Василий Анисимов. Вечера на хуторе близ Европы
Вечера на хуторе близ Европы
Василий Анисимов
В религиозно-общественной жизни Украины время предрождественского поста, когда ночи длинные, а дни короткие, весьма напоминало знаменитые вечера на хуторе близ Диканьки, воспетые Николаем Васильевичем Гоголем. Все беглое, самозванное, отлученное от Церкви, вопило о своем «каноническом» или даже «международном» признании, куражилось на пресс-конференциях перед телекамерами, обвиняло друг друга в «неблагодатности», требовало от властей защиты и поддержки, «священнодействовало», организовывало нападки и провокации против Украинской Православной Церкви и т.д. — словом, вело себя по всем законам мифоэпического жанра, разве что луну с неба не таскало. Кроме традиционных матерых пиарщиков типа Игоря Исиченко («архиепископа» УАПЦ) и Михаила Денисенко («патриарха» УПЦ-КП Филарета), в полный голос заявил о себе очередной энергичный «митрополит Киевский» Моисей (УАПЦ — соборноправная), который за клевету решил престарелого анафему (Филарета) усадить на скамью подсудимых. Появился также некий «митрополит Киевский и Украинский» Антоний, который в создаваемой чиновниками и политиками «мережі української релігійності» возглавляет «Украинскую Катакомбную Церковь». В новом духовном лидере страны некоторые не без оторопи узнали зэковского авторитета по кличке «Толик Антиквар». Удивляться, впрочем, нечему: если пошерстить наши расколы, мы обнаружим немало самозванных «архипастырей» с весьма своеобразным прошлым.
Послушай, Зин!
Начал нынешние предрождественские вечера в Украине многомудрый Игорь Исиченко, который именуется «управделами» Киевской патриархии УАПЦ, «архиепископом Харьковским». Этот преподаватель украинской литературы Харьковского университета Юрий Андреевич Исиченко примечателен тем, что временами преображается, как граф Монтекристо, и объявляется в столице под именем «православного архиепископа Игоря». На этот раз он совершил хадж в страну пирамид. О своей поездке, встречах с иерархами Коптской и Александрийской Православной Церковей, вовсю распиарил на сайте УАПЦ, отчет о ней поместил и в газете «Зеркало недели» (в быту — «ЗиНа»). Юрий Андреевич с восторгом описал «шум восточного базара и холодную изысканность мечетей», воздал хвалу древним монастырям и христианским иерархам Египта за твердость в вере. Все бы ничего, если бы не одна деталь: ни копты, ни александрийцы не принимали Исиченко как священнослужителя. Зная, как древние Церкви относятся к самозванцам и раскольникам (их вообще не пускают в храмы, а тем более — в монастыри), нетрудно предположить, что Игорь вообще скрыл свое лжеархиепископство (иначе его просто бросили бы в Нил). Тем не менее своей саморекламой Исиченко доставил немало хлопот Святейшей Александрийской Церкви, представитель которой вынужден был выступить с заявлением о том, что имеет место «нечистоплотная игра»: Исиченко был принят как обыкновенный паломник, коих сотни принимает патриарх, а когда Исиченко признался в принадлежности к расколу (это смертный грех, который не смывается даже мученической кровью), «ему было отказано в праве совершать богослужения и настоятельно рекомендовано вернуться в Церковь, Тело Христово».
Спрашивается, если ты посетил древние святыни как турист, бедуин, погонщик верблюдов — для Бога все люди равны, то какую надо иметь совесть, чтобы объявлять, будто «архиепископ Игорь» посетил древние Церкви Египта и имел встречи с их иерархами? И при этом похвально отзываться о твердости в вере тамошних христиан! Сам же Исиченко пока нам являет лишь твердость в неверии и упорство во лжи. Конечно, чтобы стать православным епископом (Исиченко сам мог в этом убедиться в Египте), нужно сначала пройти многодесятилетнее послушание в монастыре, быть примером благочестия, стяжать дары смиренномудрия, без остатка посвятить себя служению Господу. В наших же расколах люди за две недели «взрастают» от многодетного «священника» до инока-патриарха, в мгновение ока переходят с общественно-политической работы на «архипастырскую». Они готовы служить Богу, или, как они говорят, «украинской духовности», но только в качестве епископов — князей церкви. Не меньше. Благо, что у нас с атеистических времен не принято спрашивать у Православной Церкви — «неужто этот человек и вправду православный епископ, наследник апостольской благодати?» — просто регистрируют «религиозную организацию», а там называйте себя, как хотите: православными епископами, митрополитами, патриархами, апостолами, далай-ламами…
Юрий Исиченко с 1980 года корпел на кафедре украинской литературы, в конце перестройки занимался и общественной деятельностью (в Рухе, Товариществе украинского языка, возглавлял автокефальное братство). В 1993 году, не имея ни богословского образования, ни священнической практики, ни опыта монастырского служения (все это он прошел, видимо, «экстерном» и только в собственном воображении, и опять же без отрыва от преподавательской работы), рукоположен во «епископы» УАПЦ. Все «архиереи», участвовавшие в этой акции, со временем были изгнаны из УАПЦ как «проходимцы» и организовали собственные автокефальные «церкви». Исиченко удержался, и не в последнюю очередь благодаря своим постоянным стремлением «зацепиться» за любую из канонических Православных Церквей. Однажды ему удалось привлечь в Украину заокеанского митрополита Константина (Багана), который хоть и отказался сослужить с автокефалами, но согласился быть их «духовным лидером» и даже прислал им на прошлое Рождество послание. Эта акция доставила митрополиту Константину много неприятностей со стороны Константинопольского Патриарха, и в этом году он уже послание УАПЦ не направлял. Но, как видим, неунывающий Юрий Андреевич решил прорубить «окно» в африканском направлении. И тоже вышел конфуз.
Удивляет позиция «Зеркала недели», которое постоянно публикует опусы за подписью: «Игорь Исиченко, архиепископ». Без указания «конфессиональной» принадлежности. У читателя может сложиться впечатление, что все исиченковские лукавства и подтасовки — чуть ли не церковный взгляд на проблемы. Но в Православной Церкви Украины нет такого архиепископа. Может, «ЗН», как и наши раскольники, считает, что «архиепископ» — не церковный сан, а профессия, которая дает заработок?
«Уапецешные» страсти
Кроме «египетского паломничества», предрождественским подарком для УАПЦ стала передача ей властями в пользование в качестве кафедрального собора шедевра столичной архитектуры — Андреевской церкви. Какие права на нее имеет УАПЦ, созданная ВЧК в 1921 году, при Советской власти, — неведомо. Зато известно, что собор стал одним из первых насильно отнятых революционной властью у Православной Церкви, разграбленных, а его служители, включая протоирея Петра Спивакова, — расстреляны. Вот так своеобразно у нас выполняется Указ Президента о преодолении последствий тоталитаризма, восстановлении прав репрессированных Церквей и возвращении им экспроприированного имущества.
Непонятно также, зачем УАПЦ еще один исторический храм. Ведь ранее переданные (тоже незаконно) пустуют. Даже в лучшие для УАПЦ времена еще при «патриархе Димитрии» на его «патриарших богослужениях» в церкви Николы Набережного на Подоле присутствовало от силы десять человек (сам являюсь свидетелем). Для чего делается эта передача собора? Чтобы при возвращении законным владельцам появились дополнительные трудности?
Но как бы то ни было, расчувствованный, видимо, нечаянной государственной щедростью, «предстоятель» УАПЦ «митрополит» Мефодий решил собрать 13 декабря на «богослужение» в великом соборе все свое «архиерейское» воинство, а также тех самозванных «епископов и митрополитов» (кроме Филарета), кто каким-то образом причастен к автокефалам или отпочковался от них. Чем завершилось это кощунство — нетрудно догадаться. Склокой и скандалом: одни «моисеи» отказались служить с другими, перепалка едва не завершились потасовкой, часть обиженного «епископата» вынуждена была бежать из храма, не дожидаясь третьих петухов. Говорят, памятник святому апостолу Андрею рядом с собором был в это время бледнее мела.
«Митрополит» Мефодий приболел от таких «раскладов» и залег в Тернополе. А «архиепископ» Игорь Исиченко тем временем вообще решил отправить своего «предстоятеля» ко всем солохам. На официальном сайте УАПЦ появилось «рождественское послание к верным чадам», подписанное не Мефодием, а Игорем. Более того, в газете УАПЦ «Наша віра» было опубликовано заявление, в котором Мефодий объявлялся раскольником, жаждущим захватить «патриархию», и обращение к правоохранительным органам и Госкомрелигий защитить «религиозную организацию» (патриархию) от … своего руководителя! Такое и в рождественскую ночь не присниться!
Мы созвонились с резиденцией руководителя УАПЦ в Тернополе и выяснили, что, действительно, лишь болезнь мешает Мефодию прибыть в столицу и сжечь своего многомудрого заместителя на костре из хвороста прямо во дворе патриархии.
От ООН и от сумы….
В отличие от автокефалов анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) ни за какое каноническое признание уже и не борется. Он прекрасно понимает, что отлучение его от Церкви признанно законным всем православным миром и соваться к православным верующим просто небезопасно: даже на родине старухи, увидев его, крестятся и норовят обрызгать освященной водой, чтобы «исчез, яко дым». Михаил Антонович решил поразить воображение обывателя своим «международным признанием». Филаретовские СМИ разнесли весть, что Филарет собирается представлять Украину в ООН и даже выступит чуть ли не перед самой Генеральной Ассамблеей. Объясняли это просто: мол, Блаженнейший Митрополит Владимир в ООН выступал, теперь черед анафемы. Но ведь Блаженнейший Владимир — законный Предстоятель одной из крупнейших Православных Церквей, он избран академиком Академии информатики при ООН, был председателем Комитета ООН по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Причем он представлял не только Украину, а и мировое Православие. Можно ли его «уравновешивать» самозванным «патриархом»?
Впрочем (как и следовало ожидать), весь филаретовский пиар оказался сказками Рудого Панька. МИД Украины заявил, что Филарет едет по частному приглашению в США и, естественно, Украину представлять не может. Затем выяснилось, что выступать он будет не в ООН, а в библиотеке ООН (хорошо, что не в гараже!), и не один, а составе фольклорного коллектива. Зал этой библиотеки традиционно предоставляют для выступлений мастеров народного творчества, особой популярностью пользуются песни и танцы исчезающих экзотических племен Африки. То, что Филарет — экзотика, ни для кого не секрет. Чем мы еще можем похвастать, как не отлученным от Церкви «лжепатриархом»? На такое действительно любопытно посмотреть. Но не лучше ли для имиджа страны было бы послать замечательные фольклорные коллективы, например, «Веселку» или «Журавлика»? Какие роли, даже в рождественском вертепе, Филарет со Степовиком могут играть? Разве что царя Ирода да козы «рогатой и бодатой».
Но, как бы то ни было, Филарет, по информации раскольничьих СМИ, выступал в сопровождении диаспорного вертепа и даже «наградил» Кофи Аннона «орденом». По утверждению же дипломатов, Генсек ООН Филарета в глаза не видел и никаких «амулетов» от него не получал, а фольклорное представление вообще проходило не под эгидой ООН. Сие, разумеется, не помешало Степовику, а с ним и филаретовской братии, по всем телеканалам вопить о «международном» признании УПЦ-КП и ее лидера. Что поделаешь, коли ложь — вторая натура….
Впрочем, и на Филарета нашлась проруха в лице «митрополита Киевского и всея Украины Руси» Моисея (УАПЦ — соборноправная). Это одна из «церквей» украинской диаспоры, прямых наследниц липкивских самосвятов, продолжателем дела которых в Украине считает себя Филарет. Однако она почему-то крайне негативно относится к УПЦ-КП, считая ее порождение не национализма и автокефалии, а КГБ и партноменклатуры (что недалеко от истины). Означенный «митрополит Моисей», он же Олег Кулик, прошел в Украине «школу» и УАПЦ, и УПЦ-КП, уехал в США, откуда вернулся «митрополитом». Обычно Филарет обходит стороной диаспорных «иерархов», поскольку на всякие его трепыхания у них готов железный ответ: «Чья бы корова мычала!». Но на этот раз не удержался и назвал Моисея «авантюристом». Оскорбленный Моисей обвинил Филарета в клевете и обратился в суд. Вероятно, мы скоро станем свидетелями сугубо диканьковского действа, где два человека в суде будут доказывать, кто из них менее «лже»: Моисей-митрополит или Филарет-патриарх?
О видениях, наречениях и отречениях
Какая гоголевская рождественская ночь обходится без «видений» и призраков? Почти весь рождественский пост раскольничьи СМИ раздували тему «видения»
Святейшему Патриарху Алексию преподобного Феодосия Печерского. Газеты нашей «Просвіти» даже стали публиковать страшилки под заголовком: «Последнее предупреждение патриарху!». Эту историю поведал некий «засекреченный агент» из окружения Святейшего патриарха. Якобы патриарху было «видение» преподобного Феодосия, который дал нелицеприятные оценки деятельности его и всего Московского патриархата. Якобы после этого видения у патриарха случился сердечный приступ. Но Святейший успел рассказать ее лишь этому агенту, а тот, видимо, прямехонько своему боссу — «товарищу Антонову» (Филарету). Как «Юстас» — «Алексу». История до того глупая и безнравственная, что кроме раскольников ее и придумать было некому. Кто бы еще мог глумиться над болезнью человека? Сам-то Филарет из Феофании не вылазит, но никому в голову не приходило злорадствовать по этому поводу и объяснять всякую госпитализацию анафемы очередным «явлением» ему Евгении Петровны со сковородкой в руках. Очевидно, что раскол уже потерял всякие нравственные нормы и в злобе своей (а ничего иного у него и нет) не ведает, что творит.
Только этим можно объяснить и предрождественское «возведение» Филаретом в «митрополиты» Адриана Старины. Иногда кажется, что для дискредитации Православия он специально тянет наверх своей секты наиболее одиозные фигуры. Сам Филарет, как известно, до своей анафемы был расстрижен не только Московским Патриархом, но и руководителями неканонических конфессий: в 1992 году «патриархом УАПЦ» Мстиславом и в 1995 году «патриархом УПЦ-КП» Владимиром Романюком (последний успел издать лишь указ об увольнении Филарета).
Старина, выпускник Киевского пединститута, по этим «параметрам» догнал своего патрона. Он был священником в Подмосковье. А 29 января 1993 года после долгих судебных разбирательств по фактам сексуальных домогательств к подросткам Адриан был запрещен Святейшим Патриархом Алексием в священнослужении. После этого перешел в «Русскую православную церковь за рубежом» (РПЦЗ), но и там уже 16 марта Указом Синода был запрещен в священнослужении «за тяжелые нравственные преступления и беззакония, невозможные в церковной ограде». Далее Старина направляет стопы в «Русскую православную свободную церковь», но в январе 1994 года указом «митрополита Валентина» запрещается в служении «за нарушение апостольских правил и святоотеческих установлений». Изгнанный из трех юрисдикций за «аморальное поведение» Адриан 6 февраля 1994 года рукополагается Филаретом в «епископа» Днепропетровско-Запорожского, затем становится членом «Священного Синода УПЦ-КП», и вот уже — «митрополитом Днепропетровским». Те, кто с брезгливостью отвергнуты даже русскими схизматиками, в украинской схизме ставятся высшими руководителями. Неудивительно, что по сравнению с филаретовскими «иерархами» все эти «митрополиты» Моисеи и Толики Антиквары кажутся безвинными шалунишками.
Любопытно завершилась и история с филаретовским «епископом» Донецким Юрием Юрчиком. Этот запрещенный в священнослужении еще десять лет назад митрополитом Луганским Иоанникием человек немало почудил, пока не прибился к Филарету в качестве «архиерея». И продолжает чудить. Последний его подвиг связан с поездкой в США, где он умудрился войти в контакт с старо-католиками, отречься от веры православной и принять веру католическую, получить от католиков пожертвования (запрошенная сумма — 40 тысяч $), вернуться в Украину, как ни в чем не бывало. Зная, что украинским раскольникам доверять нельзя, американцы подстраховались, разместив на своем сайте не только тексты отречения от православия как от ереси, прочитанные и подписанные Юрчиком, но и фотоснимки этой церемонии: Юрчик зачитывает отречение, Юрчик скрепляет его своей подписью, Юрчик на коленях присягает в верности католицизму, совершает католическую мессу «украинского обряда» и т.д. Казалось, что за такое святотатство его хотя бы выгонят из УПЦ-КП. Ведь это на самом деле свидетельствует, как филаретовство относится к вере православной и сколько она в расколе «стоит». Однако руководство УПЦ-КП лишь пожурило «отступника», назначило ему «викарного епископа». Сам же Юрчик ударился в полную «несознанку», заявляя, что все эта история — происки пресс-службы УПЦ. Но пресс-служба не добавила ни единого штриха к тому, что объявили, запечатлели и представили в Интернете американские старокатолики. Их доказательства неопровержимы.
Один из деятелей УПЦ-КП весьма своеобразно прокомментировал реакцию своей организации. Оказывается, за последние 15 лет «зелень» (деньги) украинской диаспоры вытоптана нашими националистами-политиками, писателями, религиозными деятелями настолько, что она уже напоминает выжженную землю. Диаспора стала подозрительной и прижимистой. Все труднее выбивать из нее средства на борьбу с москалями по всем фронтам. Поэтому приходится прибегать к неординарным способам. И в этом, мол, нет ничего страшного. «Пожертвования», полученные Юрчиком за отречение, остались ведь в Украине, они будут работать на укрепление Киевского патриархата и украинской национальной идеи.
Чудеса, да и только!
Не затянулась ли рождественская ночь?
Приведенные нами примеры лишь малая часть того мусора, который засоряет духовное пространство Украины. Самозванцы, провокаторы, лжецы — основные персонажи нашей политико-церковной жизни. В отличие от гоголевских Пацюков и Солох они недобродушны и небезопасны. Завершиться ли когда-нибудь долгая предрождественская ночь или нам суждено вечно пребывать в состоянии полуправды и полумифов на очаровательном и одиноком хуторе, затерянном где-то близ Европы?