Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Зарубежное обозрение

ЗАРУБЕЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
(июль 2002 года)

Второй месяц лета не был богат на события, однако сохранились две опасные тенденции: упрямое продвижение на Восток католиков и непрекращающееся противостояние на Святой Земле. А Православные Церкви продолжили консультации по вопросам преодоления расколов, при этом неизменной остается каноническая позиция о необходимости возвращения отделившихся к той Поместной Церкви, из которой они вышли.

26–27 июня 2002 года в Москве по благословению Святейших Патриархов Московского и всея Руси Алексия и Сербского Павла состоялось первое заседание совместной комиссии Русской и Сербской Православных Церквей по изучению деятельности расколов.

Как сообщила Служба коммуникаций ОВЦС МП, члены комиссии засвидетельствовали озабоченность священноначалия широким распространением раскольнических движений в современном мире, в частности, на канонических территориях Русской и Сербской Православных Церквей. Принося многие бедствия и соблазны народу Божию, ослабляя православное свидетельство о единой апостольской вере, расколы имеют общим корнем гордыню и иные греховные страсти. Вместе с тем вовлечение в деятельность раскольников широких кругов верующих нередко обусловлено политическими факторами и своекорыстными интересами сил, далеких от стремления к спасению человеческих душ.

Отпадение в раскол впоследствии нередко приводит к уклонению от церковной веры. Для раскольнических общин характерны постепенное нарастание признаков сектантского сознания, а также неизбежное дальнейшее дробление и внутренние конфликты. Члены комиссии отметили необходимость более систематического изучения деятельности расколов и обмена информацией в этой области между Поместными Церквами, поскольку их солидарность в отстаивании канонических норм является первоочередным условием успешного преодоления расколов.

Участники заседания имели суждение о последних событиях в жизни общин, отступивших от общения с Полнотой церковной. В атмосфере братской откровенности и взаимопонимания обсуждалось положение православных верующих в Эстонии, Украине, Молдове, Македонии и других странах, составляющих область канонической ответственности Московского и Сербского Патриархатов. Комиссия выработала предложения, способствующие укреплению общеправославного единства, а также возвращению уклонившихся братьев к спасительному общению с Полнотой Православной Церкви.

Примером братского попечения об уклонившихся от единства со Святой Православной Церковью стал прошедший в конце мая в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, который одобрил проект Договора о восстановлении церковного единства, подписанный делегациями Сербской Православной Церкви и находящейся в настоящее время вне канонического общения с Вселенским Православием Македонской Православной Церкви. Теперь Сербская Православная Церковь с молитвой и любовью во Святом Духе ожидает ответных шагов от церковной иерархии в Македонии. Члены Архиерейского Собора отметили, что восстановление евхаристического общения, прерванного после одностороннего провозглашения автокефалии Македонской Православной Церкви в 1967 году, внесет весомый вклад в дело единства Православия и христианского свидетельства в современном мире.

Через возвращение раскольников с покаянием в лоно Матери-Церкви продолжается процесс уврачевания раскола в Грузинской Православной Церкви. Один из духовных лидеров «истинно-православных христиан», глава так называемой «монашеской оппозиции», отделившейся от Грузинской Православной Церкви в 1997 году, архимандрит Иоанн (Шеклашвили) заявил о своем возвращении в Грузинскую Патриархию. За ним последовал иеромонах Аггей (Чохели), написавший 29 мая прошение на имя Святейшего Патриарха всея Грузии Илии II с покаянием в грехе раскола. Последнее время отцы Иоанн и Аггей проживали в небольшом скиту в Абастумани.

В то же время возможно разрешение и намного более древнего конфликта. Наставник Гребенщиковской общины в Риге (Латвия) — одного из самых известных объединений старообрядцев-беспоповцев — Иоанн Миролюбов заявил о своем намерении перейти в единоверие, то есть под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Иоанн Миролюбов и около сорока его сторонников провели собрание общины с участием единоверческого священноинока Петра (Васильева). Об этом в тот же день узнали оппоненты Миролюбова, выступающие «за сохранение древнего благочестия». Оппозиционеры, поддерживаемые Центральным советом Древнеправославной Поморской церкви в Латвии (ДПЦЛ), пытаются сместить Иоанна Миролюбова с поста наставника, который он занимает много лет подряд. Их основным аргументом является то, что староверам запрещено молиться с «иноверцами», к которым они причисляют и новообрядцев. Тем более запрещено принятие любых таинств от «иноверных священников». На этом основании гребенщиковская оппозиция, которую поддержал Центральный совет ДПЦЛ, считает, что Миролюбов больше не является наставником и подлежит изгнанию как «предатель веры». Призыв сместить Иоанна Миролюбова подписали 16 старообрядческих наставников Латвии.

По свидетельству священноначалия Сербской Православной Церкви, продолжаются акты вандализма на священной земле Косова. В окрестностях городов Дьяковица и Ораховац были осквернены православные сербские кладбища. На разрушенных надгробиях были изображены символы экстремистской «Армии освобождения Косова». Это не единичный случай осквернения святынь на территории Косова и Метохии. Так, по сообщению управляющего Рашско-Призренской епархией епископа Артемия, в деревнях Сига и Брестовик близ города Печ, откуда сербы были изгнаны еще в 1999 году, не только были разрушены надгробные памятники, но и выкопаны и разбросаны вокруг останки умерших.

Как отмечается в письме епископа Артемия к командующему Международными миротворческими силами в Косове (КФОР) генералу Марселю Валентину, несмотря на то что эти территории охраняются частями КФОР, до сих пор не известно ни одного случая возбуждения уголовного дела против вандалов, ни один участник подобных действий не был задержан. Более того, по мнению епископа Артемия, все эти события тщательно замалчиваются не только местной албанской полицией и руководством миротворческих сил, но и международными правозащитными организациями.

Факты, однако, свидетельствуют о том, что уже после окончания военных действий в Косове и Метохии было разрушено более 100 православных церквей, осквернены не менее десяти кладбищ. Особое возмущение епископа Артемия вызывает факт, что все эти действия совершаются при поддержке правительства края. Так, 4 июня 2002 года перед зданием бывшей церковной школы, ныне занимаемом министерством градостроительства Косова, был разрушен памятник святому царю Стефану Немане — выдающемуся государственному и церковному деятелю Сербии. В разрушении монумента принимали участие сотрудники министерства. Епископ Артемий задает вопрос: «Что нам, сербам, остается ожидать от правительства, которое подает такой пример жителям края?»

Епископ Артемий указывает на открытое соучастие КФОР в деле разрушения наследия и культуры Сербской Православной Церкви и в духовном геноциде сербского народа.

Местные албанские власти планируют убрать свидетельства варварства — руины разрушенных ими ранее православных храмов, — так как, по их словам, эти развалины «своим неприглядным видом портят окружающий пейзаж». В Дьяковице на месте разрушенного православного храма албанские власти намерены установить памятник «Армии освобождения Косова». Но для православных даже руины являются святыней.

Участники проходившего недавно Архиерейского Собора призвали международные правозащитные организации учитывать мнение Сербской Православной Церкви при осуществлении своей деятельности в этом регионе. Иерархи призвали органы государственной власти и представителей международного сообщества обеспечить возвращение к своим очагам беженцев из Боснии и Герцеговины, Хорватии, Косова и Метохии и создать им условия для нормальной жизни.

9 июля по приглашению Джорджа Буша православные иерархи Америки посетили Белый дом, где в течение часа беседовали с президентом США. На встрече присутствовали члены Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA): архиепископ Дмитрий (Константинопольский Патриархат), митрополит Филипп (Антиохийский Патриархат), митрополит Феодосий (Православная Церковь в Америке), митрополит Христофор (Сербский Патриархат), епископ Илия Катре (Албанская епархия в Америке), а также генеральный секретарь SCOBA епископ Ксанфский Димитрий.

В начале встречи президент Буш выразил православным архиереям благодарность за молитвы и служение после трагических событий 11 сентября. В ходе последовавшей беседы были затронуты такие темы, как положение на Ближнем Востоке и Балканах. В ответном слове архиепископ Димитрий подчеркнул, что православные Америки обладают огромным потенциалом, так как сохраняют крепкие связи со многими регионами планеты, в т.ч. и с теми, которые охвачены сегодня кризисом.

По сведениям Religion Today, православие в США сейчас переживает настоящий расцвет — в последние пять лет ежегодно открываются в среднем по 50 приходов. В США имеется также 12 православных приходов латинского обряда, находящихся под юрисдикцией Северо-Американской епархии Антиохийского Патриархата.

Всего число православных христиан в Америке превысило пять миллионов, в т.ч. полмиллиона в Антиохийской Церкви, которая в мае 2002 г. получила автономию от Дамаска, 1,5 млн. в Греческой Церкви, которая пребывает под омофором Константинопольского патриархата, и около миллиона в Православной Церкви в США, которая получила автокефалию от Русской Православной Церкви.

Новообращенные члены Православной Церкви говорят, что они были привлечены древностью традиций, красотой православных икон и той полнотой веры, которую после либеральных реформ утратили протестантизм и современный католицизм. Влияние феминизма, гомосексуализма и других современных тенденций на западное христианство совершенно отвратило от него многих американцев.

Так, Френк Шеффер, писатель, сын протестантского философа Френсиса Шеффера, сказал, что ему не по душе идея, что «религия может и должна изменяться, чтобы соответствовать духу времени». Сам Шеффер обратился в православие в 1990 году, когда понял, что среди других христианских конфессий одно лишь «православие не имеет рыночного характера, определяется приверженностью традиции и постоянством».

Вслед за священноначалием Болгарской и Сербской Православных Церквей свое отношение к действиям Римско-Католической церкви на территории РПЦ высказал Блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Николай и Священный Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В обращении, направленном папе Римскому Иоанну-Павлу II, говорится: «Православная Церковь видит в этом поступке руководства Римско-Католической церкви усиление прозелитической деятельности в отношении православных верующих, и поэтому наша Церковь не может остаться безразличной к этому. Если Римско-Католическая церковь, принимая это решение, не имела в виду развитие прозелитической деятельности, тогда ей следовало бы в духе взаимного доверия и любви обсудить этот шаг с Русской Православной Церковью, с которой, полагаем, она желает жить в мире и согласии. Это сосуществование подразумевается и Экуменической хартией. Так, в пункте II.2 Церкви обязуются «обсуждать планы по евангелизации с другими Церквами, вступать с ними в соглашения и, таким образом, избегать губительного соперничества и опасности новых разделений»…

Если соглашение по решению этой проблемы так и не будет достигнуто, между Православными автокефальными церквами и Католической церковью возникнет глубокое недоверие и взаимное отчуждение, которое повредит уже налаженным экуменическим отношениям и взаимному желанию единства. Это будет слишком большой платой за принятие непоследовательных решений в ущерб христианскому единству, так дух экуменических отношений уже начал ослабевать за последние десять лет из-за воссоздания уний…»

Неоднозначное отношение к действиям Ватикана в России и в самой Католической церкви. 3 июля 2002 года в Синодальной резиденции Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию клириков и мирян Веронской епархии Римско-Католической церкви (Италия) во главе со священником Луиджи Адами. Члены итальянской делегации в марте 2002 года направили Святейшему Патриарху письмо, в котором была выражена поддержка позиции Русской Православной Церкви в вопросе об учреждении Ватиканом католических епархий в России.

В письме, в частности, говорилось: «В последние годы, движимые промыслительным вдохновением Второго Ватиканского собора, мы старались всячески развивать более близкие отношения с Церквами-сестрами нашей Римско-Католической Церкви. В связи с этим многие из нас установили особенно близкие отношения с Русской Православной Церковью и даже посещали различные структуры и организации Вашей Церкви в России. Некоторые из нас имели удовольствие встречаться лично с Вашим Святейшеством в Москве. Поэтому мы с особой болью восприняли разногласия, возникшие в феврале между Московским Патриархатом и Ватиканом после решения Папы повысить статус четырех апостольских администратур, созданных в 1991 году, до уровня епархий. Мы знаем, что Ваше Святейшество и Священный Синод Русской Православной Церкви осудили решение Ватикана как «недружественный» акт и даже как вызов Русской Православной Церкви. С нашей стороны, мы, хотя и пытаемся понять причины, которыми руководствовался Святой Престол при принятии этого решения, были озадачены выбором, который — особенно по тому, как он был сделан, — не кажется уважительным по отношению к Русской Православной Церкви и, более того, необходимым для пастырского окормления римо-католиков, живущих в Российской Федерации».

В ходе встречи Святейший Патриарх высоко оценил мужественный поступок верующих католиков Вероны, открыто выразивших свою солидарность с Русской Православной Церковью. Сопровождавшая делегацию представительница русской православной общины города Вероны М.Бахматова рассказала Святейшему Патриарху Алексию о жизни прихода Московского Патриархата в этом итальянском городе.

В то же время примером доброго сотрудничества между православными и католиками может служить открытие отделения теологии на базе исторического факультета Витебского государственного университета имени П.М.Машерова. С просьбами о вузовской подготовке преподавателей теологии обратились представители православной и католической церквей. С их помощью в вузе предполагается организовать изучение таких дисциплин, как «Общее богословие», «Катехизис и методика его преподавания», «Ветхий и Новый заветы». Вести их будут отобранные на конкурсной основе специалисты в этой области из Жировичской православной и Гродненской католической семинарий, а также из Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Люблина. Рекомендация от конфессии станет и одним из условий приема заявлений на новое отделение. В новом учебном году предполагается набрать группу будущих теологов из 30 человек. 10 студентов смогут обучаться за счет бюджета.

Противостояние на Святой Земле продолжается и вновь затрагивает интересы верующих.

Представители трех религиозных общин, к которым принадлежит церковь Рождества Христова в Вифлееме, в связи с вводом израильских войск в город приняли решение закрыть храм для доступа. Вифлеем расположен в 10 км от Иерусалима. Право использования базилики, построенной на месте, где родился Иисус Христос, поделено между Армянской Апостольской и Элладской Православной Церквами, а также католическим Орденом францисканцев. Церковь решено было закрыть для того, чтобы палестинцы не стали вновь использовать ее в качестве убежища от израильских войск, как это произошло 2 апреля во время последнего вторжения армейских подразделений Израиля в район христианской святыни.

В Иерусалиме «заплакала» Стена Плача — единственная стена, которая осталась от второго Иерусалимского Храма. Раввин Стены Шмуэль Рабинович заявил журналистам в Иерусалиме, что, по его мнению, может существовать «вероятность того, что камни Стены начали плакать из-за сложившейся на Ближнем Востоке ситуации». Появление влаги на Стене Плача воспринимается многими религиозными евреями как чудо. В иудейской религиозной традиции появление влаги на Стене Плача означает освобождение перед приходом Машиаха (Мессии).

Специалисты компании «Вакф», отвечающей за обслуживание исторических памятников на Храмовой горе, проверяли, не связано ли появление капель влаги с неполадками в системе брандспойтов. Они были установлены городскими властями на случай беспорядков по периметру площади у Стены после событий сентября 2000 года, когда началось второе палестинское восстание. Тогда Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору, что послужило началом столкновений между евреями и палестинцами в районе Стены Плача.

После более тщательной проверки выяснилось, что причиной появления мокрого пятна стала не вода, a сок растения, которое растет между камней древней стены. Корень растения надломился, и из него вытекает жидкость, которую приняли за слёзы.

Парламентская Ассамблея Совета Европы решительно осудила превращение церковных зданий на Святой Земле в арену боевых действий. Одним из вопросов, обсуждавшихся на проходившей с 24 по 28 июня 2002 года в Страсбурге сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), стало положение на Ближнем Востоке. На сессии ПАСЕ была принята резолюция №1294 (2002), касающаяся данной проблемы. При активном участии российской делегации в текст документа был включен пункт 14, в котором заявлено: «Ассамблея решительным образом осуждает превращение обеими сторонами Святых мест в арену боевых действий и, в частности, разрушение израильскими силами четырех мечетей в Наблусе и греческого православного храма Святой Варвары близ Рамаллы, а также несанкционированное вторжение израильских войск на территорию гостиницы Русской Православной Церкви, которая использовалась в качестве опорного пункта для стрельбы по церкви Рождества Христова в Вифлееме. Ассамблея решительно осуждает разрушения иудейских святынь, включая могилу Иосифа в Наблусе. Ассамблея подчеркивает необходимость соблюдения неприкосновенности Святых мест и свободного доступа к ним, в соответствии с положениями Резолюции 181/II Генеральной Ассамблеи ООН».

Несмотря на затянувшийся арабо-изральский конфликт, есть надежда, что паломники вернутся на Святую Землю. Эту тему обсуждал с президентом Израиля Моше Катцавом и главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом директор Римского комитета по делам паломничеств монсеньор Либерио Андреатта. Во время поездки по Святой Земле монсеньор Андреатта призвал всех верующих вернуться на родину Иисуса и помочь местным религиозным общинам. »Мы призываем небольшие группы, примерно из 20 человек, вернуться на Святую Землю, чтобы привнести, через наше присутствие, храбрость и надежду местному населению. Тем, кто никогда не был на родине Иисуса, мы говорим, что сейчас, как никогда, необходимо туда отправиться, дабы спасти население Палестины и Израиля от отчаяния», — сказал монсеньор Андреатта в интервью агентству «Зенит».

По словам директора комитета по делам паломничеств, местные власти согласились обеспечить безопасность пилигримов.

Папа Римский Иоанн Павел ІІ в день праздника святых апостолов Петра и Павла впервые лично дал понять, что не собирается подавать в отставку. Папа сказал, что он «полностью полагается на волю Бога в том, что касается выполнения своей роли викария Христа на земле», указав, что примером для него служат святые апостолы Петр и Павел, принесшие себя в жертву вере и окончившие свой земной путь в Риме. Это заявление папы стало ответом на участившиеся разговоры о том, что он может добровольно оставить Святой престол. В последнее время в Ватикане и за его пределами распространялись слухи о вероятном скором уходе на покой 82-летнего папы в связи с ухудшением состояния здоровья, прогрессирующей болезнью Паркинсона и общей физической немощью. В тот же день личный биограф папы Витторио Мессори привел в итальянской газете «Коррьере делла сера» следующее высказывание Иоанна Павла II: «Есть у меня силы продолжать оставаться Папой или нет — это не моя проблема. Это решает Христос, которому было угодно сделать меня, ничтожного, своим викарием на земле… Он меня позвал сюда. И Ему предстоит решить мою судьбу».

В Италии богохульство пока еще является уголовно наказуемым деянием. Сами по себе ругательства не наказуемы, однако распространение оскорбительных для католической религии выражений нарушает закон. Итальянская полиция уничтожила пять интернет-сайтов, на которых содержались оскорбительные ругательства и порнографические изображения. О существовании страниц, которые были сделаны в Риме и размещались у интернет-провайдера в США, власти уведомила год назад одна из итальянских газет, контролируемая Ватиканом. Сотрудники полиции заявили, что Бога и Деву Марию упоминали в непотребных выражениях, а рядом с их именами были помещены порнографические снимки. Полицейские заявили, что страницы с оскорбительными выражениями и снимками были заменены логотипом одного из полицейских подразделений, осуществивших эту акцию. По словам полиции, эта акция была осуществлена «для того, чтобы столь ценная для людей свобода слова не использовалась для унижения человеческого достоинства».

О том, что проблема расколов существует и в Католической Церкви, свидетельствуют последние события в Австрии, где непризнанный папским престолом аргентинский епископ Ромул Браши в присутствии 300 человек возвел в «священнический» сан семь женщин —жительниц Германии, Австрии и США. Ватикан выступил с заявлением, в котором говорится, что семь женщин-священников, возведенных в сан в Австрии месяц назад, должны признать всю нелепость этой церемонии. В письме, направленном женщинам главой Конгрегации Защиты Веры (наследницы инквизиции), кардинал Джозеф Рацингер потребовал, чтобы те «до 22 июля признали всю ничтожность и нелепость церемонии и извинились». Он добавил, что их поступок оскорбил достоинство всех женщин, чья роль в Церкви определена веками и незаменима.

В Японии смертный приговор вынесен уже девятому руководителю секты «Аум Синрике», осуществившей газовую атаку в токийском метро. Напомним, что в результате отравления газом зарин в 1995 году погибли 12 человек, тысячи попали в больницу с тяжелыми отравлениями. Но будет ли приговор приведен в исполнение — неизвестно. К высшей мере наказания приговорены уже восемь представителей секты, но все они пока живы. 38-летний Томомицу Ниими в иерархии «Аум Синрике» занимал пост министра внутренних дел. Ему вменялось в вину также организация семи вооруженных нападений и убийство 26 человек. Среди его жертв — известный японский адвокат Тцутцуми Сакамото, а также его жена и сын. В ходе судебного разбирательства Ниими неоднократно заявлял, что действовал по приказу лидера культа Сёко Асахары, а потому не чувствует за собой вины. Сам Асахара, напомним, уже несколько лет находится в заключении в ожидании суда.

Нет сомнений в том, что приговор будет предельно суровым. Асахару обвиняют не только в разработке планов газовой атаки в токийском метро, но и приобретении химического и биологического оружия, которое «Аум Синрике» собиралась применить в нескольких японских городах с целью свержения правительства.

Высший административный суд в немецком городе Кобленц подтвердил действующий в ФРГ запрет на въезд в Германию основателя скандально известной полигамией и сексуальными извращениями «Церкви Объединения» — «преподобного Муна» (проживающего в США корейца Мун Сен Мена). Суд решил, что запрет на въезд в Германию супругов Мунов, действующий с 1995 года, не мешает мунитам в Германии отправлению их культа. Немецкая пограничная служба добилась запрета на въезд Муна тоже через суд на том основании, что деятельность сторонников Муна, провозгласившего себя «наместником Бога на Земле», представляет опасность для молодежи. Добиться отмены этого запрета в судебном порядке попытался немецкий филиал секты «Объединенной церкви», однако эта попытка оказалась безуспешной. Муну, владеющему в США рядом средств массовой информации и известному проведением массовых международных свадеб в Южной Корее, въезд в Германию по-прежнему будет закрыт.

«Тайное» масонство становится все более явным. Об этом свидетельствует значительный интерес в Европе, который вызвала крупнейшая в истории мирового масонства выставка. Она отрылась в старинном замке французского города Тур. Тур является одним из важнейших исторических центров этого международного тайного движения, так как город тесно связан с рядом известных фигур знаменитого рыцарского ордена Храмовников или Тамплиеров, считающегося предтечей современного масонства.

Созданный после завоевания крестоносцами Иерусалима в 1119 году французскими рыцарями из областей Шампани и Турени, орден получил в качестве штаб-квартиры помещения бывшего дворца фатимидов, прилегавшего к разрушенным постройкам священного Иерусалимского храма. Есть сведения, что храмовники обнаружили в потайных подземных помещениях храма уникальные документы, относящиеся к эпохе царя Соломона. Однако после того как в самом начале XIV века усилиями французского короля Филиппа орден тамплиеров был сначала поставлен вне закона, а затем уничтожен, часть его уцелевших членов бежало в Шотландию. Именно оттуда и берет свое начало современное масонство. Считается, что многие документы, вывезенные тамплиерами из Иерусалима, сейчас находятся в руках масонства.

На нынешней выставке различные масонские ложи из четырнадцати стран Европы и Америки представили свои реликвии, многие из которых еще до недавнего времени запрещалось показывать даже многим «рядовым вольным каменщикам».

Всего на выставке — 650 экспонатов, часть из которых по сей день служат атрибутами заседаний и тайных встреч членов лож. Среди последних — знаменитые масонские фартуки, которые являются одним из главных показателей уровня посвященности их обладателей в тайны масонского учения. Широко представлено немецкое и венгерское масонство из закрытых музеев лож Веймара, Вены, Зальцбурга, Будапешта. Украшением экспозиции является уникальная коллекция голландского принца Фредерика.

Большое впечатление производит и портретная галерея наиболее известных масонов, среди которых десятки крупных политиков, включая чреду президентов США, начиная от Джорджа Вашингтона, основателя современного итальянского государства Гарибальди, британского монарха Георга VI. Достаточно убедительно выглядит и музыкальная часть галереи, где представлены портреты Моцарта, Листа, Бетховена, Сибелиуса, Шумана, которые также разделяли взгляды масонов.

В памяти верующих Украины еще свежи воспоминания о скандале вокруг передачи тамплиерам и последующем осквернении помещений православного монастыря Китаева пустынь.

После событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке в мире не только усиливаются эсхаталогические настроения, но и появляются признаки «нового мирового порядка» в духе романа-антиутопии Джорджа Оруэла «1984».

Правительство Голландии приняло решение о создании комитета по изучению содержания пятничных проповедей, читаемых имамами в крупнейших мечетях страны. Такое решение принято после репортажа радиостанции «Нуфа», авторы которого обвинили имамов мечетей Амстердама, Роттердама и Гааги в пропаганде экстремистских взглядов. Если в результате изучения проповедей обвинения имамов в пропаганде экстремизма будут доказаны, то необходимо временно закрыть мечети, в которых они работали.

Администрация США Джорджа Буша подвергается критике со стороны защитников гражданских прав в связи с принятием новых мер в рамках антитеррористической кампании. Главным поводом для нападок на президентскую администрацию стало предоставление агентам ФБР права следить за гражданами во время религиозных служб и других массовых мероприятий. Противники новых мер властей утверждают, что за решением администрации Буша скрывается еще одна попытка наступления на конституционные свободы под прикрытием борьбы с террором. Нововведения американских властей коснулись и сферы Интернета. Теперь ФБР сможет пользоваться материалами коммерческих баз данных даже в том случае, когда онлайновый поиск не будет связан с конкретным преступником или подозреваемым.

В это же время полиция американского города Тампа запустила полнофункциональную систему тотального контроля сканирования случайных прохожих (фейс-контроля) на предмет сверки полученных портретов с базой данных разыскиваемых преступников.

Полиция округа Колумбия сообщила, что хочет установить в Вашингтоне аналогичную систему всеобщего фотографирования для отлова тех, кто превышает скорость. «За этим — будущее полицейского надзора на дорогах. Камеры будут стоять, где угодно», заявил в интервью Washington Post координатор по безопасности дорожного движения округа.

От тотального внедрения подобных систем в обычную полицейскую практику веет не чем иным, как мрачным антиутопическим будущим из романа Джорджа Оруэла «1984» и других подобных произведений, повествующих о всевидящем оке «Большого Брата». «Не знаю, кого они там разыскивают, но сканируют они меня», — заявил один из жителей американского городка. Полиция же, напротив, очень довольна нововведением и заявляет, что «честным гражданам» бояться совершенно нечего, и им не будет ничего плохого оттого, что их сфотографируют. Напомним, что в романе «1984» честным гражданам тоже было абсолютно нечего бояться.

В США около 59 процентов опрошенных верят, что события, описанные в Откровении, воплотятся в жизнь, однако американцы не торопятся обратиться к оригиналу, а довольствуются комиксом по его мотивам. Так после атаки 11 сентября книги серии «Оставленные» стали бестселлером. По сообщениям аналитиков, после событий в Нью-Йорке «все больше людей начинают читать книгу «Оставленные» не просто как новеллу, но как завтрашние новости». Написанная Тимом Ла Хэем (Tim F. LaHaye) и Джерри Б. Дженкинсом (Jerry B. Jenkins) широко популярная серия, основанная на книге Откровения, была распродана в 32 млн. копий в виде новеллы, и еще около 20 млн. детской версии. Девятая книга «Осквернение» стала бестселлером 2001, хотя до октября даже не была опубликована. «Евангельские пасторы рекламируют книги в качестве религиозного чтения. Пасторы основного направления читают их, чтобы выяснить, что думает об этом их церковь, так делают и политики, и ученные, и люди, чья работа состоит в том, чтобы знать, какие опасения и надежды селятся в умах людей во время глубокой неуверенности». Для некоторых читателей книги серии «Оставленные» являются более чем духовным проводником, они являются их политической программой.

А в заключение несколько интересных фактов из области археологии и церковной истории.

На Восточном берегу реки Иордан, в районе Вади Харрар, иорданские археологи обнаружили пещеру, в которой, по их мнению, когда-то жил Иоанн Креститель. О находке рассказал профессор Мухаммед Вахиб, возглавляющий группу археологов, которая ведет раскопки в этом районе. По его словам, пещера обнаружена под развалинами византийской церкви, построенной в IV веке нашей эры. Саму же пещеру археологи датируют первым веком нашей эры. Рядом с пещерой был найден человеческий скелет, над изучением которого сейчас работают эксперты. «Пока мы можем сказать только то, что этот скелет принадлежит одному из отшельников, которые во множестве жили в районе Вади Харрар», — отметил Мухаммед Вахиб. За последние несколько лет археологи, работающие под руководством Вахиба, обнаружили в этом районе остатки еще нескольких древних церквей и купелей для крещения. Вади Харрар находится напротив Иерихона — в том месте, где, согласно Евангелию от Иоанна (1:19-34), Иисус переправился на Восточный берег Иордана, чтобы принять крещение, которое совершал Иоанн Креститель. К востоку от этого района находится место, где Иоанн Креститель был обезглавлен по приказу правителя Галилеи Ирода.

В Киргизии найдены развалины монастыря на месте погребения апостола Фомы. МИД Киргизской республики направило в Ватикан официальное письмо, в котором сообщается об уникальной находке, сделанной съемочной группой американских ученых и представителями телекомпании IPV News USA. Во время подготовки на побережье Иссык-Куля к съемкам фильма «Сокровища Чингисхана» учеными установлено место, где ранее предположительно находился древний монастырь. Именно здесь, утверждают они, были захоронены мощи святого апостола Фомы. Эти данные подтверждает карта, сделанная еще в 1385 году каталонским картографом.

В иорданском порту Акаба, расположенном на берегу Красного моря, обнаружена самая древняя христианская церковь в мире. Открытие сделала совместная американо-канадско-европейская экспедиция. Как заявил руководитель экспедиции американский профессор Томас Паркер, экспедиция вела раскопки в поисках стены древней Акабы — византийского города, историческое название которого Иле. В ходе раскопок за стеной древнего города была обнаружена церковь, площадь которой примерно 416 квадратных метров, а высота от трех до пяти метров. Исследование, проведенное экспедицией, показало, что это самая древняя обнаруженная христианская церковь на земле. Специалисты считают, что она была построена в 300 году нашей эры.

При помощи Киккского монастыря будет восстановлен грузинский монастырь святой Нины X-XI вв. в городе Пафосе на Кипре. По сообщению представителя Духовно-культурного центра Грузии на Кипре Георгия Гагнидзе, проект строительства уже одобрен кипрскими властями. Речь идет о восстановлении развалин постройки. На стенах развалин сохранились грузинские надписи и фрески. Восстановительные работы начнутся в сентябре этого года. По сообщению Гагнидзе, существует версия, что именно здесь находится могила царицы Тамары. Гагнидзе предложил также грузинским бизнесменам и меценатам выкупить этот участок земли в дар Грузинской Православной Церкви.

А знаменитый монастырь Святой Екатерины на Синае по решению ЮНЕСКО объявлен всемирным историческим и культурным достоянием. Это решение было обнародовано в Будапеште во время закончившегося недавно в венгерской столице заседания Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию. Таким образом, международное сообщество официально признало тот особый вклад, который в течение многих веков православный монастырь вносит в развитие мировой культуры, а также конструктивного диалога между представителями самых различных религиозных конфессий, проживающих как в самом Египте, так и за его пределами. Как известно, монастырь святой Екатерины славится своими огромными собраниями древних икон и рукописей. Именно здесь находился терновый куст, который горел и не сгорал (Неопалимая Купина), когда Господь беседовал с Моисеем. В монастыре пребывает глава и десница святой великомученицы Екатерины. Это одно из трех мест в мире, где сохранились иконы доиконоборческого периода. Монастырь имел охранную грамоту самого Мухаммеда, на территории монастыря находится колокольня, за одну ночь переделанная в минарет, что однажды спасло монастырь от разорения, а местные бедуины-мусульмане искренне почитают Божью Матерь и уважают архиепископа Синайского, от которого принимают благословение. В XIX в. здесь был обнаружен один из древнейших кодексов Библии, названный впоследствии Синайским.

В свое время монастырь имел свое подворье и в Киеве на Контрактовой площади. Основанное в XVIII в., оно теперь «оккупировано» Национальным банком Украины, а киевская православная община святой Екатерины вынуждена совершать богослужения под открытым небом.

По материалам информационных агентств

Подготовил протоиерей Георгий Коваленко