеранскому влиянию. Однако в результате лютеранство оказалось сильнее, «завладев» умами почти всего населения.
Важной особенностью взаимоотношений православных и лютеран в стране есть отсутствие, на протяжении всей истории, каких бы то ни было конфликтов на религиозной почве. В период пребывания Финляндии в составе Российской империи, метрополия никоим образом не притесняла здесь лютеранскую религию — наоборот, строила кирхи и всячески способствовала сохранению самобытности народа. Так, именно при содействии императора был построен в центре Хельсинки величественный лютеранский храм, который оказался намного больше его православного «ровесника».
В целом Православие в ту эпоху имело относительно неплохие перспективы развития в автономии. После же разрыва отношений с православной Россией в результате революции 1917 года, а особенно после Советско-Финской войны 1939–1940 годов финское Православие, оказавшись в изоляции, было подвергнуто серьезному испытанию на прочность. Так что к началу 1990-х годов в стране православными фактически осталось всего около 2% населения. Тем не менее, Православие, будучи второй по численности религией в государстве, имело статус государственной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А права у государственной религии здесь достаточно весомые. Например, если в школе учатся хотя бы три православных школьника — власти обязаны обеспечить ему учителя по религии. Вот у кого бы поучиться нашим чиновникам от образования! Когда у нас ломают головы, нужно ли вводить в общеобразовательные школы религиозный предмет по вероисповеданию, к которому себя причисляет подавляющее большинство населения — в Финляндии вопрос так даже не стоит. Уважение (если не благоговение) перед традиционными для местного населения вероисповеданиями (секты с 15–20-летним стажем во внимание, естественно, не берутся) тут огромно.
Административное деление Церкви
Сегодня финское Православие структурно объединено в Финскую Автономную Православную Церковь, входящую в состав Константинопольского патриархата. Управляет Церковью Архиепископ Финский Лео (по нашему — Лев), резиденция которого находится в городе Куопио. Церковь небольшая, делится она на три епархии, и всего насчитывает 25 приходов (к каждому приходу приписано еще несколько храмов). Так что в целом получается 150 храмов, один мужской (Ново-Валаамский) и один женский (Линтульский) монастыри. Образование будущие пастыри получают на кафедре Православного богословия при Йоэнсуусском университете.
Особенностью структурного деления православных в стране есть то, что тут также имеется часть приходов (сегодня их по стране шесть), служащих по Старому стилю и подчиняющихся Русской Православной Церкви. Главной причиной этого стал переход в начале ХХ века Финской Церкви на Новый стиль в богослужении — тогда часть населения (в основном коренные русские) этого не восприняла. Сейчас укреплению старостильных приходов способствует новая волна эмиграции из стран СНГ, начавшаяся в начале 1990-х годов.
Учитывая особенность ситуации (наличие параллельных приходов), функционирование «иностранных» православных общин обязательно согласовывается с священноначалием Финской Церкви. Таким образом удалось достичь ситуации, когда финские и русские приходы, несмотря на юрисдикционную разницу, тесно общаются друг с другом: традиционным стал обмен хорами в большие праздники (учитывая разное время их празднования, делать это нетрудно). А православная община города Поре, построившая недавно себе новый храм, сдала в аренду православным русским старое здание храма, с последующим правом выкупа.
В брошюре «Православная Церковь Финляндии» ее Предстоятель Архиепископ Лео пишет: «Автономная Церковь Финляндии поддерживает добрые отношения как с исторически старшими, так и с младшими поместными православными церквями. Для Церкви чрезвычайно важно поддерживать теплые и доверительные отношения с Константинопольским Вселенским Патриархатом и с ее исторической материнской церковью — Русской Православной Церковью».
«Украинский» след
Финляндия не имеет границ с Украиной — и это обуславливает пропорционально небольшое количество в стране выходцев из нашей страны. Однако, как говорится, если копнуть глубже, то, во всяком случае в Хельсинки, их окажется не так уж и мало. Основная масса — это женившиеся или вышедшие замуж за финнов и оставшиеся здесь жить.
Причем неожиданно оказалось, что Украина представлена здесь практически полностью. В эмигрантском Свято-Покровском храме на окраине Хельсинки можно встретить и харьковчан, и львовян, и днепропетровцев. Киев же здесь «представлен» даже районами: Троещина, Виноградарь, центр и т.д. Кстати, монахиня Мария (Дыба), около двадцати лет несущая послушание на приходе в качестве регента и псаломщика, родом из Запорожской области, а попала в Хельсинки из Корецкого монастыря Ровенской области.
Нельзя сказать, что украинцы здесь держатся особняком — среди общей массы их сходу определить сложно. Однако узнав, что в храм приехала группа киевлян-хористов, некоторые подходили с радостными лицами и с самыми неожиданными вопросами, например: «Строится ли в Киеве четвертая ветка метро?» К гостям из Киева отношение на приходе оказалось поистине родственным. Одна женщина даже поинтересовалась, «как там наш Днепр?» Оказалось, что сама она не из Киева и даже вообще не из Украины, а из Смоленской области. Но родной с детства Днепр, которого она сейчас лишена, остался самым ярким воспоминанием о родной земле.
Оторванным от своего дома, людям приятно было и просто послушать рассказы о привычных для них украинских деталях: даже упоминания названий украинских городов или районов могли вызвать умиление.
Истории некоторых наших соотечественников, живущих здесь, не могут не удивлять. Киевлянин Володя, работающий в главном офисе Nokia, познакомился со своей будущей супругой Ангелиной из Риги в Соединенных Штатах на международном симпозиуме. Во время совместного отдыха в гостинице, когда собрались вместе представители разных государств, всех поразило то, как выходцы из стран СНГ, до сих пор не знавшие друг друга, вместе начали петь… украинские песни. Оказывается, в Риге, как и в Киеве, они до сих пор популярны.
Однако коренное население не особенно утрудняет себя дифференциацией «наших» эмигрантов. Для них все выходцы из бывшего Союза (кроме прибалтов) — русские. И в некотором смысле это оправданно, потому что отдаленность от родных мест, а главное — невозможность их частого посещения (дороговизна виз, дороги и отсутствие времени) сплачивает людей очень сильно. Общий язык, общие причины выезда за рубеж, а главное — общая ментальность (сильно отличающаяся от западной) помогают людям сохранить свою духовную и культурную идентичность.
Свято-Покровский храм в Хельсинки для многих наших эмигрантов в наше время является поистине спасательной соломинкой. Будучи сегодня отнюдь не богатым приходом в дорогой стране, он знавал времена и намного сложнее. Его настоятелю протоиерею Виктору Лютику, уже около 20-ти лет окормляющему паству, на первых порах служения приходилось по крупному городу ходить пешком, чтобы экономить на проезде (городской транспорт сегодня в Хельсинки стоит 1,80 евро). Но батюшка никогда не отчаивался и не унывал, твердо неся свое пастырское служение в вроде бы заманчивом зарубежье. В результате, благодаря его твердости и немалому дипломатическому опыту, многие «наши», не посещавшие храм у себя на Родине, пришли к Богу здесь, «вдали от Родины». Немало среди них только здесь получают таинства Крещения и Венчания.
С надеждой на лучшее
Несмотря на кажущееся благополучие, нельзя не признать, что Православие в стране сталкивается сегодня с рядом серьезных проблем: наступающая секуляризация, пропорционально маленький процент верующих, различие богослужебных традиций.
Нынешняя Финляндия — это цивилизованная Европа. Вроде бы банальность, но в данном случае этот аспект имеет немаловажное значение. Ведь современная цивилизация не особенно способствует укреплению духовного стержня человека. Так, в храмах Финской Православной Церкви потихоньку отходит понятие обязательной исповеди перед Причастием. На Рождественскую елку, организованную Свято-Покровским приходом, Хельсинский митрополит (по нашему — епископ) пришел в пиджаке с малиновой (под стать лютеранским священникам) сорочкой.
Также никакие льготы или государственные статусы не могут спасти Церковь от равнодушия к ней новых поколений, для которых она может стать обычным музеем истории. Поэтому в условиях религиозного меньшинства (причем меньшинства настолько) от православных всегда требуется особенная сила духа и особенная отдача, чтобы победить соблазны современного мира, а также сохранить и передать свою веру дальше.
Переход в свое время Церкви на Новый стиль в Богослужении, решив, возможно, одни проблемы, тут же породил новые. В результате в стране возникли приходы, где богослужения совершаются и по Старому, и по Новому стилям. Однако такое «разнообразие» отнюдь не создает удобств на практике, ведь получается, что люди не могут вместе отмечать великие христианские праздники. Впрочем, в нынешней ситуации Старый стиль получает здесь второе дыхание в связи с наплывом эмигрантов из стран старостильной традиции. Ведь новые граждане Финляндии, родившиеся в России, Украине или других республиках бывшего СССР, не могут понять, как это, скажем, Рождество можно праздновать 25 декабря, а не 7 января? Поэтому в некоторых храмах новостильной традиции начали параллельно совершать богослужение и на праздники по Старому стилю — для «новой волны» прихожан.
Но, естественно, все это мелочи, если иметь Бога в душе. Ведь Церковь живет — и это главное. Не стоит, кстати, забывать, что именно православная Финляндия внесла свою значительную лепту в сокровищницу мирового Православия — знаменитый Валаамский монастырь с множеством его скитов. И в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества православных за счет коренного населения. Люди, чьи родители, в силу определенных причин, отошедшие от Православия, возвращаются к своей вере. Особенно, повторим, активизировалась православная жизнь в стране благодаря новой волне «нашей» эмиграции.
Так что сегодня можно с уверенностью сказать, что купол храма с православным крестом на фоне финских лесов и озер, как и раньше, будет одной из визитных карточек этой прекрасной скандинавской земли.