Василий Анисимов. Огонь,которий нельзя загасить
ОГОНЬ, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ЗАГАСИТЬ
К вопросу о репрессиях против Православной Церкви в Украине
Василий АНИСИМОВ
Репрессии, начатые атеистическим режимом в 1918 году, продолжались до горбачевской перестройки. Куратор атеистической работы в Украине от ЦК КПУ Леонид Кравчук в своем докладе партийно-атеистическому активу в 1987 году в Чернигове с гордостью отмечал, что «с 1981 года освоено 893 бывших культовых помещения». За шесть лет отобрали у верующих Украины почти девятьсот храмов. Методы «освоения» тоже известны: зачастую это был банальный арест за антигосударственную деятельность (или нарушение советского законодательства о культах) священника (его заключение или высылка), снятие общины с регистрации, закрытие храма и передача его под культурно-хозяйственные нужды. Последним из известных нам православных священнослужителей, освобожденных из тюрьмы, является нынешний архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим (Старинский). Он был осужден за антисоветскую (т.е. православную) деятельность и пропаганду в 1983 году и освобожден в 1987-м. Примечательно, что владыка Питирим прошел по стопам своего отца священника Петра Старинского, который отбыл семь лет в магаданских лагерях. Таким образом, длительность репрессий создала даже лагерные династии православных священников.
О причинах и следствиях
Репрессии в стране, где подавляющее большинство граждан были православными, носили тотальный характер. Вряд ли был хоть один православный священнослужитель, который бы не подвергался репрессиям, ущемлениям в своих гражданских правах, не состоял бы на контроле у репрессивных и государственных органах. Достаточно сказать, что избранный в 1990 году Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий оказался первым патриархом Московским ХХ века, который не арестовывался, не был в заключении или ссылке. Но и этому поколению пастырей жилось несладко. Никита Хрущев, заявил, что «последнего попа покажет по телевизору» в 1980 году.
Работа по выявлению жертв антиправославных репрессий началась в СССР сразу после отказа от атеизма как государственной идеологии. Ее начала Русская Православная Церковь, к ней подключились государственные учреждения. После распада Союза при президенте РФ стала работать комиссия под руководством Александра Яковлева. Основную часть этой поистине гигантской работы взял на себя Свято-Тихоновский богословский институт. На сегодняшний день база данных о новомучениках составляет более 60 тысяч, общая же — более ста тысяч. Проведена и проводится огромная работа как в центральных, так и областных архивах, кропотливо собираются свидетельства о репрессированных священнослужителях и верующих. Разумеется, дело это не одного года и даже десятилетия.
В Украине эта работа на государственном уровне, несмотря на всевозможные декларации «о преодолении последствий тоталитарной политики», не только не начиналась, а всячески саботировалась.
Боятся честно представить картину репрессий в Украине и по политическим соображениям. Скажем, униаты и автокефалы уже десять лет именуют себя церквами-мученицами, в то время как Православная Церковь якобы таковою не была, поскольку оставалась незапрещенной. При этом они почему-то боятся напомнить, что только в одном Киеве православного духовенства было репрессировано на порядок больше, чем всех униатов и автокефалов, вместе взятых. Униаты были репрессированы не за веру свою униатскую, а за пособничество фашистам, чего униаты до сих пор не скрывают, празднуя юбилеи той же дивизии СС «Галичина». И аресты униатских деятелей прошли до Собора УГКЦ, упразднившего унию.
УАПЦ создана под патронатом НКВД и ВЧК для «разложения Церкви изнутри» в 1921 году во время первой волны атеистических гонений. Это структура, возглавляемая запрещенным в священнослужении В. Липкивским, назвав себя «революционной», объявила войну Православной Церкви как «прислужнице царизма». «Эксплуататоров трудового народа» и владельцев частной собственности объявила отлученными от церкви, требовала упразднить монашество, а монастыри превратить в трудовые колонии, всю тысячелетнюю церковную литературу постановила запретить и сдать в спецхран. Эти лжеукраинские хунвейбины не только яростно помогали атеистической власти изымать церковные ценности, разорять монастыри и храмы, но и своими доносами отправили в лагеря и тюрьмы тысячи православных священнослужителей. Когда мавры сделали свое дело, их заставили уже самих себя объявить контрреволюционной организацией и самораспуститься, а после убийства Кирова автокефалы пошли теми же мученическими тропами, по которым отправляли православных новомучеников. Тем не менее наследниками революционной УАПЦ у нас себя именуют филаретовский (УПЦ-КП) и автокефальный (УАПЦ) расколы. Они объявляют себя «истинно-украинской церковью», будто доносительство и предательство являются синонимами украинства! Они заявляют, что были уничтожены репрессивным режимом, забывая при этом напомнить, что тем же репрессивным режимом они были и созданы. Автокефалы бояться архивов (это откроет их истинный лик), поэтому даже «канонизировать» своих репрессированных предшественников решили «скопом», безымянно — всех вместе: мол, Господь разберется, кто из них Каин, а кто праведник.
Таким образом, оказалось, что ни политическая элита, ни ведомства, ни политико-церковные группировки не заинтересованы в установлении истины, покаянии и общественном примирении. Но на лжи и мифах нельзя построить даже песочного замка.
Однако огонь мученичества невозможно загасить. Его нельзя сфальсифицировать и переврать, потому что он все равно пробьется через толщу лжи, даже из пепла.
Несмотря на все трудности, работа по выявлению жертв антиправославных репрессий ведется во многих епархиях Украинской Православной Церкви, к ней привлекаются сотрудники архивов, журналисты. Благодаря многолетним изысканиям Архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, собраны данные о 300 погибших на территории нынешней Черкасской области священнослужителях, 103 священника канонизированы как исповедники. Столь гигантская цифра для небольшой области не должна смущать: Черкассы находились как раз на 101 километре, куда вывозили из Киева неблагонадежных граждан, где затем их и расстреливали. Продуктивно ведутся исследования в Симферопольской, Харьковской епархиях. Однако для восстановления целостной картины репрессий понадобятся еще долгие годы кропотливого труда. И здесь государство действительно могло бы помочь, создав соответственные комиссии и профинансировав их работу. Это бы и было шагом на пути к преодолению последствий тоталитарной политики в отношении Православной Церкви.
Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий: «Кто знает Православие, тот не уходит в ересь»