Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий: «Кто знает Православие, тот не уходит в ересь»

АРХИЕПИСКОП ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ВАСИЛИЙ:
«Кто знает Православие, тот не уходит в ересь»

Владыко, проведение в Запорожье в феврале текущего года конференции «Православие и угроза тоталитарных сект в Украине» вызвало бурную реакцию со стороны деструктивных сект. Одновременно в разных регионах Украины нашу Церковь обвинили в нарушении закрепленных в законе гражданских прав и свобод. Обоснованны ли эти обвинения?

С самого начала нужно подчеркнуть, что на конференции шла речь именно о деструктивных сектах, а не о традиционных конфессиях, как некоторые утверждают. А у деструктивных сект, которые разбивают семьи, нарушают гармонию в обществе, отнимают у людей под благовидными предлогами имущество и деньги, — у этих сект вообще нет и не может быть никаких прав: ни по Конституции, ни по человеческой морали. Февральская конференция напугала их: а вдруг теперь кто-то не пойдет за ними? Кое-кто из этих господ подал на меня в суд, требуя огромной суммы «за нанесенный моральный ущерб». За мною нет вышеуказанной вины.

Но, как ни странно, возмущенные голоса по поводу конференции раздались даже со стороны католиков и баптистов, хотя, нравятся они нам или нет, мы признаем их традиционными для нашей страны конфессиями, поскольку они имеют здесь определенное историческое прошлое. Они тоже разволновались: а вдруг принятые конференцией постановления коснутся и их?

Если говорить откровенно, меня данная реакция радует. Значит, как говорил один — далеко не нашей идеологии — человек: «Верным путем идете, товарищи!» Если враги нас ругают, если враги на нас восстают, значит, мы поступаем справедливо, верно, с пользой для людей. Ведь это ужасно, когда громадное количество простых добрых людей становится совершенно невменяемым, зомбированным. Сейчас во всех районах Запорожской области создаются филиалы нашего Центра помощи жертвам деструктивных сект «Диалог», и в разных областях Украины деструктивные секты и те, кто им сочувствует, зашевелились, испугались. Необходимо поддерживать и продолжать этот труд — спасать народ Украины от зомбирования, от этой ужасной волны, которая может захлестнуть всех. Уже сейчас ко мне обращаются люди и жалуются, мол, приходит сын и говорит: «Теперь ты мне не мать, я с тобой разговаривать не хочу». Она все отдавала для него, а теперь… И таких случаев очень много.

Много можно было бы говорить на эту тему. Мы трудимся, выпускаем литературу, специальные листки по каждой деструктивной секте, брошюры, организовываем выступления. Среди местных депутатов есть такие, которые занимаются данной проблемой в Запорожье очень серьезно. Я думаю, что теперь этот процесс будет расширяться, как круги на воде вокруг места падения камня. Очень хотелось бы, чтобы это течение не остыло.

Один из аргументов, который приводят вышеупомянутые «борцы за права», это то, что, мол, посчитали и обнаружили, будто Украина уже не православная страна, большинство ее религиозных общин — протестантские. Неужели мы действительно оказались в меньшинстве?

Нет, нас по-прежнему большинство. Цифры — это одно, а то, что за ними стоит — порой совсем другое. Всевозможных неорелигиозных течений расплодилось так много, что на языке цифр они могут казаться внушительной силой, но в сознании людей все равно доминирует ориентация на Православие. И следует заметить, что многие, по крайней мере, в Запорожской епархии, порывают с сектами и обращаются к Православию. Конечно, это вовсе не значит, что мы должны спокойно сидеть, молчать и ничего не делать. Ведь противники Православия действуют очень активно. И не просто активно, а напористо, так же, как в свое время действовали большевики, восходя на политический Олимп. Они захватили власть не потому, что народ поголовно уверовал в них, а потому, что они были смелыми, храбрыми, напористыми, агрессивными. И если мы будем бездействовать, то слова, пока что еще ложные, о нашем меньшинстве, могут со временем стать правдой. Но и тогда речь будет идти не о большинстве какого-то одного сектантского учения

Что рассказывают о причине своего возврата в Православие люди, которые побывали в сектах?

Из этих рассказов напрашивается вывод, что уход человека из секты начинает намечаться тогда, когда этот человек начинает логически мыслить, анализировать. Он обнаруживает, что в деструктивной секте господствует дух подавления человека, что в «учении» секты на самом деле нет логики. Если бы каждый попытался вникнуть, то из сект побежали бы все. Но беда в том, что человека постепенно затягивают, гипнотизирует, он уже не в силах мыслить самостоятельно и остается в цепях.

К величайшему сожалению, существует еще дорога с обратным направлением, когда человек из Православия уходит в секту. Сектанты даже хвалятся тем, что среди них есть бывшие православные. Причиной такого ухода часто является то, что человек представлял себе встречу с Православием исключительно как со сказочным замком, а потом разочаровался. К чему люди должны быть готовы, чтобы, входя в православный храм, не «обжечься»?

Я все время требую от вверенных моему попечению священнослужителей, чтобы они более усердно относились к делу проповеди. Когда православный не знает своего учения, своей догматики, а ему предлагают что-то мнимо красивое, мнимо логическое, то он может подумать, что именно там правда. Я не знаю ни одного православного, который действительно знал бы свое Православие, был серьезно подготовлен, учился, читал и потом бы перешел в какую-нибудь ересь. Такого не бывает! Или человек помешался, или совершенно не знает Православия, только тогда он может уйти в какую-нибудь ересь. Ведь в Православии все основано на железном фундаменте логики, все логически обоснованно. Даже то, что мы не можем познать Бога в каких-то отношениях, и это тоже логически обоснованно. Почему не можем познать до конца, почему не имеем права подвергать сомнению Божественные истины — это все равно, что смотреть открытыми глазами на солнце, — и это обоснованно. Кто знает Православие, тот не уходит в ересь.

Наши оппоненты говорят, что они, в отличие от нас, проповедуют даже на базарах, и потому якобы и выигрывают. Действительно ли и мы должны прийти на рынки со словом проповеди?

В деле проповеди Православная Церковь делает сегодня в Украине очень многое. Но она очень бедна грамотными проповедниками. Быть может, это прозвучит банально, но все-таки 70 лет такого режима, который уничтожал Церковь, бесследно не проходят. Кроме того, там, где на приходах есть грамотные священники-проповедники, они ведь все-таки должны, кроме всего прочего, поднять на должный уровень и духовную жизнь в своем селе, и хозяйство своего храма, и нормально поддерживать свою семью. Да, мы в Запорожье не ходим по рынкам. Но мы много выступаем по телевидению и радио, причем в разных программах, выпускаем газету «Летопись Православия», которая сейчас получила статус всеукраинской, пользуется авторитетом, имеет читателей в Америке, Канаде, Австрии, почти во всех епархиях Украины и России. Что же касается проповеди на базарах, то это, мне кажется, все же не православный метод проповеди.

Владыко, что бы Вы сказали нашему соотечественнику, который уже втянут в секту и при этом не имеет представления о Православии?

Нужно учиться мыслить. Мыслить логически. Нужно изучить ту секту, в которую ты вступил, аналитически, объективно, критически. И изучить Православие. Не просто «принимать», а обязательно изучить. Ведь ты живешь на земле, которая уже многие века дышит Православием. И след Православия можно увидеть на ней даже там, где, казалось бы, никогда его не ожидал найти. Изучи все до глубины. Рассмотри положительные вопросы, которые решает наше богословие. Постарайся вникнуть. И тогда не пойдешь ни в какую ересь. А если ты не знаешь своего Православия, то когда тебе подсунут какую-то суррогатную идею, она действительно может показаться тебе красивой. Тот, кто учит, улыбнется тебе, даст конфет, мороженого или чего-то там еще. И тогда, конечно, обман может состояться.

Беседу вел Владислав Дятлов