Генпрокуратура против УПЦ-КП
Генпрокуратура против УПЦ-КП
Февраль ознаменовался очередной попыткой высшего надзорного органа страны привести в соответствие с законами Украины деятельность псевдоправославной организации, именуемой УПЦ-Киевский патриархат, которую возглавляет отлученный от Церкви самозванный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Михаил Антонович Денисенко (Филарет).
7 февраля 2002 года 65 народных депутатов Украины подписали обращение к Генеральному прокурору Украины, в котором просили «рассмотреть законность регистрации религиозной организации УПЦ (КП)» и «открыть уголовное дело по факту разворовывания коллективного имущества Украинской Православной Церкви путем присвоения в особо крупных размерах».
5 марта заместитель Генерального прокурора Украины Алексей Баганец вынес протест Государственному комитету по делам религий на акт регистрации УПЦ-КП, незаконно осуществленный этим ведомством в 1992 году, и приостановил его действие. Вся эта коллизия не является новостью для общественности и правоохранительных органов Украины. Украинская, как светская, так и церковная, пресса сотни раз обращалась к вопросу произвола, осуществленного по отношению к православным конфессиям Украины, в результате которого группой политиков и чиновников у УПЦ были «изъяты» и присвоены все финансы, кафедральный Свято-Владимирский собор и здание митрополии на Пушкинской, а УАПЦ вообще снята с регистрации и перешла на полулегальное существование. Крупнейшие украинские юристы по горячим следам, аргументированно, на высоком профессиональном уровне (будущий министр юстиции Украины лично занимался этим вопросом), провели правовой анализ акта «объединения церквей» и камня на камне не оставили от его «правовой основы», указав на десятки грубейших нарушений законов и Конституции Украины.
20 августа 1993 года на основе депутатского обращения Генеральный прокурор Украины Виктор Шишкин вынес протест, в котором УПЦ-КП была признана незаконно созданной организацией. Однако из-за очередного «разгона» парламентом руководства Генпрокуратуры дело доведено до конца не было.
В 1994 году новоизбранный Президент Леонид Кучма одним из первых своих указов упразднил «покровителей, организаторов и регистраторов» УПЦ-КП — Совет по делам религий, слив его с другими ведомствами. В 1995 году, после разоблачений руководителей структурных подразделений УПЦ-КП в организации наемничества в горячие точки СНГ, ввозе иномарок и «криминальном сокрытии доходов от налогообложения», мошенничестве при торговле металлом и т.д. Это, разумеется, не может соответствовать деятельности «религиозной организации». Судьба УПЦ-КП зависла на волоске. Однако Филарет сумел собрать под свои знамена мощные антипрезидентские политические силы и 18 июля 1995 года дал «генеральное сражение» власти на Софиевской площади, которое вошло в новую историю Украины под названием «черного вторника». С тех пор, опасаясь всеобщей дестабилизации общественно-политической обстановки, восстановление законности и справедливости в отношении верующих Украинской Православной Церкви власть решила отложить до «лучших времен». Именно поэтому она годами не выполняет решения высших судебных инстанций Украины о возвращении УПЦ захваченных боевиками-филаретовцами кафедральных соборов УПЦ в Ровно и Луцке, сквозь пальцы смотрит на бесчисленные церковные обращения, депутатские запросы и заявления. Даже обращение 70 парламентариев по поводу незаконной передачи правительством Павла Лазаренко УПЦ-КП древнего Выдубицкого монастыря, в котором эта «конфессия» именуется как мафиозная структура, оставлено без внимания.
Тактика УПЦ-КП прикрывать свое правовое изгойство политическими спекуляциями и национально-освободительной демагогией оказалась в Украине чрезвычайно эффективной. Нападение — лучшая защита. Держать власть в напряжении, шантажировать ее организацией беспорядков при помощи «галицких молодчиков» — вот уж поистине «церковное» занятие! 9 марта прошлого года во время антиправительственных беспорядков руководители структурного подразделения УПЦ-КП «Братства Андрея Первозванного» были в первых рядах «преследователей» Президента, что не мешает последнему именовать своих гонителей-экстремистов «верой» и защищать их права. Чудеса, да и только.
Филарет настолько сжился со своим статусом «священной коровы» в государстве, которой все беззакония сходят с рук, что любую попытку ввести его организацию в правовое поле квалифицирует, по меньшей мере, как покушение на независимость страны. Будто и впрямь без престарелого сотрудника КГБ «товарища Антонова» Украине век воли не видать. В своих заявлениях филаретовцы недвусмысленно угрожают Генпрокуратуре обострением межконфессиональных отношений. Иными словами, стали на свой традиционнный путь шантажа исполнительной власти.
А между тем Госкомитет по делам религий отклонил протест Генеральной Прокуратуры на том основании, что «никакого объединительного собора в 1992 году не было». По мнению заместителя председателя Госкомрелигий Николая Маломужа, 25-26 июня 1992 года состоялся «собор УАПЦ, который внес небольшие изменения в свой устав и изменил название своей конфессии». С точки зрения Комитета, он имел на это право. К Украинской Православной Церкви этот собор никакого отношения не имел. Филарет, как частное лицо, пришел в новую структуру, которая «имела право принимать и людей, и общины». Но каким же тогда образом все финансы УПЦ и имущество митрополии оказались в УПЦ-КП? По мнению Госкомрелигий, если «здесь есть вопросы», УПЦ вправе их ставить, но «имущественные дела Комитет не рассматривает».
Вот так. Оказывается, УПЦ-КП — это фантом, который «существует только на словах и в газетах, а не в юридических документах». Все постановления «объединительного собора» (который является просто «собором УАПЦ») о том, что новая организация УПЦ-КП является «правопреемницей» имущества и финансов УПЦ, по словам Н. Маломужа, — «личные изыскания и эмоции» Филарета. Все разбои и захваты православных храмов, осуществленные унсовцами и боевиками Червония и Поровского во имя исполнения филаретовых «постановлений», являются просто беззаконием и насилием, за которые «в каждом отдельном случае виновные должны нести наказание». Госкомитет не против, но сам этим заниматься не может, «поскольку это вне его компетенции».
Нет слов, Госкомрелигий весьма любопытным способом пытается отвести меч законности от филаретовой выи. Не было «объединения» — а потому и нет проблем. Просто группа мошенников во главе с Филаретом столько лет наводила тень на плетень, в то время, как религиозные чиновники свято блюли законы и Конституцию родной державы. Не опровергали вранье Филарета, поскольку никто у них об этом не просил. А опровергать по собственной инициативе — это значит «вмешиваться во внутренние дела» религиозной конфессии. Госкомитет не признавал никакого «объединения», не санкционировал филаретовские разбои, ни единым словом не обмолвился о законности «прихватизации» Филаретом церковной казны УПЦ и теперь с чистой совестью умывает руки.
Допустим, Госкомрелигий в антиправославной афере не участвовал и обо всем узнавал лишь из телерепортажей вечерних новостей. Однако существует распоряжение вице-премьр-министра Украины Олега Слепичева (курировавшего в правительстве внешнеэкономическую деятельность и торговлю) от 26 июня 1992 года на бланке Кабинета Министров, в котором дается указание «Совету по делам религий (Колеснику), Мининвестстрою (Борисовскому), Фонду госимущества (Прядко), Нацбанку (Гетьману), Укрсоцбанку (Носу), Агропромбанку «Украина» (Коваленко), Внешэкономбанку (Терпило), Киевской госадминистрации (Салию)» принять «к сведению» решения так называемого «объединительного собора», которые, в частности, предусматривают, что все расчетные счета, движимое и недвижимое имущество УПЦ и УАПЦ отныне становится собственностью УПЦ-КП. Таким образом, руководством к действию Кабмином были приняты не «легитимные и малозначительные изменения к уставу УАПЦ», как утверждает Госкомрелигий, а грабительские «фантазии» Филарета. Более того, эти «фантазии» были наполнены «конкретным смыслом»: финансами (объявленная на «соборе» сумма — 4 млрд. руб.) и имуществом, коими Филарет пользуется до сих пор.
Не меньшее удивление вызывает и такой момент: если религиозное ведомство регистрировало «изменения к уставу УАПЦ», почему же оно не обратило внимание на абсурдные постановления о «правопреемственности»? А если обратило, почему же стразу не опровергло их? Ведь это сдержало бы ту волну насилия, которая охватила в 1992-1993 годах целые регионы Украины. Наконец, почему-то сам Филарет продолжает упорствовать в своих «изысканиях и эмоциях». В то время, как Николай Григорьевич отклонял протест Генпрокуратуры и растолковывал, почему он это делает, Филарет выступил с заявлением, в котором говорится: «Мы полностью законно провели Всеукраинский православный собор 25-26 июня, на котором было принято историческое решение об объединении двух церквей (частей УПЦ и УАПЦ) не только с канонической точки зрения, но и с точки зрения светского законодательства». И эту ложь Филарет снова разносит по всей Украине. И ее вновь никто не опровергает.
Судя по всему, в паутину этой лжи попал и Президент Украины Леонид Кучма, который на встрече с региональными СМИ заявил, что «люди должны иметь право верить» и «запрещать» УПЦ-КП нельзя, поскольку де там три тысячи общин. Разумеется, в Украине никто не запрещает гражданам верить во что угодно: и в отлученного от Церкви Михаила Денисенко (Филарета), и в Марию Цвигун, и в четвертый сук Маврийского дуба. Никто не требует и запрещения филаретовской секты, да по нашим законам это практически и невозможно сделать. Православные верующие требуют соблюдения законности, а в этом одинаково заинтересованы как Украинская Православная Церковь, так и гарант Конституции — Президент Украины. Право у православных добиваться правовым путем своих конституционных прав еще никто не отнимал.
По нашим сведениям, Генеральная Прокуратура Украины готовится, как и полагается в правовом государстве, добиваться удовлетворения своего протеста правовым путем: доказать его правомерность в суде.
Василий Анисимов
События глазами электронных СМИ
Священник Сергий Орза: «Они били меня и угрожали лишить жизни меня и моих родных»