Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с руководителем КПУ Петром Симоненко

ВО ИМЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Cостоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с лидером Коммунистической партии Украины, народным депутатом Петром Симоненко. Это первая за последние десять лет встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви и руководителя крупнейшей политической партии Украины. Святейший Патриарх особо отметил позицию Компартии Украины, которая первой из компартий государств СНГ официально осудила методы воинствующего атеизма времен репрессий и принесла извинения всем православным христианам и верующим других конфессий Украины за страдания и невзгоды, выпавшие на их долю в лихолетье. По мнению церковных иерархов, такой шаг достоин уважения и поддержки, поскольку он способствует преодолению почти векового противостояния верующих и неверующих граждан, снятию общественного напряжения в вопросах веры и позволяет объединять усилия людей в деле служения своему народу и державе. На встрече был обсужден широкий круг вопросов, касающихся места и влияния Православной Церкви в современном мире и обществе, церковно-государственных и межконфессиональных отношений в Украине. После беседы с Патриархом П.Н. Симоненко ответил на вопросы журналистов.

- Петр Николаевич, насколько нам известно, эта первая ваша встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви. Чем она была обусловлена?

- В последние годы многое изменилось в мире, произошли также важные события и в Украине, в российско-украинских отношениях. Мы хотели прояснить точку зрения Русской Православной Церкви как на глобальные проблемы, которые обозначились сегодня в мире, Европе, так и на двусторонние отношения двух братских народов, на церковные и межконфессиональные проблемы в Украине. Это действительно была первая встреча, она была живой, заинтересованной, длилась много дольше запланированного времени, и у меня сложилось впечатление, что я беседовал с глубоким, мудрым человеком, который понимает, как важно сегодня защитить исторические духовные ценности наших народов. В ходе беседы Святейший Патриарх отметил, что практические дела коммунистов Украины имеют очень важное значение не только для политиков, но и для самих православных христиан, чтобы они по-иному смогли посмотреть на те процессы, которые происходят сегодня в обществе.

- А как отнеслись ваши коллеги, лидеры Компартий государств СНГ, к позиции украинских коммунистов по отношению к Церкви?

- Мы действительно оказались единственной партией, которая четко и ясно высказала свою позицию. Мы осудили практику воинствующего атеизма, хотя не занимались атеистическими преследованиями, поскольку живем и выросли в другом измерении (бывшие руководители атеистической работы в Украине, как известно, пребывают ныне в других партиях). Но раз мы говорим о преемственности традиций, то те события, которые осуждены обществом, осуждены, прежде всего, нами, коммунистами. Я беседовал по этой проблеме с руководителями КПРФ, они расценили нашу позицию как пример честного отношения к прошлому.

- Но ведь остаются противоречия между верующими и неверующими?

- Они не являются принципиальными. Опыт, скажем, европейских компартий говорит о возможности широкого взаимодействия верующих и неверующих трудящихся в борьбе за свои социальные права. В прошлом году я встречался с секретарем компартии Кубы, которая ведет эти проблемы. И с удивлением узнал, что у них еще 10 лет назад были внесены изменения в партийный устав, где сказано, что верующий может быть членом партии, если он «поддерживает дело революции». Они раньше поняли, что в основе отношений между верующими и неверующими принципиальных противоречий нет. И права человека, веровать или нет, должны быть одинаково защищены: человек не должен подвергаться преследованиям или дискриминации за религиозные убеждения или отсутствие таковых. У нас могут быть разные оценки событий, разные позиции. Но в морально-нравственных критериях мы все, как честные люди, живем заповедями, изложенным в Библии еще две тысячи лет назад. Сегодня мы видим их востребованность, поскольку общество деградирует. Украина стала европейской «столицей» СПИДа, у нас эпидемия туберкулеза, ежегодно в стране фиксируются десятки тысяч самоубийств, сотни тысяч бездомных стариков и детей бедствуют от голода и холода, подавляющее большинство граждан нищенствует и борется за выживание. Православная Церковь отстаивает право человека на достойную жизнь, заявляет и свидетельствует об этом. Это один из основных постулатов принятых Православной Церковью «Основ социальной концепции». Верующие, как и коммунисты, хотят общества социальной справедливости. И если общество это мы будем создавать вместе, то какие могут быть противоречия? Я провожу встречи с секретарями парторганизаций, и такая точка зрения имеет поддержку.

- Вы не боитесь того, что ваши политические оппоненты обвинят вас в конъюнктуре и попытке заручиться поддержкой православных верующих на выборах? И почему вы делаете упор на Украинскую Православную Церковь?

- Не боимся. Потому что в конъюнктуре коммунистов обвинить невозможно. Мы всегда четко заявляли о своих позициях и следовали им. Если вы полистаете украинскую прессу последних лет, то увидите, что проуниатские, раскольнические, харизматические издания постоянно обвиняют коммунистов в том, что они поддерживают Православную Церковь в Украине. Но это наша принципиальная позиция: мы действительно выступаем за традиционные тысячелетние духовные ценности нашего народа, которые исповедуются Украинской Православной Церковью. Это традиция народа, его глубокие исторические корни. Не случайно, чтобы превратить нашу страну в сырьевой придаток и рынок бесплатной рабочей силы, удар был нанесен не только по мощному экономическому потенциалу Украины, который ныне находится в руинах (а миллион добровольных остарбайтеров ищут работу за пределами страны), но и по Православной Церкви. Изолировать Украину от России, Белоруссии, других стран СНГ, разрушить ее экономику, навязать народу чуждые ему духовные ценности (недаром у нас уже завели более ста различных, враждебных Православию, сектантских направлений), западную масс-культуру, пропагандирующую индивидуализм и насилие, — это тот путь, по которому ведут нас прозападные поводыри и их националистические приспешники в Украине. Не случайно их особую ненависть вызывает Православная Церковь, которая не только объединяет все регионы Украины, но и сохраняет духовное единство с Русской Православной Церковью, а значит, и с братскими славянскими народами. Поэтому с такой жестокостью в Галиции были разгромлены три православные епархии, захвачены более тысячи православных храмов. А Леонид Кравчук, будучи президентом, предпринял попытку расчленить уже саму Украинскую Православную Церковь и организовал раскольническую группировку, именуемую УПЦ-Киевским патриархатом, крайне враждебно настроенную против Русской Православной Церкви. Да и нынешняя власть, фарисейски заявляя о своем стремлении к интеграции и сближению народов, на практике продолжает притеснение канонической Православной Церкви, поддерживает расколы, занимается банальными политическими спекуляциями на идее духовного единства православных народов. Кроме того, за все последние, чрезвычайно трудные для нее, годы Украинская Православная Церковь показала себя высоко духовной организацией, которой чужды политизация, экстремизм. Этим она разительно отличается как от униатов, так и от политизированных раскольнических группировок (автокефалистов и филаретовцев), которые запятнали себя насилием и лидеры которых заседают в президиумах съездов политических партий. Разумеется, накануне парламентских выборов активисты многих политических партий начнут судорожно посещать православные епархии и приходы, предлагать всестороннюю помощь и заявлять о своей неистребимой преданности Православной Церкви. А заодно, как водится, вести антикоммунистическую пропаганду. Я хочу в связи с этим задать один вопрос: а где вы, господа, были и что думали, когда УПЦ и ее Предстоятеля Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, по всем телеканалам и на страницах ваших же изданий клеймили за негативную оценку папского визита в Украину и отказ встречаться с понтификом? Из всех политических сил только Компартия Украины в специальном заявлении поддержала позицию Православной Церкви и охарактеризовала организованное «папа-шоу» как политическую провокацию.

- Обсуждались ли на встрече межконфессиональные проблемы в Украине?

- Уходящий год принес много испытаний для Православной Церкви в Украине. Святейший Патриарх обеспокоен проблемой католического прозелитизма, единства православия и многочисленными фактами ущемления прав православных христиан в Украине. Мы обсуждали эти проблемы. По всему видно, что осуществляется католическая экспансия на восток (хотя Апостольская столица заявляет, что прозелитизмом не занимается), причем в виде агрессивного униатства, что создает конфликтогенную ситуацию уже не только в западных, но и в других регионах страны. Мы считаем это недопустимым и опасным для межконфессионального и гражданского мира в государстве. Не менее опасными являются и пестуемые властями расколы — автокефальный и филаретовский. Их патриархаты показали себя приспешниками католического прозелитизма, заняв во время организации папского визита соглашательскую позицию, чем доказали, что они не будут защищать исконные интересы нашего народа. Не может не волновать и стремление власти и некоторых политических партий втянуть в разрешение межправославных проблем Константинопольский патриархат, чтобы разделить единую Православную Церковь по эстонскому варианту на две враждующие канонические конфессии, что является просто абсурдом. Фракция коммунистов в Верховной Раде Украины вместе с другими депутатами, поддерживающими канонические конфессии Украины, дважды выступала с обращениями к Константинопольскому патриарху Варфоломею 1 с призывом прекратить вмешательство во внутренние дела Православной Церкви в Украине. Мы считаем, что церковные проблемы должны решаться церковными, а не политическими методами. Такая позиция нашла поддержку Святейшего Московского Патриарха. Ну и, конечно, мы не можем быть равнодушными к тем беззакониям, которые творят по отношению к Православной Церкви как центральная власть, так и местное чиновничество. Мы постоянно направляем депутатские запросы в администрации и правоохранительные органы с тем, чтобы в этой сфере соблюдалась законность, а не произвол. Например, я встречался с мэром столицы Украины Александром Омельченко, просил его способствовать разрешению лаврских проблем — финансовых и хозяйственных. Мы готовы оказать политическую поддержку и законным требованиям УПЦ вернуть средства и имущество, захваченные боевиками. Очевидно, что если сегодня мы не будем защищать православие, завтра нас ожидают еще более тяжелые негативные общественные процессы.

- А как все-таки к линии руководства партии на сотрудничество с Православной Церковью относятся партийные низы?

- Мы уже долгое время работаем в других условиях, многое переосмыслили, по-иному смотрим на новые проблемы, особенно если речь идет о взаимоотношениях с Церковью. На местах это произошло, может быть, даже раньше. Пришло понимание, что верующие — это те же члены общества, носители и защитники морали, нравственных устоев общества. Верующий человек думает не только о спасении собственной души, но и о детях, внуках и правнуках. Он хочет оставить им в наследство не только что-то материальное, но и духовное, потому что не хлебом единым жив человек. Чтобы не прерывалась связь времен и поколений, чтобы потомки ощущали себя не горсткой индивидуалов, а народом, носителем тысячелетней истории и культуры. Сегодня верующие выступают как могучий социальный фактор. Сама Церковь тоже переосмысливает свое место в обществе, занимает активную позицию по многим общественным проблемам, о чем свидетельствует и принятая ею Концепция социального служения. Когда она приступит к энергичной реализации положений Концепции, роль и влияние Церкви в обществе возрастут многократно. Концепция дает возможность для всестороннего сотрудничества Церкви с общественными и политическими организациями, прежде всего в области социальных проблем. Поэтому должна быть совсем иная система отношений. Мы продемонстрировали, что готовы к взвешенной конструктивной работе и сотрудничеству.

-А как Святейший Патриарх и вы сами оцениваете перспективы такого сотрудничества?

- Он поблагодарил нас за поддержку православия в это сложное для Украины, ее народа и Церкви время. То, что сегодня многим еще кажется странным, не воспринимается частью населения, завтра будет восприниматься. Православие вечно, как вечны и идея социальной справедливости, стремление человека к достойной жизни, которые мы отстаиваем. Поэтому в сфере социального служения, при всей разности наших взглядов, мы осознанно готовы к сотрудничеству. Времена меняются. Приходит осознание важности базовых ценностей, за сохранение которых в ответе и Церковь, и политические деятели, и государственные структуры. Вот это, может быть, главное, к чему мы пришли в нашей беседе с Патриархом.

Коммунист