Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Церковь в современном информационном пространстве

Председатель Синодальной богословской комиссии Украинской Православной Церкви
архиепископ Львовский и Галицкий Августин.

Церковь в современном информационном пространстве

Современное общество все чаще называют информационным. Это означает, что информация и информационные технологии занимают в нем главенствующую роль. Так называемое информационное производство становится одним из самых доходных, количество людей, занятых обработкой различной информации, с каждым годом возрастает и уже сегодня превышает количество людей, занятых непосредственно производством. С помощью информационных блокад и информационных войн свергаются политические режимы, с помощью PR-технологий выигрываются выборы, с помощью рекламы продвигаются товары на рынке, с помощью популярных изданий и программ формируются вкусы и привязанности миллионов людей. Порой складывается впечатление, что какие-то силы успешно зомбируют общество, убеждая, что в мире происходит только то, о чем говорят в новостях, и достойным внимания является лишь обсуждаемое в ток-шоу.

Мы постоянно слышим еще один термин — информационное пространство. Это — зона, где происходит не только распространение информации, но и ее потребление; это — пространство, в котором при помощи современных средств коммуникации, минуя политические и прочие границы, осуществляется общение между людьми.

Информация, как одна из связующих современной системы общественных отношений, всё более привлекает внимание ученых, политиков, философов и бизнесменов. Однако влияние информатизации на современное общество и человеческие души пока остается вне поля зрения большей части современных богословов и церковных деятелей.

Конечно, изменяющееся общество не должно вносить изменения в область христианских истин и ценностей. Неизменной является главная миссия Церкви в мире. Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Шедше, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Вместе с тем это не значит, что формы проповеди и распространения благовестия остаются неизменными. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12, 4-6). Здесь святой апостол Павел приводит, если говорить современным языком, технологическую схему благовестия: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 14-15). Апостол благословляет стопы благовествующего, и Церковь, по его примеру, всегда благословляла труды распространяющих слово Божие.

Во все времена Церковь использовала те формы благовестия, которые соответствовали уровню культурно-цивилизационного развития человечества, проделав путь от устного слова к рукописному, затем к печатному, а теперь и к электронному.

Технологическая революция дала миру радио, кино, телевидение, аудио- и видеозапись, компьютеры и глобальную компьютерную сеть Интернет. Стремительное развитие технологий побуждает многих верующих людей задаваться тревожным вопросом: насколько позволительно и возможно нашей Церкви, при осуществлении Своей спасительной пророческой миссии, использовать новейшие информационные и коммуникационные технологии? Ответ очевиден: и позволительно, и необходимо. Ведь сами по себе достижения современной цивилизации нравственно нейтральны. Оружием добра или зла они становятся в руках людей: в руках добрых людей служат распространению истины, в руках злых людей — пагубы и порока.

Современная цивилизация ставит перед Церковью множество новых вопросов, и от того, насколько эффективно Церковь сможет использовать современные средства распространения информации, будет зависеть, услышит ли современное общество ответы на эти вопросы.

Современное информационное пространство представляет интерес для Церкви в двух измерениях: как зона миссионерской деятельности и как зона внутрицерковной коммуникации.

Открытая человеку и миру, наша Церковь должна представлять возможность всем желающим получать достоверную и исчерпывающую информацию о Себе, оставаясь верной апостольскому завету «всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15). Современные информационные технологии должны стать эффективным средством миссионерской, катехизаторской, проповеднической и церковно-общественной деятельности Церкви в современном мире.

В принятых на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году «Основах социальной концепции РПЦ» отдельная глава посвящена взаимодействию Церкви и светских СМИ, где говорится, что «любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви». Отдельно сказано об осложнениях и даже серьезных конфликтах, которые могут возникать между Церковью и светскими СМИ. При этом рекомендуется разрешать подобные вопросы «в духе мирного диалога с целью устранения недоразумений и продолжения сотрудничества». Однако иногда возникают более глубокие и принципиальные конфликты, связанные с хулением имени Божьего, иными проявлениями кощунства, систематическим сознательным искажением информации о церковной жизни, заведомой клеветой на Церковь и Её служителей. В таком случае «высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, при соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом».

При этом необходимо уклоняться от чрезмерной полемики с инакомыслящими или инаковерующими, опять же по слову Апостола: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2, 23-26).

Наверное, никто не станет возражать против утверждения, что сегодня Церковь фактически пребывает в состоянии необъявленной информационной войны. Идеология большинства светских СМИ находится в конфликте с православным мировоззрением. Слово церковной проповеди несовместимо с концепцией большинства популярных изданий, в которых информация, материалы о Церкви размещаются, в лучшем случае, где-то между культурой и спортом. И простое увеличение объема информации о церковной жизни в этих СМИ ничего хорошего не принесет. Это будет выглядеть или комично, или кощунственно. С другой стороны, сегодня стало обыденным повальное обличение, смакование скандалов и «жареных» фактов. И здесь со стороны СМИ достается всем: и государству, и армии, и Церкви. В Украине эта проблема усугубляется еще и наличием расколов, существование которых, несомненно, обусловлено политическим заказом. Этим объясняется то, что многие политически заангажированные издания не стесняются в своих высказываниях по поводу канонической Церкви. И ничего другого от СМИ сегодня ожидать не приходится.

Как здесь не вспомнить пророчество блаженной Матроны, которая говорила, что наступит время, когда к газетному киоску нельзя будет подойти, чтобы не оскверниться. И такое время наступило. Верующему родителю сегодня стыдно подходить к газетной раскладке с детьми. Ребенка невозможно оставить у телевизора без присмотра. Современная музыка, от которой уже некуда спрятаться, откровенно безнравственна. Компьютерные игры возводят в культ насилие и жестокость. Закономерно возникает вопрос: должна ли Церковь конкурировать с современными СМИ на современном информационном рынке, и может ли церковная газета лежать рядом со светской прессой на газетной раскладке?

Сегодня как никогда стали актуальными слова Апостола: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? … И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6, 14-17).

Не конкуренция со светскими СМИ, а создание собственного информационного пространства является главной задачей Церкви сегодня. И хотя церковные СМИ значительно хуже оснащены и действуют менее профессионально, сегодня есть всё необходимое для реализации этой задачи. И здесь очень важна координация действий и внимание к информационному служению со стороны священноначалия. А священнослужители и миряне, занятые в этой области, должны ощущать себя не конкурентами, а соработниками.

Необходимо отметить деятельность пресс-службы Украинской Православной Церкви, которая за последний год совершила настоящий прорыв в информационной жизни нашей Церкви и пытается информационными нитями соединить все наше церковное общество. Ведь знание о том, чем живут православные в различных регионах страны, не только поддерживает в нас ощущение единства церковного организма, но и делает возможной реагирование всей Церкви на события в отдельном регионе. Заботы и беды наших братьев становятся нашими заботами и бедами, становятся общими и радости. При этом информация пресс-службы УПЦ доступна не только в виде печатного «Вестника пресс-службы», но и в оперативном режиме на официальном сервере УПЦ сети Интернет. Уже сегодня посетителями сервера являются пользователи сети из 25 стран мира.

Как известно, сегодня практически каждая епархия имеет епархиальное издание, иногда даже несколько. Некоторые епархии представлены своими страницами в Интернете. Эти издания читают сотни тысяч людей.

Сейчас вызрела необходимость для создания общецерковного информационного поля. Объединить его должны мощные центральные общецерковные издания и прежде всего большая профессиональная еженедельная газета. Также необходимы приложения к ней или самостоятельные общецерковные издания для детей, молодежи, военных, заключенных и т.п. Необходимы также серьезные периодические богословские издания и Интернет-проекты. И все они без исключения должны иметь благословение священноначалия. Для верующего человека не должно быть темой дискуссии положение, что православных СМИ, независимых от Православной Церкви, не существует и существовать не может. Об этих вещах мы говорили в 1999 году в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре на встрече редакторов и издателей церковных СМИ, организованной Синодальной богословской комиссией Украинской Православной Церкви по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Наверное, целесообразно в ближайшее время снова провести такую же встречу, максимально используя наработки нашего собора.

Также необходимо создать собственную систему реализации периодических церковных изданий. Киоск для продажи православных газет и журналов должен быть в каждой епархии, в каждом благочинии и на каждом крупном приходе, а в маленьких приходах церковные издания можно распространять через свечной ящик.

Церковь должна создавать свои собственные радио- и телепрограммы, фильмы, энциклопедии, обучающие компьютерные программы. И они должны быть доступны для современного человека.

И будет нормально, если скоро, набрав Интернет-адрес, кто-то сможет ознакомиться со святынями из различных мест, увидеть трансляцию богослужения, услышать проповедь Предстоятеля Церкви, задать вопрос известному духовнику, попросить молитв… Это не уведет людей из храмов в виртуальный мир, это не заменит подлинную духовность мнимой. Наоборот, это приведет в храмы и ко Христу новых людей. А Интернет — это лишь одно из современных средств коммуникации, своеобразный помощник в данном случае для ориентации в пространстве Церкви.

Конечно, не надо забывать об опасности, которую несет в себе Интернет. Например, интернетовские рекламные заставки (баннеры) очень часто откровенно безнравственны. И православный человек невольно попадает в ситуацию искушения, тем более, если это школьник, юноша, (а ведь именно они чаще взрослых пользуются системой Интернет). В этой связи было бы целесообразно инициировать ряд мероприятий с целью очищения СМИ от пошлости и глупости. И в этом мы можем и должны сотрудничать как с инославными, так и с внеконфессиональными людьми, которые разделяют нашу тревогу по этому вопросу.

Не может быть никакой речи об использовании Церковью технологий воздействия на подсознание людей, связывающих их волю, которыми нередко пользуются в своих целях современные тоталитарные секты и коммерческие культы. Евангелие Христово не является товаром, свободной человеческой волей нельзя манипулировать. Необходимо помнить слова апостола Павла: «Отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4, 2-4).

В заключение хотелось бы пожелать вам, молодому поколению богословов и пастырей нашей Церкви, оставаясь глубоко церковными и подлинно традиционными, суметь поделиться сокровищами Православия со своими современниками, говоря с ними на понятном для них языке.