А. Андрущенко. Оставленные людьми, но не забытые Богом
ОСТАВЛЕННЫЕ ЛЮДЬМИ, НО НЕ ЗАБЫТЫЕ БОГОМ
К 10-летию первого возрожденного больничного храма
Александр АНДРУЩЕНКО
В народе психиатрическую больницу часто называют «сумасшедшим домом» или «психушкой», а оказаться там не желают даже врагу. Считается, что живут там якобы те, кого и людьми трудно назвать. Недаром же от них отказываются родные и близкие, а навещают разве что суровые доктора, санитары и православные священники. «Вы даже не представляете, как нам помогает Церковь!»— восклицает главный врач Центральной психиатрической больницы имени академика Павлова Роман Иванович Никифорук. Он же разрешил журналистам посетить те отделения, которые вот уже в течение десяти лет духовно окормляют прихожане Свято-Кирилловского храма Киева во главе со своим настоятелем протоиереем Феодором Шереметой…
Стало доброй традицией то, что прихожане Свято-Кирилловской общины посещают четыре отделения Центральной психиатрической больницы имени академика Павлова. Пациенты клиники «от мала до велика» ждут этих дней с нетерпением. Ведь это общение, которое в здешних условиях является роскошью, это подарки: одежда и обувь, церковные книги, иконки и крестики, куличи и конфеты. Встречи с прихожанами оставляют светлые воспоминания и дают заряд положительных эмоций. Потому так радостно встречали гостей пациенты детского отделения Павловской больницы — дети от трех до пятнадцати лет. «На самом деле это никакие не «психи» и не «дебилы», — отметила заведующая отделением Елена Николаевна Тимощук, — здесь проходят курс лечения дети с легкой отсталостью в развитии: кто-то плохо говорит, видит или слышит; у кого-то наблюдаются незначительные отклонения в опорно-двигательной системе или некоторая степень расторможенности». Поначалу родители пугаются, получая от участкового врача направление именно в эту клинику. Но затем успокаиваются, видя, что в отделении созданы все условия, способствующие быстрой адаптации детей, а именно: подобран профессиональный воспитательский и медицинский состав, разработан режим, в который входит четырехразовое питание и изучение предметов школьной программы. Учителя из 134-й средней школы Киева специально приезжают к нам, так что дети получают полноценное образование. В свободное время в их распоряжении телевизор, разнообразные приставочные игры и увлекательные занятия. На стенах коридоров — многочисленные рисунки и аппликации, выполненные детскими руками. А сколько поделок из пластилина, шишек и осенних листьев, украшающих полочки книжных шкафов! Цветы на подоконниках тоже посажены детьми. Класс для самых маленьких пациентов напоминает сказочный мир, так много в нем всевозможных мягких игрушек. «Все эти игрушки подарили детям прихожане Свято-Кирилловского храма», — пояснила Елена Николаевна. Стоило произнести слово «Церковь», как к нам присоединились еще несколько воспитателей. Они стали говорить о том, что благодаря священникам дети молятся утром и вечером, что к ним приходят студенты Киевской духовной академии и доступным языком рассказывают евангельские истории. В этот момент взрослых боязливо перебивает девочка лет двенадцати: «А еще в Свято-Кирилловском храме проводятся детские литургии, которые совершает священник, а дети читают, поют, прислуживают в алтаре». «Из четырехсот детей, которые за год проходят через наше отделение, большинство и в будущем продолжает ходить в храм, — говорит Елена Николаевна, — а многие навещают нас после выписки. И в этом значительная заслуга Свято-Кирилловского прихода».
Впрочем, не все так гладко, как видится на первый взгляд. В отделении есть свои проблемы, только вот говорить о них при детях воспитатели не решаются. На пятьдесят детей приходится двадцать шатких стульев, да и те вот-вот развалятся. Поэтому одни кушают, а другие стоят в томительном ожидании своей очереди. В игровом зале имеется только ветхий диванчик да телевизор советской модели. Как говорит заведующая отделением, «кровати кое-как раздобыли, да вот белья не хватает». О том, что детям уже не из чего лепить, нечем и не на чем рисовать, говорить не приходится. Некоторое время все это воспитатели покупали за свои деньги, да ведь кошельки-то у них не бездонные. Обращались к власть имущим, но не были услышаны….. Все же с энтузиазмом приходят на работу и воспитатели, и медики. А силы дают слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворятвам»(Мф.7;7).
Затем нас пригласили посетить отделение сестринского ухода № 25, где находятся мужчины от 22-х до 70-ти лет, которые давно уже прошли курс лечения, да жить им негде. Попросту говоря, бомжи. В основном это пациенты с серьезными патологическими отклонениями. Чтобы они не стали посмешищем или обузой для общества, совместными усилиями руководства больницы и общины Свято-Кирилловского храма было создано это отделение. Когда мы появились в здании, пациенты, выглянув из своих палат, стали внимательно нас рассматривать. Во взглядах было много дружелюбия. «Наши пациенты очень радуются, когда кто-нибудь приходит к ним в гости, — поясняет заведующая отделением Раиса Николаевна Федина, — ведь многие из них остались в этом мире совсем одни, потому что мало кто имеет желание содержать и заботиться о немощных родственниках». Все пациенты были заняты: подметали двор, выносили мусор, вытирали пыль с подоконников. По словам Раисы Николаевны, «они не желают жить трудами других: каждый стремится что-то делать. Есть такие пациенты, что в силах подмести лишь два метра коридора. И они делают это, лишь бы их не считали паразитами». Многие трудятся в мастерских по производству пластмассовых корпусов для электрических розеток и выключателей. А это — польза для общества. Так что в палатах они бывают только утром и вечером. Примечательно, что в каждой комнате висит икона, а сами больные считают себя верующими людьми. Благодаря постоянным визитам священников из Свято-Кирилловского храма, многие прилежно вычитывают положенное молитвенное правило и регулярно посещают богослужения. Эти люди с интересом читают духовную и светскую литературу, смотрят выпуски новостей, просматривают свежие газеты, чтобы быть в курсе событий, происходящих в Украине и во всем мире.
Огромную помощь в поддержании жизнедеятельности этих людей оказывают сестры милосердия из Свято-Кирилловского храма, которые ухаживают за больными, переодевают их, кормят, водят на прогулки. Священники в своих беседах с персоналом постоянно делают акцент на том, что каждый пациент — это личность, достойная уважения. Именно священники многим больным «не позволили опустить руки» и разочароваться в жизни. Всячески старается идти навстречу этим несчастным людям и администрация больницы. Об этом свидетельствует то, что все пациенты имеют паспорта и прописку на базе этого отделения. Это освобождает их от конфликтов с работниками милиции (на улице их иногда принимают за алкоголиков или наркоманов) и дает право получать государственную пенсию. Далее нам предстояло посетить девятое отделение Павловской больницы, которое в медицинских кругах называется «Острое», так как здесь находятся люди с повышенной психической возбужденностью. Профилактика в «остром» отделении — это начальная стадия всего клинического курса лечения. «Здесь по отношению к больным никакое физическое насилие не применяется «, — заметил заведующий отделением Олег Александрович Иваницкий.
Мы шли по коридорам, переступая через мешки с цементом и обходя ведра с раствором. «Все ремонтные работы в отделении пациенты выполняют своими силами, — поясняет Олег Александрович, — им нельзя оставаться наедине. Так что труд для них чуть ли не единственное средство, отгоняющее плохие мысли и отвлекающее от навязчивых идей». Глядя же на пациентов, не скажешь, что они «буйные». Все учтиво здоровались с доктором, а он, в свою очередь, интересовался их самочувствием. «Очень важно каждому уделить внимание, — продолжает заведующий отделением, — тогда они поймут, что кому-то нужны и от этого станут чуточку добрее. А это уже прогресс».
Но интереснее всего было наблюдать со стороны, как он общается с этими людьми:
— Добрый день!
— Здравствуйте, доктор. Скажите, пожалуйста, а меня скоро выпишут?
— А ты себя хорошо чувствуешь?
— Да, конечно!
— И как тебя зовут, уже вспомнил?
— Валентин.
— Вот и отлично! — радостно воскликнул Олег Александрович, обращаясь к нам, — а ведь совсем недавно он называл себя Гарибальди.
В дверном замке провернулся ключ, и мы оказались в палате для агрессивных — большой комнате, полностью заставленной кроватями. Там находились люди, разные по возрасту. Лица у них были спокойные, но по некоторому напряжению доктора нетрудно было понять, что они опасны и сейчас может произойти что угодно. Каково же было наше удивление, когда вместо ругательства некто, лежащий в центре, произнес: «Спаси, Господи!»
Затем состоялась увлекательная беседа со старшими медицинскими сестрами, у каждой из которых стаж работы в психиатрии не менее тридцати лет. Они и рассказали о проблемах, которыми живет сегодня «острое» отделение. Сотрудники этого отделения — преимущественно люди пенсионного возраста. Молодые специалисты сюда не идут. Как нам сказали в отделе кадров, из восьмидесяти шести молодых психиатров уволилось по собственному желанию восемьдесят два. Таким образом, есть вероятность, что годков так через десять некому будет присматривать за пациентами. Они понимают это, поэтому с таким уважением относятся к докторам. Последние, в свою очередь, делают все возможное, чтобы создать в стенах отделения домашнюю атмосферу.
Многие больные, несмотря на свой статус, очень набожные люди. Каждое воскресенье, естественно, под присмотром санитаров, они ходят в храм, где регулярно исповедуются и причащаются, а в клинике стараются соблюдать все предписания Церкви. Всеобщее удивление у гостей вызвало то, как один пациент, который живет в больнице более тридцати лет, рассказывал медсестрам, насколько грешно сквернословить и что с этим пороком следует бороться. Как пояснили доктора, этот человек очень любит православное богослужение и посещает храм даже в будние дни.
Очень тепло врачи и пациенты 9-го отделения провожали гостей и только напоследок сказали, что всегда с большей надеждой смотрят в сторону православного храма и с некоторым сожалением — на больных. Оказывается, от многих из них отказались родственники, и после выписки им просто некуда идти. «Летом, — говорит Олег Александрович Дубинин, — они спали на лавочках в медицинском парке, что с ними будет зимой, я не знаю. Побольше бы таких отделений, как двадцать пятое».
Второе отделение Центральной психиатрической больницы — отделение «активной реабилитации». Если в другие отделения людей приводят, чтобы вылечить, то сюда они приходят сами, чтобы, так сказать, отдохнуть от больничного режима. Поэтому и обстановка здесь несколько иная. Здесь больные могут предаться творчеству, о чем говорит огромное количество картин преимущественно на церковную тематику, выполненных руками пациентов. Во всех коридорах играет легкая успокаивающая музыка. Место, где живут эти пациенты, больше напоминает не медицинскую палату, а комнату в одной из городских квартир. Причем вся мебель сделана руками самих же жильцов. Пациенты чувствуют себя здесь свободно.
Заведующий отделением Дубинин Игорь Сергеевич очень любит животных. Поэтому здесь оборудован прекрасный живой уголок: несколько аквариумов с рыбками, клетки с енотами, морскими свинками, хомячками. Все это окружено цветами, которые посадили и вырастили пациенты. «Создание такой не больничной обстановки, — говорит Игорь Сергеевич, — продиктовано целью, которую ставят перед собой сотрудники отделения, — реабилитировать пациентов, подготовить их к жизни в обществе. У нас они уже не лечатся, а просто живут. Поэтому и условия такие».
Что касается помощи со стороны Церкви, то здесь в основном делается акцент на материальную сторону: прихожане приносят пациентам одежду, дарят им подарки в честь праздников, кому-то в будущем помогают решить жилищную или финансовую проблему. Священники беседуют с пациентами о жизненных вопросах.
И напоследок мы стали свидетелями интересного случая. На лавочке у выхода сидели несколько человек и играли в викторину: один называл имя отечественного или зарубежного писателя, а другие должны были назвать как можно больше его произведений и процитировать их. Санитар, стоявший рядом, сказал нам: «Эта игра продолжается уже более часа. Я здесь такие замечательные вещи открыл, что у меня просто язык не поворачивается назвать их больными».
Так и живут они, оставленные людьми, но не забытые Богом, пациенты Центральной психиатрической больницы имени академика Павлова. Там, за дверьми с вывеской «Психиатрическая больница», течет такая же жизнь, как и в обществе. В ней также есть место для радости и печали. А помогают этим людям нести свой тяжкий жизненный крест доктора, санитары, воспитатели, священники и просто православные верующие, которые изо дня в день, переступая порог психиатрической клиники, говорят пациентам с улыбкой: «Спаси, Господи!» И всю эту деятельность благословляет Господь, Который сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25; 40).
К итогам первого Всеукраинского фестиваля теле- и радиопрограмм «Покров»