Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк): «Оставайтесь верны Православию!»

40-ЛЕТИЕ АРХИПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ МИТРОПОЛИТА ОМСКОГО ФЕОДОСИЯ (ПРОЦЮКА)

Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк):
«Оставайтесь верны Православию!»

Автобус из западно-украинского городка Горохова выруливает на трассу в направлении Львова и, кажется, только набирает скорость, чтобы помчаться по ровной дороге, как буквально через пару километров останавливается в селе с бесхитростным и простым названием — Сильце. На самой его окраине возвышается аккуратненькая, выкрашенная в нарядные голубые краски церковь. Находится она как бы в стороне от мирской суеты на небольшом взгорке, словно скрывается от посторонних любопытствующих глаз. Однако каждый селянин знает дорогу в храм Святого Симеона Столпника. Именно в этом храме в 1945 году начинал служить митрополит Омский и Тарский Феодосий, а тогда просто отец Игорь, каким его помнят старожилы. Можно сказать, что с этой Силецкой церкви и начался путь священнослужения владыки Феодосия, полный больших трудов, духовных исканий и вдохновенных молитв. Владыка Феодосий — один из старейших иерархов Русской Православной Церкви. 2 декабря 1962 года по решению Священного Синода архимандрит Феодосий в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры был рукоположен во епископа Черниговского и Нежинского. Чин архиерейской хиротонии совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Католикос — Патриарх всея Грузии Ефрем, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (позднее — Патриарх Московский) и архиепископ Ярославский Никодим. До этого торжественного дня у отца Игоря Процюка за плечами были служение в различных приходах Волыни, учеба в Ленинградской духовной семинарии и академии, ученая степень кандидата богословия, а также постриг в монашество с именем Феодосий, в память святителя Феодосия Черниговского. В 1979 году он защитил магистерскую диссертацию «Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий». За 40 лет своей архипастырской деятельности владыка Феодосий возглавлял Черниговскую, Полтавскую, Черновицкую, Смоленскую епархии. С декабря 1984 года по 1986 год — архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы. С декабря 1986 года владыка на Омской кафедре. 25 января 1997 года возведен в сан митрополита. За свою многолетнюю архипастырскую работу награжден множеством церковных и государственных наград. Беседа с владыкой состоялась накануне его предстоящей юбилейной даты — сорокалетия архиерейского служения (2 декабря)

Ваше Высокопреосвященство, вы родились и выросли в семье священника, два Ваших старших брата были протоиреями. Неудивительно, что Вы пошли по их стопам. Но Божьим Промыслом Вам суждено было стать епископом. Что повлияло на этот Ваш шаг, это решение?

Я родился на Волыни, а Волынь тогда была под буржуазной Польшей. В Польше, как и вообще во всех западных странах, священнослужение считалось почетной и достойной службой. Это была мечта многих мальчиков, которые пополняли семинарские и гимназические классы. У нас в Кременце была частная украинская гимназия, из которой все шли в священство. Считалось, что человек, который пришел служить Церкви, пришел по призванию. И у многих родителей была тогда такая мечта — видеть своего сына в Церкви. Так оно и до сих пор есть. Православные матери хотят видеть сына своего или в хоре церковном, или прислуживающим в алтаре (с этого, собственно, и начинается церковная служба). Церковь — мудрый институт благочестия. И очень часто ношение ребенком малого стихарчика является проводным моментом в церковную жизнь. Вот так и я начинал: стихарчик надевал, прислуживал во время службы церковной и постепенно воцерковлялся. К тому же у меня всегда перед глазами был образ отца. И это немаловажно. Это главная причина, повлиявшая на мой выбор. Я смотрел, как служит отец. Однажды во время службы отец прочитал записки, которые подают о здравии, затем собрал и положил в карман. И я, грешник, подумал, куда и зачем он это берет? А потом вижу — ночью свет горит в спальне у отца. Я тихонько встаю, может, плохо ему, может, лекарство подать какое (отец уже был пожилым человеком), прихожу и вижу: он в очках читает эти записочки. Или в церкви не дочитал, или еще раз решил прочесть, продолжить молитву дома. Это было очень трогательно и поразило меня. Такие моменты его служения воспитывали меня и моих братьев.

Первая Ваша кафедра — Черниговская, первый год архипастырского служения — 1963-ий. Что это было за время и что для Вас, молодого епископа, тогда казалось самым важным?

Кафедра была сложная. Чернигов — святой град. Если подъезжаешь со стороны Киева, видишь массу куполов. Обилие храмов придавало особенный вид городу. Самое обидное было то, что все эти великолепные храмы были закрыты. Действующей оставалась лишь Воскресенская церковь на базаре — низенькая, маленькая, уютная, но неприметная. А Спасо-Преображенский Борисоглебский и Екатерининский соборы, Пятницкая церковь — все стояли закрытые. В Екатерининской церкви УВД держало собачник. До меня насильственно выселили всех монахинь из монастыря. Причем одну старую умирающую монахиню, которой оставалось жить часа два, вынесли прямо через окно. Была команда выселить — и выселили. Вот в такое время меня туда и назначили. Это было время хрущевских гонений на Церковь. Помню, по своей наивности я написал заявление в Киев, в котором описывал, как нам в маленькой церкви тесно, особенно по большим праздникам, что хотелось бы открыть еще один городской храм. Я писал тем властям, которые, собственно говоря, и притесняли Церковь. Ответ был таков: молитесь там, где вам отвели место, больше не получите. Хотите, мы вам дадим другую — Ильинскую — церковь. А она еще меньше Воскресенской! В насмешку отписали.

40 лет — это целая эпоха в жизни не только человека, но и государства. Какой период Вашего святительского служения запомнился больше всего? Какие моменты и сейчас живы в Вашей памяти?

Все епархии, где я служил, имели свои особенности, имели то, ради чего стоило жить и работать. У нас долгое время существовал институт уполномоченных по делам религий, который, слава Богу, десять лет назад упразднили. Сначала это были уполномоченные по делам Русской Православной Церкви, затем — по делам религий. К каждому из них нужно было подыскать свой ключик. Я не говорю — общность взглядов, ее не могло быть. Ведь они специально были поставлены для того, чтобы закрывать храмы, преследовать священнослужителей и мирян. Но вместе с тем некоторым из них, как говорится, ничто человеческое не было чуждо. Например, был такой в Черновцах. Очень сложный человек. Когда меня посылали в Черновцы, то архиереи, присутствовавшие при этом назначении, говорили: «Ну, набедуешься, там — Подольский». В самом деле, поначалу складывалось все очень непросто. Я даже хотел ехать обратно проситься, ссылаться на свою неопытность и молодость. Но случилось так, что у Подольского умерла супруга. Это нас примирило. Естественно, я послал соболезнования, венок. И он внешне оставался таким же жестким человеком, но потепление где-то все же произошло, работать стало легче.

Нечто подобное было и в Смоленске. Там тоже был довольно сложный уполномоченный. Политический работник, атеист. Но Господь давал так, что каким-то образом удавалось находить с ним общий язык. В Смоленске есть великолепный Успенский собор. Тогда очень много туристов приезжало с Запада. Чтобы они могли посмотреть наш собор, специально останавливали на два часа поезда. Пока идет технический осмотр, заправка поезда, их сажают в автобусы и везут на экскурсию в собор. А у меня договоренность с областными властями, что я — шутка сказать — сам гостей должен был встречать. Не было еще перестройки, а я убедил уполномоченного, что лучше для города и городских гостей, если в соборе их будет встречать не музейный работник, а священнослужитель. А потом уже было так: когда приезжали какие-то высокопоставленные гости, мне звонили — владыка, сами встречайте. Таким образом, я имел возможность познакомиться с семьей Косыгина, с ним самим, с зятем Брежнева — генералом Юрием Чурбановым. И не просто встречал, а рассказывал о соборе, о его истории, его реликвиях. Или еще одно запомнившееся событие. На фасаде этого собора на семидесятиметровой высоте были размещены иконы. Одна из них — великолепная икона Успения Божией Матери, четыре метра величиной, по бокам Авраамий и Меркурий Смоленские. Еще до моего приезда эти все три иконы были сняты. Хрущев, побывавший в Смоленске, распорядился иконы убрать. Через несколько лет режиссер и актер Евгений Матвеев, приехавший на съемки, пришел ко мне с просьбой: «Владыка, помогите, снимаем фильм «Судьба», и несколько сцен военного времени нужно сделать в соборе». А собор действующий. Я стал ему помогать и попросил его помочь мне: «Если хотите показать собор в том виде, в каком он был, поднимите иконы, которые в соборе стояли». И вот я в малом соборе служу и через окно вижу, как солдатики поднимают эти три иконы туда, на самый верх. Лишь с третьего раза смогли поднять и закрепить. Вот это была нравственная победа. Это была большая радость!

Сегодня времена не те: и власти к религии, можно сказать, повернулись лицом, да и люди потянулись к вере. Какие задачи Вам как архипастырю приходится решать сейчас?

Практически мало что изменилось. Вот у нас в Омске сейчас рядом с Казачьим собором на территории бывшего городского парка строят кафе, где собираются разместить и ночной бар, и казино. И это рядом с собором! Православные говорят: «Что же это такое? Даже при советской власти такого не было!» Влезли, никого не спросили. Ведь не секрет, что этот городской сад являлся садом соборным, он окружает собор. И снова надо договариваться. Разве можно такое допускать? Нельзя. Сплошь и рядом такое. Сейчас вроде все поменялось, а на поверку — приходится всего добиваться с еще большими усилиями. Пример не столь давний — бывшее кафе «Аленушка». Полуразрушенное, заброшенное здание вроде как передали нам под церковь, а Омский областной комитет по управлению имуществом раз — и бумагу нам на стол: платите 200 тысяч за него. Практически за разрушенные стены. Выходит, они нам его продали. Еще спасибо, что рассрочку на два года дали. А вначале сказали — в течение месяца. Это же нереально.

Ваше Высокопреосвященство, Вы родились и выросли на Украине, начали там свой священнический и архипастырский путь. Безусловно, Вы знакомы с современной религиозной ситуацией в Украине. Почему именно Украина, которая Вам близка и дорога, страдает от униатов, религиозных расколов и раздоров?

Ее месторасположение такое, что она страдала и будет страдать. Киев — колыбель восточнославянского Православия. Поэтому все антиправославные силы постоянно стремились и будут стремиться разрушить или захватить этот бастион нашей тысячелетней веры. То, что из Киева хотят сделать центр унии, не ново. Это предпринималось и несколько столетий назад, когда униаты, по словам Тараса Шевченко, разлили в Украине «море слез и крови» православных христиан. Тогда Киев сумели отстоять запорожские казаки, рыцари веры православной. Еще не началась Великая Отечественная война, а папа Римский уже определил униато-католических экзархов для Украины, России и Сибири в частности, куда назначает самых своих видных деятелей: Иосифа Слепого, родственника Львовского митрополита Андрея Шептицкого и других. Разгром фашизма похоронил эти намерения. Для борьбы с Православием создаются и раскольничьи структуры, так называемые филаретовский, автокефальный и невесть еще какие «патриархаты». Еще в молодые годы я писал научную работу по обособленческим движениям на Украине. Так что это старая песня, можно сказать, набившая всем оскомину. И она будет. И ничего мы не сделаем. Украина есть Украина. Страна, которая является лакомым кусочком для многих государств, которые хотят разрушить ее духовное единство. И, конечно, Украина станет тогда сильной и процветающей, когда она будет в союзе Россией. Как и западноевропейские страны, объединяясь, укрепляют свою силу и влияние в мире.

Что делать сейчас? Иметь терпение, молиться и ждать, что Господь даст. И Господь дает. Он подсказывает и доказывает, что единственно правильная верная церковь на Украине — Святая Украинская Православная Церковь, которая находится в каноническом единстве с Русской Православной Церковью.

Владыка, мы поздравляем Вас с юбилеем архиерейского служения. Что бы Вы пожелали своим землякам в Украине и своей пастве в Омске?

Оставаться верными Православию. Как поется в акафисте преподобному Серафиму Саровскому: «Стойте и твердо держите веру православную!»

Беседу вела Алла Ладан (Омск)