Иван Шаламай. О православном единстве и совремменном вызиве ему
О ПРАВОСЛАВНОМ ЕДИНСТВЕ И СОВРЕМЕННОМ ВЫЗОВЕ ЕМУ
И.Д.ШАЛАМАЙ,
исполнительный директор Украинского отделения
Фонда единства православных народов
Тема, которую я хочу предложить для обсуждения, касается одной из самых болезненных наших проблем — это укрепление единства православных народов и противостояние вызовам, которые бросает ему современная политическая обстановка в мире и в наших государствах. Мы все свидетели того, что с каждым годом появляется все больше преград, нас разделяющих, и все меньше мостов единства. Мы зачастую оказывается бессильными противостоять лживым информационным и преступным силовым акциям, направленным против православных народов. Мы не научились и не умеем должным образом свидетельствовать о всеславянской и всеправославной солидарности, оказывать давление на свои правительства, влиять на мировое общественное мнение, чтобы защищать Православие там, где оно подвергается гонениям и унижениям.
Пример тому — трагедия Югославии и непрекращающийся геноцид православных в Косово. Мы не были готовы к натовской информационной войне накануне бомбежек. Если помните, лидеры натовских стран объявили, что якобы в результате этнических чисток, развязанных сербами, погибло более 200 тысяч мусульман, и в Косово имеются массовые захоронения мирных жителей. От этих цифр стыла кровь, общественное мнение склонялось к оправданию любой агрессии против сербов. Когда же после бомбардировок Югославии и захвата Косова международные эксперты начали проводить эксгумацию на местах якобы массовых захоронений, указанных мусульманами, то обнаружили лишь несколько десятков тел, причем не смогли определить, сербы это или албанцы. Иными словами, информация о 200 тысячах погибших оказалась блефом, имеющим одну цель — оправдать международную агрессию против православной державы, и никто, кстати, до сих пор не понес никакой ответственности за ложь и сознательное введение в заблуждение международного сообщества. Более того, никто этого и не требует.
Зато не блефом, а документально подтвержденной правдой является разрушение мусульманами в Косово, на родине равноапостольного императора Константина, более сотни древнейших православных монастырей и храмов. Это кощунство творится сейчас, при полном попустительстве так называемых миротворческих сил. Что с нами стало? Почему разрушение православных святынь не отзывается болью во всем православном мире? Почему антиправославные силы могут проявлять солидарность, а мы до сих пор не можем этому научиться? И что мы можем сегодня предпринять? Может, выступить с инициативой сбора средств на восстановление разрушенных православных святынь Косово? Может, как в былые времена, набирать добровольцев в строительные отряды?
Я заострил эту проблему, чтобы напомнить всем нам, что идея единства православных народов нуждается не в декларациях, а в действительной солидарности, с которой должны считаться.
Мне представляется, что в ходе нашего диалога мы должны обсудить следующие вопросы. Первый — проблема славянства и Православие. На протяжении многих веков славяне и Православие воспринимались как синонимы. Этому есть историческое и, если хотите, провиденциальное объяснение. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, создатели нашей письменности, положившей начало исторической жизни нашим народам, дали нам ее как дар греческой православной веры. До 17 века славяне самоименовались «словенами», народом, имеющим слово Божие. Думается, именно это качество позволило нам в тысячелетней, переполненной войнами, истории, не только выжить, избежав трагической участи древних народов (хазар, половцев, печенегов), но стать хранителями и продолжателями великой восточнохристианской традиции. Православие сформировало нашу ментальность, это наш тысячелетний отчий дом. Сегодня в связи с интеграционными европейскими процессами многие пытаются доказать нам, что неразделимость Православия и славянства не более, чем условность. Что славяне, оставаясь славянами, могут быть протестантами, католиками, буддистами. Однако история показывает, что народы и люди, отвергшие веру своих отцов, становятся принципиальными противниками всеславянского единства. Например, хорваты во время Второй мировой войны поступали с православными братьями не лучше, чем немцы с евреями. Болгары, союзники Германии, отказались воевать на восточном фронте. А вот украинцы-униаты создавали карательные батальоны, прославившиеся зверствами в Польше, Белоруссии, Украине, России, а также создали дивизию «СС-Галичина». И сегодня более коварных и последовательных врагов Православия и славянства в Украине, чем униаты, не отыскать. Примечательно, что их руководитель, гражданин США кардинал Гузар, в своих многочисленных посланиях никогда не употребляет слов «православие» и «славяне».
Вторая угроза Православию и славянству заключается в интенсивно возрождаемом в Украине неоязычестве. Недавно в Союзе писателей Украины прошла презентация очередного перевода отвергнутой всем научным миром подделки, именуемой «Велесова книга». На этой акции так называемая украинская национальная писательская элита приветствовала друг друга под восторженные аплодисменты не иначе, как «Здравствуйте, антихристы!» «Велесова книга» — эта библия национального неоязычества, которое сформировалось даже в обязательную учебную дисциплину, называемую «украиноведением». Смысл ее заключается в том, что украинцы — это не славяне, а одна из древнейших первонаций арийского происхождения, что их родная национальная вера — язычество — была насильственно вытеснена Православием (поэтому они принципиальные антихристиане, а крестителя Руси, князя Владимира, считают врагом Украины), что, наконец, мы имели докириллическую ( чему свидетельство — та же «Велесова книга») письменность, уничтоженную опять же христианством. Это не такая уж безобидная глупость, как может показаться на первый взгляд. «Закон Божий», «Основы Православия» или «Основы православной культуры» запрещены для изучения в школах и в вузах Украины. А «Велесова книга» во всем своем антиправославном, антиславянском, антикириллическом обрамлении изучается в курсе украинской литературе, в курсе «украиноведения» и вплотную смыкается с еще одной принципиально антиправославной и антиславянской обязательной учебной дисциплиной, называемой «религиоведение». Более того, под это неоязычество подверстывается и нынешняя так называемая «украинская национальная идея», о которой бубнят все чиновники. Если для древнерусского государства национальной идеей была идея «святой Руси», если украинский национализм времен казацких войн заключался исключительно в Православии (Михаил Грушевский считал, что украинское национальное самосознание и Православие — синонимы), если для Тараса Шевченко украинская национальная идея была не что иное, как панславизм, то нынешняя деградирующая правящая элита ищет национальную идею в прямо противоположном тому, с чем жил наш народ целое тысячелетие — в воинственном отрицании православного и славянского единства.
На политическом уровне такую позицию объясняют достаточно примитивно: этого, мол, требует наша независимость. Чтобы не быть поглощенной великой Россией, мы должны все делать ей наперекор. Если в балканском конфликте она поддерживала сербов, то мы — хорватов; если она ратует за союз славянских государств, то мы категорически против, если она поддерживает Православную Церковь, то мы тянем в Украину папу Римского, пестуем униатов и антиправославные расколы. Но на ненависти, на отрицании никто не мог еще ничего построить положительного.
Третий момент, на котором я хотел бы акцентировать ваше внимание, это новые разделения. Несмотря на декларируемое объединение Европы, православные государства растягивают по разным политическим и экономическим блокам, между которыми возводятся уже вполне реальные барьеры. Скоро будут введены визовые режимы с западными соседями Украины, на будущий год грозят и к восточным ездить по заграничным паспортам. Лишь небольшой части наших граждан будет доступна былая свобода передвижения. Нам все труднее будет общаться, и это трагические реалии нашего ближайшего будущего. Поэтому не случайно мы говорим сегодня о едином православном информационном пространстве, которое не имеет пока границ. Мы должны пользоваться его возможностями, чтобы те связи, которые мы наладили, укреплялись и развивались. Чтобы мы не потерялись, не остались один на один со своими проблемами, а находили возможности их и обсуждать, и решать. Мы ждем ваших предложений в этой сфере нашей деятельности.
Доклад митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря
Совпадает ли позиция УПЦ в США с позицией Константинопольского Патриархата?