Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Екатерина Самойлик: «Современный глобализм — это попытка объединить человечество не вокруг Христа Спасителя, а вокруг человеческой гордыни»

ЕКАТЕРИНА САМОЙЛИК:
«Современный глобализм — это попытка объединить человечество не вокруг Христа Спасителя, а вокруг человеческой гордыни»

IХ Генеральная Ассамблея МАП в Бухаресте

Глобализация и Православие

С 27 по 30 июня в Бухаресте проходила IХ ежегодная Генеральная Ассамблея МАП (Межпарламентской Ассамблеи Православия). Форум был посвящен проблеме «Глобализации и Православия». В нем приняли участие Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист, Председатель парламента Румынии Валер Дорнеану, православные парламентарии из многих стран мира. С основными докладами выступили: Президент МАП Виктор Зоркальцев, Генеральный секретарь МАП Стилианос-Ангелос Папатемилис, член Румынской Академии наук, профессор теологии Румынского университета Думитру Попеску. Украину на форуме представляла руководитель социальной Комиссии МАП, председатель комитета Верховной Рады по делам молодежи, туризма и спорта народный депутат Екатерина Самойлик.

Проблема глобализации как феномен экономической, социальной и культурной организации человечества, вставшая перед народами в последнее время, вызвала законную и обоснованную тревогу Православной Церкви и православных государств. В 1999 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в «Независимой газете» в статье «Обстоятельства нового времени» писал: «XX век стал исторической ареной, на которой в жестоком противоборстве последовательно сменяли друг друга пары непримиримых соперников: монархия и республика, тоталитаризм и демократия. Две мировые войны и одна «холодная война» — таков горестный итог идеологической бескомпромиссности в нашем веке. На смену соперничеству идеологий идет новое и трудноврачуемое соперничество: глобализм и универсализм как выражение принципа всеобщего и традиционализм как выражения принципа единичного и отдельного. Поэтому сегодня, как и во времена библейские, краеугольным камнем человеческого общежития остается принцип, столь исчерпывающе сформулированный испанским социальным мыслителем Хосе Ортегой-и-Гассетом: «Цивилизация — это прежде всего воля к сосуществованию». Но воля к сосуществованию предполагает в качестве обязательного условия признание за другим права на жизнь».

Есть ли эта воля сегодня? Сформулирована ли она на уровне государственных идеологий нынешних постсоветских православных стран? Существует ли то, с чем глобализм не может не считаться? Иными словами, что мы сегодня можем противопоставить этому новому Великому инквизитору, который уже не искушает, а с поразительным коварством поглощает народы и страны, их природные и человеческие ресурсы? На некоторых противоречиях глобализма и православного сознания я и хочу остановиться в своем выступлении.

«Основы социальной концепции» Православной Церкви, принятые в 2000 году, предупреждают нас, что при всей неизбежности процессов глобализации, которые способствуют общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности, они таят в себе угрозы, которые мы не можем игнорировать.

В экономической сфере — это потеря экономической независимости государства, контроль его экономического потенциала со стороны международных финансовых структур и транснациональных корпораций. В Украине эта тенденция проявляется в полной мере. Растут долги перед МВФ, кредиты даются под те реформы, которые позволяют реализовать глобалистскую концепцию экономики. Вслед за кредитами — диктат, так называемые эксперты и советники международных организаций превращаются в проводников экономической политики в государстве, которая не соответствует интересам народа. Зачастую те же международные финансовые организации, которые санкциями преследуют Украину из-за невыполнения ее взятых обязательств, свои обязательства и не думают выполнять. Самый вопиющий факт — история с закрытием Чернобыльской АЭС. Взаимные обязательства, взятые Украиной и международными финансовыми организациями, заключались в том, что Украина закрывает ЧАЭС, а «большая восьмерка» и Всемирный банк предоставляют кредиты под завершение строительства компенсирующих мощностей — двух блоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Обязательства были выполнены лишь одной стороной — Украиной, средства на завершения строительства энергоблоков так и не были предоставлены.

Один украинский публицист, анализируя международную экономическую экспансию в Украину, провел аналогию с африканской страной и справедливо заметил, что международному экономическому сообществу нужна лишь нефть Нигерии, сама же Нигерия с ее 50-тью миллионами населения, СПИДом, экологическими, экономическими и социальными проблемами совсем не нужна. Нынешний инструментарий неоглобализма позволяет завладеть этой нефтью без всякой ответственности за состояние народа, который живет в этой стране. Иными словами, то, ради чего в прошлых столетиях велись кровопролитные войны, сегодня без единого выстрела присваивается под знаменем глобализма.

Поэтому мы должны определиться, выработать критерии и поставить под всесторонний общественный контроль деятельность транснациональных корпораций, международных финансовых институтов, а также те процессы, которые проходят в финансовом и прочих секторах национальных экономик наших стран.

Мы видим, как глобалисты укрепляются не только в экономических, но и политических структурах наших стран, имеют свое мощное лобби в законодательных и исполнительных органах власти и уже определяют политику наших стран.

Надо называть вещи своими имена. Сегодня под демагогические заявления о едином общеевропейском доме глобалистами создается новый железный занавес, отрезающий «цивилизованные страны» от других. Как снег, растаяли безвизовые режимы с западными соседями Украины. Когда-то СССР упрекали в том, что его граждане не могут легко и свободно посещать Западные страны, и это квалифицировалось как нарушение прав человека. Когда Украине достался в наследство от Союза третий по мощи ядерный арсенал, нам говорили: разоружайтесь, открывайте свои рынки для западного капитала, и благодарная Европа откроет свои объятия для вас. Сейчас, когда, казалось, все требования выполнены, двери Европы захлопнулись для большинства граждан Украины, но никто это уже не называет нарушением прав человека.

Что мы можем противопоставить этому? Нашу солидарность, основанную на тысячелетней православной традиции. Нашу решимость к сохранению своей самоидентификации, понимая, что разобщенность ведет к гибели той великой греческой византийской цивилизации, наследниками которой мы и являемся. Мы должны понимать, что во всех вопросах политической и экономической интеграции необходимо добиваться подлинно равноправного сотрудничества и соработничества во имя Европы, народов и людей ее населяющих.

По-прежнему актуальной является проблема доминирования идеологии глобализма в культурно-информационном пространстве. С одной стороны, мы не можем и не должны игнорировать возможности глобальной информационной сети в распространении православных ценностей, формировании православной точки зрения на социальные, экономические и политические процессы. Однако мы наблюдаем и энергичную экспансию через глобальную сеть продукции масс-культуры, разрушающей сами основы христианской культуры и нравственности. Более того, как отмечается в «Основах социальной концепции», этот процесс «сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многими в христианском мире сопоставляется с построением вавилонской башни».

Думается, в этой ситуации мы не должны уходить в глухую оборону, а противопоставить наши культурно-исторические ценности этому нашествию неоварварства. Тем более что православные ценности не только не отвергаются мировой культурой, но составляют ее неотъемлемую часть. Недавно Нобелевский комитет провел опрос ста крупнейших писателей планеты с просьбой определить десять писателей от Гомера до наших дней, чьи книги более всего повлияли на мировую культуру. В эту десятку попали два русских писателя, а абсолютным лидером по количеству книг (четыре), повлиявших на человечество, признан Федор Михайлович Достоевский. Это говорит о том, что мировой творческой элите не чуждо православное сознание, что Православие продуктивно, что оно способно создавать творения, которые и через столетия нынешним творцам представляются вершинами творческого духа. Поэтому мы должны всемерно и наступательно использовать наш потенциал, распространять наши достижения, сделать их фактом сегодняшней созидающейся общеевропейской культуры.

Наконец, несколько слов о «пятой колонне» глобализма, которая существует в Украине, как, видимо, и в других странах. Мы должны к ней относить все, что разрушает общеправославное и общеславянское единство наших народов. На днях униаты и римо-католики открыли сразу два памятника папе римскому в Киеве, колыбели восточнославянского Православия, один во Львове. Мы расцениваем это как провокацию, направленную на разделение народа. Сюда же мы можем смело отнести и сектантские раскольничьи группировки, так называемый филаретовский и автокефальный «патриархаты», смысл деятельности которых заключается в беспрестанной борьбе с Православной Церковью в Украине. К нам никто не стремится проявлять толерантность, нам жестко диктуют условия. И мы должны очертить те рубежи, отступать за которые уже не имеем права. Глобализм — это не выдумка фантастов, это реальность. Это попытка объединить человечество не вокруг Христа Спасителя, а вокруг человеческой гордыни. И эта опасность должна заставить нас пробудиться.