Анафема: сущность и история
АНАФЕМА: СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ
В нынешнем году исполнилось 5 лет с момента анафематствования лжепатриарха Филарета Денисенко.
Термин «анафема» – греческий. У древнегреческих языческих авторов Гомера, Софокла и Геродота он обозначал «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм», т.е. нечто отделенное, чуждое обыденному употреблению. В Септуагинте – переводе Ветхозаветной части Библии на греческий язык, осуществленном 70-тью толковниками, – термин «анафема» употреблен для передачи древнееврейского слова «herem», которое обозначает нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное на уничтожение (Числ. 21:2-3; Лев. 27: 28 и след.; Втор. 7:26; 13:15 (16), 17; 20:17; Нав. 6:17 и след.; 7:11 и след.; Зах. 14:11; и др.). В этом смысле термин «анафема» употребляется и в Новом Завете, а именно – в посланиях святого апостола Павла (1 Кор. 12:3; 16:22; Гал. 1:8-9; Рим. 9:3). В одном из случаев апостол использует особую форму проклятия: «Кто не любит Господа Иисуса, – анафема, маран-афа» (1 Кор. 16:22), где добавление «маран-афа» – арамейского «Господь близко» – указывает на будущее пришествие Христа, Который только и может окончательно решить участь грешника. Использование анафемы в истории Церкви против еретиков, раскольников и грубых нарушителей церковной дисциплины основано на употреблении этого термина в посланиях святого апостола Павла (Гал. 1:8-9; 1 Кор. 16:22). Первое официальное употребление Церковью термина «анафема» отражено в канонах Эльвирского Собора (после 300 г.), а каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» утвердилась в церковных канонах, начиная с Гангрского Собора (ок. 340 г.). В Византии изредка использовался и термин «катафема» – нечто преданное проклятию, – который в значении «проклятие» также присутствует в Новом Завете (Откр. 22:3) и «Учении 12 апостолов» (Дидахэ).
Прообраз анафемы можно видеть в практиковавшемся в раннем иудаизме отлучении от синагоги, которое применялось, в частности, к исповедавшим Христа как Мессию, о чем упоминает Новый Завет (Ин. 9:22; 12:42; 16:2).
Анафема в православном понимании – это отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения – прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол – и соборно провозглашаемое. Церковную анафему, известную еще как «великое отлучение», не следует смешивать с так называемым «отлучением», которое иногда именуется еще «малым отлучением». Последнее представляет собой временное исключение человека из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и – для духовенства – занимать церковные должности. В отличие от анафемы, малое отлучение служит наказанием за меньшие проступки, например, воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки, не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу.
Основанием церковной анафемы служат слова Христа: «…если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Обращенная к лицу или группе лиц, чьи мысли и действия угрожают чистоте вероучения и единству Церкви, анафема является «врачующим» актом изоляции от сообщества верующих, актом воспитательным и в отношении анафематствованного и в отношении сообщества верных. Если анафема налагается после смерти, то это означает запрет на поминовение души усопшего, панихид и заупокойных служб, произнесение разрешительных молитв. Анафема применяется после неоднократных тщетных попыток вызвать у совершившего преступление покаяние и с надеждой на покаяние и возвращение его в церковное общение в будущем, а, следовательно, и на спасение его. Еще в Средневековье как на Западе, так и на православном Востоке утвердилось мнение блаженного Августина о том, что святое Крещение препятствует полному исключению человека из Церкви и даже анафема не закрывает окончательно пути к спасению. Тем не менее предание анафеме перешло в раннесредневековую эпоху на Западе как «предание на вечную погибель», применявшееся, правда, только за смертные грехи и только в случае особенного упорства в заблуждениях и неспособности к исправлению. Католическая традиция продолжает считать анафему проклятием и утратой надежд на спасение.
Снятие анафемы в Православной Церкви происходит посредством сложного юридического действия, включающего: а) покаяние анафематствованного лица, которое производится в особом порядке, как правило, публичном; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, либо через лицо, им назначенное (например, через духовника); б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица. Анафема может быть снята и после смерти – в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.
Использование анафемы во внецерковных целях, в частности политических, не имеет основания в каноническом праве. Однако в условиях тесного сближения церковной и светской власти в православных государствах иногда имела место анафема политического характера. В истории Византии известны случаи предания анафеме мятежников и узурпаторов императорской власти, сопровождавшиеся порой резким протестом со стороны духовенства. В истории Русской Церкви имел место случай, когда на Соборе 1667 г. возник спор между греческими и русскими епископами относительно допустимости анафемы для заговорщиков, пытающихся свергнуть существующую власть. Греки, ссылаясь на некое Александрийское патриаршее «собрание законов», настаивали на анафеме для таких лиц, однако русские епископы не видели оснований отлучать от Церкви людей, выступающих не против церковной, а против светской власти. Но при императоре Петре I, в условиях полного контроля государства над Церковью, имел место случай наложения анафемы на государственного преступника (мятежника) не собором епископов, а императорским указом.
Применение анафемы в истории Церкви каждый раз диктовалось целым рядом конкретных обстоятельств, среди которых главную роль играла степень опасности для церковного сообщества наказуемого деяния или лица. Особую сложность проблеме анафемы придает ее одновременно богословский и юридический характер. Ввиду серьезности и ответственности такого шага, как предание кого-либо анафеме, уполномоченным органом для этого мог быть первоначально только представительный собор архиереев, синод во главе с Патриархом, а в наиболее сложных случаях — Вселенский Собор. Патриархи даже в тех случаях, когда единолично решали вопрос о предании кого-либо анафеме, предпочитали представить это как официальное соборное решение. В Русской Православной Церкви, согласно Ее Уставу, «канонические прещения, такие, как… отлучение от Церкви через анафематствование, налагаются епархиальным архиереем или Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом только по представлению церковного суда» (VII:15).
С 843 г. – времени восстановления иконопочитания в Византии – в православной богослужебной традиции существует особый чин «Торжества Православия», представляющий собой ежегодное провозглашение спасительных догматов веры, анафемы еретикам, «Вечной памяти» усопшим и многолетия здравствующим верным. Наиболее драматичным случаем применения церковной анафемы было взаимное анафематствование папских легатов – кардиналов Фридриха (будущий папа Римский Стефан X) и Гумберта и архиепископа Амальфи Петра – и Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария в 1054 г., что послужило формальным поводом для бесповоротного разделения Западной (католической) и Восточной (православной) христианских Церквей. В 1964 г. в Иерусалиме по инициативе Афинагора, Патриарха Константинопольского (+1972), состоялась его встреча с папой Римским Павлом VI. Результатом встречи стала отмена взаимных анафем, существовавших с 1054 г.
Применение анафемы в Православной Церкви на Руси имело ряд существенных особенностей по сравнению с древней Церковью. В истории РПЦ, в отличие от византийской Церкви, не было такого количества ересей, она почти не знала случаев явного отпадения от христианства в язычество или иные религии. В домонгольскую эпоху возник ряд правил, направленных против языческих обрядов. Так, правила 15-е и 16-е митрополита Киевского Иоанна (1077-1089) объявляют «чуждыми нашей веры и отверженными от соборной Церкви» всех, кто приносит жертвы на вершинах гор, у болот и колодцев, не соблюдает установления христианского брака и не причащается хотя бы раз в год. По правилу 2-му митрополита Киевского Кирилла (ок. 1247-1281), отлучение от Церкви грозило тем, кто в церковные праздники устраивал шумные игры и кулачные бои, причем погибшие в таких боях предавались проклятию «в сии век и в будущий». Кроме того, правило 5-е митрополита Иоанна отлучает от Церкви непричащающихся и употребляющих мясо и «скверное» в Великий пост, правило 23-е – лиц, продающих христиан в рабство «поганым», правила 25-е и 26-е – вступивших в кровосмесительные браки.
В борьбе с ересями, сектами и расколами характерной чертой РПЦ являлось осторожное и взвешенное применение анафемы: она провозглашалась только непримиримым раскольникам и еретикам. В 1375 г. были отлучены от Церкви носители новгородско-псковской ереси «стригольников», которая нашла свое продолжение в XV – начале XVI в. в новгородско-московской ереси «жидовствующих», анафематствованных, в свою очередь, в 1490 и 1504 гг. Своеобразным явлением Русской Церкви стал старообрядческий раскол 1686-1667 гг., возникший на почве несогласия с исправлением церковных книг и обрядов по греческому образцу. Анафема раскольникам старообрядцам была провозглашена на Соборах 1666-1667 гг. и снята Собором РПЦ 1971 г. Церковное отлучение провозглашалось также против лиц, совершавших тяжкие преступления против государства: самозванцев, бунтовщиков, изменников. Во всех этих конфликтах со светской властью присутствовал, однако, элемент выступления и против Православия – либо в форме сговора с еретиками (измена гетмана Украины Ивана Мазепы в 1709 во время войны со шведами), либо и виде прямых гонений на Церковь, как во время крестьянской войны конца XVIII в. под предводительством Е.Пугачева.
Чин Торжества Православия, пришедший в Русскую Церковь после крещения Руси, постепенно подвергался здесь изменениям и дополнениям: в конце XV в. в него были включены имена предводителей «жидовствующих», в XVII в. – имена изменника и самозванца Г.Отрепьева и мятежника С.Разина, в XVIII в. – имя И.Мазепы. Чин, допускавший изменения со стороны епархиальных епископов, с течением времени утратил единообразие, поэтому Святейший Синод в 1764 г. ввел его новую, исправленную редакцию, обязательную для всех епархий. В 1801 г. чин был существенно сокращен: в нем перечислены только сами ереси, без упоминания имен еретиков, а из имен государственных преступников оставлены Г.Отрепьев и И.Мазепа. Позднее, в редакции 1860 г., эти имена также были опущены – вместо них в чине появилась общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей».
Большой резонанс получило отлучение от Церкви писателя Л.Н.Толстого, осуществленное Святейшим Синодом 20-23 февраля 1901 г. В Определении Синода Л.Н.Толстой назван «лжеучителем», проповедующим «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», который, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств – святую Евхаристию. …Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Вместо слова «анафема» в Определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной», «отпадение его от Церкви». 4 апреля 1901 г. Л.Н.Толстой выступил с ответом на Определение Святейшего Синода, в котором заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей… То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого челонека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо» (Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995, с.88). В 2001 г. правнук писателя В.Толстой обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой о снятии отлучения с Л.Н.Толстого. В ответе корреспондентам по этому вопросу Его Святейшество сказал: граф Толстой отказался быть православным христианином, отказался быть членом Церкви, мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения: вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?
Святейший Патриарх Тихон дважды анафематствовал «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»: в 1918 г. в связи с начавшимися гонениями и в 1922 г. в связи с изъятием из церквей священных предметов под предлогом помощи голодающим. Антирелигиозная политика властей в конце 50-х – 60-х гг. вызвала появление Постановления Патриарха и Священного Синода от 30 декабря 1959 г. «О публично похуливших Имя Божие»: священнослужителей, совершивших это преступление, «считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения», мирян – «отлучить от Церкви». Во время октябрьского вооруженного противостояния 1993 г. у Белого Дома в Москве Священный Синод РПЦ обратился с Заявлением, призывая людей одуматься, избрать путь диалога. Кроме того, Святейший Патриарх Алексий II, Священный Синод и иерархи, прибывшие в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, выступили с Обращением, в котором, не называя конкретных имен, осудили тех, кто пролил невинную кровь ближних своих, – «эта кровь вопиет к Небу и, как предупреждала святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью» на совести их.
Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова отлучения (анафему) тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических обществ и т.п., объявляющих войну Церкви Христовой.
Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. отлучил от Церкви монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) – бывшего митрополита Киевского и всея Украины, учинившего в Украине в 1992 г. церковный раскол. Лишенный всех степеней священства на Архиерейском Соборе 1992 г., предупрежденный Архиерейским Собором 1994 г. о том, что в случае продолжения раскольнической деятельности он будет анафематствован, Филарет продолжал совершать «богослужения» и лжехиротонии; «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями продолжал наносить урон Православию. В этой связи Собор определил: «отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». Собор предупредил участвующих в преступной деятельности бывшего монаха Филарета, призвал их к покаянию – в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование. Собор известил Предстоятелей Поместных православных Церквей об анафематствовании бывшего монаха Филарета (Денисенко).
(По материалам «Православной Энциклопедии»)
Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Молодежь — будущее нашей Церкви и нашей страны»