Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарий Государственного комитета по делам религий

КОММЕНТИРУЯ ОТКЛОНЕНИЕ ПРОТЕСТА ГЕНПРОКУРАТУРЫ О НЕЗАКОННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ УПЦ-КП, НИКОЛАЙ МАЛОМУЖ ПОЯСНИЛ, ЧТО “В 1992 ГОДУ НЕБЫЛО НИКАКОЙ РЕГИСТРАЦИИ УПЦ-КП, А ТОЛЬКО ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ УАПЦ”

Николай Маломуж заявил, что “в зарегистрированный устав УАПЦ в 1992 году были внесены следующие изменения: название “УАПЦ” было заменено на “УПЦ-КП”; название высшего органа стало не “Поместный собор”, а “Всеукраинский Поместный собор”; было увеличено количество членов “Синода” и определен “Высший церковный совет”. В этих документах об “объединении церквей” речи вообще не идет. И УАПЦ имела на это право, если была соблюдена юридическая процедура”.
На удивленный вопрос нашего корреспондента, о том, а как же тогда понимать заявления участников тогдашнего собора об “объединении церквей” зам.председателя Госкомрелигий: “Давайте не путать. То, что заявлялось на соборе, и то, что было подано на регистрацию — это две большие разницы. На регистрацию подавались не заявления, а исправления к уставу УАПЦ”.
Выходит, что Филарет присвоил церковную казну УПЦ и здание экзархии на Пушкинской лишь на основании устных заявлений?!! На это Николай Маломуж заявил: “Все заявления, которые были приняты на соборе и напечатаны в прессе у нас никто не регистрировал. Изменения в уставе не касаются ни имущественных, ни финансовых, ни организационно-канонических вопросов. Эти вопросы должны оспариваться не Прокуратурой, а в суде. Нужно отделить одно от другого, Прокуратура не на то направила свой протест”.
На вопрос, является ли УПЦ-КП правопреемницей имущества УПЦ, Николай Маломуж ответил: “Все церковное имущество по закону находится в собственности громад, а не всей церкви. Что касается имущественно-финансовых вопросов, то они должны быть рассматриваемы в судебном порядке между заинтересованными сторонами.
Госкомрелигий же не может вмешиваться или быть посредником в решении хозяйственных или канонических вопросов внутренней жизни церкви. Если совершаются незаконные действия, например, захваты храмов и т.п., то это компетенция правоохранительных органов. А если решения судов не исполняются, то это проблема исполнительной власти нашего государства”.
На вопрос о том, как объяснить нынешнее существование УАПЦ, Николай Маломуж заявил: “УАПЦ зарегистрирована в 1990 году. В 1992 году УАПЦ изменило свое название на УПЦ-КП. Нынешняя УАПЦ Мефодия — это другая церковь, а та УАПЦ существует ныне под названием УПЦ-КП. УПЦ-КП не регестрировалась как новая организация, а было лишь изменено название УАПЦ”.
На вопрос, а при чем здесь УПЦ? он ответил: “Да не при чем…”
Украинская Православная Церковь никогда не выступала против существования других вер и конфессий, однако мы не можем согласиться с тем, что какая-то организация выступает от нашего мнения и заявляет себя правопреемницей наших храмов, финансов и имущества

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСКОМРЕЛИГИЙ УКРАИНЫ НИКОЛАЙ МАЛОМУЖ: “В 1992 ГОДУ НЕ БЫЛО НИКАКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ, А ВСЕГО ЛИШЬ УАПЦ ИЗМЕНИЛО СВОЕ НАЗВАНИЕ НА УПЦ-КП, А ЗАЯВЛЕНИЯ ФИЛАРЕТА — ЭТО ЕГО ЛИЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ И ЭМОЦИИ”

Комментируя отклонение протеста Генпрокуратуры к Госкомрелигий по вопросу законности регистрации УПЦ-КП, руководитель непризнанного мировым православием Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил: “Мы полностью законно провели Всеукраинский православный собор 25-26 июня 1992 года, на котором было принято историческое решение об объединении двух церквей (частей УПЦ и УАПЦ), не только с канонической точки зрения, но и сточки зрения светского законодательства”. УПЦ (КП) “полностью законная церковь, и Госкомрелигии не собирается снимать ее с регистрации”, — подытожил “патриарх”.
Заместитель председателя Госкомрелигий Николай Маломуж прокомментировал это заявление следующим образом: “В 1992 в Госкомрелигий поступила просьба о регистрации всего лишь нескольких незначительных изменений в устав УАПЦ, в частности о замене названия “УАПЦ” на “УПЦ-КП”, но при этом в поданных в Комитет дикументах вовсе не шла речь ни о каком объединении двух Церквей. Сейчас Прокуратура опротестовала именно регистрацию этих изменений, которую мы, проверив, по-прежнему считаем законной. Ну а если Филарет по-прежнему продолжает утверждать на своих собраниях или перед телекамерами, что в 1992 году произошло объединение церквей, то это его личные изыскания и эмоции. Они много чего заявляет, например, что их признал Константинополь, но все это — как и “объединение” 1992 года — существует только на словах и в газетах, а не в юридических документах. И мы это все четко вчера объяснили СМИ. Никакого “объдинения церквей” в 1992 году не было, а было изменение названия УАПЦ”.