Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Даниил Спасский. Поцелуй Иуды.

ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ

Даниил СПАССКИЙ

Пятилетнему юбилею анафемы
Филарета Денисенко посвящается

С евангельских времен образ Иуды представляет собой пример предательства. На рубеже второго и третьего тысячелетий нашелся свой Иуда и в нашей Украине.
Нам доводилось общаться с теми, кто учился с Филаретом Денисенко еще в семинарии и академии. Уже тогда, по словам одноклассников, он отличался склонностью доносить и стучать на товарищей. Наклонности семинариста Денисенко не остались незамеченными, и вскоре он уже активно сотрудничал с КГБ, где получил кличку «товарищ Антонов». Когда подоспело время, Филарет не замедлил предать и всю Церковь, учинив страшный раскол, жестоко обманув миллионы верующих, насмеявшись над их чувствами, варварски растоптав их доверие и надежды, при этом к тому же цинично украв все церковные средства, собранные на пожертвования людей.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, да будет он анафема пред всем народом». Основания провозглашения анафемы являлись исчерпывающими, хорошо известны, широко обсуждались в СМИ, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Отметим только, что анафема Филарета Денисенко была признана Поместными Православными Церквами всего мира.
Одно из значений анафемы состоит в свидетельстве о том, что такой-то человек в Православной Церкви не состоит, не находится с Церковью в общении и единстве. Таким образом, все люди узнают, что это лицо не имеет к Церкви никакого отношения, не имеет права выступать от имени Церкви, тем более, не имеет благодати, духовной и нравственной силы, наконец, права совершать церковные таинства и священнодействия. Священнодействия, совершаемые Филаретом Денисенко, с канонической точки зрения классифицируются как кощунство, святотатство и хула. Так же обманывая народ, совершали свои ритуалы Мария Дэви, «преподобный» Мун и Секо Асахара.
Филарет имеет еще меньше оснований называться «Патриархом», чем небезызвестные «Патриархи Киевские»: Поликарп (Огурцов), Тарас (Жвачка), Богдан (Тараненко), Олесь (Дубина), Юрий (Кривоногов). Те хоть не состояли под анафемой, не были отлучены от Церкви. Им просто повезло меньше — не было столь влиятельных покровителей на украинском политическом Олимпе.
Поскольку аксиоматично положение о том, что Филарет Денисенко не имеет к Православной Церкви никакого отношения, соответственно, по определению, не является Церковью организованная Денисенко и Кравчуком «УПЦ — Киевский Патриархат». Раскол, отделив шись от Православной Церкви, перестав по природе быть Церковью, потеряв свою идентичность как Церковь, не мог не пребывать в поиске новой идентичности. Народу Украины «посчастливилось» стать свидетелем и жертвой этих тревожных поисков. Филарет и компания, постоянно экспериментируя, искали себе приложение, оригинальные занятия по душе. Отмывание денег советской Компартии, торговля оружием и военным снаряжением, вербовка украинцев в наемнические формирования в горячие точки СНГ и Чечню, ввоз иномарок с криминальным сокрытием доходов от налогообложения — это неполный перечень «забав» «Киевского Патриархата».
Правду говоря, давно следовало бы классифицировать «Киевский Патриархат» как организацию, занимающуюся внутренним (против народа Украины) и внешним терроризмом. Когда Филарету понадобились храмы (надо же было хоть как-то оправдать, что его структура зарегистрирована в качестве религиозной организации, а не политической партии или, скажем, общества с ограниченной ответственностью), волна жестокого и грубого насилия захлестнула Украину. Филаретовцы и унсовцы захватили десятки храмов, откуда были изгнаны общины Украинской Православной Церкви.
Напомним только о показательных, на наш взгляд, событиях в Луцке и Ровно, которые являются типичным примером излюбленной методики действий «Киевского Патриархата». В Луцке захват Свято-Троицкого кафедрального собора Украинской Православной Церкви сопровождался жестоким избиением священнослужителей и верующих. Зверски были избиты протоиерей Леонид Мельничук, которому филаретовские боевики разбили голову железным прутом, и протоиерей Петр Муляр. Одна из прихожанок собора, которой были нанесены тяжкие телесные повреждения, через некоторое время скончалась от полученных травм.
Практически одновременно со штурмом собора был захвачен Свято-Феодосиевский храм Луцка. При этом были зверски избиты священники и прихожане храма. Настоятеля протоиерея Валентина Негоду боевики пропускали сквозь строй, жестоко били, вырывали волосы.
Попытавшийся поднять вопрос о возвращении храмов Украинской Православной Церкви митрополит Луцкий и Волынский Нифонт также подвергся нападению филаретовских боевиков. Ему перерезали вены на правой руке. Покровительство экстремистам со стороны высшей власти в Киеве не позволило завести ни одного уголовного дела по вопиющим фактам покушения на убийство, избиений.
10 февраля 1994 года Хмельницкий областной суд издал распоряжение №3-1 о признании недействитель ной передачи Свято-Троицкого собора, зданий церковной канцелярии и семинарии «Киевскому Патриархату». Суд обязал Луцкую областную администрацию возвратить собор верующим Украинской Православной Церкви. Данное решение было впоследствии подтверждено Верховным Судом Украины. Аналогичные судебные постановления были вынесены в отношении Свято-Феодосиевского храма и ряда других. Тем не менее храмы до сих пор находятся во владении «Киевского Патриархата». Эти храмы не посещаются верующими Украинской Православной Церкви, которые вынуждены молиться в специально переоборудованном для проведения богослужений складском ангаре.
По воспоминаниям заместителя председателя Союза православных братств Украины игумена Тихона (Жилякова), Воскресенский собор в Ровно штурмовали не один раз. Сначала филаретовцы ворвались в храм, избили, облили кислотой священнослужителей и верующих, водворили на горнем месте в алтаре портрет Т.Шевченко и флаг Украины, а затем ретировались. Вскоре на икарусах подъехали около двух тысяч унсовцев из Галиции и при поддержке местного ОМОНа принялись зверски избивать беззащитных верующих. После того как филаретовцы овладели собором, Госкомрелигий издевательски записал в документах, что «по желанию общины» храм переведен в «Киевский Патриархат». Требования судов вернуть собор Украинской Православной Церкви, разумеется, до сих пор не приведены в исполнение.
О внешнем терроризме «Киевского Патриархата» написано и сказано уже немало. Помимо торговли оружием одним из излюбленных и, есть основания полагать, прибыльных занятий филаретовцев были вербовки, которые осуществлялись через структурное подразделение «Киевского Патриархата» — «Чин святителя Илариона», а также через УНА-УНСО. Устав «Чина» был заверен лично Филаретом, юридическим адресом являлась резиденция «Патриархии» на Пушкинской. Десятки боевиков прямо там и были завербованы. Воевали потом хлопцы из Украины в Грузии против Абхазии, в Азербайджане против Армении, в Чечне против подразделений российской армии, в Приднестровье против молдаван. Напомним только об одном из эпизодов, связанных с этим делом.
Один из руководителей «Чина святителя Иллариона» Фидель Комар был арестован 29 ноября 1994 года. Его деятельность заключалась в вербовке 156 парней из Киевской и Черкасской областей на войну в Карабах на стороне Азербайджана против армян. Наемники попадали в очень незавидное положение в Азербайджане: у них забирали паспорта, военные билеты и выдавали автоматы. Эта группа пробыла в Карабахе с января по июнь, потеряла по крайней мере четырех убитыми, но не получила вознаграждений, которые полагались за участие в боевых действиях, за поражения живой силы и боевой техники противника (если солдат погиб — вознаграждение полагалось семье).
Возвратившись в Украину, наемники ожидали денег в Киеве, при этом совершив одно убийство на Трухановом острове и несколько разбойных нападений в Черниговской и Полтавской областях. Однако ожидаемую сумму (2 млн. 700 тыс. дол.) поделили между собой руководители «Киевского Патриархата», не заплатив рядовым бойцам почти ничего.
Чеченский след в деятельности «Киевского Патриархата» прослеживается не только в связи с активными контактами филаретовцев и чеченских террористов. Эти контакты сильно не афишировались, но и не держались в секрете. В официальном органе «Киевского Патриархата» журнале «Православный вестник» порой даже были сообщения о встречах Денисенко с эмиссарами Дудаева (например, в майском номере за 1996 год). Как-то в ходе пресс-конференции на Пушкинской 22 апреля 1996 года Филарет сам разоткровенничался и поведал оторопевшей общественности, что его посетил личный посланник Дудаева Масуд Хужбаров и привез личное послание от чеченского вождя. Не менее любопытно, что известного деятеля по фамилии Лупынос, одного из руководителей упоминавшегося филаретовского «Чина святителя Илариона», который, отметим, как раз занимался вербовками, российские военные поймали в Чечне во время одной из операций. Потом Лупынос был передан Федеральной службе безопасности России. Россия и другие страны, пострадавшие от «Киевского Патриархата», вполне могут потребовать немедленного снятия с регистрации и прекращения деятельности этой организации, объявить ее руководителей в международный розыск.
Кажется, истинная природа и истинный лик «Киевского Патриархата» проявились достаточно очевидно, чтобы при наличии хотя бы малой доли здравого смысла сделать соответствующие выводы. Недавно филаретовцы совершили очередное преступление. 5 февраля 2002 года в Одессе они зверски избили священника Сергия Орзу, путем насилия и угроз принуждая его перейти в «Киевский Патриархат». Доколе «Киевский Патриархат» будет безнаказанно заниматься своей преступной деятельностью? Не пора ли положить конец этому беспределу.
Парадоксально, но в Украине некоторые чиновники с упорством, достойным лучшего применения, по-прежнему продолжают рассматривать «УПЦ — Киевский Патриархат» как религиозную организацию, даже почему-то называют ее Церковью. Более того, государство до сих пор не вернуло законному владельцу — Украинской Православной Церкви — захваченное и удерживаемое филаретовцами церковное имущество.
Как вслед за предательским поцелуем Иуды последовала чреда насилий и страшных преступлений, так и предательство Филарета (кстати, также целовавшего крест и Евангелие и нарушившего данную клятву) стало одной из причин насилия и преступлений. Духовные законы прогрессии зла, свободно избираемого той или иной личностью, как видим, действуют. К сожалению, однажды встав на путь предательства, бывает сложно с него свернуть.