Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Зарубежное обозрение

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ
(декабрь 2002 года)

РЕЛИГИИ В ОБЪЕДИНЕННОЙ ЕВРОПЕ

Религиозные лидеры самого высокого уровня неоднократно указывали и продолжают напоминать о недопустимости строительства здания Единой Европы на основе секулярных принципов.

В частности Папа Римский Иоанн Павел ІІ в своей речи в итальянском парламенте 15 ноября 2002 выразил надежду, что «фундамент Eвропейского «общего дома» не будет испытывать недостатка в «цементе» религиозного, культурного и гражданского наследства, которое дало Европе ее величие в течение столетий. Нельзя видеть континент только в его экономическом и политическом аспектах, ибо тогда наступит жизнь, вдохновленная защитой прав потребителей, безразличной к духовным ценностям». Понтифик выразил надежду, что европейские политические деятели признают христианские основы европейской цивилизации, и сказал: «Европа в начале нового тысячелетия должна еще раз открыть двери Христу!»

Председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая на открытии Европейского Совета религиозных лидеров в Осло, заявил о необходимости уважать национальные культуры и религиозные идеалы, которые есть у восточной православной христианской цивилизации, а также у ислама, иудаизма и буддизма, но отсутствуют в системе западного либерализма. Митрополит Кирилл подчеркнул, что «Необходимо понять, что Восток Европы не хочет слепо следовать правилам, выработанным когда-то кем-то без его участия, без учета мировоззрения его жителей, — следовать лишь потому, что эти правила сейчас существуют в материально процветающих западных странах. Восточно-христианская цивилизация, как и любая другая, породила собственный самобытный образ жизни. Его философия и форма появились в результате усилий многих поколений народов, исповедовавших Православие, стремившихся строить личную и общественную жизнь в соответствии со своей религиозно-культурной традицией». Он также призвал к систематическому диалогу между европейскими политическими деятелями и религиозными лидерами.

Представитель Русской Православной Церкви при европейских структурах епископ Подольский Иларион, выступая на проходившем в Италии Международном симпозиуме «Мудрость как источник европейского единства», сказал: «Путешествуя по Европе, я всегда удивляюсь, наблюдая церкви, оставленные их конгрегациями, особенно, если они преобразованы в пабы, клубы, магазины или места другой светской деятельности. Имеется что-то глубоко прискорбное в этом жалком зрелище. Я прибыл из страны, где храмы многие десятилетия использовались для безбожных целей. Многие церкви были полностью разрушены, преобразованы в «музеи атеизма», перестроены и отданы светским учреждениям. Это была одна из особенностей так называемого «воинственного атеизма», который правил в моей стране в течение семи десятилетий и был смещен только относительно недавно.

Но каковы причины появления подобных явлений в Западной Европе? Почему за последние десятилетия так заметно уменьшилось место религии в обществе? Как случилось, что религия имеет все меньше и меньше места в социальной области? Кроме того, почему сокращение религиозного присутствия в Европе совпадает с процессами европейской консолидации на политическом, финансовом, экономическом и социальном уровнях?»

Одну из причин такого положения вещей епископ Иларион видит в том, что нынешняя модель новой Европы основывается на идеологии строительства светского общества, в котором религии отводится место в области частной, а не общественной жизни, что «является реальным вызовом миссионерскому императиву Христианских Церквей». Так сказать, религии загоняют в гетто общеевропейского дома. При этом епископ Иларион напомнил о недавнем положении, в котором находилась РПЦ и верующие в СССР: «Отношения государства и церкви в атеистическом советском государстве переживали различные времена, однако одно оставалось неизменным: религии запрещали выйти из гетто, в которое она была поставлена атеистическим режимом, и общество было всегда хорошо ограждено от любого религиозного влияния. Быть верующим значило быть социальным изгоем…

Теперь процессы, происходящие в Европе несколько подобны тем, которые имели место в Советском Союзе. Воинствующий секуляризм столь же опасен для религии, как и воинствующий атеизм.

К этому необходимо добавить, что западная светская пресса в значительной степени относится отрицательно к христианским Церквам, чья реальная жизнь не интересует журналистов. Последних обычно больше занимают скандалы в пределах или между христианскими общинами… Возникает вопрос: является ли это отрицательное отношение СМИ преднамеренно разработанным для того, чтобы подорвать христианское свидетельство миру? И если так, то это может быть частью более широкой политики по дальнейшей маргинализации христианства и его изгнания из общества.

Результаты этой политики весьма очевидны. В некоторых странах, особенно в тех, которые не являются по преимуществу католическими или православными, величественные соборы, которые несколько десятилетий назад наполнялись тысячами верующих, ныне стоят полупустыми; теологические семинарии закрываются из-за недостатка призваний; религиозные общины не пополняются молодыми людьми; собственность церкви продается; церкви преобразовываются в места светской деятельности. Конечно, нельзя отрицать, что во многих случаях сами церкви ответственны за такую ситуацию, но подрывной эффект секуляризма не должен недооцениваться. Религия эффективно удаляется из социальной сферы; светское общество рассматривает ее все более второстепенной. И это несмотря на то, что большинство людей на Западе вообще и в Европе в особенности все еще верит в Бога.

Многие европейцы спрашивают: как мы можем сохранять христианское свидетельство миру? Как общество может быть предотвращено от скольжения вниз в пропасть атеизма? Как молодежь может быть возвращена к Богу? Как нам строить мосты между Церковью с одной стороны и государством, обществом, и средствами массовой информации с другой?

Русская Православная Церковь, с ее уникальным опытом выживания в период наиболее серьезных преследований со стороны воинственного атеизма, вышедшая из гетто, когда политическая ситуация изменилась, восстанавливающая свое место в обществе и пересматривающая свои социальные обязанности, может помогать Европе в обнаружении ответов на некоторых из этих вопросов.

В отличие от многих западноевропейских стран Россия и другие республики прежнего Советского Союза испытывают период религиозного возрождения: миллионы людей возвращаются Богу; церкви и монастыри строятся всюду. Русская Православная Церковь, которая является несомненно одной из самых быстрорастущих Церквей в мире, не имеет нехватки призваний: напротив, тысячи молодых людей поступают в ее богословские школы, чтобы посвятить свою жизнь службе Богу».

И вот последовала реакция руководства Объдиненной Европы на озабоченность европейских религиозных лидеров. Выступая на проходившей в Вене (Австрия) 6-8 декабря 2002 года Международной конференции «Политика и Этика» председатель Европейской Комиссии Романо Проди заявил: «Когда мы говорим о будущем Европы, мы не можем обойти вниманием ее духовные, религиозные и этические измерения». Отметив, что новая Объединенная Европа строится на фундаментальных ценностях, которые формировались в ходе ее истории и укоренены в христианской традиции также, как и в традициях европейского гуманизма и просвещения, а также греческом и римском наследии, Романо Проди вновь подчеркнул свою приверженность построению светского государства и светской Европы. А что касается религии, ее места и роли в будущей Европе, г-н Проди сказал: «Истинная сила Европы всегда была в смешивании и соединении различных влияний и культур. Поэтому, как мы можем помещать Христианство, Иудаизм и Ислам в отдельные закрытые области в Европе, которая объявляет ее плюрализм и терпимость? Разделение общественной и религиозной сфер не может отрицать или игнорировать религии и их многих сторонников».

По всей видимости, эти утверждения являются ответом на недавний протест мировых религиозных лидеров относительно признания светского характера процессов европейской интеграции и их просьбы о необходимости признания духовных и религиозных ценностей в Европейском конституционном соглашении. Выступление Проди — сигнал религиозным лидерам, что Европейская Комиссия желает углублять диалог с религиозными организациями и находит такой диалог необходимым и своевременным.

Уникальная ситуация Русской Православной Церкви, ее богатый опыт в области церковно-государственных отношений, ее укорененность в европейской культуре и ее важная роль в строительстве новой Европы еще ранее подтверждена ведущими должностными лицами Европейского Союза. К примеру, в письме к председателю ОВЦС МП митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу председатель Европейской Комиссии Романо Проди заявил: «Европа — континент, где разнообразные этнические группы живут вместе… Я убежден, что сотрудничество с Русской Православной Церковью необходимо для новой Европы».

7 декабря 2002 года в Брюсселе состоялась рабочая встреча православных представителей при Европейском Союзе. Во встрече приняли участие глава представительства Константинопольского Патриархата при Европейском Союзе епископ Ригинский Эммануил, глава представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Подольский Иларион и директор Бюро Представительства Элладской Православной Церкви при Европейском Союзе, Совете Европы и ЮНЕСКО епископ Ахайский Афанасий.

В ходе встречи состоялась конструктивная дискуссия по широкому спектру вопросов, связанных с участием Православных Церквей в работе международных европейских организаций. Была отмечена необходимость координации усилий в целях выработки единой позиции в отношении Конвента о будущем Европы.

НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА

Проблемой секуляризации (обмирщения) обеспокоены не только в Европе.

Как заметил корреспондент христианской службы новостей Assist News Service, в наше время довольно трудно найти рождественские открытки, в которых есть хоть слово о Рождестве. Сегодня так много открыток с изображением снежного человека, леденцов, конфет, ярких фонарей, вечнозеленых деревьев, саней, каминов, костров, еды, напитков, северных оленей, эльфов, маленьких игрушечных солдатиков, лебедей, индеек, борьбы в снежки и всего другого, чего только можно представить, но ни слова о Рождестве.

Все чаще рекламируются „праздничные елки», но не „рождественские елки». Рекламы в газетах продают все, что можно. Неужели Рождество стало таким коммерческим, что мы можем отметить этот праздник, даже не упоминая ни слова о Рождестве? Неужели слово „Рождество» стало самым непроизносимым словом в американском словаре? Неужели это станет самым запрещенным словом наших дней? Календари, справочники и дневники станут последним печатным материалом в нашем летящем вниз светском гуманистическом обществе, использующим слово „Рождество»?

Самое парадоксальное в том, что, говоря о необходимости помнить о Рождестве, американский христианский журналист и переводчики его материала из российской протестантской New Life Press (по-английски нельзя сказать просто Рождество, а только Рождество Христово — Christmas) сами не говорят ни слова о Том, Кто родился, — Богомладенце Иисусе Христе. Ведь празднуем мы не просто Рождество, а Рождество Христово.

Выход из положения предлагается следующий: христиане и члены церквей не должны покупать никаких открыток для празднования 25 декабря, которые не используют слово „Рождество». В заключение предлагается различать между „Прибыльным Рождеством» и „Традиционным Рождеством», когда отмечается рождение Иисуса Христа.

Президент США Джордж Буш отмечает и Ханукку, и Рождество, и Рамадан. „В эти праздничные дни в Белом Доме обязательно найдется что-нибудь для каждой веры», сообщает Associated Press. „Президент Буш помог зажечь менорах на праздник Ханукки, Рождественскую елку и посетил мечеть в конце священного месяца мусульман Рамадана». А праздничные рождественские открытки, рассылаемые в этом году от имени президента, даже не упомянули о Рождестве (один получатель подумал, что это была открытка на День благодарения). „Цель — не проповедовать какую-то особенную веру. Цель — отпраздновать веру», — сказал Буш, который в последнее время много говорит о религиозной терпимости

Празднование Рождества Христова на Святой Земле по-прежнему под вопросом. Уже доподлинно известно, что главу Палестинской автономии Ясера Арафата не пустят на Рождество в Вифлеем, который по-прежнему блокирован израильскими войсками.

В это время христиане Вифлеема распространили открытое письмо, в котором просят материальной и моральной поддержки: „Мы, христиане Вифлеема, ежедневно становимся жертвами тяжких агрессивных действий и постоянно действующего „комендантского часа», введенного „оборонительными» силами Израиля. Наши дети живут в условиях постоянного страха, наши больные и старики умирают из-за отсутствия лекарств и медицинской помощи в результате очередной оккупации Вифлеема. Наши верующие лишены права молиться… Мы обращаемся к вам как к братьям и сестрам в Господе нашем Иисусе Христе, так как только в вас мы видим наше единственное спасение и луч света на этом мрачном пути. Все наши предприятия закрыты, и мы приближаемся к полному краху. У нас нет денег, нет надежды и нет будущего… Мы просим вас не поддаваться на обман сладкоголосых речей; не оставаться глухими к призыву слабых. Мы не повинны ни в каком грехе, и все же мы подвергаемся наказанию, и к нам применяются суровые меры. Просим вас пробудиться ото сна и узреть правду. Все христианское население рассчитывает на вас. Израиль строился при помощи христиан со всего мира. Можем ли мы, христиане Вифлеема и Святой Земли, надеяться на вашу помощь?!»

Президент Библейского колледжа Вифлеема Бишара Авад обратился к христианам всего мира с убедительной просьбой молиться за „страдающую церковь» на Святой Земле и требовать от Израиля прекратить „суровые действия» в отношении местного населения. „Вспоминайте, пожалуйста, наш маленький город в своих молитвах», — сказал Авад в своем заявлении, полученном службой новостей ASSIST News Service. Власти Израиля говорят, что комендантский час и прочие военные операции на территории Вифлеема необходимы как часть сопротивления военным действиям Палестины и смертникам-террористам. В результате в Вифлееме все магазины и школы закрыты, также как и аптеки, и рабочие места. Палестинские христиане готовятся встретить Рождество в печали. Нет возможности сделать покупки к Рождеству, нет украшений, и никто не может пойти в церковь. Сотни христианских семей, как сообщается, за последние месяцы уже выехали из региона. Чтобы предотвратить массовый отъезд из Вифлеема, францисканские монахи начали строительство жилья для христианских семей.

ЗАЩИТА ЖИЗНИ

Накануне Рождества нельзя не вспомнить о проблеме абортов.

Законодатели штата Джорджии (США) хотят дать нерожденным право на борьбу за жизнь в суде. В начале января на рассмотрение будет представлен законопроект, расценивающий аборты как „смертную казнь» и требующий от любой матери, собирающейся сделать аборт, получения в суде „смертного предписания». „Мать должна будет привести веские аргументы, почему ребенок должен умереть и почему ее права должны иметь преимущество перед правами ребенка», — считают инициаторы законопроекта. Суд будет рассматривать дело в течение 30 дней после заполнения петиции, и смертное предписание будет подписано только в том случае, если суд посчитает, что права женщины, желающей сделать аборт, превосходят право нерожденного ребенка на жизнь. Законопроект также постановляет, что никакой врач не может осуществить „казнь» в штате без получения смертного предписания.

Противники ограничений абортов крайне недовольны законопроектом. „Это нелепое нарушение права женщины на выбор», — сказала Эбони Барлей, представитель Лиги Джорджии по защите прав на аборты и репродукцию. „Подумайте о женщинах Джорджии. Им придется рассказывать о своем личном здоровье перед судом. Это наивысшая форма унижения».

Сторонники же закона надеются на то, что законодатели других штатов будут вдохновлены концепцией обращения к правам нерожденного ребенка и введут подобные законы у себя.

По материалам информационных агентств
подготовил прот. Георгий Коваленко