Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Б. Михайлов. Здравоохранение и тоталитарные секты

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

Профессор Борис МИХАЙЛОВ,
главный психотерапевт Минздрава Украины

Уважаемые друзья, разрешите мне выразить удовлетворение от того, что вопрос, который давно назрел для совместного обсуждения и долгое время находился под спудом общественных проблем, наконец, получил возможность для обсуждения, и я очень надеюсь, что это послужит реальным катализатором для скоординированных действий как государственных институтов, так и общественных. Я бы хотел привлечь ваше внимание к медицинским аспектам последствий деятельности тоталитарных сект, культов на территории Украины.

К сожалению, нам не удалось пока что переломить ситуацию в области состояния здоровья украинского народа, и в течение последних десяти лет общая тенденция пока что не стабилизировалась. Не наша задача сейчас подробно обсуждать вопросы здоровья украинского населения, но для иллюстрации приведу некоторые данные. Мы знаем об отрицательном демографическом балансе, который с 1995 года существует вследствие превышения смертности над рождаемостью. Мы теряем в абсолютных цифрах до 300–400 тысяч населения ежегодно. И это в то время, когда в мире появились такие страны, как Япония, которая перешагнула 90-летний рубеж средней продолжительности жизни населения. В Украине, к сожалению, пока что ухудшаются и ухудшаются показатели здоровья, продолжительности жизни и т. д. Наряду с известными факторами, которые действуют негативно и болезненно переносятся обществом, это, конечно же, определенная трансформация экономических, политических, нравственных, идеологических условий жизни. Это первое.

Второе — появились новые, совершенно неизвестные аспекты в общественных феноменах, обусловленных снижением уровня и качества здоровья нашего населения. Мы ушли от старого и не пришли к новому. Думаю, мы еще на перепутье. Ощущается определенный дефицит государственных и общественных институтов, организаций, которые должны реагировать на создавшуюся ситуацию, а их нет, либо их создание катастрофически запаздывает, и в конечном итоге родились некоторые пограничные проблемы в общественной жизни, которые являются ответом на эти новые социальные вызовы. Общество пока что неспособно их решить. Я имею в виду феномены организованной преступности, стремительного роста наркокультуры среди молодежи, что особенно болезненно. Сегодня эти проблемы нами не рассматриваются.

Мы собрались, чтобы обсудить проблему формирования всевозможных направлений по признаку психологической зависимости. Это различного рода псевдорелигиозные образования, которые носят характер сектантской деятельности, и очень близкие им по духу системы псевдооздоровления, парамедицинского врачевания, ориентированных практик самосовершенствования, оздоровления, лечения и т.д., и т.п. Всех их объединяют действительно общие принципы деятельности в области воздействия на психическую сферу человека и последствий, которые приносит такого рода деятельность. Их все можно сгруппировать, в первую очередь, по признаку контроля над психической деятельностью человека, контроля над его сознанием, что приводит к подавлению волевого потенциала и, в конечном итоге, лишению человека той личностной сущности, которая составляет человеческую самость как таковую. При этом нужно отметить, что существуют действительно совершенно стандартные пути психического воздействия на человека, формы и методы реализации такого рода программ. Начало — это первый контакт и информационное воздействие. Нельзя привлечь к чему-то внимание человека, не сообщив ему о существовании этого нечто. И это делается в привлекательном для человека виде.

Дальнейшие действия — поиск индивидуально значимой психической составляющей сферы интересов человека, в отношении которого ведется психологическая интервенция. В этом случае очень удачной может быть апелляция и к неспециальным, к непрофессиональным описаниям психотехник. Все из присутствующих, наверное, видели Высоцкого в роли Жеглова, который объяснял молодому Шарапову, что успех состоит в том, чтобы нащупать интересное для человека и его разговорить, и тогда он раскроется. Это касается практики любой формы межчеловеческого общения. А дальше осуществляются уже последовательно иные, более специальные техники психологического воздействия на человека. Нужно сказать, что так распорядилась природа, что в психике человека, в его внутреннем мире, в содержательной его части существуют определенные психологические барьеры, препятствующие некритическому восприятию любой внешней информации, иначе все мы были бы флюгерами, которые вращаются по ветру всего того многообразия, которым воздействует внешний мир. Следующим определенным этапом формирования такого рода психологической зависимости в системе тоталитарных сект является подавление барьерных психологических защитных механизмов. Эти механизмы существуют в физическом теле, так сказать, иммунный барьер, и механизмы существуют в нашем психологическом внутреннем содержании и формируются определенные техники подавления. Они касаются и чисто психофизиологических аспектов, то есть подавление защитного барьера ведется просто через ослабление физической части человека. Это различного рода приемы лишения пищи, сна и т.д.

Все мы имеем собственный чувственный опыт переживания такого более легкого воздействия на нас в моменты физического или психологического утомления. В сектах искусственно формируется такое состояние, когда любое психологическое воздействие реализуется более успешно. Также применяются специальные психотехники, в том числе заимствованные из психологической, психотерапевтической практики, элементы суггестивного воздействия, применение приемов гипнотехник, элементы нейролингвистического программирования, подстраивания к реципиенту и др. И в конечном итоге формируется феномен психологической зависимости человека, который вовлекся в эту систему и является очень близким эквивалентом формирования зависимости химической. Так же, как без наркотического средства, человек уже не может обойтись без ежедневного приема яда, наркотика, точно так же происходит формирование психологической зависимости, человек не может обойтись без ежедневного общения со своим «пастырем», поводырем и т.д. То есть здесь мы имеем аналог специального, искусственного формирования такого рода патологической зависимости. Мне очень понравилась аналогия коллеги Александра Дворкина в отношении того, что первоначальное вовлечение не состоит в объяснении реального положения дел. Действительно, это полная аналогия с той же наркосетью, где никто не говорит, давая первую дозу анаши или кокаина или инъекцию маковой соломки и т.д., что финал — моральное, психическое и физическое небытие. Наоборот, в наркоторговле привлекают внимание необычностью ощущений, причастностью к развитому, продвинутому, цивилизованному существованию — «весь мир передовой так поступает», точно так же происходит и в сектах. Аналогия как по методам, так и по последствиям.

Какие же конкретные последствия имеет вовлечение человека в тоталитарные секты? Во-первых, это последствия психологического уровня: кроме потери собственной свободы воли и личностной идентификации, развиваются, как правило, опасные тенденции к ауто- и гетеронасильственным действиям. Неизбежно человек приходит к некоему кризисному состоянию, появляется тенденция к деструктивно-агрессивным типам поведения. И они развиваются в двух направлениях (а третьего нет), либо против собственной личности, и человек доходит до совершения суицида, либо против других. К сожалению, все причины суицидов, стремительного роста самоубийств, в частности в Украине, не проанализированы. Последствия психические состоят в формировании болезненно-значимых изменений в психике и поведении этих людей. Мы с вами говорим о том, что, к сожалению, по данным нашей официальной медицинской статистики, и она теперь открыта в области состояния психического здоровья населения, за последние десять лет мы имеем прирост психической патологии.

Рассмотрим данные по первому показателю: когда люди обращались в специализированные психиатрические учреждения. Мы стартовали в 91-м году с показателем примерно 120 человек на десять тысяч населения, в 2001-м он увеличился до 180-ти лиц, которые официально обращались в психиатрические учреждения со значительными изменениями психиатрического здоровья. А вот оценочные исследования о состоянии психического здоровья вообще, в том числе расстройства, не достигающего необходимости госпитализации и т. д., говорят о том, что от 60-ти до 80-ти процентов населения проявляют признаки нервно-психических отклонений не болезненного характера, но значимого. И опять-таки «вклад» в это состояние псевдорелигиозных культов нами совершенно не изучен и не исследован, а он велик, можете мне поверить. В крайних вариантах такого рода — это развитие состояний патологических изменений психики, требующих специальных, профессиональных психиатрических действий, в том числе и недобровольных госпитализаций таких лиц — жертв деятельности этих тоталитарных сект, которые начинают представлять собой опасность для окружающих. Примером, который заставил насторожиться и был первым неожиданным и массовым вовлечением в проблему — «Великое белое братство». Тогда пришлось одномоментно в разных областях Украины госпитализировать несколько сот пострадавших, в основном юношей и девушек переходного подростково-юношеского возраста, в психиатрический стационар.

Существуют и чисто негативные последствия для физического здоровья из-за лишения привычного образа жизни, неадекватных условий труда и отдыха, пищевой и диетической ущербности или просто лишения пищи, либо перевода на непривычные, экзотические, чуждые нам диетические схемы, типа сыроедения и т. д. Развивается множество физических заболеваний внутренних органов, прежде всего сердечно-сосудистой системы у молодых людей, органов дыхания и особенно органов пищеварения. Кроме того, колоссально велики и социальные, экономические, юридические, правовые и иные последствия, но это тоже не предмет моего доклада, но это есть, существует и должно стать также предметом наших интересов и будущих действий.

Нужно отметить, что по медицинской доктрине очень важным является не только и не столько излечение тех или иных патологических, болезненных состояний, но и профилактика заболеваний. Сейчас доктрина всемирной организации здравоохранения и наша отечественная медицинская доктрина трактует здоровье человека не только как отсутствие каких бы то ни было заболеваний, но и как достаточный, адекватный, успешный уровень физического, психического и социального функционирования человека, поэтому мы не можем разорвать эти аспекты. Так вот, совершенно недостаточными являются два аспекта нашей деятельности, которые на самом деле являются главными, приоритетными по сравнению с чисто лечебными задачами, это аспект профилактический, во-первых, а во- вторых, реабилитационный, восстановительный. Профилактический аспект совершенно не разработан, и для реализации реальной профилактической работы в отношении вовлечения людей в тоталитарные секты требуется прежде всего широчайшая информационная работа. У нас часто получается, что информация сосредоточивается в сети профессионально заинтересованных лиц. Мы с вами и так знаем негативные последствия, а вот широкий информационный выход к тем, в отношении которых предпринимаются действия по вовлечению в секты, явно недостаточен как количественно, так и качественно. Объяснение возможных негативных последствий вовлечения в секту для психического и физического здоровья населения ведется недостаточно. Очень часто мы можем хорошо рассказать о вредных последствиях чего-то, в том числе и сектантской деятельности, но не готовы представить развернутую альтернативную программу, учитывая конкретные индивидуальные свойства и интересы отдельных групп и категорий населения.

Также не могу не высказать обеспокоенности абсолютным отсутствием, я бы сказал, политической воли для реализации существующих ограничительных законодательных мер в отношении такого рода действий и, конечно же, наработки новой нормативно-правовой базы, которая бы позволила обществу защититься от такого рода феноменов. И это ни в коей мере не противоречит концепции свободы совести и вероисповеданий личности, ибо деятельность этих сил на самом деле ведет к деструкции личности и формированию самой страшной формы рабства — психологической. Поэтому здесь, по-видимому, испугавшись тоталитарного прошлого нашего государства, законодательные и исполнительные органы власти не наработали до сих пор реальных нормативно-правовых механизмов противодействия такого рода крайне негативным и опасным общественным явлениям, которыми являются тоталитарные секты. Также заметно мы отстаем в создании отечественных аналогов реабилитационных центров для пострадавших от деятельности этих сект, для лиц, которым удалось оттуда вырваться или которые стоят на распутье. Нет такого рода реабилитационных центров, и существующие государственные и общественные институты и по форме, и атрибутике не совсем подходят для такого рода пострадавших. Скажем, в отсутствие развернутых нарушений психической сферы (если они были, и нам удалось их излечить) психиатрическая компетенция кончается, и незачем этих людей содержать в специализированных психоневрологических учреждениях, как стационарных, так и амбулаторных. Требуется создание и новых организационных форм реабилитационных центров с совместным участием конфессиональных представителей, правоохранительных, социально-психологических и медицинских, и это организационное звено будет выполнять как превентивную, профилактическую, так и роль реабилитационную.

Возвращение к нормальному социальному функционированию пострадавших от сект — наша совместная задача, которая состоит в координации усилий в этом направлении, и я думаю, что сегодняшняя конференция станет не только моментом определительным (мы обсудим наши задачи на будущее), но и послужит хорошим катализатором для практических действий. Есть во всем происходящем определенный смысл, и он глубоко символичен: наша конференция, в частности сегодня, проходит 10 октября, в День международного психического здоровья. Я думаю, что мы свою маленькую лепту внесем в это благородное дело, в охрану здоровья как физического, так и психического.

Сто лет назад происходили подобные явления. В серебряный век русской культуры был популярен декадентский стих: «Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой». Давайте каждый по своей силе сделает все, чтобы закрыть дорогу таким безумцам, и не золотой сон, а счастливое реальное существование мы могли бы обещать нашему народу.