Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий: «Вечные истины христианства торжествуют над веяниями эпох»

ЕПИСКОП ЖИТОМИРСКИЙ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКИЙ ГУРИЙ:
«Вечные истины христианства торжествуют над веяниями эпох»

Биографическая справка
Владыко! Вы являетесь духовником Союза православной молодежи Украины. Какими Вы представляете себе направления его деятельности?

С момента официальной регистрации Союза прошло немногим менее года. Недавно прошел только первый съезд движения, собравший около 400 представителей от разных регионов Украины. Планы на будущее велики, однако на все требуется время.
Все труды движения должны быть направлены к тому, чтобы помочь каждому молодому человеку найти себя в современном мире. При этом следует помнить, что любые старания окажутся бесполезны, если, прежде всего, мы не научимся воплощать в собственной жизни заповедей Господних и нести этот свет окружающим, дабы преображение произошло и в наших ближних. В остальном же, консолидируя свои усилия, наша православная молодежь должна в первую очередь дать достойный ответ на те вызовы, которыевыдвигает нынешнее время. Самой насущной мне кажется проблема наркомании. И здесь одной нашей организации недостаточно. Необходимо объединить усилия с теми структурами, которые занимаются реабилитацией наркозависимых людей. Надо помочь молодым вырваться из сетей, которые опутали в этом смысле практически всю страну. В августе текущего года мы планируем провести встречу, посвященную организации работы с так называемыми «группами риска». Готовясь к ней, уже сейчас стараемся узнать, кто из нас каким опытом в данной сфере мог бы поделиться.
К числу замыслов, которые хотелось бы осуществить в ближайшее время, принадлежит и возникшая у нас идея проведения духовно-патриотического мероприятия, связанного с 9 мая и предполагающего общение молодежи с ветеранами. Конкретные формы мы еще обсуждаем, но главное содержание — шаг к восстановлению чувства благодарности и уважения к старшему поколению. Ведь даже это простое и, казалось бы, неотъемлемое для души чувство сегодня утрачено многими молодыми людьми

Это происходит под влиянием мифа о Западе и комплекса по поводу того, чем жили люди советских поколений?

То, что нынешние ценности и образ жизни Запада растлевающе влияют на душу — христианку по своей природе — бесспорно. Тем молодым людям, которые согласны с мыслью, что у нас в сравнении с Западом варварская страна, можно ответить: «Так думают те, которые сами Запада не видели». Приведу пример. Осенью мне довелось побывать в Германии, причем в той ее части, где исторически доминировал католицизм. Так вот там люди вообще забыли, что такое ходить в церковь. Главная мысль — уплатить налоги. Для них непонятно, зачем жить какой-то церковной жизнью. А возьмем Италию, где официально принято католичество. На деле же — совсем иное. На Западе люди утратили понятие общения, бескорыстной дружбы, простой соседской помощи друг другу. Каждый замкнулся в себе: «Мне хорошо — и все». Разве это христианство? На эти ценности нам ориентироваться нельзя. Ведь попытка стать приверженцами Запада уже привела многих к усугублению эгоизма, одиночества, измерению всего мерой сиюминутного интереса. Отсюда родилось и соответствующее отношение к старшим: «Вы — отжили свое. И мне нет до вас дела. Сегодня мое время. Я молод, здоров, силен и хочу наслаждаться жизнью, как могу». Но вечные истины Христианства торжествуют над веяниями эпох. На их фоне неправомерна и зависимость уважения к старшим от того, в какое историческое время — советское или иное — они были молоды. Старшее поколение принципиально достойно уважения и благодарности. Если же кто-то унывает — а среди молодежи многих угнетает нынешнее состояние страны — то уныние нужно преодолевать как грех. Ведь при всем том, что Православие эсхатологично, то есть постоянно напоминающее о конце света, оно вместе с тем оптимистично! И освобождение от этого уныния — еще одна из наших важнейших задач.

При всех ваших заботах как епархиального архиерея Вы преподаете в Киевских Духовных Академии и Семинарии. Ваши слушатели — будущие пастыри. Но и на них — пришедших из мира — сказываются болезни общества. Удается ли им преодолевать это влияние?

Для того духовные учебные заведения и существуют, чтобы в их стенах у учащегося воспиталось чувство ответственного и трезвого отношения к избранному пути. Человеку предоставляется здесь возможность не только овладеть необходимыми для будущего пастырства знаниями, но и со всей строгостью и честностью разобраться в себе: «А по призванию ли я пришел сюда?» Важно, чтобы будущий священник понял, что к пастырскому служению недопустимо относиться «слегка» или «касательно» — этим нужно жить! Конечно, каждый в своей жизни в той или иной степени соприкасается с искушениями мира сего. Не исключение — и учащиеся КДАиС. Но, придя сюда, здесь-то и обретают возможность сорвать с себя эти путы. Возможность тем более благодатную, что учеба проходит под сенью древнейшей обители Святой Руси — Киево-Печерской Лавры, где почивают мощами столько наших молитвенников.

Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней жизни вверенной Вам Житомирской епархии. Как она изменилась в сравнении с переломным для Церкви в СССР 1988 годом — годом празднования тысячелетия Крещения Руси?

Воздержусь от сравнения именно с 1988 г., потому что милостью Божией пребываю в епископском сане только семь с половиной лет из прошедших с момента 1000-летия 14-ти. Когда я принял епархию в 1994 г., то, конечно, чувствовалось, что после юбилея прошло время. Здесь насчитывалось 160 приходов. Сейчас же их более 300. Было два мужских монастыря — один епархиальный, другой ставропигиальный. На сегодня же открылось еще два женских — в самом Житомире и Андрушовском районе. За последние семь лет осуществлен внешний ремонт кафедрального собора в Житомире, основано епархиальное Православно-педагогическое общество имени святителя Петра Могилы, учреждено Молодежное братство имени святого князя Александра Невского, налажен выпуск епархиальной газеты, издано несколько брошюр: в основном по истории житомирских церквей, а также «Житие священномученика Фаддея», архиепископа Тверского, который начинал епископское служение как викарий Житомирской епархии с титулом епископа Владимир-Волынского и принял мученическую кончину в 1938 г. На сегодня в епархии действуют больничные храмы, которых в 1994 г. еще не было, а также два храма в местах лишения свободы. Епархию посетили два больших крестных хода — с Почаевской иконой Божией Матери и с ковчегом, заключающим в себе частицы мощей многих святых и хранящемся в кафедральном Житомирском соборе. 26 января 2002 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил освящение второго кафедрального собора епархии в Новограде-Волынском. Людей в храмах стало больше, особенно много молодежи. В Церковь идут уже не из любопытства, а от искренней жажды духовной жизни, с серьезными намерениями.
Есть, разумеется, и проблемы. Чувствуется, что в учебных заведениях нас еще воспринимают с опаской. Члены нашего Педагогического общества стараются нести учащимся слово о Православии. Приходят и читают лекции там, где это принимают, включая житомирские вузы. Особую обеспокоенность вызывает продолжение тайного внедрения в школах предмета валеологии. Не далее как 22 февраля мы с членами Педагогического общества и Молодежного братства собирались и обсуждали программу противодействия этой угрозе. Первый необходимый шаг — предельно заострить проблему перед родителями, чтобы они поняли, что все это действительно опасно. Отношения епархии с местными гражданскими властями в целом обходятся без проблем. Хотя пока остался нерешенным вопрос о возвращении Церкви Крестовоздвиженского храма в Житомире, разговор о котором идет давно. Тем не менее мы чувствуем, что государственные мужи нам симпатизируют. И должен сказать — во многом это заслуга нашего Предстоятеля как пастыря, как личности, как человека с мировым именем.

Беседу вел Владислав Дятлов