Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Прот. Парфений Маркевич. Как это было

КАК ЭТО БЫЛО

Прот. Парфений Маркевич (Житомир)

В жизни человечества прослеживается некая закономерность. Каждому поколению в разные эпохи истории приходится переживать испытания: общественные, политические, военные или природные катаклизмы. И каждому христианину необходимо быть испытанным и, возможно, неоднократно. В детские годы наше поколение немного помнит хрущевские гонения на Церковь, хотя и смутно, но тем не менее эти воспоминания вызывают очень горькие чувства.

Еще в 1985 году можно было слышать следующее: в ЦК КПСС тов. Харчев, возглавлявший в то время Совет по делам религий, предложил новую концепцию борьбы с Церковью. Разрушать решили слуги народа Церковь изнутри, посредством расколов, используя своих единомышленников или послушных исполнителей, находящихся в Церкви. В случае их неповиновения предусматривались различные средства: от поощрительных методов до шантажа.

Тревожно стало на Житомирщине в конце 80-х — начале 90-х годов XX века, когда начались церковные нестроения на Западной Украине. К этой пагубе тогда присовокупился бывший епископ Житомирский и Овручский Иоанн (Боднарчук). Следует заметить, что он был очень противоречивой личностью. Уже после лишения священного сана и монашества он тайно наведывался в Житомир с тем, чтобы организовать лжеавтокефальный приход в городе. В то время владыка Иов (Тывонюк) старался всеми средствами активно препятствовать возникновению очагов раскола в епархии. Отрадно то, что искренне верующие и благочестивые житомиряне очень скоро поняли истинное положение дел.

Развернулись же события после огорчения бывшего Киевского митрополита в связи с его неизбранием в 1990 г. на престол патриархов Московских и всея Руси. Вскоре централизованно началась подспудная, иногда незамаскированная, обработка иерархов Украинского Экзархата, а затем Украинской Православной Церкви, дабы подготовить почву к получению путём обмана и вымогательства статуса Поместной Церкви в Украине. Для сего, как известно, «его анафематство» хотел заручиться мнимым единодушием своей паствы. Владыка Иов, будучи в то время правящим архиереем на Житомирской кафедре, иногда делясь со мною переживаниями, рассказывал, что в Киеве в Экзархии многих архипастырей обрабатывал методом запугивания, угроз и даже рукоприкладства некий референт, добиваясь «единодушия» и поддержки амбиций инициатора смуты.

Для «поощрения» единодушия применялся метод «кнута и пряника». Например, всем внушалось, что если получим на архиерейском соборе автокефалию, то любые проблемы будут помогать решать сам митрополит, как Предстоятель Церкви, власти, всевозможные органы и национальные движения, в противном же случае — пеняйте, мол, на себя. Явно ощущалось и давление представителей крайних националистических движений. Чувствовалась невидимая рука, всё это направляющая.

После Архиерейского собора в Москве к нам в Житомир в дни Пятидесятницы прибыла на нескольких автобусах большая делегация из Киева во главе с небезызвестным протоиереем Борисом Табачеком.

Следует заметить, что на повестку дня оказалось: многие защитники «обиженного митрополита» даже и не знали, для чего они приехали в Житомир. Сам Табачек и его помощники вели себя перед Высокопреосвященнейшим архиепископом Иовом, не говоря уже о нас, простых священниках и мирянах, предельно неучтиво, вызывающе высокомерно, а местами — недопустимо нагло и грубо. Лично мне было больно от того, что с главой сей делегации я имел несчастье быть однокурсником в Московской духовной академии.

Умилительно было увидеть и услышать, как неизвестно откуда появившийся ветеран ВОВ при всех заслуженных наградах, в простейшей форме, несколькими предложениями заградил уста о.Борису и его сподвижникам, после чего их различные, казалось бы, весомые доказательства и доводы правоты основателя раскола превратились в детский лепет. Поистине, Господь воздвиг своего простеца, через которого и посрамил «буих века сего». Так эмиссары бывшего митрополита, не найдя себе хоть какой-либо поддержки или сочувствия, удалились. Бывший настоятель кафедрального собора прот. Стефан Артемюк соблюдал явный кажущийся нейтралитет, хотя своей суетливостью и неспокойствием свидетельствовал о невозможности исполнения скрытого желания присоединиться к «табачекам» из-за возможной молвы народной.

Тем временем обстановка накалилась до предела. Бывший в то время Предстоятель Украинской Православной Церкви вероломно нарушил клятвенное обещание оставить свой пост. Известный своей склонностью к авторитарности, он стал вызывать к себе по одному каждого архиерея для обработки в известном направлении. Вся Церковь на Украине как бы замерла в неопределенности. Надежду на сохранение в Украине канонического православия положило архиерейское совещание, проведенное в Житомире 30 апреля 1992 года. Впоследствии Харьковский Собор расставил все на свои места в общем деле канонического Православия в Украине. Конечно же, противостояние, к сожалению, на этом не прекратилось, но зато все стало совершенно ясно, определенно и конкретно.

Помню, как прямо у центрального входа на соборную территорию стали проводиться антицерковные пикеты, санкционированные бывшим главой городской администрации, в чем выразилось грубейшее нарушение законодательства. О грубостях пикетировавших очень неприятно вспоминать. Красноречиво говорит один из очень многих фактов: были попытки с их стороны сорвать или порвать на мне рясу. Милость Божия была в том, что, казалось бы, совершенно посторонние для Церкви люди в подобных случаях вставали на защиту Православия. Не будем добавлять слова «канонического», ибо согласно св.Отцов если не каноническое, то и не Православие, а если не Православие, то и не Церковь, а если не Церковь, то и не христианство в подлинном смысле слова. Участились хулиганские выходки возле собора и в самом соборе подобных деятелей. Стиль их самовыражения всем известен. Но это все, оказывается, было лишь подготовкой к главному.

Накануне дня памяти прп.Сергия Радонежского (17 июля) почему-то настоятель отменил полиелей, хотя до этого в соборе всегда почитался сей угодник Божий, и поэтому отмена полиелея вызвала недоумение и огорчение соборян. А в день памяти сего святого во время Божественной литургии перед чтением св.Апостола с шумом вошел в собор самозванец — лжеепископ Спиридон (Бабский) и вместе со своими спутниками, светскими лицами, несшими чемоданы, проследовал в св. алтарь. Конечно же, молящиеся заволновались, клирики растерялись и были в недоумении, как действовать далее. А настоятель тем временем, ничтоже сумняшеся, взявши «благословение» у Спиридона, бывшего скандально известного прот.Олега Бабского, находившегося в свое время под запрещением за канонические нарушения, стал показывать какие-то бумаги и заверять, что вот, мол, новый законный епископ, и богослужение пусть совершается своим чином, поскольку нет повода для волнений. Но, слава Богу, миряне Виктор Захарчук и Вадим Шапран (ныне иерей Божий, настоятель прихода в Чуднове) призвали народ, дабы все вместе воспрепятствовали беззаконию. Непрошеные гости закрыли собор изнутри и снаружи на свои навесные замки с тем, чтобы в храм к молящимся не подоспела подмога верующих. Милостию Божиею покойная свечница Анна Евтушок и Вадим Шапран посредством телефонной связи успели сообщить некоторым лицам, в том числе и мне, находящимся вне собора, о случившемся. Правда, это сделать им было весьма трудно: на Вадиме порвали рубашку, а Анну так держали за руки, что несколько дней после этого ей весьма трудно было ими работать. Срочно прибывши к собору, я убедился, что в храм войти будет проблематично. Но Господь всемилостив. Я увидел Надежду Васильевну, регента нижнего хора (ныне инокиня Пульхерия св.Анастасиевского монастыря), и благословил ей сообщить по телефону или каким-либо другим образом прежде всего правящему архиерею, городским священникам, матушке Серафиме (ныне схимонахине Рафаиле) и всем, кому только возможно, о случившемся, а в собор передать в первую очередь, дабы открыли, если возможно, нижний храм. Через него я и смог войти в собор. Православный народ, находившийся внутри собора, воспрянул. Сориентировавшись, я потребовал, дабы храм открыли и смутьяны вышли бы из храма — лишь только тогда возможно будет продолжать совершение богослужения. Спиридон (Олег Бабский), облачившись поверх рясы в малый омофор, хотел приступить к чтению св. Евангелия. В сей момент, явно имея помощь Божию, я возложил руку на святую книгу и сказал Бабскому во всеуслышание, что исполнить свое намерение он сможет только через мой труп. Какие злобы пришлось выслушать от предводителя и его сотоварищей, слава Богу, почти ничего не запомнил. Что-то пытался объяснить о.Стефан Артемюк, но его вообще уже никто не слушал и на него не обращали внимания. Трудно описать, насколько накалённой была обстановка в соборе. Но все же храм открыли, все зачинщики смуты вышли из св. алтаря в конец храма, богослужение продолжилось.

Опасаясь непредвиденных обстоятельств, я расположился в храме недалеко от солеи. Вскоре прибыл Высокопреосвященнейший архиепископ Иов. Подойдя ко мне, он был информирован о случившемся и об основных обстоятельствах. Как мы знаем, Божественная литургия должна совершаться с глубоким миром, но в сей день о мире говорить было трудно. К концу богослужения, благодаря оперативному сообщению, в собор собралось великое множество верных чад Матери-Церкви. Непрошеные гости категорически отказывались оставить собор. Владыка Иов обратился к своей пастве со словом разъяснения ситуации, с призывом и благословением быть непоколебимыми, на что встретил от неё полное понимание, единодушие и поддержку. Лишь после прибытия представителей областной администрации, пыл эмиссаров скандально известного бывшего митрополита поубавился. На их требование провести в соборе некий референдум для волеизъявления народа был составлен документ с подписями клириков собора и верующих (конечно же, настоятель о.Стефан Артемюк свою подпись не поставил). Эмиссары, не без шума и угроз, особенно в мой адрес, удалились. Документ им, видимо, был нужен для отчёта перед заказчиками сего беззакония. А иначе как бы они оправдались в своём поражении?

После совершившегося, возблагодарив Господа, было проведено краткое собрание клириков собора и более инициативных прихожан. Главный вопрос был о необходимости принятия должных мер для сохранения собора. В этой связи необходимо было знать истинное положение дел. Настоятель метался, оправдываясь необходимостью исполнения треб на дому (как будто в такой момент невозможно было послать другого священника, а к тому времени, кроме соборного духовенства, в собор прибыло много приходских священников). Всё же владыка Иов нашёл возможность в присутствии всех объясниться с о.Стефаном. Вместо внятных ответов на вполне конкретные вопросы последний, явно находясь в каком-то помрачении, очень путано, как-то несвязно, стал обвинять всех и вся в случившемся, изливая злобу на архиерейское совещание в Житомире и архиерейский собор в Харькове. Владыка хотя и негодовал, но всё же поступил предельно милостиво — предложил провести после всенощного бдения (а происходило сие в субботу) соборное приходское собрание, а до сего, всем успокоившись, помолиться и, благословясь, мудро всё взвесить и определиться. Опасаясь подобных прецедентов, я высказал мысль о необходимости круглосуточного дежурства в храме, на что владыка преподал своё благословение. Желающих дежурить, особенно в первое время, было более чем достаточно. Дежурства не были формальными: убирали в храме, совершали и другие необходимые послушания, а в свободное время читали акафисты, каноны. Само собой понятно, что все волновались, но в то же время и были в каком-то радостном настроении. Ведь действительно в эти трудные мгновения все сплотились, были единодушны в деятельном исповедании, необходимости единства в Церкви. В таком случае, конечно же, вне всяких сомнений, благодать Божия особо осеняет всех. На всенощное бдение народу собралось побольше, чем в двунадесятые праздники. Многие ужасались при мысли, а вдруг раскольники могли бы добиться своей цели. После всенощного бдения владыка Иов возглавил и собрание. К прискорбию, о. Стефан не пришёл в себя. На всенощное бдение и собрание он так и не явился. Архиерей огласил своё решение: освободить от обязанностей настоятеля собора. Обязанности настоятеля временно возложил на себя, благословив мне быть его помощником, фактически исполняющим обязанности настоятеля. Была избрана новая церковная община. Соборная жизнь, милостию Божиею, потекла в обычном церковном русле, активизировались многие её направления. Была открыта воскресная школа для детей, для взрослых — воскресные беседы. Священники собора стали активно трудиться на миссионерской ниве, посещая учебные заведения города, воинские части, места лишения свободы.

Милостью Божией, заступничеством Пресвятой Богородицы да молитвами угодников Божиих всё благостно закончилось и пришло в умиротворение. Было пред всеми явно засвидетельствовано, что хранителем Православия является вся полнота церковная, а не один человек или даже часть прихода. Вспоминая эти события, благодаря Бога, нужно делать надлежащие выводы, просить у Господа благодатной помощи для стояния в единстве и благочестии, прилагая и самим труды по своей силе.