Плач Черновола (Филарет и памятники)
Плач Черновола
27 марта газета «Столиця» № 13 поместила статью Ольги Суржик «Три роки без Чорновола». Материал посвящен открытию памятника на могиле Вячеслава Максимовича на Байковом кладбище. Эти траурные торжества были приурочены трехлетию трагической гибели народного депутата. «Освятил» памятник отлученный от Церкви гражданин Денисенко (Филарет).
Известно, что В.Черновол резко негативно относился к УПЦ-Киевский патриархат и прежде всего к ее руководителю и создателю Михаилу Денисенко (Филарету). В обращении к народу Украины от 20 января 1992 года, подписанном Вячеславом Максимовичем и другими депутатами, указывалось: «Адже не секрет, а гласне надбання, що саме митрополит Філарет (Денисенко) тісно пов’язав свою тридесятирічну діяльність зі службами КДБ, аби догодити владі КПРС, послужити безбожному урядові не так в інтересах Церкви, як заради кар’єри й можливості утримувати Церкву на Україні в руках єдиновласної диктатури.
Наша депутатська свідомість закликає проголосити очевидний факт: митрополит Філарет (Денисенко) стоїть на перешкоді духовному відродженню України, очищення суспільства від сталінських хвороб, повинен залишити посаду Предстоятеля Української Православної Церкви…”.
Однако именно отлученный от Церкви Филарет пришел на Байковое, чтобы «освятить» памятник правозащитнику. Ольга Суржик пишет: «Барельєфне зображення обличчя лідера НРУ в обрамленні сокола в польоті, хреста і калини, вражає не лише своєю довершеністю. Молодий скульптур Богдан Мазур, який, до речі, лише раз зустрічався із загиблим та мав з ним коротку розмову, зумів надати бронзовим очам виразу такого страждання, болю і жалю(мабуть, за нами всіма), що коли з пам’ятника було зняте біле покривало, очі почервоніли у статечних чоловіків. Коли ж глава Української православної церкви — Київського патріархату – Філарет відслужив поминальний молебень і освятив скульптурне зображення, бронзове обличчя вкрилося дрібненькими крапельками поту і… заплакало. Здавалося, Чорновіл ожив…”
Вот уж действительно не поймешь, чего в материале больше: глупости или кощунства? Если памятники после филаретовских «священнодействий» начинают «потеть и плакать», то это свидетельствует лишь об одном – они протестуют против святотатства.
Вместо приложения: Филарет и памятники
Месть княгини Ольги
Освятив памятник, Филарет накликал беду на многих людей.
Недавно в Киеве произошло удивительное событие, связанное со святой княгиней Ольгой (в крещении Еленой), бабушкой Владимира-Крестителя. Как известно, знаменитый памятник трех святых (Ольга в центре) скульптора Кавалеридзе был в свое время разрушен большевиками. В прошлом году общественность столицы его восстановила, причем мрамор привезли аж из Италии. Однако возникли и сложности. Так как в последнее время в Украине табунами ходят самозваные боги, патриархи, пророки и пророчицы, с депутатскими свитами и без оных, городские атеистические власти стали перед проблемой, кто же должен святить памятник. Видимо, потому, что Мария Дэви Христос, которая в одном из своих предыдущих воплощений была княгиней Ольгой, на тот момент находилась в заключении, администрация столицы предложила «пошаманствовать» у святыни расстриженному монаху, «патриарху УПЦ-КП» Филарету, он же Михаил Антонович Денисенко.
Православные христиане предупреждали, что сия кощунственная акция непременно выйдет боком: Филаретовы таинства, как известно, не только не являются действительными, но даже святотатственны с христианской точки зрения. Какую святость они могут придать «освященной» скульптуре, от какой нечистой силы защитить? Зaчем Бога гневить?
К тому же сама Ольга до своего крещения в 955 году отличалась редкой жестокостью и коварством. Всякий знает из «Повести временных лет» о знаменитой мести княгини древлянам, убившим ее мужа — князя Игоря. Даже когда она в 966 году уже в преклонном возрасте умерла, ни ее сын Святослав, ни правящая элита (все язычники) не посмели похоронить великую княгиню по обычаю предков — с тризной и прочими языческими действиями. Похоронили ее по обряду христианскому.
И вот после «освящения» памятника Филаретом начались поистине мистические события. На принимавших участие в сем действе людей свалились всяческие напасти и беды. У кого-то погибли родственники, кто-то неожиданно умер. Забил тревогу председатель Киевсовета Леонид Косаковский. Его предало ближайшее окружение. Началось двоевластие в столице. Обескураженный всем случившимся, Леонид Григорьевич от имени пострадавших обратился к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с просьбой «переосвятить» памятник княгини Ольги. 25 мая 1997 года, в День Киева, по благословению Митрополита православный епископ Иоанн (Сиопко) совершил освящение знаменитого памятника. Акция имела свои положительные последствия: в частности, тот же Леонид Косакивский, несмотря на всеобщее противодействие властей, был избран в ВерховнуюРаду
Эта акция имела поразительные последствия. Некоторые киевские бизнесмены стали спешно выяснять, не филаретовцы ли (прости, Господи) «кропили» их хоромы, офисы и фирмы? Припомнилось также, что даже суперзащищенное Украинское национальное телевидение, находящееся под «духовным патронажем» Филарета, едва не сгорело дотла. Некоторые матери бросились перекрещивать детей, поняв, что крестили их те же филаретовцы-самосвяты. Дабы избежать паники, напомним, что филаретовские таинства Церковь признает действительными до мая 1992 года….
Василий Анисимов.
«Независимость»,10 июня 1997 г.
О «мистической» версии гибели Вячеслава Черновола
Эта история самым неожиданным образом имела свое продолжение и тоже, увы, трагическое. В 1998 году, накануне юбилея «Независимости» (1 апреля), мы с супругой и друзьями отправились в салон-магазин одежды «Валди», что на Красноармейской, подобрать мне костюм. Всякий знает, что в процедуре примерки одежды есть нечто человеконенавистническое: ты должен длительное время стоять полураздетым за шторкой примерочной кабинки, перемерить бесчисленное количество рубашек, пиджаков и брюк, пока «консультанты» не решат, что «это тебе подойдет». В магазине мы встретили Вячеслава Черновола с его секретарем Дмитрием Паламарчуком, которые пришли тоже купить костюм лидеру Руха. Наши примерочные кабинки оказались рядом. Мы были знакомы давно: Вячеслав Максимович считался другом газеты, бывал на наших вечеринках и даже передавал любопытные документы для публикации, в том числе и по Филарету. С Дмитрием Паламарчуком нас связывала утомительная эпопея противостояния Генеральной Прокуратуре и судам, которые едва ли не весь 1993 год преследовали нас по заявлениям нардепов-филаретовцев.
Вячеслав Максимович, судя по всему, не меньше меня был удручен нудными примерками, поэтому был рад появлению «коллеги-журналиста» и возможности «неформального общения». Он с ходу предложил сенсацию для «Независимости» из парламентских кулуаров: оказалось, дети лидеров двух партий влюбились друг в друга и решили жениться. Но суровые родители были непреклонны: сначала надо выиграть выборы, а затем — свадьба! «Вот они современные политические Монтекки и Капулетти», — восклицал он, — могу «продать» и заголовок: любовь и выборы!». Во время разговора я выразил удивление увиденным по телевидению сюжетом: там среди поздравлявших Черновола с 60-летием людей был и Филарет, которого Вячеслав Максимович терпеть не мог. «Ну, пришел старик с иконой поздравить, не гнать же его!» — отмахнулся он. Тогда я пересказал историю о «мести княгини Ольги». Черновол выслушал, поудивлялся, но всерьез не принял. В разговоре принимал участие и Дима Паламарчук, который заявил, что от Филарета надо держаться подальше.
Впрочем, вскоре выяснилось, что альянс Филарета и Черновола — это не случайность. После выборов Вячеслав Максимович повел всех депутатов-руховцев к Филарету во Владимирский собор для «благословения». Последствия для правых были катастрофическими: они вчистую проиграли выборы в руководство Верховной Рады. Более того, как и в случае с Косакивским, Черновола предало ближайшее окружение, даже тапки правозащитника «соратники» выбросили из его кабинета. А вскоре случилось и самое трагическое: Вячеслав Максимович погиб в автокатастрофе. Вот так: в годы преследований и от КГБ Господь берег, а тут…
Дмитрий Паламарчук находился в одной машине со своим шефом, в тяжелейшем состоянии попал в реанимацию, но выжил. Журналистская братия очень переживала за него. После выздоровления он зашел к нам на работу в гости. Во время этой встречи мы припомнили тот разговор о княгине Ольге. Дмитрий стал горячо доказывать, что своим спасением он обязан тому, что всегда на выстрел боялся подходить к анафематствованному Филарету. В последующем он не единожды убеждал меня написать «мистическую версию» гибели Вячеслава Максимовича и до сегодняшнего дня убежден, что она имеет право на существование…
P.S. Так отчего «плакал» памятник Черновола?..
Богдан Огульчанский. Насущные задачи православного просвещения