Кирилл Фролов: «В Крыму нет разделения по принципу «русские-украинцы»
«В КРЫМУ НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ ПО ПРИНЦИПУ «РУССКИЕ-УКРАИНЦЫ»"
Комментарий участника конференции, заведующего отделом Украины Института стран СНГ,
пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова
Вы были членом российской делегации, принимали участие в торжествах и в конференции. Какие бы Вы выделили узловые моменты встреч и дискуссий?
Перелетев Украину, мощи Угодника Божия как бы осенили ее. А их прибытие в Крым особенно важно: слава Ушакова, как и прошлое Севастополя, одинаково драгоценны для России и Украины. Теперь, когда праведник причислен к лику святых, нам предстоит осознать, что его молитвенное предстательство за нас тоже служит единению наших народов в Православии. Все это представляется тем более важным, что противниками адмирала в битвах были агаряне, так долго терзавшие Украину и Россию, и он становится небесным покровителем моряков в контексте нынешних событий — Косово, поддерживаемый внешними силами исламский экстремизм в Крыму, строительство повсюду военных баз США, Молдавия… 5 марта по инициативе Джорджа Буша должна состояться встреча между ним и Вселенским Патриархом Варфоломеем. Мы видим, что подобные встречи обычно заканчиваются вмешательством в дела Русской Православной Церкви. События мировой политики шаг за шагом неумолимо свидетельствуют о том, что противники Православия последовательно реализуют стратегию расчленения Русской Православной Церкви, как системообразующего геополитического фактора на постсоветском пространстве.
Святыня послана нам, наверное, в контексте будущих испытаний. И организаторы конференции в Ливадии специально приурочили ее к перенесению частицы мощей святого воина Феодора в Севастополь. Это событие подчеркивает важность православного фактора в украино-российских отношениях, подчеркивает важность Крыма как единой для наших народов колыбели Православия, «коллективного баптистерия Святой Руси», — как пишет наш известный публицист Владимир Махнач.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о конференции.
На конференции принципиально подчеркивалось, что в Крыму нет разделения по принципу «русские-украинцы», но они вместе противостоят опасности нарастания крымско-татарского экстремизма, направленного против мира и Православия на полуострове. Важно понимать, что если успешно будут действовать те, кто хочет убрать Крым с духовной арены и превратить его в новое Косово, то в будущем полуостров будет для славян потерян вообще. Поэтому Крым должен самоидентифицироваться как тот самый «коллективный баптистерий Святой Руси», о котором уже упоминалось. В своем выступлении председатель оргкомитета конференции директор Института стран СНГ Константин Затулин указал на то, что необходимыми, системообразующими факторами стабильных отношений Украины и России являются церковное единство России и Украины в лоне Русской Православной Церкви.
Выступления участников конференции отличались критическим анализом ситуации. Запомнились слова Андраника Миграняна, который нарисовал неутешительную картину духовного надлома и безволия в нашем православном народе, неумения оценить ситуацию и дать достойный отпор надвигающемуся злу. Говоря о нашей «теплохладности» и безразличии, докладчик подводил слушающих к мысли о покаянии в истинном смысле этого слова, т.е. о здоровом самоанализе, изменении ума, преодолении греховности. Одним из основных докладчиков был и владыка Кирилл. Вспоминая его слова, я бы отметил весьма своевременный тезис о том, что политика надо классифицировать по его отношению к Православной Церкви и подкреплению этого отношения конкретными делами. Политологи подходили после докладов и признавались: «Мы раньше не понимали, что Православие — основа наших традиций, без которой просто невозможно быть русским или украинцем». Итог общения на конференции таков: при молитвенном предстательстве святого произошел духовный и интеллектуальный прорыв во взаимопонимании. И этот диалог необходимо продолжать. Второй день конференции прошел в Севастополе, в Черноморском филиале МГУ. В числе прочих там обсуждался вопрос о его превращении в духовно-образовательный комплекс, для чего необходимо открытие там филиала Православного Свято-Тихоновского института.
Почему же прорыв произошел только теперь? Не связано ли это с новыми вызовами Православной Церкви со стороны мощных религиозно-политических центров, таких как Ватикан?
Диалог назревал с обеих сторон, но на это требовались время и момент наилучшей для взаимопонимания ситуации. Сейчас, в контексте мировых событий, включая и то, что Вы справедливо упомянули о Ватикане, такая ситуация наступила. В частности, выше сказано о проекте образовательного центра в Севастополе. Создание таких центров представляется приоритетным, ибо наши католические оппоненты придают огромное значение образовательным проектам. Для половинчатости не осталось места.
Беседу вел Владислав Дятлов