Архиепископ Белглрлдский Иоанн. Миссионерство и прозелитизм
Миссионерство и прозелитизм
Выступление на I Всеукраинском миссионерском съезде
Украинской Православной Церкви)
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн,
председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви
Сегодня очень трудно терминологически определить или описать такое явление, как прозелитизм, особенно для миссионеров, потому что очень легко самих миссионеров обвинить в прозелитизме.
Cвойство Церкви быть апостольской, не только утвержденной на основании апостолов, но и постоянно расти, постоянно идти и действовать.
Уже прошла не одна конференция по поводу прозелитизма, и на них мы сошлись в мнении, что главным определяющим критерием этого явления есть те действия, которые лишены христианской любви. Действия по переводу людей из одной конфессии в другую методами, которые противоречат христианской вере. Это и использование материальной заинтересованности, и скрытый прозелитизм через образование, когда открываются различные образовательные учреждения, но они открываются для того, чтобы привлечь на свою сторону людей и увести от истины.
Также сегодня важно помнить, что есть открытый прозелитизм и закрытый. Открытый прозелитизм — это явное выступление против Православия: захват храмов, использование политической власти для того, чтобы преследовать тех или иных верующих и заставлять их переходить в другую конфессию. Скрытый же прозелитизм — это прежде всего анонимность проповеди, когда проповедники не называют себя и не заявляют о своей принадлежности к той или иной конфессии. Они могут просто прикрываться благотворительными действиями или какими-либо образовательными учреждениями.
Сегодня скрытый прозелитизм совершается и в бизнесе: создаются предприятия, которые полностью контролируются теми или иными сектантами. Сейчас даже есть такое понятие, как «коммерческий культ», типичным представителем которого является «Гербалайф». Там, помимо бизнеса, происходит мощнейшее воздействие культового характера, когда человек попадает под некоторую зависимость на уровне подсознания.
Наступает эпоха не только новых технологий в промышленности, но и новых технологий в ноосфере (если так можно выразиться). Почему они возникают? Вы знаете, что сегодня уже наступила так называемая «информационная эра», и она характеризуется интеллектуальной эксплуатацией одних людей другими. И естественно, будут возникать новые явления в сфере духовной: новые секты будут основываться на технологии психозависимости, и уже есть такие примеры. Поэтому сегодня очень важно нам обозначить для себя, какими действиями мы можем ему противостоять.
В Украине, с моей точки зрения, открытый прозелитизм действует как подмена религиозных ценностей ценностями, не связанными с религиозным сознанием. Например, когда Христа затмевает национальная идея. В этом заключается корень очень многих проблем, которые возникают на данной почве. В данном случае исчезает религиозность, а есть только религиозная окраска тех или иных движений, есть религиозная фразеология, но по сути своей оно не имеет отношения к религии. Оно не устремлено к Богу, оно не устремлено вертикально, а как бы расползается. И часто адепты этого не замечают, их вводят в заблуждение люди, которые говорят, что они проповедники или миссионеры, а на самом деле они составляют категорию людей, которые не являются проповедниками религиозного сознания, потому что такого они просто не имеют.
Это явление можно встретить практически повсюду. Например, когда политические партии (левого или правого толка) используют религиозную фразеологию. И тут задача миссионера — распознать подобные явления и вовремя сказать об этом. Очевидно, что это будет продолжаться, потому что является одним их мощнейших оружий. Сегодня мы имеем дело с людьми, которые тянутся к своей вере, но они ничего не знают о ней, и лучшим средством на этом пути есть просвещение. Причем просвещение в самом широком смысле, то есть открытие воскресных школ, катехизических курсов для детей и для взрослых. А когда нет подобного просвещения, то побеждают обряды, теряется абсолютно глубина веры, и на первое место выходит обрядовая сторона.
Здесь тоже очень много искажений, потому что обряды в церковном смысле слова имеют право на существование в том случае, когда есть духовное начало. А когда это обряд, который лишен или даже противоречит догматам веры, то, конечно, такой обряд является ложным путем. Это тоже будет той разрушительной силой, которая может действовать на уровне разъединяющего начала, когда люди через обряд сталкиваются между собой и говорят: «вот ты не делаешь этого так, как делаю это я». Сегодня разъединение — одна из черт некоего порыва народа познать веру, но из-за недостатка просветительской работы люди часто уходят в обрядоверие. И такое обрядоверие, естественно, наносит тяжелый урон Церкви.
Есть еще одна сторона дела — глобализация. Сегодня процесс глобализации втягивает все большее количество людей. Каждому понятно, что глобализация — это навязывание определенного стандарта жизни в масштабах всей планеты. Этот стандарт выработан в западном обществе, главным образом в Америке. Естественно, от нас необходима определенная реакция, некое осмысление этого процесса. Что здесь важно? Ответом на глобализацию часто бывает процесс архаизации, когда люди говорят, что сейчас общество становится все более модернистским, и поэтому необходимо уйти куда-то в золотое прошлое и отказаться от достижений цивилизации.
На этой протестной почве возникает много сект, например, известная сегодня секта Виссариона. Она объединяет, по разным оценкам, от семи до десяти тысяч человек и имеет свое распространение на Украине.
Процесс архаизации, как ответ на процесс глобализации, вызывает и среди верующих очень много действий, которые также раскалывают Церковь, например, отношение к ИНН. Сегодня это большая проблема, которая подпитывается определенными силами.
Когда мы задались вопросом: кто же финансирует выпуски тех газет, которые «борются» против ИНН, то оказалось, что это люди, которые входили в так называемый Ротари-клуб — известную масонскую организацию. Они напрямую финансировали эти протестные выражения людей, которые в некоторых епархиях даже поставили верующих на грань раскола. Но ведь само по себе явление ИНН абсолютно не имеет никакой религиозной основы — это обыкновенная фиксация налоговых отношений в государстве. Однако сегодня появилось целое богословие — искаженное богословие — что это некая предпечать или еще что-то в этом роде. На этом очень многие люди просто сломались. Мы знаем примеры, когда многие ранее искренне верившие своему духовенству, теперь начинают говорить о продажности нынешних священников и архиереев. Это вызвало нестроения в Церкви и на многих приходах стало проблемой.
Необходимо осмыслить эти явления, потому что даже среди прихожан нашей Церкви могут возникать подобные движения, и они требуют объяснения. Это почва для внутрицерковных конфликтов, для того, чтобы возникали новые секты. И нам необходимо подумать, каким способом это возможно преодолеть.
Вы также знаете, что сегодня возникают процессы, которые навязываются Церкви извне (например, вопросы о канонизации Григория Распутина, царя Ивана Грозного), и находятся люди, которые активно этим занимаются. Более того, находятся спонсоры, которые финансируют подобные программы и издания. Выходит блок интересных (с точки зрения привлекательности и профессионализма) передач, включается в дискуссию ряд известных людей и т.д. Это тоже явление сегодняшнего дня. Русская Православная Церковь канонизировала уже 1478 новомучеников. Этот процесс идет очень интенсивно, и вдруг происходят такие явления.
Наверняка есть еще ряд таких больших проблем, которые сегодня возникают на почве столкновений. Но вот что мне хотелось бы особенно отметить по ситуации в Украине: мне кажется, что сейчас есть возможность через просвещение вернуть многих верующих в лоно Православной Церкви, потому что произошла дискредитация лидеров раскольников, вышло много материалов, люди разобрались «кто есть кто». Если мы будем сосредотачиваться только на лидерах (как это часто бывает), забывая о простых людях, то это будет неправильно. Написано достаточно полемического материала, и очень важно, чтобы теперь, когда возникли сомнения у последователей лидеров раскола, наладить работу, направленную непосредственно на тех, кто стоит за этими лидерами. Причем тут важна не дискуссия, тут важен миролюбивый подход. Если бы мы научились такому миролюбию, то это было бы самым важным оружием с позиции методов и подходов к тем людям, которые вовлечены в раскол по недоумению или по той причине, что для них обряд выше веры.
Не хватает нам просвещения, не хватает доброго слова, не хватает тона — не полемического, а того, который был присущ миссионерам. Из истории известен замечательный случай, который произошел с апостолом Японии — святителем Николаем. Один из самураев, услышав, что равноапостольный Николай Японский начал свою просветительскую деятельность, поклялся его убить. А согласно кодексу чести самураев, если он не выполнил своей клятвы, то должен лишить себя жизни. И вот когда самурай начал беседовать со святителем, естественно, вначале на повышенных тонах, то через миролюбие митрополита и любвеобильное отношение вдруг почувствовал в себе перемену. Через некоторое время этот самурай стал священником, и получилась династическая линия: все в его роду мало того, что стали православными христианами, но и многие — священниками. Даже посол Японии на Кубе — один из потомков — был православным японцем. А ведь если бы святитель Николай ответил агрессией на агрессию, то ничего бы не получилось, этот японец наверняка выполнил бы свое обещание.
Было много таких случаев и со святителем Иннокентием, например, когда он прибыл на остров, населенный племенем калошей. Там свирепствовала болезнь, но они никак не хотели позволить делать себе прививки. От ярости они чуть не сожгли святителя за его настойчивость, но он своим кротким тоном объяснил суть лечения, сам вылечил нескольких человек. И после этого тысячи человек обратились в Православие.
Поэтому нам, наверное, необходимо поговорить и о том, как возвратить в лоно Православной Церкви простых людей и как наладить эту работу, чтобы она была системной, а не фрагментарной. У нас чаще всего полемический задор эмоциональной направленности: вот, например, кто-то выпустил статью и думает, что сделал доброе дело. Это, конечно, очень важно, однако собственно просветительская деятельность оказывается значительно эффективнее, чем вся полемика вместе взятая, и примеров тому много. В тех епархиях, где она налажена, как показывает статистика, меньше всего раскольников и меньше конфликтов.
ИТЕРВЬЮ
— Владыка, у нас есть такой пример: в одной епархии существует приход, который никак не хочет подчиниться своему правящему архиерею. Его настоятель и к Московскому патриарху ездил, и к Вселенскому, собирается к Иерусалимскому. Как поступить в такой проблематичной ситуации?
— Если речь идет о человеке, который вышел из подчинения церковной иерархии, в которой он был, то его можно отнести к тем, кто раздирает хитон Христов. И к нему нужно по другому правилу относиться. Знаете, как в неделю Торжества Православия Евангелие на молебне читается: «Если брат согрешил, обличи его наедине, и потом при двух, потом повеждь Церкви. Если и Церковь не послушал, то будет он аки мытарь и язычник». То есть тут все сказано: если он не слушает Церковь, то будет он как мытарь и язычник. Речь идет о том, что если мы зациклимся на одном, тогда он станет предметом наших разговоров. Конечно, когда мы забудем о тех людях, которые за ним, то это будет неправильно.
Я приведу такой пример. В 1991 году был случай в тогдашней Курско-Белгородской епархии (Белгородской епархии тогда не было, она была соединена с Курской). Печально известный Шибаев в Обояни захватил храм, и поскольку никакого опыта не было, то первая реакция архиерея была такая: вместе с казаками прибыло духовенство, и давай его оттуда вытряхивать. В глазах своих последователей он стал мучеником. И долгое время этот инцидент был для него питательной почвой, весомым аргументом.
Я тогда был секретарем епархии, и меня этот пример научил тому, что не нужно было в данном случае создавать ему такой ореол и питательную среду. После этого мы пошли совсем другим путем: из среды духовенства подготовили достаточно тонких психологов и таким образом «окружили» тот приход. Получилось так, что вокруг раскольничьего прихода служили батюшки, которые постоянно работали с людьми. Конечно, не сразу, но через два года вокруг раскольника осталась всего лишь кучка кликуш. Шибаев ушел в Зарубежную церковь, где стал «епископом», а когда его изгнали оттуда — в филаретовский так называемый Киевский патриархат, где объявил себя епископом Белгородским и Обоянским. Но люди уже о нем знали, и куда б он ни пошел, его воспринимали как раскольника, и, самое главное, никто его не защищал.
—Известно, что миссионерская деятельность направлена больше на убеждение. Каким образом она может согласовываться с государственной позицией, изложенной вчера. Многим показалось, что председатель Госкомрелигии на съезде пытался диктовать свою волю.
—Церковь всегда находится в ситуации, когда она должна дать нравственную оценку власти, и это всегда трудно делать, потому что если эта оценка будет жесткой, то пострадают конкретные простые верующие.
В данном случае в господине Бондаренко лучше видеть человека, к которому тоже должна быть обращена проповедь. Если бы мы таким образом выстроили отношения с каждым чиновником, то, наверное многого бы добились. Поэтому мне кажется, что тут подход должен быть выбран совершенно другой. Ведь легче всего стать в оппозицию и сделать из себя гонимых, но ведь тогда пострадают простые люди, те, которые составляют большинство в Церкви. Если мы будем рассуждать о том, как нам трудно, и сами себя жалеть, то это пустой разговор будет. Сейчас важно понять, что Православие будет постоянно в конфликте с этим миром, который лежит во зле. Но «будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби».
Сегодня надо идти к простым людям, чего, к сожалению, пока нет, и исследовать их качество веры, то, во что они веруют. Недавно провели социологическое исследование в России, и оказалось, что 80% населения считает себя православными, но многие из них верят в НЛО, 53% — в экстрасенсов, 43% — в магию. Это говорит о том, что мы где-то недорабатываем.
—Вы сказали о том, что Ротари-клуб финансирует борцов с ИНН. А для чего он это делает?
—Естественно, для того, чтобы развалить Церковь. Ведь мы привыкли к мысли, что только внешним действием можно расколоть Церковь. Но когда эти процессы происходят изнутри, они еще страшнее, потому что скрытые. Ужасно, когда многие батюшки, не разобравшись и не посоветовавшись со священноначалием, на эмоциях ввязались в этот процесс, сделали данный вопрос постоянным предметом проповеди. Хотя подобное можно объяснить: всегда легче говорить о трудностях, чем о добром.
По данному примеру можно судить о том, как легко спровоцировать нестроения. А это идет оттого, что люди у нас мало воцерковлены, у них нет знаний о вере. Если судить по процентам, сколько у нас издается литературы об антихристе и сколько просветительской, то, я думаю, что это будет соотношение 70:30.
Вопрос об ИНН рассматривался на расширенном заседании Богословской комиссии. На него были приглашены и те батюшки, которые считают подобное некоей предпечатью. Они изложили свою точку зрения, а потом мы решили сделать общий документ. В редакционную комиссию по подготовке этого документа вошли представители обеих сторон. И надо сказать, что документ, принятый Синодом, получился взвешенным, и главная мысль в нем отчетливо прослеживалась. Ее суть удачно выразил о. Иоанн (Крестьянкин): в лагере нам всем присваивали номера, ни у кого не было ни имен, ни фамилий, но никто Христа не предал.
Записал Сергей Баршай
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. О миссионерском предназначении Церкви