Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп: «Православие — это образ жизни, и этой жизнью нужно жить»

ЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И КРЕМЕНЧУГСКИЙ ФИЛИПП:
«Православие — это образ жизни, и этой жизнью нужно жить»

Прежде всего, Владыко, позвольте поздравить Вас с назначением Председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства и пожелать Вам помощи Божией во всех добрых трудах на этом поприще. С чего Вы предполагаете начать организацию работы вверенного Вашему руководству отдела?

Определенный план действий уже есть. Во-первых, учитывая принадлежность многих наших сограждан к протестантским течениям, а также наступление со стороны католиков и униатов, мы должны создать свое специальное миссионерское учебное заведение. Во-вторых, мы должны разработать единую концепцию преподавания в воскресных школах Украины, до мелочей продумав программы для каждого класса. У нас очень многое наработано по этому поводу в Полтавском духовном училище в г. Комсомольске. Замечу, что, помимо основных занятий, программы должны включать в себя и широкую внеклассную работу: лагеря, каникулы в монастырях, паломнические поездки, походы по святым местам и т. д. Необходимо также проанализировать все, наработанное в других епархиях, а итоговую общую программу предоставить на утверждение Священного Синода Украинской Православной Церкви. Что же касается катехизации — третьего направления работы отдела, — то это, мне кажется, прежде всего, работа с детьми, с военнослужащими, персоналом лечебных учреждений, в местах лишения свободы, то есть везде, где можно обратиться к той или иной группе людей, связанных друг с другом теми или иными условиями: возрастом, местом проживания, образом мышления.

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства. К его работе нужно привлекать богословски грамотных людей. Желательно, чтобы в отделе трудились люди, имеющие не только богословское, но и высшее светское образование. Это немаловажно. Вот такие пока основные пункты. Но в целом понятно, что предстоит работать и работать.

Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о Полтавском духовном училище, которое Вы упомянули.

Основывалось оно в качестве школы, где в первую очередь можно было бы изучать церковное пение и те азы Православия, которые выпускник школы мог бы впоследствии сам изложить учащимся воскресных школ. Сегодня здесь работают три отделения: регентов-псаломщиков, богословско-пастырское и заочное. На заочном отделении учатся 280 человек. Учебные дисциплины читают 25 преподавателей. Училище принимает детей из всех регионов Украины. Стараемся дать качественные знания. Основная задача — укрепление православной ментальности нашего народа. Чтобы люди знали, почему они православные, какова их Церковь, откуда начинается ее историческое бытие, какие цели она перед собой ставит и как их достигает. При училище действует миссионерское общество. В него входят студенты и преподаватели, которые посещают школы, собирают там старшеклассников, читают им лекции, проводят с ними беседы. Издается ежемесячная студенческая газета «Камо грядеши».

В связи с последними Вашими словами, которые относятся к молодежи, хотелось бы попросить Вас прокомментировать слова диакона Андрея Кураева о том, что сегодня из-за наших ошибок и кажущейся мрачности многие молодые люди предпочитают идти к протестантам.

Для начала — о мрачности. Сейчас издается масса литературы с грифом «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия» или «По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира», хотя ни Его Святейшество, ни Его Блаженство данных книг или брошюр никогда не видели. Гриф делается для формы. Но когда начинаешь читать эту литературу, то приходишь в ужас от того, как в ней представлено Православие! Есть, например такая книга, называется «Лекарство от греха». Одно время она была очень популярна. Но у меня сложилось такое впечатление, будто ее написали специально для того, чтобы скомпрометировать Православную Церковь. Согласно этой книге, человеку вообще ничего нельзя делать, даже дышать по нечетным дням. Встала утром с левой ноги — грех. Ела пищу с приправой — грех. Вкушала соль — грех. Что ни шаг — то одни грехи. Но ведь Православие — это религия любви! Мы говорим о Боге, о Любви, о надежде, о самом лучшем. Поэтому унылый мрачный вид не совсем уместен. Нужно почитать Евангелие, а там сказано: когда постишься, не надевай на себя постную личину. В Православии есть адекватная мера подвига, есть золотая середина, есть здравая традиция и опыт воцерковления, которые не калечат человека и не превращают его жизнь в никому не нужный ад, а укрепляют, преображают, возводят на духовные высоты.

В то же время, чтобы стать православным, нужно жить в Православии. Нужно жить этим, нужно понять это, вникнуть в это. Другого способа нет. Православие — это образ жизни, и этой жизнью нужно жить. И для этого мало просто отвлеченно читать какие-то книги, как порой наша молодежь читает сейчас Евангелие, держа в другой руке сигарету или бутылку с вином. Если человек хочет быть православным, он должен положиться на высокий авторитет и опыт Церкви, созданной и водимой Богом, и тогда Господь укажет человеку тот путь, каким ему следует идти, чтобы наиболее полно реализовать себя в этом мире.

Теперь — об ошибках, точнее, о трагических последствиях прошлого. Хотя с момента празднования 1000-летия Крещения Руси и прошло 14 лет, это еще не такой срок, чтобы забывать, что до указанного юбилея в отношении Церкви у властей была вполне конкретная ориентация: «Не пущать!» Когда же началась перестройка, народ хлынул в храмы. Люди получили возможность, во-первых, безбоязненно ходить в храмы, а во-вторых, открыть для себя, что Православие — это огромная религиозная культура. Но они ощутили, что видят и слышат там еще не все, чего жаждали их изголодавшиеся по духовной жизни души. К сожалению, многие наши священники оказались просто не готовы к такой ситуации. Потому что институт миссионерства не может возникнуть в один день и из ничего. У тех же католиков, которые не прерывали миссионерскую деятельность, все поставлено на более высоком и серьезном уровне. А мы с 1917 года и до перестройки сидели с завязанными руками и с кляпом во рту. Могли только «отправлять религиозный культ в культовых помещениях». Нам было разрешено только это. Даже проповеди нам «не очень рекомендовали» говорить. В некоторых епархиях во времена застоя нельзя было причащать детей до 18 лет. Словом, перегибов была масса. И здесь нельзя винить ни духовенство, ни людей. В таких условиях мы раньше жили. Следует также учитывать, что сейчас интерес к Церкви опять стал немного меньше. Она снова вошла в нашу жизнь, как школа, больница, почта, библиотека. А ведь увлекает и интересует больше то, что запрещено. И возрождение нашей миссионерской традиции, и притом в новых исторических условиях, — это дело времени. Но основой любой проповеди Православия должны оставаться слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжай мир души, и тысячи вокруг тебя спасутся». Нужно своим собственным жизненным примером показывать, что ты христианин, что ты идешь за Христом. И люди, когда увидят это, наверное, сами пойдут за тобой без всяких рассказов и призывов.

В последнее время все больше ощущается, что подлинно православное мышление вступает в конфликт с так называемыми «западными ценностями», которые раньше казались безобидными. Тем не менее, многие наши соотечественники уже пленены этими ценностями. Что сказать этим людям?

Западные ценности хороши для Западной Европы. Во-первых, в европейских странах в области нравственности принимаются какие-то постановления, которые вообще малопонятны по части морали. А во-вторых, в Западной Европе храмы пустуют. Туда ходят туристы и незначительное количество верующих. У них кадровая проблема с духовенством. Вот католицизм и хлынул к нам: у нас религиозный момент еще жив, у нас религиозность совсем другого уровня, нежели у них. Невзирая на то, что мы пережили 70 лет колоссального атеистического прессинга.

Уже вскоре после Вашей хиротонии во епископа Полтавского по Украине пронеслись одно за другим несколько известий о возвращении в лоно канонической Церкви ряда приходов, ушедших было в филаретовский раскол. При этом раскольническая пресса обвинила Вас в захватничестве. Что же было на самом деле?

Общины, о которых идет речь, в действительности были только на пути к уходу в раскол. В каждом случае были свои причины. Я посетил эти приходы, вполне взаимоуважительно поговорил с людьми, и все вернулось на круги своя. Теперь на этих приходах нет никаких проблем, все затихло, провокаций не наблюдается. А пишут об этом, действительно, все, что угодно: будто бы мы силой удерживаем те приходы в нашей Церкви и тому подобное.

А каково вообще нынешнее положение с присутствием на Полтавщине филаретовцев, а также автокефалистов, униатов и католиков?

Филаретовских приходов насчитывается несколько десятков, есть несколько автокефалистских, три униатских и пять католических. Униаты на Полтавщине — это люди, которые «выплыли» на политической волне. Например, в селе Билыки все началось с того, что церковный староста повздорил с настоятелем, стал угрожать ему: «Я, мол, вам тут всем покажу!» Уехал в Полтаву, обратился к местным руховцам, те отправили его в Ивано-Франковск, и оттуда староста привез униатского священника. Хотя в Билыках униатов не было никогда в жизни. Идеи, как таковой, у них не видно и не слышно. Они просто рядятся в православных, обманывают людей, говорят, будто они «такие же самые», только молятся по-украински, хотя разница очевидна. Более того, на Западной Украине, где они имеют поддержку власти и большую силу, униаты ведут себя совершенно иначе. Там они показывают свое подлинное лицо. А в центральные и восточные регионы Украины приезжают «подкрашенные», улыбчивые, хоть и с зарубежными паспортами. И потом везде могут сказать: вот, мол, у нас есть «точки» во всех регионах Украины, в том числе на Полтавщине. Может быть, какие-то переселенцы-униаты из Западной Украины где-то на Полтавщине и были, но при этом Полтава никогда не была и не будет униатской. Хотя иллюзии, возможно, у кого-то на этот счет и есть.

Что же касается раскольников-филаретовцев, то основная масса — это или приехавшие издалека, из-за пределов Полтавской области, или те, которые не могут по тем или иным причинам служить в канонической Церкви: имеются в виду вопросы брака, морали и прочее. Большой идеи там тоже не слышно и не видно. Хорошо, что они между собой не слишком общаются, потому что если бы вся эта антиправославная публика сплотилась против канонической Православной Церкви, нам было бы гораздо сложнее. А нам и так нелегко.

Говоря об автокефалистах, приведу такой пример. В Лубнах есть их священник, который заводит со своими прихожанами так называемые реколлекции, крестную дорогу, то есть католические обычаи. Сам он родом из Ивано-Франковска, закончил Одесскую семинарию, потом учился в Москве. Униатство для него — родное, и он вводит его в Лубенском регионе. То, что приход этого священника не является православным, местные жители уже поняли. Хотя бы по тому моменту, что дочь священника, очень хорошая сама по себе девочка лет 12-ти, перед службой делает уборку в алтаре и зажигает лампадки на престоле. Как Вы знаете, такое явление не вписывается в православную традицию. Поэтому с автокефалистами понятно — там генеральная линия на сближение с унией. Быть может, потому, что их руководитель Игорь Исиченко, так называемый «епископ Харьковский и Полтавский», откровенный проуниат. По-видимому, и священников он подбирает близких по духу.

Как ведут себя втянутые в раскол простые верующие?

Большинство, конечно же, понимает, что такое раскол, кто такой Филарет, что такое филаретовщина вообще как явление. Встречаются среди паствы раскольников и такие, у которых нет принципиального отношения к канонам, и потому они равнодушно смотрят на то, что филаретовский «патриархат» не признан Вселенским Православием. К сожалению, люди также продолжают верить в эксплуатируемый раскольниками и всеми, кому это выгодно, миф о том, будто мы все церковные доходы переправляем в Москву. Вообще почему-то считается, что если папа Римский — друг Украины № 1, то Московский Патриархат — это враг № 1 для Украины. Нам постоянно напоминают, что центр нашей Церкви находится якобы за рубежом. Униатам и католикам, для которых центром является Рим, почему-то таких напоминаний не делают. Когда мы, называя вещи своими именами, говорим, что Филарет — отлученный от Церкви клятвопреступник, это называют нарушением прав и свобод человека, а когда нашу, тысячелетнюю Церковь Украины, называют «иностранной» и «пятой колонной» — это почему-то считается соответствующим «западным ценностям».

А не наблюдается ли в Вашей епархии «шествия во власть» со стороны антиправославных сил?

В некоторых регионах имело место активное, как Вы выразились, «шествие во власть» со стороны протестантов. Но на практике оно показало, что, попав «во власть», протестанты резко снижают свою религиозную активность и занимаются уже больше властью, чем родной сектой.

Существует мнение, что в наше время быть одновременно профессиональным представителем демократической власти и искренним верным религиозной конфессии, глубоко верующим человеком, невозможно. Как Вы относитесь к такому мнению?

Быть верным сыном Церкви и одновременно профессиональным политиком, безусловно, возможно. Только при этом не надо трубить о своей вере в рожок и показывать, какой ты хороший. Ведь обращение человека к Богу происходит в сердце. Не подобает и использовать религиозный момент в избирательной кампании. Считать искренними религиозные чувства людей, которые вспоминают о Боге и Церкви только в канун выборов, мне кажется, трудно. Ведь перед выборами наша Церковь слышит столько обращений от разных партий, от кандидатов. Нас вдруг все вспоминают, все любят, обнаруживают наши нужды в отношении ремонта храмов и так далее. Как только выборы заканчиваются, у людей, которые еще несколько дней назад обещали золотые горы, пропадает память. Нынешний закон о свободе совести очень удобен для решения политиками собственных задач. Очень удобно иметь рычаги воздействия на религиозные структуры, принимая или не принимая те или иные поправки к этому закону. Еще один проблемный момент — наша власть все никак не может определиться, с кем она: с анафемой, унией или с каноническим Православием.

Беседу вел Владислав Дятлов