Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

прот. Василий Заев. Храм преподобного Серафима Саровского

100-летие канонизации преп. серафима саровского

15.01.2003. КИЕВ. НАЧАЛИСЬ ТОРЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЕ 100-ЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Божественную Литургию в храме во имя Серафима Саровского в Пуще-Водице. Ему сослужили архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Симеон, епископ Вышгородский Павел и епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. После Литургии был отслужен молебен. Блаженнейший Владыка вручил ордена Рождества Христова II степени настоятелю храма, благочинному западного округа, прот. Василию Заеву, главе Оболонской райгосадминистрации Николаю Товкачу и президенту «Международного конгресса «Согласие»,народному депутату Украины Костерину Владимиру а также наградил благословенными грамотами за старания и труды на славу Святой Церкви клириков и прихожан, помогавших в восстановлении храма.
В проповеди, произнесенной за Литургией, Владыка сказал: «Преподобный Серафим, которого почитают все верующие, славен, прежде всего, своей святостью, своей твердостью в вере, своей непоколебимой любовью к Богу и ближнему и бесконечной надеждой на милосердие Божие. Это исключительный святой, простой душею и сердцем, который показал народу Божиему, что в простоте заключается истинная святость. И он явил эту простоту сполна. Цель нашей жизни, учит преподобный Серафим, заключается в стяжании Духа Святого. Преподобный, неоднократно обращаясь к братии монастыря и к прихожанам, говорил: стяжи, брат, дух мирен и тысячи вокруг тебя спасуться.
Преподобный Серафим — исключительный святой, который почитается и другими христианскими церквями во всем мире. Учение о цели жизни и сама жизнь этого святого покоряла и покоряет тысячи людей верующих и неверующих, которые проникаются, начинают изучать духовное наследие преподобного Серафима… Преподобный Серафим есть вся святость, в переводе с греческого Серафим означает «Огненный». Имя ему дано было в соответствии с его жизнью — он горел, пламенел любовью к Богу и к ближним, оставил нам образец смирения, терпения, послушания и постоянного труда в кротости и смирении сердца, когда молитвенно в трудах служил роду человеческому. Ему служили звери и приближались у нему не боясь, к нему приходили тысячи людей, которым он, по данному от Божией Матери дару прозорливости и исцеления, подавал утешение, ослабу их страданий, предсказывал им будущее, наставлял их на всякую правду, которая ведет к святости и совершенству. Мы имеем в лице преподобного Серафима великого молитвенника, который показывает нам пример стояния перед Богом. Чтобы стоять перед Богом умом, сердцем и внутренними глазами не обязательно брать на себя тяжелые послушания, ноши, как это делают многие сильные духом люди. Достаточно быть нормальным христианином, гражданином, чтобы стяжать у Бога благодать. Выполняя необходимые евангельские заповеди, подчиняясь уставам и учению Святой Православной Церкви, которая для того и создана Господом Богом на Земле, чтобы вести людей к Богу и приобщать их к вечному блаженству».

ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

протоиерей Василий Заев

В 2003 г. исполняется 100 лет со дня канонизации преподобного Серафима Саровского (1759-1833), одного из самых замечательных и всенародно любимых святых не только XVIII и XIX столетий, но и всех веков христианства.

Возможно, решающим обстоятельством, сформировавшим духовный мир Прохора (мирское имя преподобного) с тех пор, как он начал себя помнить, было совершавшееся на его глазах строительство величественного собора во имя Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского, тем более что созидали этот храм его родители — отец, богатый курский купец, получивший подряд на строительство храма, и мать, которая продолжила и закончила строительство после смерти мужа.

Прохор родился, когда строительство было в разгаре. Его младенчество, отрочество, юность прошли среди разговоров, переживаний, хлопот, связанных со стройкой, воспринимавшейся, при тогдашнем отношении к храму Божию, как великое священноделание. Оно требовало от всех членов семьи духовной собранности, молитвенности, особой высоты христианской жизни. Главным, верхним приделом в соборе должен был стать Казанский. Поэтому все о жизни Пресвятой Богородицы и о Ее чудотворной иконе должно было впитываться Прохором, можно сказать, с молоком матери, равно как и то, что связано с житием, подвигом и личностью преподобного Сергия, которому посвящался нижний храм. Известно, что преподобный Серафим с юных лет стал избранником Божией Матери, и что его монашеский подвиг удивительно схож с подвигом преподобного Сергия.

Преподобный Серафим был канонизирован 8 февраля (26 января по старому стилю) 1903 г., а торжественное открытие мощей состоялось 1 августа (19 июля) того же года, в день рождения преподобного. В этом же году киевляне, чьи дачи располагались в Пуще-Водице, решили построить там храм в его честь. Вначале была построена временная часовня. Сама церковь была построена в 1908-1910 гг. (Государственный архив Киевской области, ф. 1, оп. 243, ед. хр. 298, л. 10; Центральный государственный исторический архив Украины, ф. 127, оп. 876, ед. хр. 895-а, л. 92). На первый проект каменного храма в византийском стиле известного киевского архитектора В.Н. Николаева не хватало средств, и потому храм построили по проекту инженера А.И. Тихонова при участии городского архитектора Э.П. Брадтмана. Он был деревянным на кирпичном цоколе. Впоследствии первый этаж был обложен кирпичом и оштукатурен; барабан купола и второй ярус колокольни остались деревянными.

Храм был освящен 25 (12 по старому стилю) декабря 1910 г. В 1913 г. на территории храма была построена часовня-усыпальница по проекту известного киевского архитектора В.В. Городецкого (Малаков Д. Архітектор Городецький. К.: Кий, 1999. — С. 145-146), которая до сего времени, к сожалению, остается неотреставрированной. Незадолго до Великой Отечественной войны храм был закрыт, иконостас и все иконы хранились прихожанами до открытия храма. После войны иконостас был восстановлен и реконструирован. Прежние иконы собрать не удалось. В 1992 г. все иконы для центрального иконостаса были написаны киевским художником Вандаловским. В 1995 г. была написана новая храмовая икона преп. Серафима Саровского, а также иконы 12 апостолов для иконостаса правого придела.

На протяжении почти 90 лет в храме делались только «косметические» ремонты. Необходимость капитального ремонта стала очевидной 9 августа 2000 г., когда во время Литургии в день памяти св. великомученика Пантелеимона с потолка храма отпал огромный кусок старой штукатурки. Раньше такие места срочно штукатурили и закрашивали. Но на этот раз собрали приходское собрание и решили, несмотря на отсутствие средств, с Божьей помощью, начать капитальный ремонт.

На добровольные пожертвования прихожан полностью заменили электропроводку, сняв всю старую штукатурку. Начиная от купола до низа, все стены обшили гипсокартоном, который потом расписали в каноническом стиле иконами двунадесятых праздников, иконами явления Божией Матери святым Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому, киевских древних и новопрославленных святых, орнаментами. Для этих работ была специально построена круговая металлическая эстакада в куполе. Также были заменены несколько дверей в алтарной части, на хорах и в притворе храма. Был сделан паркетный пол в алтарях и на солее, а в средней части храма и в притворе положен линолеум.

Одновременно с ремонтом внутри храма проводился и ремонт внешней его части. Полностью перекрыта крыша, сделаны новые луковицы и кресты на главном куполе и колокольне. Деревянная часть купола и колокольни обшита сайтингом под дерево. Также заменены ставни на колокольне с четырех сторон. Кирпичный фасад был расчищен от старых слоев краски и штукатурки, после чего храм был поштукатурен и покрашен, фундамент облицован плиткой.

Были отреставрированы внешние ступеньки и паперти (деревянные заменены бетонными и облицованы керамической плиткой). Над входными дверями установлены кованые козырьки и такие же перила.

Обустроена территория возле храма: старые деревянные столбы с фонарями заменены новыми металлическими, современного вида; разбиты клумбы с цветами, перед храмом заасфальтировано более 100 кв. метров площади под стоянку автомобилей.

Храм преподобного Серафима всегда отличался своей намоленностью и чистотой. Он и сейчас сохранил эту особенность. Вероятно, поэтому многие его прихожане являются жителями других районов Киева и прилегающих к Пуще-Водице сел. В нем всегда ощущается трепетное отношение к богослужению, уставу, канонам и индивидуальный подход к каждому человеку, который посещает этот храм. Настоятелем этого храма всегда был и остается преподобный Серафим Саровский, который зовет всех к стяжанию Святого Духа и нравственной небесной чистоте. Его молитвами этот храм возродился и будет всегда святым местом для православных людей, которые искренне хотят приблизиться к Богу и унаследовать спасение и жизнь будущего века.